Во второй половине XIX века Европу охватила идея поисков нового стиля. И Россия не осталась в стороне: этими поисками были отмечены практически все сферы художественной жизни.
Стиль модерн в декоративно-прикладном искусстве и мебели возник в период бурной индустриализации, декларативно противопоставив себя все более обезличивавшемуся стилю фабричной продукции.
Именно это обстоятельство пробудило у живописцев разных стран интерес к бытовому предмету, к поискам художественности в обстановке дома, в повседневных вещах. Рукотворность предмета, его неповторимость стали приоритетными в производстве художественной мебели. Средневековое ремесло, индивидуальность предмета, созданного мастерами прошлого, во многом определили тему разработки нового стиля в европейском мебельном искусстве. Такое сознательное стремление создать новый стиль было принципиально новаторским в истории европейского искусства.
Поиски нового в России шли в нескольких направлениях. К началу XX века важнейшую роль стал играть русский национально-романтический вариант модерна, зародившийся в 1880-х годах в подмосковном Абрамцеве и расцветший в 1900-х годах в художественном объединении Талашкино, в имении княгини М.К.Тенишевой под Смоленском. Опиравшееся на традиции древнерусского и народного искусства, это направление способствовало появлению многих ярких произведений, созданных выдающимися художниками своего времени.
Наряду с этим наблюдалась ориентация и на западноевропейский модерн, причем — на самые разные его направления, получившие распространение в Бельгии и Франции (ар нуво), в Австрии и Германии (югендш-тилъ), на Британских островах и в других странах, во многом опиравшиеся там на свои национальные традиции. Б России западноевропейские заимствования подчас приобретали определенное своеобразие как в силу национальных традиций, так и в результате авторской переработки иностранных прототипов. В то же время многие предприятия откровенно копировали зарубежные образцы, которых было очень много в различных каталогах и прейскурантах, что сегодня сильно затрудняет их атрибуцию.
Очень заметными в русском интерьере с самого начала XX века стали традиции русского классицизма. Переработанные в стиле модерн, они, например, ярко проявились в произведениях петербургского предприятия «Современное искусство» , родившегося в рамках творческого объединения «Мир искусства». В то же время к 1910-м годам неоклассицизм становился все более ретроспективным, когда на смену свойственной модерну стилизации пришло желание копировать старые образцы, приблизиться к стилистике русской усадебной культуры начала XIX века. Во многом это было спровоцировано столетним юбилеем Отечественной войны 1812 года.
Тем не менее, в русском мебельном искусстве вплоть до 1917 года эклектика сохраняла свою актуальность. Обстановка даже в относительно обеспеченном доме не могла меняться с той калейдоскопической быстротой, которую предлагала мода. Поэтому надежнее было ориентироваться на уже «проверенные» стили, свидетельствовавшие о прочном социальном и материальном положении хозяина дома. Даже такие пропагандисты нового, как известные в то время проектировщики интерьеров В.Стори и Г.Иоаннисиани, советовали «при больших средствах выдержать гостиную в каком-нибудь определенном стиле — Людовика XIV или ампир». Вот почему на современном антикварном рынке подавляющее большинство мебели рассматриваемого периода со всей очевидностью демонстрирует нам разнообразные свидетельства ориентации на исторические стили.
На практике все перечисленные стилистические на-ж правления в русском мебельном искусстве далеко не всегда воплощались в чистом виде. Как правило, они оказывали друг на друга взаимное влияние, что делало общую картину еще более пестрой.
Все это объясняет тот интерес, который на рубеже веков проявили к декоративно-прикладному искусству живописцы. К. А. Коровин, Н. К. Рерих, М.А.Врубель, В.А.Серов, A. Н.Бенуа, В.Д.Поленов, B. М. и А.М.Васнецовы, C. В.Малютин, К.Ф.Юон — трудно назвать художника, который не обращался в то время к этой сфере. Стиль модерн, по большей части, возник и развивался как стиль создания среды. Эстетический идеал многих живописцев часто находил свое выражение в оформлении собственных домов и мастерских. Подобно Уильяму Моррису в Англии, Акселю Галлену в Финляндии и другим, многие русские художники проектировали обстановку своих домов. В ней отражались не только тенденции, господствовавшие в искусстве интерьера того времени, но и индивидуальность художников. Так, В.М.Васнецов вместе с братьями создал свой московский дом в духе абрамцевских идей возрождения русского искусства, а В.Д.Поленов в 1880—1890-х годах при создании дома над Окой ориентировался на искусство западноевропейского Средневековья.
Однако стилем рубежа веков, безусловно, стал модерн. Этот стиль, у многих ассоциирующийся с плавной текучей линией ар нуво, на самом деле был гораздо разнообразнее. Декларируемое его основателями стремление к принципиальной новизне на деле воплотить в полной мере было трудно. Так, в прихотливой линии ар нуво можно узнать элементы рококо — стиля, считавшегося во Франции национальным. В более рациональной по облику шотландской мебели того же периода, несомненно, отражены традиции Средневековья, а в русских мебельных произведениях национального романтизма очевидны народные и древнерусские истоки. Новым же здесь был метод, который использовали художники модерна. Если в предшествующий период историзма проектировщики пользовались методом эклектической компоновки легко узнаваемых мотивов, на-в прямую заимствованных в прошедших стилях, то теперь на смену ей пришла стилизация, когда прототип лишь угадывался в образе, рожденном фантазией художника
Творчество художников, проектировавших мебель, стимулировало участие России в многочисленных международных выставках (в Париже, Глазго, Милане и т.д.). Кроме того, в русских выставках зачастую участвовали ведущие проектировщики мебели из других стран. Это расширяло возможности знакомства русских художников и архитекторов с теми тенденциями, которые существовали в этой области за рубежом. Роль выставок в формировании стиля того времени была исключительно велика. Они выносили на суд публики как проекты уже реализованные или предназначенные для серийного изготовления, так и поисковые, уникальные, созданные специально для этих выставок.
Выставочная деятельность в России в то время была очень интенсивной. На многих выставках, в том числе живописных, важное место занимали разделы художественной промышленности. Наиболее интересные экспозиции, отражавшие все, что происходило в сфере создания художественной мебели, были на выставке «Современное искусство» (Петербург, начало 1903 года), на «Выставке Нового стиля» (Москва, конец 1902— начало 1903 года), а также на «Международной художественно-промышленной выставке мебели, декоративных работ и принадлежностей домашней обстановки» (Петербург, 1908 год).
В русской мебели рубежа веков очевидны две тенденции — иррациональная и рациональная. Многие варианты мебели, ориентированной на ар нуво, сложные для исполнения авторские произведения в духе национального романтизма были, как правило, уникальными или производились небольшими сериями. При этом серийные вещи обычно редко копировали первоначальный образец, а созданные предметы несли на себе печать индивидуальности и рукотворности. Они требовали больших затрат, и изготавливать их могли только высококлассные резчики.
Рациональное направление модерна, исповедовавшее эстетику простых форм, становилось все более заметным к 1910-м годам. Эти формы легче было воспроизвести в условиях массового производства. Рациональное направление модерна постепенно проникло в жилую среду самых разных социальных слоев, стилистически сближая бедные жилища и богатые особняки. Однако, как писал в 1912 году журнал «Столяр», «только деталями и нюансами отличается рабочая мебель от буржуазной, но в этих нюансах — целый мир». Авторская мебель в стиле рационального модерна подготовила следующий этап в истории этого вида декоративноприкладного искусства, пришедшегося на период между двумя мировыми войнами.
Хотя модерн возник в результате стремления к рукотворности и борьбы с засильем обезличенных фабричных изделий, уйти от жизни было невозможно. Рождение этого стиля совпало с резким приростом городского населения, с невиданными ранее масштабами строительства. Потребность в мебели стимулировала ее фабричное производство. Только за три года до конца XIX века количество мебельных предприятий в России увеличилось с 44 до 108. В 1897 году на этих предприятиях работала 71 тысяча человек, оборот составлял 6 млн. рублей. Мебель делали также на многочисленных мелких кустарных предприятиях. Качество их продук-ции подчас было очень хорошим. Известно, например, что кустарную продукцию скупал и ставил на ней свое клеймо торговый дом «Мюр и Мерилиз», имевший собственную мебельную фабрику в Москве. Множество земских мастерских по всей России делали мебель и мелкие детали интерьера, в том числе — пользовавшиеся огромной популярностью предметы в русском стиле, по известным образцам, выполненным в Московском кустарном музее, а также в художественных центрах, подобных Абрамцевскому.
Для периода модерна характерны и расширение ассортимента материалов, необходимых для изготовления мебели, и технологические поиски. Стремление к руко-творности предметов бытовой среды, к созданию индивидуальной домашней обстановки способствовало развитию таких промыслов, как плетение из лозы и других материалов. Плетеная мебель, ранее ассоциировавшаяся с дачной, загородной жизнью, проникала в городские квартиры и особняки, причем не только в ставшие модными зимние сады. Стилистической основой плетеной мебели был интернациональный вариант модерна, преимущественно его рациональный вариант. Такая мебель придавала интерьеру стиль и определенную оригинальность, столь ценившуюся в тот период. При изготовлении крупных предметов, например, шкафов, использовались деревянные плоскости, а плетеные детали создавали декоративную доминанту.
В период модерна чрезвычайно популярной стала встроенная мебель. Сама идея, уходящая корнями в культуру Средневековья и Ренессанса, была не новой. Но в тот момент она оказалась мощным средством создания единства среды, где все, вплоть до мелочей, решалось в едином ключе. Порой в эту «игру» включали даже костюмы домочадцев, в особенности, если это был дом художника, спроектированный им самим. Сочетание мебели и архитектуры делало пространство более динамичным, «живым». Встроенные диваны, шкафы, перегородки при движении и изменении ракурса рождали все новые, подчас неожиданные ощущения пространства, казавшегося изменчивым и осязаемым. В создании интерьера при этом участвовали все три измерения пространства. Это было характерно прежде всего для особняков и так называемых «квартир-особняков», располагавшихся на нескольких уровнях в доходных домах.
Огромную роль в интерьере периода модерна играл цвет — начиная от окраски дерева и разноцветных стеклянных вставок на мебели до расцветки ее обивки. В этом красочном аккорде отражались пристрастия времени, менявшиеся неоднократно на протяжении двух десятилетий, отведенных стилю модерн. Если в начале 1900 годов наиболее модное цветовое сочетание выражал «зеленовато-бурый модерн с желтыми цветами» (именно оно в сочетании с натуральным холстом яви-' лось основой колористического решения «Чайной» К.Коровина, представленной на выставке «Современного искусства»), то в последнее предреволюционное десятилетие, наряду с сохранившимися сочетаниями розово-палевых, жемчужных, серо-зеленых, бледно-лиловых тонов, стала широко распространяться более интенсивная холодная гамма глубоких оттенков лилового, синего, красного, терракотового цветов и их, подчас неожиданных, сочетаний. Такая гамма во многом стала результатом ретроспективных тенденций в искусстве.
Что касается цвета дерева, то к началу XX века весьма популярными были светлые породы — клен, груша, береза. Входят в моду клен «птичий глаз», березовый и ореховый кап, а также другие породы, отличающиеся сложным рисунком древесины, а также окраска под такие породы. Позднее, к 1910-м годам, вновь стали популярными темные цвета, в особенности в мебели ретроспективного характера. Со временем появилось много подделок под дорогие породы — палисандр, розовое дерево, мореный дуб. Для этого хорошо подходила плотная древесина бука, груши, клена. Древесину начали окрашивать в несвойственные ей цвета — от белого до интенсивных зеленого, синего, фиолетового, красного и т.п. Возрождались старинные рецепты протрав, с помощью которых получали оригинальные цветовые эффекты. Модной стала мебель с необычными покрытиями, например, с оттенком седины, образованным с помощью металлического порошка.
Типичным на рубеже веков стало использование нетрадиционных материалов для мебели. Так, с начала XX века были весьма распространены керамические вставки и облицовка ими плоских поверхностей, например, столешниц. В русском модерне этот прием одним из первых продемонстрировал К. Коровин на выставках «Современного искусства» и «Нового стиля». Большой популярностью пользовались стеклянные вставки на мебели и даже целые витражные композиции, подчас представлявшие собой сложные сюжеты. Иногда можно было встретить и их имитации из наклеенной пленки, повсюду продававшейся в магазинах.
Характерным для того времени было использование декоративных возможностей металла — и не только в качестве тисненых латунных композиций на предметах в духе национального романтизма. Это могли быть и сложные по рисунку петли-жиковины, повторяющие средневековые образцы, разнообразные вставки из желтой и красной меди, оксидированных металлов, дававших на деревянных поверхностях игру фактуры и неожиданные цветовые эффекты.
Надо сказать, русская мебель конца XIX — начала XX века — явление сложное и разнообразное. Одна из ее особенностей — подчеркнутая простота, предвещавшая новое искусство близкого будущего, и противоположная ей иррациональность, сложность, очевидная уникальность. Оба эти явления были, несмотря на свою противоположность, разными сторонами одного и того же процесса — поисков путей к созданию единой художественной среды. Своеобразие предметного убранства русского интерьера выражалось не только в национально-романтическом варианте модерна, опиравшегося на национальные художественные традиции. Не менее характерно для него и то стилистическое разнообразие, которое было типично только для русской мебели и не встречалось в такой мере ни в одной другой стране.
Ольга СТРУГОВА
Иллюстрации предоставлены автором.
Мнение эксперта
Модерн все еще актуален
Интерес к мебели и деталям обстановки в стиле модерн не ослабевает уже много лет. Это и желание видеть в своем доме предметную среду в таком изысканном стиле, и чисто коллекционерский интерес к предметам редким, подчас уникальным. Даже возникшая в последние годы мода на стиль «ар деко» не отодвинула модерн на второй план. Что любопытно — слабая изученность и того, и другого стиля приводит к своеобразной «детской болезни», когда происходит определенная путаница между вещами «ар деко» и позднего, так называемого «рационального» модерна. Грань между этими двумя стилями — тонкая, но достаточно определенная, еще слабо ощущается в России, в том числе и специалистами. Как бы то ни было, модерн в России все еще актуален. Предмет, выполненный в этом стиле, не перестает быть таковым, даже если к нему приклеен ярлык «ар деко».
Долгое пребывание на российском антикварном рынке предметов в стиле модерн не привело, однако, к каким-то качественным переменам. Обращает на себя внимание то, что предметы с клеймами производителей, а также авторские работы, выполненные по эскизам довольно известных художников, растворяются в массе серийной, пусть даже качественной продукции мебельных мастерских начала XX века. Практически не ощущается разница в их стоимости, хотя именно точно атрибутированные, авторские предметы являются хитами на западных аукционах. Таким образом, в нашей стране чисто интерьерный, бытовой подход к мебели модерна подавляет знаточеский, коллекционный. Выработка же более цивилизованного, грамотного подхода, безусловно, отразится на порядке цен; по-видимому, снизится стоимость предметов массовых и значительно возрастет цена авторской мебели.
С.О.
Антиквариат Предметы искусства и коллекционирования №1-2 (14) январь-февраль 2004 стр.70