Фаянсовый холодильник завода Отто первой четверти XIX века
Пристрастие к английским вещам, тяга ко всему английскому как особое художественное ощущение стремительно дошли в привычку у россиян в первой четверти XIX бека. После побед союзников в войне с Наполеоном и восторженного приема, устроенного в Лондоне в 1814 году в честь императора Александра I и российских войск дистанция между Англией и Россией заметно сократилась.
В моду входил «щепетильный» Лондон с его текстилем, седлами, курительными трубками и многочисленными колониальными товарами. Однако в моде «на английское» важно было не только приобретение конкретных предметов обихода, но и шире — попытки копирования самого стиля английской жизни: умеренного, слегка чопорного и неизменно комфортного. Столовая посуда английского производства как нельзя лучше отражала представление англичан о комфорте. Будучи чрезвычайно популярной в России еще с конца XVIII столетия, она служила образцом для многих российских фаянсовых производств, стремившихся конкурировать с Лондоном. Однако на практике это стало возможным лишь в первой четверти XIX века. Именно на то время приходится расцвет русского фаянсового производства.
Патриотический подъем, вызванный успешным окончанием Отечественной войны 1812 года, способствовал в том числе и развитию многих отраслей национальной промышленности, в частности керамики. Положительную роль в этом процессе сыграло и введение сначала ограничительного, а затем запретительного тарифов в отношении товаров зарубежного производства и, напротив, политики протекционизма в отношении товаров российских мануфактур. Применительно к искусству керамики это означало неизбежное подорожание английских фаянсовых изделий, популярных на рубеже XVIII—XIX веков не только в России, но и в большинстве европейских стран, и как результат — резкое увеличение объемов производства фаянса отечественными предприятиями.
Однако то состояние, в котором пребывала тогда российская керамическая отрасль, не сразу позволило сбыться этим радужным мечтам. Открывшаяся в 1829 году в Петербурге Первая публичная выставка российских мануфактурных изделий продемонстрировала то сложное положение, в котором оказалась русская фаянсовая промышленность. Российский фаянс до уровня мировых стандартов явно не дотягивал. Частные заводы представлены были фабрикантами Гарднерами, предприятиями братьев Фетисовых, а также заводом надворного советника Г. Поскочина. И хотя Гарднеры получили «меньшие золотыя медали», в целом даже их фаянс не выдерживал сравнения с английским: «нечистая масса, неровная глазурь, вес тяжелый, от кипятку трескается, при том цена высока». «Давно ли еще мы покупали прекраснейший Веджвудов фаянс по 2 рубля за дюжину тарелок, а ныне за дурной платим шесть рублей и дороже за то, что свой», — писал современник.
Во многом такое положение дел коренилось в национальной специфике развития художественного фаянса в России, значительно отличавшей его производство от производства в других странах Европы. Если там изготовление фаянса, как правило, предшествовало развитию искусства фарфора, то в России, напротив, многие художественные находки, сюжеты росписи или элементы декора первоначально были апробированы в фарфоре, а уже затем попадали в фаянс. Фарфор как искусство изготовления утилитарных форм для социальной элиты, фаянс как более демократичная его разновидность — вот та формула, которая легла в основу развития керамического производства в России — отрасли значительной и важной в истории материальной культуры нашей страны.
По мнению большинства специалистов, появление настоящих фаянсовых заводов в России относится к началу XIX века, когда уже существовали и успешно функционировали крупные фарфоровые мануфактуры — Императорский завод в Петербурге, завод Франца Гарднера в подмосковных Вербилках и ряд других производств. Больше всего их возникло в районе Гжели, издавна известном центре народного гончарного промысла. Однако это вовсе не означало, что старый русский фаянс был вторичен по отношению к фарфору, слепо копировал его образцы и приемы. Традиции русской национальной керамики предшествующих столетий позволили фаянсу в его лучших образцах стать искусством глубоко самобытным и художественно совершенным, а конкуренция с английской продукцией положительно сказалась на художественном уровне изделий отечественных керамистов. Масса фаянса стала чище, черепок — тоньше, декоры — изысканней и разнообразней. Конкуренция с высококачественным английским товаром заставила молодую фаянсовую промышленность России бороться не только за хорошие технологические показатели (тонкость черепка, цвет, прочность и тд.), но и за умеренную цену своих изделий, и их художественные достоинства.
Новые фаянсовые производства в стране возникали с невероятной быстротой. Одним из таких предприятий стал завод Отто. Среди исследователей он обрел репутацию одного из лучших изготовителей фаянсовой посуды — с тонким черепком и ровным разливом глазури, но одновременно с этим и одного из самых загадочных русских фаянсовых производств. Начнем с того, что в истории русской керамики упоминаются несколько различных заводов Отто. Один из них был основан Карлом Отто в 1801 году в селе Перово под Москвой, а уже в 1812 году продан Ивану Краузе и вскоре, видимо, закрыт. Второй, основанный Августом Отто, судя по архивным документам за 1835 год, функционировал в окрестностях Петербурга в деревне Саблино Царскосельского уезда. И, наконец, третий завод Отто, расположенный на девятой версте Шлиссельбургского тракта, упоминается в архивных записях 1853 года.
В этой ситуации идентификация предметов под общим заголовком «Отто» представляет огромные трудности. В настоящее время исследователям известно не более десятка сохранившихся изделий этого завода, точнее заводов. Все они маркированы либо вдавленной в массу латинской надписью «L. Otto» и вертикальной чертой, расположенной ниже, под надписью, либо маркой из двух латинских букв «L: О», либо латинской надписью «otto». Однако исследователи уже в начале XX века высказывали сомнения относительно принадлежности той или иной вещи данному заводу. Так, в «Первом Прибавлении к знаменитому марочнику фарфора и фаянса Российской империи» А.В. Селиванова, автор пишет: «У меня имеется фаянсовый кувшин очень хорошей работы с вдавленной маркой в виде надписи «L:Otto». Подобная марка, но с двумя точками в конце на таком же кувшине, находящемся у г. Гобермана. Оба кувшина были приобретены в Москве в одном месте и, вероятно, принадлежали к одному столовому сервизу. Их можно было бы отнести к изделиям завода Отто в Перове, но меня смущает буква L, указывающая как бы на другое имя, почему вопрос о принадлежности указанного клейма к нашему заводу пока остается открытым».
В подобной ситуации появление любого нового предмета заводов Отто, тем более маркированного, приобретает особенно важное значение и в дальнейшем, возможно, после комплексного исследования всего корпуса входящих в эту группу произведений позволит более точно определить их принадлежность к одному из производств.
Таков холодильник с крышкой из тонкого фаянса «цвета сливок», украшенный рельефным лиственным декором, происходящий из частной московской коллекции. Предмет маркирован надписью на русском языке «Отто», вдавленной в массу на дне. Подобная марка уникальна и не встречается больше ни на одном известном предмете, приписываемом заводам Отто. Необходимо особо отметить и уникальное состояние сохранности холодильника. По всей вероятности, его редко использовали по прямому назначению — служить емкостью для предохранения горячей пищи от остывания перед ее подачей на стол, для чего и предназначен специальный съемный фаянсовый контейнер внутри холодильника. На холодильнике нет не только трещин и потертостей, но даже цека, достаточно обычного для такого вида керамики, как тонкий фаянс. Темные пятна на тулове предмета, а также точечные вкрапления зеленых частиц металла — вовсе не признаки его плохой сохранности, а следствие несовершенства технологического процесса в начале XIX века, что только подтверждает подлинность предмета.
Стилистический анализ холодильника позволяет многое сказать об основных тенденциях развития русского фаянса в первые десятилетия XIX века. Эталоном вкуса и качества тогда по-прежнему оставался английский фаянс. Именно его образцам старались следовать русские мастера завода Отто, выполняя изделие из так называемого фаянса цвета сливок. Как известно, термином «фаянс цвета сливок» (cream ware) в Англии традиционно обозначали все виды тонкого фаянса, окрашенные в светлые тона желтоватых оттенков, который начали производить еще в начале XVIII века. Однако всемирную славу он обрел лишь в 1760-е годы, после того как его рецептуру существенно усовершенствовал выдающийся английский керамист Джозайя Веджвуд. Добавив в белую фарфоровую массу еще один сорт глины, он получил разновидность материала, который по своим высоким качествам начал успешно соперничать даже с фарфором. После того как Веджвуд в 1765 году преподнес исполненный из этого материала сервиз для завтрака английской королеве Шарлотте и получил звание от поставщика, фаянс стал именоваться Queen’s ware – фаянс королевы.
Относительно недорогие изделия благодаря их художественным достоинствам помогли новому материалу быстро завоевать популярность в Англии и за ее пределами. Лучшие вещи из фаянса были выполнены Веджвудом в 1760 — 1770-е годы. Среди них выделяются «Сервиз с зеленой лягушкой» - одно из лучших творений знаменитого керамиста, предназначенный для украшения Кекере-кексинского дворца под Петербургом, построенного Ю Фельтеном в стиле английского замка XVI века Лонгфорд, а также комплекты молочной утвари, выполненные им для английских, французских и русских заказчиков. Так, например, в заказе, полученном Веджвудом из России в 1775 году, указывается: «Полный фаянсовый сервиз на 18 персон; должен быть более насыщенного желтого цвета, чем присланный ранее, и совершенно гладким — в самом новейшем и самом скромном вкусе совсем простым, без какой бы то ни было позолоты и картинок».
Ко времени окончания строительства А. Менеласом Царскосельской дворцовой Фермы в 1822 году этот некогда «новейший скромный» вкус уже давно воспринимался как неотъемлемый элемент английской культурной традиции, а сам кремовый цвет фаянса и простота подобных изделий воспринимались как их главное художественное достоинство.
Исполненный из тонкого фаянса «цвета сливок», окрашенного в массе, холодильник завода Отто своей формой и своим декором являет попытку переложения классических традиций английского фаянса на русский лад. Его форма представляет собой достаточно свободное, но все же приближенное к своему образцу повторение формы английской суповой миски, распространенной в английской керамике в XVIII — начале XIX века, но при этом отличается виртуозностью технического исполнения и художественным совершенством. Декор предмета тоже восходит к лучшим образцам классического английского фаянса и привлекает внимание сложным по конфигурации, детально проработанным рельефным орнаментом, состоящим из растительных мотивов. Большие крупные листья, словно бы стелящиеся по поверхности предмета, как бы пытаются скрыть истинные очертания утилитарной вещи, придавая ей декоративную изысканность, но сделано это весьма умеренно, без вычурности и лишней деталировки.
Чрезвычайно органичен предмету и его хваток на крышке в виде двух сплетенных стеблей. Идея его формы развивает художественный замысел мастера — создать предмет, близкий по своим декоративным качествам традициям керамического искусства XVIII века — стилю рококо с его пристрастием к растительным мотивам. В то же время он позволяет предмету обрести свое конструктивное завершение, делает четкой и ясной его форму, как это и было принято в эпоху классицизма, когда создавалось это произведение.
целом произведение представляет собой великолепный образец искусства старого русского фаянса, уникальное маркированное изделие завода Отто, созданное не позднее первой четверти XIX века, и свидетельствует о большом таланте его автора.
Андрей ВОРОБЬЕВ
Журнал «Антиквариат, предметы искусства и коллекционирования», № 62 (ноябрь 2008), стр.24