Во второй трети XIX века в российской керамической промышленности происходил процесс преобразования небольших мануфактур в механизированные фабрики. Внедрение новой техники способствовало сокращению числа рабочих на производстве. Себестоимость товаров снижалась, что позволяло фабрикантам получать значительные доходы. Дворянство и купечество охотно вкладывало средства в керамическую промышленность. В 1832 году в России было уже 36 таких фабрик.
Российское правительство, стараясь поощрить развитие керамической отрасли и создать для этого благоприятные условия, ввело высокий тариф на импорт дорогих сортов керамики.
С 1829 года в Москве и Санкт-Петербурге начали регулярно проводить мануфактурные выставки, на которых отмечали лучшие товары российских производителей и вручали разные премии. Высшей наградой стало разрешение изображать на фабричной марке государственный герб (двуглавого орла). Итоги выставок широко обсуждали в прессе.
Из таких обзоров мы узнаем, что в 1829 году знаменитым фарфоровым заводом в Вербилках владели братья Гарднеры: сенатский регистратор Петр Францевич и поручик Николай Францевич. В документах 1843 года отмечено, что на заводе трудились 350 рабочих, годовой доход предприятия составил 89 тысяч рублей серебром. В то время изменился состав работавших: на основании Закона от 18 июля 1840 года «О посессионных фабриках» владельцы освободили крепостных крестьян, которые были приписаны к предприятию. Замена подневольного труда наемным сказалась на качестве выпускавшихся изделий — оно значительно повысилось. Стараясь удержать мастеров и сделать более привлекательными условия труда на фабрике, Гарднеры выделяли им денежные ссуды, строили удобные дома с приусадебными участками для постоянных рабочих, открыли школу и больницу. Статистика подтверждает, что костяк коллектива составляли квалифицированные мастера (лепщики, живописцы, формовщики). Гарднеры, как и другие фабриканты, использовали также детский и женский труд.
В 1856 году Петр Францевич создал «Компанию гарднеровского фарфоро-фаянсового завода», в которую привлек восемь сыновей. Однако разногласия между ними привели к тому, что в начале 60-х годов XIX века фабрика перешла к одному из сыновей — Павлу Петровичу Гарднеру, других же больше привлекала служба и столичная жизнь. Новый владелец наладил производство, но в 1864 году... скончался. Предприятие перешло к его вдове — Елизавете Николаевне Гарднер.
Во второй трети XIX века на фабрике начали осваивать новое направление — производство фаянса. Этот материал становился все более популярным, относительная простота его изготовления позволяла получать значительные доходы и выпускать знаменитый фарфор. Осваивать фаянс мастера завода начали в 1829 году, первые результаты они получили к 1833 году. Сначала выпускали просто белый фаянс. В 1839 году Гарднеры впервые представили изделия из него на промышленной выставке.
С середины 40-х годов XIX века предприятие начало производить новый материал — опак. Этот вид керамики был похож на фарфор, отличался только тем, что не был прозрачным. В 1853 году Гарднеры получили право ставить на изделиях марку с российским гербом — это была награда за освоение опака. В то время они были единственными в России, кто производил этот материал.
К изделиям, выпущенным на заводе в 1830—1850-х годах, относятся четыре предмета из собрания Государственного музея керамики и «Усадьба Кусково XVIII века». Одно из них — чайник с крышкой из тончайшей, необыкновенно легкой массы фаянса (илл. 1), повторяющий английский оригинал. Это яркий образец стиля «второго рококо» (современники называли его «помпадур»), очень популярного во второй трети XIX века, в эпоху историзма. Изящный и женственный, он нашел прекрасное воплощение в фарфоре и фаянсе. Мастера этого направления обращались к искусству середины XVIII века.
Богатый декор в виде пышного букета и растительного орнамента, дополненный рельефными рокайлями, и марка (на дне) выполнены в технике зеленого печатного рисунка. Марка представляет собой надпись: «Ф Б ГАРДНЕРЪ в ВЕРБИЛКАХ» и букву «К» в обрамлении растительных гирлянд и завитков. Такая же надпись («Ф Б ГАРДНЕР») и цифра «5» выполнены в тесте. На дне — изображение (в тесте) всадника с копьем (герб Москвы) в круге. Последняя цифра, возможно, означает номер массы, так как встречается на изделиях совершенно разных по форме и росписи, но выполненных из похожего материала.
Глубокая фаянсовая тарелка с изображением букета, выполненного кистью, относится к 1830—1850 годам (илл. 2). На дне предмета — аналогичная марка в тесте.
Фабрика Гарднеров выполняла частные и императорские заказы. Молочник с росписью букетами (илл. 3) раньше находился в частной коллекции в Санкт-Петербурге. На дне — марка второй трети XIX века. Молочник входил в состав чайного сервиза, изготовленного для Царского Села, который делали в дополнение к столовому многопредметному сервизу, выполненному в Англии на фабрике Веджвуда в 1840-е годы.
На дне великолепного блюда (илл. 4) сохранилась наклейка на старинной бумаге: «Аничков Дворец». Блюдо отличает великолепное мастерство исполнения: легкость и белизна массы, чистота глазури, тонкий колорит, изысканная роспись. На дне, в тесте, — всадник с копьем в круге и надпись: «Ф Б ГАРДНЕРЪ». На зеркале — пышный букет, словно в раме из золотого орнамента, выполненного по мотивам французского искусства эпохи Возрождения.
Именно о таких изделиях писал обозреватель Всероссийской промышленной выставки 1839 года: «Фаянсовая же посуда добротою и чистотою превосходная, особенно вещи из новой опаковой массы — чрезвычайно чисты, прозрачны, фасоны новые, краски и позолота очень хороши и вообще заслуживают особого одобрения».
Во второй трети XIX века в России фаянс был модным, дорогим материалом. На изделиях того периода часто можно видеть рельефный декор, роспись кистью, печатный рисунок с дорисовкой. Фабрика Гарднеров в то время в большом количестве производила фаянс и опак, причем фаянс был превосходный и успешно конкурировал с продукцией Ауэрбахов и Поскочина. Все это приносило владельцам приличный доход и позволяло выпускать дорогой фарфор. На заводе стояли десять горнов, обжигавших фаянс, и два — делавших фарфор. Одни и те же мастера расписывали и фаянс, и фарфор, здесь работал штат высокопрофессиональных мастеров. Предприятие в то время оценивалось в 235 тысяч рублей серебром.
В 1860—1870 годах на фабрике изменилась технология: российский каолин подорожал, поэтому Гарднеры перешли на иностранное сырье. Кроме того правительство снизило таможенный тариф, и российский фаянс оказался в условиях жесткой конкуренции с зарубежной продукцией. Фабриканты расширили ассортимент своей продукции. Из нового материала — опака стали делать нарядные чайные сервизы, по красоте и «богатству», не уступавшие фарфоровым. Стоил такой сервиз (на 24 персоны) меньше — от 25 до 84 рублей. В то время за год фабрика выпускала: фаянса — на 100 тысяч рублей, фарфора на 35 тысяч рублей, опака — на 25 тысяч рублей.
По свидетельству А.Б.Салтыкова, в 1860—1870-х годах предприятие выпускало продукцию с маркой: в тесте надпись «Ф ГАРДНЕРЪ» и черное или синее печатное изображение герба Москвы, под ним — подпись «Фабрик Гарднеръ в Москве», с двух сторон написаны простые черные или синие виньетки.
К продукции, произведенной в те годы, относится и подарочная чашка с крышкой и блюдцем (илл. 5), раньше находившаяся в собрании А.В.Морозова. Она выполнена по английскому оригиналу, внешняя и внутренняя ее поверхности покрыты ковровым растительным орнаментом в технике коричневого рисунка с ручной дорисовкой. На дне чашки и блюдца — коричневая печатная марка Гарднеров того времени. Однако «белье» чашки и блюдца, согласно марке в тесте, относится к более раннему периоду—1830—1850 годам. Подобная подарочная чашка с крышкой и блюдцем была и в музее завода в Вербилках.
Более раннее «белье» использовали и при изготовлении декоративной тарелки (илл. 6) с изображением галантной сцены в «условном» парковом пейзаже, исполненном в духе пасторалей XVIII века. Нельзя не отметить великолепное качество кобальтового печатного рисунка. Такой «парковый» сюжет много раз использовали во второй половине XIX века и гжельские мастера. На дне нашей декоративной тарелки — синяя печатная марка 1860—1870-х годов. По этим предметам мы можем судить о вкусах и настроениях покупателей того времени, их любви к сентиментальным сюжетам.
Столовые сервизы Гарднеров декорированы в основном печатными рисунками с ручной дорисовкой — по образцу английских оригиналов. На зеркале изделий мастера помещали букет, по борту — различные орнаменты. Две тарелки (илл. 7, 8) имеют «белье», согласно маркам в тесте, выполненное в 1830—1850-х годах.
На фабрике выпускали модные изделия, декорированные по мотивам восточного искусства. Такие фаянсовые тарелки (илл. 9) находились в собрании Ф.Вишневского. Подобный декор в синих и золотых тонах выполнен мастерами на тарелках из опака (илл. 10).
Таким образом, мы видим, что зачастую «белье» изделий относится к более раннему времени изготовления. При датировке предмета следует быть внимательным и обращать внимание на печатные марки, выполненные во время нанесения декора на изделие. Именно они и являются атрибуционными.
В числе предметов, созданных на фабрике Гарднеров в 1870—1880-х годах, — декоративная тарелка с изображениями лисы и журавля (илл. 11), а также часть столового сервиза (тарелки и блюда). Все изделия имеют сероголубой оттенок массы фаянса и «плотный» черепок. Изображения на них заимствованы у английских образцов, правда, они не всегда соответствуют форме. Тарелка с изображениями персонажей басни Эзопа находилась в собрании писателя Ю.А.Арбата. На ее дне — марка: в тесте надпись «ГАРДНЕРЪ» и звездочка, черное печатное изображение герба России, под ним — «фабрикиГарднеръ въ Москвiъ». А.Б.Салтыков относит такую марку к 1870—1880 годам. Автор замечательной монографии о заводе Н.В.Черный считает, что ее ставили на предметах в 1880-х годах.
Часть столового сервиза состоит из трех блюд разной формы и мелких тарелок (илл. 12). На всех — аналогичные марки (в тесте, синие, печатные). Поверхность изделий покрыта ковровым «рокайльным» растительным орнаментом и изображениями птиц, края — рельефным орнаментом. Декор выполнен в технике печатного рисунка кобальтом.
В 1884 году на фабрике трудились от 700 до 900 человек — в зависимости от времени года. На предприятии были две паровые машины и два паровых котла. Инженером-технологом фабрики был Ф.Я.Яковлев, художественным директором — С.Н.Егоров. Владела предприятием Е.Н.Гарднер.
Фаянсовые и опаковые изделия отличались необыкновенным разнообразием. Здесь выпускали предметы, пользовавшиеся постоянным спросом. К ним относится и нарядное кашпо из собрания ГМК (илл. 13), «белье» которого (по марке) датируется серединой XIX века, а роспись—1880—1890 годами. На дне кашпо — красное изображение герба России, под ним — овал с надписью «ФАБРИК ГАРДНЕРЪ в Москва». А.Б Салтыков относит ее к 1880—1890 годам.
Огромным успехом у покупателей пользовались изделия с русскими сюжетами, мотивами, орнаментами. Пример тому — декоративная тарелка с зимним пейзажем (илл. 14). Надпись на крупном блюде «хлеб— соль» (илл. 15) выполнена в «русском вкусе» и соединена с изысканным букетом в «новом стиле» (модерн). Мастерски исполненная роспись свидетельствует о том, что гарднеровские художники обучались в знаменитом Центральном Строгановском училище технического рисования.
В конце XIX века фабрика продолжала выпускать чайные сервизы из опака. Например, две десертные тарелки с изображением бабочек и веток (илл. 16) выполнены в стиле модерн. Большая фаянсовая чашка с блюдцем (илл. 17), названная в шутку «московским водохлебом», с великолепной росписью с золотом, относится к разряду дорогих заказных изделий. Такую же форму, но совершенно другой декор мы видим на двух фаянсовых чашках (илл. 18). Они были сделаны для небогатых покупателей. Их декорировка выполнена в технике «крытья» с ручной дорисовкой и люстра, «белье» чайных пар, согласно маркам, датируется серединой XIX века.
Особый раздел представляют предметы и комплекты, выпускавшиеся на заводе Е.Н. Гарднер с 1860-х по 1990-е годы. Они продавались, например, на Нижегородской ярмарке. К ним относится блюдо с крышкой-колоколом (илл. 19), «белье» которого выполнено в середине XIX века, а «кажгарская печать» (роспись) — в 1880—1890 годах. Техника была такая: мастер переводил на изделие рисунок черным цветом, затем кистью расписывали по нему орнаменты в «восточном стиле». Цветной фон блюда выполнен в технике «крытья». Два других блюда (илл. 20) расписаны в «китайском» стиле. В комплекте из четырех блюд и четырех чаш (илл. 21) каждый предмет «помечен» особой цифрой (1—4) и на всех проставлено число «55» (возможно, это номер по прейскуранту).
На марках экспортных предметов иногда ставили «восточные» надписи, что подчеркивает их выполнение специально для жителей Востока.
Отметим, что в 1880—1890-х годах на фабрике Е.Н.Гарднер выпускали изделия из опака и фаянса в исторических стилях («второго рококо», «русском», «восточном») и стиле модерн. Мастера использовали в декоре как дорогие техники (роспись, рельеф, лепку, позолоту), так и дешевые («крытье», люстр, печать с дорисовкой). Опак и фаянс Гарднеров продавали не только в России, но и экспортировали на Восток.
Основным конкурентом фабрики в те годы было производство М.С.Кузнецова. Именно он купил завод Гарднеров в 1891 году. Отдельно Матвей Сидорович приобрел право на то, чтобы оставить для своих изделий старую гарднеровскую марку. Технические достижения, богатый опыт мастеров, работавших у Е.Н. Гарднер, широкий ассортимент продукции — все это стало достоянием нового владельца фабрики, что позволило ему в конце XIX — начале XX века сохранить высокий уровень производства на знаменитом заводе в Вербилках.
Ольга НОВИКОВА
Иллюстрации предоставлены автором.
Журнал «Антиквариат, предметы искусства и коллекционирования», № 56 (апрель 2008), стр.92