Мельхиор, изобретенный когда-то как заменитель серебра стал для нас привычным атрибутом быта — конфетницы, столовые и чайные приборы, вазочки и масса других декоративных и утилитарных предметов из мельхиора украшают наши дома.
Мельхиорами сегодня обобщенно именуют тройные никелевые сплавы, которые в конце VIII—XIX веке называли более разнообразно. История применения этих материалов в Европе насчитывает чуть более двух столетий, хотя люди знали их давно. В замаскированном виде никель встречается в так называемой «белой меди» — «пекфонгах», применявшихся в Древнем Китае и Бактрии для изготовления монет еще до нашей эры, когда в чистом виде этот метал был неизвестен, а в сплав попадал вместе с железной рудой. Хранящаяся в Британском музее бактрийская монета 235 года по составу (20% никеля и 78% меди) почти тождественна никелевомедному сплаву, принятому в 1930-е годы для изготовления мелкой монеты. В древности процентный состав этих сплавов варьировался, но в целом состоял из меди, никеля, цинка, железа и некоторых других примесей.
В 1752 году шведский химик Кронштедт доказал существование никеля теоретически, и только после этого его стали искать и разрабатывать на практике. Первые сплавы из никеля — медноникелевые латуни появились в Германии в 1770 году и использовались главным образом для изготовления полевых орудий, а также шпор и оружейной гарнитуры. Первый завод в Европе, где начали работать с подобным сплавом, был построен около Эрфурта. Практичные немцы и в последующее время не только нашли новому материалу широчайшую сферу применения, введя его в свой повседневный обиход, но и стали признанными лидерами в этой области металлообрабатывающей промышленности.
Никелевые сплавы, обладающие белым, напоминающим серебро цветом и блестящей поверхностью, быстро привлекли внимание и своими художественными достоинствами, и особыми технологическими характеристиками, выделявшими их из других известных материалов. В никелевых сплавах медь увеличивает ковкость и тягучесть металла (ее процент значителен в сплавах для прокатки, прессовки и волочения), цинк понижает температуру плавления и повышает тягучесть, твердость и хрупкость сплава, а основа, никель, увеличивает физическую прочность материала и придает ему красивый белый цвет. Поскольку с самого начала промышленного производства этих сплавов основным двигателем развития были новейшие научно-технические разработки и технологические усовершенствования, в Европе эти материалы нашли применение в производстве бытовых и художественных предметов только в странах с развитой промышленностью — в Германии, Австрии, Англии, Франции, России и Польше, являвшейся связующим звеном между фабричным производством и рынками сбыта Германии и России.
В разных странах никелевые сплавы имели разный процентный состав и отличались названиями. Например, в Австрии уже в 1771 году появился сплав, названный «альпакка» (альпака) и содержавший 60% меди, 20% цинка, 20% никеля. В 1827 году начала промышленный выпуск никелевого сплава фабрика Братьев Геннигеров, впоследствии известная немецко-польская фирма по производству изделий из заменителей серебра. Во Франции сплав, в котором никель не превышал 15%, был назван мельхиором. Сплав с несколько модифицированным составом — альфенид (или альфенит) разработал в 1830-х годах основатель крупнейшей парижской фирмы по производству дорогих серебряных изделий Кристофль, применивший новый материал для изготовления красивых по формам и декору подносов, чайных сервизов и столовых приборов, полностью похожих на серебряные, но стоивших значительно дешевле.
Новые сплавы действительно напоминали низкопробное серебро, особенно использовавшийся во второй половине XIX века сплав аржантин, который при опробировании дает такую же черту, как сплавы с 7 5% серебра. Это его свойство и породило такие термины, как «новое серебро» (нейзильбер) или «польское серебро», как часто называли нейзильбер в России. Хорошо высеребренные изделия из никелевых сплавов внешне почти не отличались от цельносеребряных, а привлекали большей прочностью и втрое меньшей ценой, что делало их доступнее, чем изделия из драгоценного металла, для более широкого круга покупателей.
В 1830 году изделия из нейзильбера из Германии впервые попали в Англию, точнее — в Шеффилд, крупнейший центр по производству изделий, выполнявшихся в технике накладного (шеффилдского) серебра. Новый материал, получивший здесь название german silver (немецкое серебро) или nickel silver, быстро завоевал популярность. Производство предметов сервировки стола из никелевых сплавов в Англии развивалось активно, параллельно с этим внедрялся метод гальваностегии (гальванического серебрения и золочения), при этом особенно славились изделия, изготовленные в Бирмингеме, который именовали столицей металлического производства Британии. К 1840-м годам качество шеффилдского серебра значительно ухудшилось, поэтому вскоре оно совсем было вытеснено гальваносеребреным нейзильбером. Во второй половине XIX века, в период развитого промышленного производства, покрытые гальваническим серебрением изделия из нейзильбера клеймились буквами «EPNS», что означает «electro-plated Nickel silver». Аналогично клеймился британский металл с серебряным покрытием «ЕРВМ» — «electro-plated Britannia metal».
С середины XIX столетия никелевые сплавы постепенно начинают внедряться в разные сферы промышленную и художественную, а также в производство мелкой монеты. Сырье в то время добывалось в Саксонии, Шотландии и США. С началом же промышленной разработки руд в Новой Каледонии в 1870-х годах и после открытия в конце XIX века месторождений в Канаде наряду со сплавами в производство вводится и чистый никель. Благодаря его высокой химической стойкости его начинают использовать в производстве домашней утвари и посуды. С 1870-х годов в Европе, и в России в частности, широко распространяется мода на никелирование изделий гальваническим методом, заменявшее в массовом производстве предметов домашнего обихода более дорогое и менее прочное серебрение. Германия и здесь оказалась лидером, проведя в 1843 году самый первый опыт никелирования металлических поверхностей.
В 1880 году, когда у промышленников окончательно утвердилось отношение к никелевым сплавам как к материалу прочному, экономичному и обладающему значительными художественными достоинствами, развитые предприятия по производству посуды, столовых приборов, бытовых изделий и декоративных интерьерных предметов действовали уже в Англии, Франции, Германии, Польше и России. Было бы ошибкой думать, что эти материалы использовались исключительно для создания дешевой массовой продукции. В ассортимент таких фабрик входили и вещи представительские, крупные и весьма интересные в художественном плане. Прекрасный пример тому — работы парижской фирмы Кристофля, Вюртембергского металлического завода, варшавской фирмы Фраже и петербургской фабрики Александра Кача.
Важным моментом для атрибуции некоторых изделий последней трети XIX века является тот факт, что наиболее употреблявшиеся в тот период нейзильбер и аржантин имели специфический зернистый излом и желтоватый оттенок, который скрывался затем качественным гальваносеребрением. Поэтому иногда трудно отличить хорошо высеребренный никелевый сплав, особенно в массивных изделиях со сложным пластическим декором, от посеребренной бронзы.
Ярчайшей иллюстрацией лидирующего положения Германии в освоении и массовом производстве бытовых и художественных изделий из нейзильбера стала история развития в XIX—XX веках Вюртембергского металлического завода, известного как WMF (Wurttembergisch Metallwaren Fabric).
WMF
Вюртембергский металлический завод
Сегодня разнообразные по назначению, но неизменно высокого качества предметы с клеймом «WMF» являются прекрасными объектами для частного коллекционирования. Поскольку было выпущено огромное количество вещей, они еще долго будут насыщать антикварный рынок, будучи вполне доступными по цене художественными атрибутами европейской жилой среды эпохи модерна, над дизайном которых трудились высокопрофессиональные мастера.
В Германии художественная промышленность и производство предметов роскоши не достигли такого размаха, как во Франции, но изготовление вещей повседневного пользования, создающих комфорт и уют благополучного бюргерского быта, здесь было налажено очень хорошо.
Значительную роль в этом сыграл Вюртембергский металлический завод (WMF), история которого успешно продолжается и в наши дни. Графство Вюртемберг на юго-западе Германии (после объединения страны в 1871 году эти земли вошли в Германскую империю на правах королевства) к середине XIX века стало одним из центров успешного развития немецкой металлообрабатывающей промышленности: здесь в небольших городках на королевских и частных заводах выпускали чугунные изделия, медную домашнюю утварь, изделия из накладного серебра, латуни и никелевых сплавов, бронзовые колокола. История завода началась с основания в городке Гайслинген в 1853 году небольшой фирмы «Straub & Schweizer» («Страуб и Швайцер») с 60 рабочими, которая выпускала вещи, пользовавшиеся неизменным спросом, — хлебные корзинки, чайники, предметы сервировки стола, канделябры, лампы и все виды предметов домашнего обихода. Основным материалом в это время служила характерная для середины XIX века посеребренная медь, использовались также латунь и в небольшом еще количестве нейзильбер. Основателем дела был Даниель Страуб (Straub).
Значительную европейскую известность фирма получила после Лондонской выставки 1862 года, на которой «фабриканты посеребренных и бронзированных изделий «Straub & Schweizer» получили почетную медаль. Награда выставки и международный успех способствовали расширению производства и быстрому развитию фирмы, переименованной в середине 1860-х в «Страуб и сын». В этот период открываются отделение фирмы в Берлине и демонстрационные залы во всех крупных городах Германии, а позже — ив других европейских столицах. Широкий ассортимент изделий, включающий весь диапазон предметов повседневного обихода, столовой посуды, кабинетных предметов и интерьерной декорации, характерный для буржуазного европейского быта, успешно рекламируется в хорошо иллюстрированных каталогах фирмы. Основное ее производство переводится в небольшой городок Эсслинген, куда главным инженером был приглашен талантливый и предприимчивый Готтлиб Даймлер, впоследствии основатель прославленного автомобильного концерна. С этого времени и во все последующие периоды истории этого крупного производства его руководство неуклонно следовало правилу — использовать силы и знания только лучших специалистов (инженеров, технологов, дизайнеров, мастеров-ремесленников, скульпторов), внедрять наиболее эффективные научно-технические новации и постоянно совершенствовать производственную базу.
Рост благополучия Германии после Франко-прусской войны 1870—1871 годов и существенное повышение уровня жизни немецкого среднего класса стали благоприятными факторами для развития всех фабрик и фирм, производивших предметы повседневного спроса. Значительных успехов достигла, например, фирма «Риттер и К°» (Ritter &С°), основанная в 1871 году и специализировавшаяся на производстве гальваносеребреных изделий и предметов из британского металла. Высокое качество продукции этой фирмы было отмечено почетными медалями Венской всемирной выставки 1872 года, Мюнхенской выставки изобразительных и декоративных искусств и выставки в Филадельфии 1876 года.
В соответствии с законами, характерными для развития промышленного капитализма, в 1880 году произошло слияние двух уже прославленных фирм «Страуб и сын» и «Риттер и К0», у которых были производства в Эсслингене, и местной фабрики по изготовлению изделий из нейзильбера. Новая компания, возглавляемая с 1881 года сыном Даниэля Страуба Карлом Хагелем, получила название Wurttembergisch Metallwaren Fabric (WMF), a логотипом ее торговой марки был избран страус — геральдическая фигура швабской графской династии. Таким образом, самые ранние изделия с клеймом WMF относятся к периоду 1880-х годов. В 1886 году в уже обширное объединение WMF вошла варшавская фабрика Р.Плевкевича, а в 1897-м — фабрика металлических изделий в Гёппингене, специализировавшаяся на никелировании предметов домашнего обихода. Позже, видимо в начале XX века, в компанию входила и одна из польских фабрик фирмы Братьев Бух.
В отличие от бывшей фирмы Страуба, специализировавшейся на изделиях из посеребренной меди, WMF стала работать с нейзильбером, латунью и британским металлом, которые покрывались гальваносеребрением. Формы и декор изделий разрабатывали высокопрофессиональные дизайнеры, модельмейстеры, скульпторы и ремесленники, объединенные с 1880-х годов в Гайслингене в Художественную студию. Созданные ими новые образцы и модели изделий до запуска в производство дважды в год проходили своеобразную опробацию на знаменитой Лейпцигской ярмарке.
В тот период выпускавшаяся фабриками WMF продукция удовлетворяла спрос практически на все бытовые и декоративные предметы, характерные для обихода немецкого зажиточного среднего класса. Сюда входили и предметы сервировки стола, и кухонная утварь, и разнообразные письменные и кабинетные предметы, включая небольшую по размерам скульптурную пластику, и эффектные по формам вазы, цветочные гарнитуры, настенные плакеты и панно, а также многочисленные вещи, необходимые в повседневном быту, — от парфюмерных флаконов и портсигаров до подстаканников и подставок под трости.
В 1883 году начала действовать производственная линия по выпуску стекла, которое с этого времени стало играть значительную роль в дорогих, богато декорированных изделиях из гальваносеребреного металла. Хорошо известна и такая группа недорогих, но качественно выполненных и широко бытовавших в дореволюционной России изделий, как подносы и различного рода подставки под стаканы, посуду и цветочные горшки, представляющие собой керамические пластины с цветочным декором, оформленные металлическим бортиком. Эти пластины поставляла нюрнбергская фирма И. фон Шварца, а мастера WMF оправляли их в никелированную латунь.
Во второй половине XIX века в художественном облике изделий фирмы последовательно сменились все стили, характерные для европейского искусства периода историзма. Патриотический подъем после победы в Франко-прусской войне выразился в обращении к формам национального Средневековья и прежде всего — к немецкому Возрождению. Неоренессансная стилистика, характерная для бронзы, серебра и мебели 1870— 1880 годов, в последнее десятилетие XIX века сменилась формами третьего рококо, последнего популярного в Германии неостиля перед всеобщим увлечением формами и эстетикой югендстиля. Ренессансно-рокайльные формы долго сохранялись в художественном арсенале компании и были отражены в каталогах изделий начала XX века — разнообразные по дизайну и назначению вазы, подставки для фруктов и кабинетные предметы были украшены традиционными для периода историзма фигурами нимф и путти, тритонами и дельфинами, картушами и маскаронами.
Период наивысшего расцвета WMF и общеевропейской известности его высококачественных изделий пришелся на конец XIX — начало XX века (до 1914 года) и совпал с развитием югендстиля, немецкого варианта модерна.
Именно в это время была выпущена основная масса наиболее значительных в художественном плане изделий фирмы, являющихся сегодня интересными и привлекательными для коллекционеров артефактами современного европейского антикварного рынка. Из широкого диапазона художественных средств этого периода дизайнеры фирмы выбрали преимущественно геометризованно-линеарные орнаменты текучих форм и в меньшей степени — флоральные мотивы.
Помимо производства художественных и бытовых предметов из белого металла одним из успешно действовавших отделений компании в 1890-е годы стала мюнхенская фабрика гальванопластики (Munchener Galvanobroncefabrik) со своими магазинами и каталогами, рекламировавшими произведенные гальваническим методом бюсты, статуэтки, барельефы и архитектурные украшения.
Около 1900 года состав WMF пополнился венской металлопроизводящей компанией «Albert КоЫег», и на австро-венгерский рынок продукция WMF в начале XX века пошла с маркой «К&С°» или «AI<&Cie». После 1914 года венская ветвь компании не имела возможности развиваться, поэтому занималась только реставрацией металла.
Расширение ассортимента изделий и рынков сбыта постоянно сопровождалось заботой о высоком качестве всех видов продукции, необходимом для привлечения покупателей в эпоху бурного развития производства и жесткой конкуренции между производителями. Разросшаяся к 1914 году до значительных размеров, с предприятиями в Германии, Польше и Австрии и представительствами в Лондоне, Париже, Гамбурге и Берлине, компания обрела статус крупнейшего на континенте производства художественных изделий из никелевых сплавов, отражением которого стал прекрасно иллюстрированный каталог на английском языке, выпущенный в Лондоне в 1906 году.
С началом Первой мировой войны, когда компания потеряла все экспортные рынки сбыта, закончился самый яркий и интересный период в истории WMF. Меры, предпринятые после 1918 года для восстановления производства, способствовали ее новому подъему и процветанию в последующие периоды. И в этот период, и в дальнейшем значительную роль в художественном оформлении продукции WMF играли разработки высокопрофессиональных дизайнеров компании, органично продолживших традиции гайслингенской Художественной студии. Художественный язык найденных в период Ар Деко выразительно-лаконичных, геометризованных форм стал затем основополагающим принципом в формообразовании изделий Вюртембергского металлического завода. Он прослеживается и в чистых хай-тековских линиях его современной продукции из хромо-никелевой стали, отмеченной клеймом «WMF» в сочетании с торговой маркой «Croargan».
На изделиях WMF конца XIX — начала XX века ставили клейма и маркировку, несущую определенную информацию (см. таблицу).
В России спрос на практичные вещи из никелевых сплавов удовлетворялся в основном за счет польской продукции (см. «Антиквариат...», № 1, 2002, «Замените ли серебра в России»). Поэтому к началу XX века у нас в этой области специализировались всего два предприятия — очень известная в свое время петербургская фабрика А.Кача, изделий которой сейчас мы практически не знаем, и московское отделение Берндорфского завода, открытое Артуром Круппом в 1896 году и просуществовавшее почти до революции.
Бернлорфский металлический завод
Берндорфский завод к концу XIX века был довольно крупным предприятием, специализировавшимся на производстве столовых приборов и предметов сервировки стола из мельхиора и серебра. Он имел опосредованное отношение к промышленной империи прусских Круппов, основанной в Эссене в 1810 году Фридрихом Круппом (ум. в 1826 г.). Его дело продолжили три сына, самым известным из которых стал Альфред, прозванный «пушечным королем». Успех Круппов всегда основывался на технических разработках и новшествах. В 1843 году в результате сотрудничества трех братьев Крупп был создан ложечный (желобчатый) валок — машина, позволяющая изготавливать ежедневно 150 дюжин ложек, вилок и отдельных частей столовых приборов. Это изобретение подтолкнуло их к созданию в 1843 году фабрики по производству столовых приборов в Берндорфе, небольшом городке в предместье Вены. Вскоре берндорфская фабрика, возглавляемая Германом Круппом, братом «пушечного короля», и его австрийским компаньоном А. Шеллером, отделилась от эссенских предприятий Круппов и стала самостоятельным производством, ассортимент которого состоял из столовых приборов, предметов сервировки стола и бытовых предметов.
Изобретенный братьями Крупп ложечный валок быстро получил признание у европейских фабрикантов и стал основой развития данной области производства. Известно, например, что в 1848 году машину для изготовления столовых приборов выписал из Франции известный варшавский фабрикант Фраже, а в 1857 году он приобрел это оборудование уже непосредственно в Берндорфе. На тот момент Фраже был единственным обладателем подобного оборудования в Царстве Польском, что во многом способствовало его лидирующему положению на польском и российском рынках.
Начав с серебра (во все периоды сохранявшегося в арсенале базовых материалов фабрики), с посеребренной меди и латуни, Крупп со временем перешел на более современные, практичные и красивые никелевые сплавы. Берндорфская фабрика специализировалась на альпака — никелевом сплаве, покрывавшемся затем гальваносеребрением. Изделия фабрики, поступавшие в продажу под названием «АЛЬПАКА-СЕРЕБРО», очень скоро завоевали признание на европейском рынке благодаря современному дизайну и высокому качеству материала и покрытия. В каталогах предприятия в конце XIX века публиковалось предостережение от подделок следующего содержания: «Изделия из посеребренной желтой меди завод не выпускает».
Сын и наследник Германа Круппа, Артур (род. 1856) стал в 1890 году единственным владельцем предприятия, которое с этого времени получило название «Берндорфский завод металлических изделий». При нем сохранился традиционный ассортимент и объем выпуска продукции, когда одних только столовых приборов производили более двух миллионов дюжин в год. Сохранилась и традиция постоянного улучшения качества изделий и технологий, закреплявшихся соответствующими патентами. Например, в 1893 году был получен патент на метод особенно плотного (а соответственно и прочного) серебряного покрытия на ножевых изделиях и предметах наиболее частого использования.
Человек одаренный и честолюбивый, но увлекающийся и расточительный, Артур много тратил на украшение городка Берндорф, а также на благотворительные мероприятия для коллектива завода. Неудачной оказалась и попытка присоединить Кайзеровский завод художественного литья в Вене. Поэтому несмотря на то, что продукция завода шла не только в Австрию, но и в Италию, страны Балканского полуострова, Россию и в Южную Америку, Берндорфский завод периодически переживал экономические кризисы. Чтобы облегчить себе сбыт продукции в России и укрепиться на этом рынке, Артур Крупп в 1896 году открыл московское отделение завода. В Москве он был записан как «австрийский подданный, купец второй гильдии». Оптовый склад и само предприятие располагались в Николо-Воробьинском переулке, а розничный магазин — на Кузнецком мосту, в доме Захарьина. Продукция Круппа, расходившаяся из Москвы по всей России, продавалась также на Нижегородской ярмарке и во всех лучших хозяйственных и ювелирных магазинах крупных городов. Наиболее выгодными и крупными заказчиками нового московского производства стали фешенебельные гостиницы, официальные учреждения, железнодорожные и пароходные компании.
В простых по форме и соответствующих уровню современного европейского дизайна предметах сервировки стола упор делался прежде всего на качество материала и его покрытий, на прочность и долговечность изделий. Утилитарная сторона в крупповской продукции в большинстве случаев преобладала над художественной.
В 1909 году был издан «Каталог на столовые приборы и предметы для стола, буфета и роскоши из белого металла «Альпака» серебристо-белого цвета с накладкой густого слоя чистого серебра и без онаго — в натуральном полированном виде и на изделия из бронзы» — полный ассортимент выпускавшихся изделий, состоявший почти из трехсот наименований. Видимо, к предметам роскоши были причислены производившиеся заводом бронзовые цветочные горшки, канделябры и настольные звонки. Покупателям и оптовым заказчикам предлагались также услуги по изготовлению различных футляров и коробок, включая подарочные варианты, а так же гравировка монограмм, гербов и надписей. Помимо предметов из альпака завод производил недорогую посуду из чистого никеля и британского металла, разнообразные порошки и средства для чистки металлических изделий.
Поскольку самыми выгодными и важными заказчиками были организации и общественные учреждения, в ассортимент входили и полные комплекты столовых приборов из двухсот десяти предметов, включавшие помимо обычного набора традиционных столовых, десертных, чайных и кофейных приборов ложки для яиц, мороженого, соуса, молока и рагу, вилки для жаркого, лопатки для торта, щипцы для сахара, солонки и салатный прибор. В ассортиментный перечень изделий входили и такие уже давно вышедшие из нашего обихода предметы, как совки для крошек, постаменты для торта, ручки для спаржи, ковши для майского вина и ножницы для винограда.
По объему производства московское предприятие было довольно крупным и насчитывало около ста человек. В самом начале 1910-х годов Крупп попробовал расширить ассортимент за счет дорогих золотых и серебряных изделий, но в сложной предвоенной ситуации ему это не удалось. 1913 год оказался тяжелым и для австрийской линии династии Круппов. Завод был преобразован в акционерное общество, в котором Артур Крупп занял пост директора и президента Управленческого совета. С началом Первой мировой войны Берндорфский завод испытывал недостаток в сырье, транспорте и рабочей силе. Из-за экономического кризиса и сложной обстановки в России московское отделение Берндорфского завода, выпускавшее мало востребованные в военный период «предметы для стола, буфета и роскоши», в 1916 году было закрыто.
Нарушение экономической базы и потеря рынков сбыта после Первой мировой войны поставили Берндорфский завод в трудное положение, из которого он не смог окончательно выйти. После смерти Артура Круппа в 1938 году предприятие было выкуплено немецкой линией династии Круппов, а в 1967-м угасла и вся сталелитейная компания, созданная трудами пяти поколений промышленников.
В отличие от произведений русских мастеров серебряного дела, в которых в значительной степени отразились черты и русского стиля последней трети XIX века, и неорусской стилистики начала XX века, отечественная продукция из никелевых сплавов отражала общеевропейские художественные тенденции. Хорошо продававшиеся в России и бытовавшие в обиходе среднего класса варшавские изделия были ориентированы в основном на формы и декор немецких образцов. Изящные французские вещи из мельхиора в 1890-е годы можно было выписать по каталогу через петербургский магазин лампового фабриканта Н.Штанге, заключившего договор с прославленной фирмой Кристофль и К0. Впервые в России изделия Кристофля из алфенита были показаны на французской выставке в Москве в 1891 году наряду с основной продукцией фирмы— замечательными по качеству дорогими серебряными вещами, исполненными в различных стилях по рисункам известных мастеров. Используемый этой фирмой никелевый сплав, иногда даже называвшийся «кристофлем», служил прекрасным заменителем серебра в изделиях, таких же эффектных, как и цельносеребряные, но более доступных среднему классу.
Несомненно, круг европейских предприятий, выпускавших изделия из мельхиора, не ограничивается только теми именами и названиями, которые здесь приведены. В этом материале упомянуты наиболее интересные и значимые фабрики и фирмы, чья продукция бытовала в России. Анализ мельхиоровых изделий XIX — первой трети XX века, сохранившихся до наших дней и представленных на российском и европейском антикварных рынках, показывает, что в производстве различной по назначению и уровню исполнения продукции из заменявших серебро материалов преобладали предметы из «посеребренной желтой меди», то есть латуни. Изделия из никелевых сплавов, особенно дорогие, отличающиеся сложными декоративными формами, встречаются довольно редко, они малочисленны, и среди них преобладают сегодня изделия работы WMF.
В 1920—1930-х годах никелевые сплавы использовали не только в производстве декоративных и утилитарных предметов. Технологические достоинства этих материалов (химическая устойчивость к окружающей среде) в сочетании с эффектностью гладких сияющих поверхностей обусловили их использование в архитектурном и интерьерном дизайне. В отличие от стран Западной Европы и Америки, где в XX веке традиции использования никелевых сплавов не прерывались, в России после 1917 года мельхиор и нейзильбер надолго исчезли из арсенала советской промышленности и возвратились только в 1930-е годы.
Светлана КАЙКОВА
Иллюстрации предоставлены автором.
Журнал «Антиквариат, предметы искусства и коллекционирования», № 30 (сентябрь 2005), стр.6