Слово «хиромантия» (с греческого «kheir» — рука и «manteia» — гадание) означает предсказание будущего человека, определение его характера по линиям и выпуклостям его ладоней. Это, носившее мистический характер и тесно связанное с астрологией, искусство гадания существовало, по всей видимости, уже у халдеев. Среди приверженцев хиромантии — Пифагор, Сулла, Гален, в средние века — Авиценна, в эпоху Возрождения — Фичино и Пико делла Мирандоло.
Рукописные книги по хиромантии были хорошо известны в средние века. В них это искусство соотносилось с влиянием планет (Венеры, Юпитера, Сатурна, Солнца и Меркурия), предполагалось, что это связано с основаниями пальцев человека. Считалось, что левая рука информировала о его мыслях, а правая — о его действиях. Однако ксилографические издания по хиромантии трактуют это иначе: в них говорится, что о судьбе мужчин можно узнать по их правой руке, а о судьбе женщин — по левой. В самом определении «ксилографическая книга» заключено название техники, в которой они сделаны, — ксилография — обрезная гравюра на дереве, служившая печатной формой для этих книг. Ксилографические цельногравированные книги относятся в основном к 60—70-м годам XV века. Они были распространены только на территории Нидерландов и Западной Германии и единственное издание вышло в северной Италии. К началу XVI века производство ксилографических книг практически прекратилось, хотя единичные экземпляры появлялись и в XVI—XVII веках.
Первое издание на эту тему — немецкая ксилографическая книга «Искусство хиромантии» («Die Kunst Ciromantia»), вышедшая около 1475 года в Аугсбурге. Она относится к довольно редкому для ксилографических книг разделу — светскому, вернее, магическому (илл. 2—5). Текст ее был написан немецким медиком XV века Иоганном Хартлибом, однако он, кажется, был не автором, а только переводчиком, ибо на первом листе в предисловии говорится: «С рукописной книги переложено сие на немецкий доктором Хартлибом по просьбе и повелению сиятельной и высокородной урожденной герцогини Брауншвейгской госпожи Анны, супруги добродетельного и достославного Альбрехта, герцога Баварского и графа Фобургского. Совершено сие в пятницу по празднике Зачатия Преславной Девы Марии 1448 года». Эта дата — 1448 год — очень важна: она указывает точное время перевода книги, хотя само ксилографическое издание появилось, как мы уже сказали, гораздо позже — только около 1475 года. Об авторе-переводчике известно, что он учился в Вене и перевел на немецкий язык несколько латинских книг, в частности «О деяниях великого Александра Македонского» Квинта Курция.
«Искусство хиромантии» состоит из 44 листов с гравюрами, на которых изображена рука, сопроводительный текст на ее линиях на немецком языке напечатан черной краской. Кроме того, книгу предваряют два листа предисловия. Размер гравюр незначительно колеблется в пределах 173x260 мм. Известно, что гравер Йорг Шапфф (Jorg Shapff), сделавший ксилографические доски для этого издания, — родом из Аугсбурга, его имя значилось в кадастрах этого города с 1478 года. Видимо, Шапфф гравировал свои доски с рисунков рукописной книги по хиромантии. Косвенно об этом свидетельствует гравюра со сценой подношения книги на первом листе. Ее сюжет — традиционный для рукописей, но для книги тиражной, как ксилографические издания, сцена подношения как бы теряет смысл. На гравюре изображен коленопреклоненный автор, дарящий Анне Брауншвейгской раскрытую книгу, в которой видно изображение руки. То есть подчеркивается, что автор дарит именно издание по хиромантии, а не что-то другое. Гравюра по иконографии повторяет сцены подношения из миниатюрной живописи в рукописных книгах. Исполнение этой же сцены в новой технике — гравюре на дереве придает ей некоторую новизну — эффект «рождения заново». Эта гравюра — лучшая в издании, она свидетельствует о незаурядном даровании Йорга Шапффа.
На втором листе — гравюра с изображением каббалистических и астрологических знаков. На ней даны сюжеты предначертаний судьбы: обласканный фортуной счастливчик, где счастье олицетворяют деньги, падающие с неба, и несчастливец, на которого сыплются камни, а также изображения врачевателя, странствующего музыканта, астролога, висельника и убийцы.
В «Искусстве хиромантии» Иоганна Хартлиба — 44 изображения (средний размер листов — 260x180 мм), поровну мужских и женских ладоней, покрытых разными линиями. Их значение довольно забавно: в сопроводительных текстах, которые приводит автор, есть, например такие разъяснения: «мужчина сохранит свое благочестие, если не захочет умереть от любви», «имеющий сей крест предается ереси и блудодейству с мальчиками и скотами», «сии знаки означают, что у мужчины будет дочь, которая станет невоздержанной грубиянкой» и т.д. Изображения руки заключены в рамки такой же величины. Их предваряют два листа вводного текста с гравюрами Йорга Шапффа.
«Хиромантия» — одна из немногих немецких ксилографических книг, созданных и распространившихся в Германии. Другие ксилографические книги, увидевшие свет на территории германских земель, например, такие, как Библия бедных (Biblia pauperum), «Искусство умирать» («Ars moriendi»), повторяли нидерландские прототипы. Всего «Хиромантия» выдержала четыре издания, все на немецком языке. В первом издании нет подписей гравера; авторство гравюр было определено по третьему и четвертому изданиям, в которых они подписаны Йоргом Шапффом («Jorg Schapff zu Augsburg»). В появлении надписей гравера усматривается влияние печатной книги, где исчезла анонимность создателей. Так, сведения о месте издания и именах печатников появились уже во второй крупноформатной книге — Майнцской Псалтири 1457 года. Такая подпись гравера Шапффа с указанием города Аугсбург, где сделана работа, — одна из первых в истории книжной гравюры. В немецких ксилографических книгах, в отличие от нидерландских, очень часто указывалось имя гравера. Это можно объяснить тем, что в Германии печатная книга появилась раньше, чем в Нидерландах.
«Хиромантии» продолжали печатать уже типографским, а не ксилографическим способом. В XVI веке ревностным ее сторонником был известный врач и алхимик Агриппа из Неттесгейма. В его книге, изданной в Париже в 1567 году печатником Дюпюи, есть разделы, посвященные этому магическому искусству. В XVI веке появился целый ряд книг по хиромантии, в той же Германии несколько изданий выпустил во Франкфурте-на-Майне печатник Кристиан Эгенольф в 1574 и в 1599 годах. В Страсбурге печатник Рихель издал в 1593 году книгу, одна из четырех частей которой тоже посвящена хиромантии, поэтому она представляет интерес для тех, кто занимается другими оккультными науками — физиогномией, астрологией, геомагией. Эпохой расцвета хиромантии стал XVII век, когда жил самый известный прорицатель, предсказывавший по руке, — Иоганн Преториус (1630— 1680), написавший книгу «Развлечение хиромантией» («Ludicium chiromanticum»), вышедшую в Иене в 1661 году у печатника Каспара Фройшмидта (илл. 6—8). И во Франции в это время тоже появляются книги по хиромантии разных авторов. Например, в «Трудах» французского ученого Жана Бело, изданных в 1640 году, несколько глав посвящены астрологии и хиромантии. Позже, в 1653 году, в Лионе у печатника Антуана Жюлльерона вышла в свет книга Даниеля Рампалля «Подлинная хиромантия» с гравюрами, иллюстрировавшими текст. Многочисленные переиздания говорят о том, что книги о хиромантии были популярны и пользовались большим спросом, но ни одна из них не смогла превзойти по размеру, красоте и выразительности гравюры Йорга Шапффа, сделанные им для первых ксилографических изданий.
Татьяна ДОЛГОДРОВА
Иллюстрации предоставлены автором.
Журнал «Антиквариат, предметы искусства и коллекционирования», № 56 (апрель 2008), стр.100