Удивительно, но тема, связанная с образами вождей Коммунистической партии Советского Союза и страны, с именами Сталина, Хрущева, Брежнева и других, сейчас востребована обществом и вызывает огромный интерес. Снимаются сериалы, художественные и документальные фильмы, разные по качеству, достоверности, степени авторского вымысла и подаче материала. Все это неизменно пользуется спросом у публики. Возрастает интерес к советскому искусству разных периодов, не только к агитационному искусству 1920—1930-х годов, но и к официальному искусству последующих десятилетий. Российский Антикварный салон, который ежегодно проводится в Центральном Доме художника в декабре, уже не первый раз посвящается советскому искусству. Мы словно окунаемся в свое недавнее прошлое, пытаемся что-то найти, посмотреть на хорошо знакомое нам или нашим близким старшего поколения время другими глазами. А, возможно, все наоборот: это прошлое не хочет отпускать нас.
Многие, наверное, еще хорошо помнят обилие изображений В.И.Аенина на различных предметах: от простых блокнотов до уличных транспарантов. Портреты вождя обязательно присутствовали в актовых и конференц-залах, кабинетах партийных начальников разных уровней и руководителей предприятий и учреждений. Часто там же находились портреты действующего Генерального секретаря КПСС и членов Политбюро (речь идет о последних десятилетиях Советской власти). Все эти портреты служили фоном нашей обыденной жизни, являясь ее привычной постоянной составляющей. В этом не было ни почтительности, ни поклонения, ни восхищения. Аишь обязательное чинопочитание, служившее для многих залогом карьерного роста в сложившейся системе.
Иное дело образы вождей эпохи культа личности. Здесь мы сталкиваемся не только с тотальной пропагандой, призванной внушать страх и уважение к И.В.Сталину и его окружению, но и искренним чувством любви и поклонения миллионов людей великому вождю. В художественных образах Сталина и его соратников, создаваемых в 1930—1950-е годы, эти чувства выражались как бы в концентрированном, гиперболизированном виде от имени миллионов и для миллионов.
В нашей коллекции художественного текстиля 1930—1970-х годов есть уникальные произведения с портретами первых лиц Советского государства, созданные в различных техниках ручной вышивки, кружевоплетения, вязания и ткачества. Изготовленные, как правило, в единственном экземпляре, оригинальные и сложные в исполнении, отчасти странные и парадоксальные (так воспринимаются они сегодня), подобные изделия служили дарами, подношениями, посвящениями определенной славной дате, празднику или мероприятию. Такие произведения — чрезвычайно важные и интереснейшие свидетели своего времени, символы ушедшей эпохи, отражающие своеобразную атмосферу прошлого нашей страны.
Все эти вещи интересны нам не только с исторической и (или) с художественной точек зрения — они любопытны как предметы со своей историей. Часто художественные достоинства уступают пафосу задачи, которую решает художник или мастер.
Чрезвычайно интересны три кружевных панно, созданных елецкими кружевницами в начале 1930-х годов: «К.Е. Ворошилов» и два портрета И.В. Сталина. Традиционно кружевные изделия служат украшением одежды или интерьера. Это могут быть отдельные предметы (кружевные жакеты, жилеты, пальто, скатерти, салфетки и т.д.) или мерное кружево, разнообразные вставки для отделки костюма, столового и постельного белья. Сложно представить, да и нелепо, что кружево окажется востребованным в деле пропаганды и агитации, а тем более будет использовано для создания портретов. Перед привыкшими к повторяющимся в одном изделии орнаментальным мотивам мастерицами стояла сложная задача. Необходимо было выполнить в технике плетения на коклюшках из цветных нитей живописное изображение, сохранив портретное сходство. Такая работа требовала большого опыта, терпения, виртуозного владения трудоемкой техникой кружевоплетения. Один из портретов Сталина был выполнен к VII съезду Советов (начало 1935 года), о чем свидетельствует вышитая надпись: «7-му съезду СОВЕТОВ от ЕЛЕЦКИХ КРУЖЕВНИЦ».
Через образы коммунистических вождей, комиссаров и командиров Красной Армией, легендарных героев Гражданской войны, можно было продемонстрировать высокие идеалы созидателей нового мира, придумать свою мифологию построения светлого будущего. Этому должно было способствовать искусство, признанное, разрешенное и жестко контролируемое государством. Героические темы и персонажи находили свое воплощение даже в произведениях сугубо прикладного характера, каковыми часто были изделия традиционных художественных промыслов, поддерживаемых на государственном уровне. В этом смысле, несомненно, достойным и любопытным примером является такой, казалось бы, утилитарный предмет как декоративная наволочка с вышитым изображением знаменитого комдива В.И. Чапаева. Наволочка, поднятая до образцов высокого искусства, выполнена мастерицами Палеха — старинного центра строчевышивального промысла — в технике вышивки цветной гладью. Интересно, что общая композиция вышивки, разработка фигур, цветовое решение близки искусству лаковой миниатюры, активно осваиваемому местными мастерами в 1930-е годы. Такой стиль подчеркивает сказочность образа, нереальный характер персонажа одного из первых советских мифов. Наволочка была изготовлена специально для Всемирной выставки в Париже в 1937 году.
Новые темы и новые образы находили новые формы выражения в традиционных старинных техниках исполнения и материале. До революции 1917 года в городах, селах и монастырях России была широко распространена вышивка «белым по белому», так называемая «белая гладь» с различными ажурными разделками. Тончайшая ручная работа по тонкому полотну и полупрозрачному батисту очень ценилась и была невероятно популярна. Почти в каждом доме с разным достатком обязательно имели предметы столового, постельного, нижнего белья, украшенные изысканным цветочнорастительным орнаментом с включением сложных декоративных элементов и мотивов.
Одним из центров, славившихся своими вышивальщицами, была Метера — поселок во Владимирской губернии, расположенный недалеко от Палеха. Мстерские мастерицы, прекрасно владеющие навыками «белой глади», исполняли сложнейшие виды работ. И в новых условиях социалистического строительства вышивальщицы не остались без дела. Помимо функциональных, бытовых изделий они начали создавать крупные выставочные произведения, поражающие своей монументальностью (хотя подобная техника вышивки располагала к изготовлению вещей скорее камерного, даже интимного характера). Таковы созданные известной художницей В.Н.Носковой и группой исполнительниц занавес-панно «Салют Победы» (1946 год) и занавес-панно «Великий преобразователь» (1951 год). И в том, и в другом случае центральное место в композиции занимают двойной портрет Ленина — Сталина («Салют Победы») и портрет Сталина («Великий преобразователь»).
В панно «Великий преобразователь» портрет И.В.Сталина располагается в верхней части композиции, над символическими изображениями плодов его труда, помещенными ниже в орнаментальных ромбах. Здесь основные достижения социалистического строительства: гидроэлектростанция, станция метрополитена, завод, нефтяные вышки, колхозное животноводство и т.д. В нижней части расположено доминирующее крупное изображение одной из знаменитых сталинских «высоток» — в данной композиции это заключительный символ успехов и мощи нового, стремительно развивающегося общества.
В панно-занавесе «Салют Победы» сдвоенный портрет Ленина— Сталина помещен в круглый медальон в окружении пышных цветочных гирлянд и стилизованных в виде салюта цветочных букетов. В нижней композиции расположено условное изображение Московского Кремля с башней в центре. Два мощных диагональных луча прожекторов, направленных с двух сторон снизу, перекрещиваются над башней и расходятся под медальоном с портретами вождей, подчеркивая пафос великого события и руководящей роли в нем партии, возглавляемой Сталиным — последователем Ленина.
В этих монументальных, по сути, произведениях, созданных в духе советского плаката тех лет, поражает необыкновенно тонкая работа и выполненная с блеском сложная задача: передать в монохромной (что существенно ограничивает возможности автора) композиции лишь игрой рельефов вышивки все нюансы, все детали изображения.
Отдельно следует сказать о трех панно-портретах Мао Цзэдуна, Сталина и Маленкова, мастерски выполненных китайскими ткачами. Изображения, созданные в стилистике гравюры, с фотографической точностью передают все внешние особенности и выражение лиц выбранных персонажей. Портреты Сталина и Мао Цзэдуна были преподнесены в дар Центропромсовету (Центральному совету промысловой кооперации) китайской делегацией на Международном экономическом совещании в Москве в апреле 1952 года. Портрет Маленкова был передан позднее, в 1954 году. Этот символический жест указывал не только на схожесть построенных политических систем, выбранного пути развития, но и на идеологическую близость их руководителей и избранных ими способах и методах управления огромными территориями с миллионами населяющих их людей.
Образы советских вождей, воплощенные в таких неожиданных формах, как текстильные изделия, интересны прежде всего своей необычностью, оригинальностью. Это уникальные, редкие произведения, поражающие высоким техническим уровнем и качеством исполнения, своеобразием художественного решения, в полной мере выражающего дух и атмосферу своего времени.
Светлана ИСРАЕЛОВА
Журнал «Антиквариат, предметы искусства и коллекционирования», № 36 (апрель 2006), стр.30