«А был ли мальчик?». Даже так в свое время стоял вопрос о серебряной монете Екатерины I достоинством в два рубля. Подлинную монету никто из нумизматов XIX — XXI веков не видел, поэтому некоторые исследователи сомневаются в том, что она когда-либо вообще существовала.
Нумизматическому сообществу монета известна благодаря новодельному экземпляру (илл. 1). Это один из тех редких случаев, когда такая «непривлекательная особенность монетного фонда русской нумизматики» (здесь мы цитируем И.Г. Спасского), как новоделы, сослужила пользу. В.В.Уздеников исследовал этот экземпляр. По его мнению, «штемпеля, которыми отчеканены новодельные 2-рублевики 1726 г., не дают ни малейших оснований сомневаться в их подлинности». В качестве одного из доказательств автор указывает на некоторые разновидности рублевиков массового чекана, у которых штемпель реверса без сомнения изготовлен тем же резчиком, который сделал и штемпель реверса двухрублевика. В.В. Уздеников приводит изображение двух различный реверсов рублевых монет. Гербовый орел на одном из них известен как «орел с сорочьим хвостом».
Показательно, что В.В. Уздеников, будучи профессиональным ученым, осторожно подходит к сравнительному анализу упомянутых монет и свидетельствует лишь о сходных признаках реверсов, не касаясь лицевой стороны монет. Видимо, автор не уверен в том, что лицевые стороны монет принадлежат резцу одного мастера, и по этой же причине не приводит изображение лицевой стороны рублевика. Вместе с тем аверс стоит того, чтобы его изучить подробнее.
Великий князь Георгий Михайлович приводит три рублевика, гербовый орел на которых изображен с так называемым «сорочьим» хвостом (илл. 2).
Для начала рассмотрим, что объединяет рублевые монеты и экземпляр достоинством в два рубля.
Во-первых, на всех монетах портрет обращен вправо.
Во-вторых, и это очевидно, все экземпляры имеют единый монетный тип.
В-третьих, все штемпеля на четырех монетах были изготовлены в 1726 году. Эта дата присутствует в легенде двухрублевика. Рубли датированы 1727 годом, однако последняя цифра года на всех без исключения экземплярах перегравирована. Следы перегравировки легко различимы.
На этом основные сходные признаки заканчиваются.
Теперь обратимся к рублевикам. Лицевая сторона монет В и С отчеканена одним и тем же штемпелем. Монета отличается от В и С рисунком портрета, а также начертанием второстепенных деталей оформления аверса и реверса. Сравнительное исследование изображения Екатерины показывает, что портрет на монете А (илл. 2) выполнен на более высоком профессиональном уровне, чем на экземплярах В и С. Портрет на рубле А композиционно правильно вписывается в монетный кружок, тогда как изображение императрицы на других рублевиках несколько смещено назад. Профиль портрета на экземпляре А резан плавной четкой линией, тогда как на монете В и С силуэт приобретает неправильный ломаный характер. Это отчетливо заметно при визуальном изучении нижней губы и подбородка персонажа. Монета А выгодно отличается профессиональной пластикой, тщательной и тонкой проработкой мельчайших деталей изображения.
Оборотная сторона рубля А тоже превосходит экземпляры В и С как по культуре рисунка, так и по мастерству гравировки.
Создается впечатление, что штемпеля изготавливались разными резчиками. По всей видимости, экземпляр А принадлежит резцу опытного медальера, а штемпеля рублевиков В и С резали копиисты. Примечательно, что экземпляр А встречается значительно реже, чем остальные варианты. Это обстоятельство тоже косвенно свидетельствует о том, что медальер изготовил штемпель, с помощью которого было отчеканено ограниченное число монет. Далее за дело брались подмастерья, которые с разной степенью успеха копировали работу мастера.
Теперь вернемся к двухрублевику. Не правда ли, отмечается большое сходство в рисунке и пластическом решении портретов на рублевой монете А и экземпляре достоинством в 2 рубля? Наверняка штемпеля обеих монет изготавливались одним мастером. Таким образом, поштемпельный анализ с использованием иконографических приемов показывает, что двухрублевая монета реально существовала и была сделана тем же медальером, что и редкий рубль Екатерины I с «сорочьим» хвостом.
История отечественных серебряных двухрублевиков началась с аналогичной монеты, которая была отчеканена при Петре I в 1722 году (илл. 3). Подлинные монеты известны лишь в двух экземплярах. Один находится в Государственном Эрмитаже, другой — в Смитсоновском институте (США) в составе коллекции Великого князя Георгия Михайловича. На аукционах иногда встречаются новоделы, диаметр которых колеблется от 49 до 55 мм (илл. 4).
Если причина изготовления двухрублевой монеты Петра I не совсем ясна, то чеканку аналогичных экземпляров при Екатерине связывают с попыткой А.Д.Меншикова провести денежную реформу. После смерти Петра I и воцарения Екатерины финансовая система оказалась в катастрофическом положении. Казна была опустошена. Исправить это тяжелое положение взялся светлейший князь А.Д.Меншиков. Под его руководством была разработана и предложена новая монетная система по образу и подобию западноевропейской. Она предполагала изготовление монет из серебра различной пробы: чем выше номинал, тем выше проба серебра. Такой принцип впоследствии использовали в период царствования Елизаветы Петровны при чеканке монет для Пруссии. Западная монетная система имела двойной талер (или по-немецки — дигталер). Поэтому включение в новую российскую финансовую систему двухрублевой монеты выглядело вполне обоснованно.
Сама по себе идея была неплохой. Но А.ДМеншиков изменил бы своему жизненному кредо, если бы не понимал, какие барыши может принести реформирование монетного дела. Поэтому рейхсмаршал и генерал-фельдмаршал перешел к решительным действиям. Для начала он взял под свой личный контроль «Коллежский» монетный двор. Существовавший в то время в Санкт-Петербурге другой монетный двор, размещавшийся в Трубецком бастионе Петропавловской крепости, постепенно приходил в упадок. Зато на «Коллежском» дворе работа кипела. С помощью приближенных лиц — обер-коменданта Фаминцина и «придворного алхимика» П. Крекшина — был создан новый монетный сплав. Идея была стара как мир: Меншиков планировал заменить полноценную серебряную монету на низкопробную. Количество серебра в новой «композиции» резко уменьшилось, а меди — достигло трех четвертей. Для придания «товарного» вида в сплав добавляли мышьяк. Это приводило к катастрофическим последствиям. И.Г. Спасский писал: «Сплав «композиции» 42 пробы был настолько нестойким, что даже слитки его, пролежав несколько дней на Монетном дворе, начинали разрушаться, выделяя черную жидкость».
Можно, конечно, предположить, что Меншиков сделал рискованную попытку чеканить двухрублевик из сплава, описанного И.Г.Спасским, и это привело к естественному разрушению монеты. Когда же изъяны на монете стали очевидными и необратимыми, ее попросту уничтожили. Ее могли ликвидировать монетчики, не дожидаясь признаков разрушения, а только из-за ее непривлекательного вида, поскольку низкопробное серебро имело тусклый цвет и быстро покрывалось темной, неприятной глазу, патиной. Однако такая версия маловероятна.
Более убедительной представляется такая гипотеза: А.Д.Меншиков затевает большую аферу, имеющую криминальный оттенок и далеко идущие последствия. Светлейший князь задумал «сэкономить», а точнее — изыскать возможность похищать серебро не только за счет занижения пробы, но и за счет искусственного уменьшения веса монеты. Для достижения своей цели Меншиков создает, говоря современным языком, организованную преступную группу. В нее, кроме упомянутых Фаминцина и Крекшина, вошли пробовальные мастера Аевкин, Шлаттер, Рыбаков и Шагин. По настоянию Меншикова в Верховный Тайный совет была направлена бумага, подписанная этими мастерами, в которой говорилось о пробе двухрублевиков «новой инвенции». Таким образом, Светлейший решил как минимум две задачи. Во-первых, придал авантюрному мероприятию видимость законности, а во-вторых, взял на крючок «подельников», «повязав» их ответственностью за незаконные действия.
О механизме «экономии» серебра за счет снижения пробы мы уже сказали. Далее Меншиков и компания взялись за реализацию следующего этапа преступления — искусственного уменьшения размеров монеты. Вот как описывает этот процесс В.В.Уздеников: «Действительно, диаметр 2-рублевика, достаточно точно определяемый на новодельном экземпляре по диаметру штемпелей, был равен примерно 46 мм, а это явно недостаточно для 2-рублевика в случае чеканки его по существовавшей в то время монетной стопе банковой монеты, поскольку в большинстве случаев рубли 1725—1726 гг. изготавливались перечеканкой талеров и имели диаметр около 43 мм. Такое несоответствие было очевидно и для разработчиков 2-рублевика: чтобы он заметнее отличался от уже находившихся в обращении рублей, на его реверсе кроме обычного обозначения номинала было введено дублирующее обозначение в виде римской цифры «II» и литеры «Р» (то есть «два рубля»)».
Таким образом, налицо сговор и реализация умысла монетчиков во главе с великим князем Меншиковым, направленный на масштабное хищение драгоценного металла из государственной казны. Недаром В.О.Ключевский назвал Меншикова «фальшивым монетчиком».
Когда в последующей политической игре верх взяли Долгорукие и Меншиков был сослан в Березово, оставшиеся на свободе его подельники предприняли все меры, чтобы спрятать концы в воду. Крамольный двухрублевик стал для них опасной уликой, которую следовало уничтожить. Что и было сделано.
Юрий ПЕТРУНИН
Иллюстрации предоставлены автором.
Журнал «Антиквариат, предметы искусства и коллекционирования», № 53 (декабрь 2007), стр.134