Внимание исследователей нескольких поколений удерживает на себе хранящаяся в Национальной библиотеке Швеции средневековая рукопись большого формата, полупившая известность под названием «Библия дьявола».
Рождение легенды
Монаха бенедиктинского монастыря, опытного искусного писца, уличенного в нарушении установленных правил, чтобы дать прощение в грехах, запирают в келье, поручив ему всего за сутки переписать Библию. Непосильная задача и страх предстоящего наказания вынуждают монаха обратиться за помощью к темным силам. В обмен на бессмертную душу и обещание поместить на страницах Священного Писания изображение дьявола, помощь ему была оказана. После смерти монаха книга сохранялась в монастыре, как подтверждение наложенного на него заклятия.
Возможно, легенда порождена в первую очередь средневековой практикой искупления грехов путем тщательного, медленного переписывания, копирования текстов Священного Писания. Монахи ордена, основанного в VI веке св. Бенедиктом Нурсийским в монастыре Монте-Кассино, практиковали строгую и аскетическую интерпретацию монашеских правил — «Устава св. Бенедикта». Девиз ордена: «Молись и работай». После смерти в 547 году основателя ордена, обитель была разрушена, а монахи разошлись по разным странам, способствуя распространению устава и идей св. Бенедикта. Бенедиктинские монастыри возникли в Англии, Франкском королевстве, а к XI веку — в других странах Центральной и Восточной Европы.
Первоначально Библии больших размеров производили в Риме. Со второй половины XI и до конца XII века эта традиция распространилась по всей Европе, чему, особенно во второй половине XII века, способствовало основание многих новых монастырей, которым требовались хорошие Библии. Книги создавали в единственном экземпляре и большого размера, символической величины, что должно было подчеркнуть их значимость, независимость, свободу и вековую мощь Церкви. Высота некоторых из них была более 70 см. Такие книги создавали по заказу богатого и влиятельного патрона и передавали в монастыри для поддержания их статуса. Монастырям делали подарки и епископы для укрепления в монахах веры и усиления своего влияния на них в смутные времена. Библии больших размеров могли быть установлены на пюпитры в монастырских трапезных для чтения во время еды или в церкви во время ежедневной службы. На некоторых экземплярах остались следы такого их применения. Также эти книги служили исходными образцами переписывания для новых Библий.
Книжный гигант — «Библия Дьявола» представляет собой яркий пример следования традициям выпуска книг большого формата. Ее размеры и особенно изображение дьявола на протяжении многих веков создавали ей магический ореол, будоража воображение людей, что и привело к возникновению легенды и дало рукописи широко распространившееся альтернативное наименование
«Библия Дьявола». С годами у нее появилось много названий: Гигантская книга (Codex Giganteus), Книжный гигант (Gigas librorum), Черная книга (Svartboken), «Восьмое чудо света».
Предположительно она была создана между 1200 и 1230 годами в небольшом бенедиктинском монастыре в Подлазице, на территории Богемии, части современной Чехии. В книгу включены тексты латинского перевода Ветхого и Нового Заветов. Она содержит также четыре полных текста: «Этимологию» Исидора Севильского, переведенные на латинский язык «Иудейскую войну» и «Иудейские древности» Иосифа Флавия, «Хронику Богемии» Козьмы Пражского, а кроме того различные средневековые трактаты, имеющие значение для монахов-бенедиктинцев. Восемь медицинских сочинений, пять из которых византийского и греческого происхождения, — стандартные для средневековой Европы руководства по медицинской теории и практике; три монографии монаха-бенедиктинца Константина Африканского, сделавшего во второй половине XI века много переводов медицинских сочинений с арабского языка на латинский. Книга содержит также небольшие тексты: описание грехов, заговоры и заклинания для изгнания злых духов, календарь и синодик со списком святых и знатных лиц Богемии. Написанные в VI веке правила св. Бенедикта — справочник по монашеской жизни. Возможно, в нем был еще какой-нибудь текст. На страницах Гигантской книги много записей и более позднего происхождения, оставленных владельцами и читателями.
Не вызывает сомнения то, что всю рукопись выполнил один опытный знающий переписчик. Композиционное расположение, объединение текстов, различных по теме и содержанию, спланировано и задумано одним человеком как целостное произведение. И квалифицированно сделанная разметка, и соответствующие содержанию текстов регулярно повторяющиеся элементы подтверждают, что вся рукопись: письмо, инициалы, изобразительные элементы, иллюстрации и рисунки, призванные привлекать внимание к богатому и разнообразному содержанию множества текстов, — работа одного человека. Во всем оформлении книги отчетливо прослеживается индивидуальность составителя. Личность переписчика и художника, ответственного за украшение рукописи, автора полностраничных изображений, раскрывается и дополняется еще и тем, что на некоторых страницах рукописи — в «Хронике Богемии» Козьмы Пражского и в нижней части страниц календаря — есть нотные знаки. Это позволило предположить, что автор рукописи обладал музыкальными способностями и знаниями.
Опытный переписчик средних веков мог написать около 100 строчек в день, другие, возможно, больше, а большинство — меньше. Не установлено: с какой скоростью и в каком объеме, и сколько часов в день работал писец над Гигантской книгой. А если принять во внимание, что на него было возложено еще и украшение рукописи, то время работы над ней могло исчисляться десятилетиями, так что создание столь величественного труда могло стать целью всей жизни.
Текст в книге расположен, по традиции, заведенной с античных времен, по столбцам, что не только делало ее привлекательной, но и позволяло учитывать для оплаты труд переписчика.
Книжный гигант представляет интерес не только как одна из известных больших сохранившихся средневековых рукописей — 90 см в высоту и 50 см в ширину, — но и как книга, содержащая самое большое полностраничное изображение дьявола. В ней 310 листов пергамена, размер которых первоначально был около 900x500 мм. Пергамен — из телячьей кожи среднего качества выделки. Из одной шкуры сделано два листа. Часть листов оригинала утеряна, что подтверждается сбивчивой последовательностью в нумерации страниц с арабскими и римскими цифрами более позднего происхождения.
Каждая переплетная крышка, согласно проведенным исследованиям, выполнена в XIII веке из цельного куска древесины с вертикальной структурой. Крышки переплета покрыты телячьей кожей, края его закруглены. Общая толщина каждой крышки составляет 12—13 мм.
Задний форзац сохранился, передний — нет. Переплетное покрытие выполнено с тиснением. Наиболее выдающимся рисунком можно считать повторяющееся изображение короны в центре ромбовидного поля, образованного диагональными линиями.
По углам каждой переплетной крышки прибиты декоративные накладки из металла с изображениями в профиль двух грифонов с повернутыми друг на друга по центральной от верхнего угла линии головами. Каждая накладка в угловой части выше голов грифонов имеет по одному цилиндрическому выступу — «ножки» для образования пространства между книгой и поверхностью, на которую она может быть положена В центре каждой крышки также имеются стилизованные под «розу ветров» декоративные накладки из металла с цилиндрическим выступом («ножкой») посередине.
Ни само покрытие, ни декоративные украшения, ни подложенная под них бумага не относятся ко времени создания рукописи (XIII век). Предположительно, металлические накладки на переплет были сделаны в XVII веке, уже после того, как рукопись была доставлена в Швецию. Прежнее переплетное покрытие было заменено, при реставрации в XIX веке, на покрытие с тиснением. Тогда же на переднюю крышку взамен утерянных наугольных накладок в левом верхнем углу были установлены три новые, выполненные как копии с сохранившейся накладки XVII века.
Изобразительные средства
Рукопись знаменательна полностраничными изображениями Небесного Иерусалима и портрета дьявола, которые выполнены на одном двойном листе, представляющем разворот книги, каждое из них занимает на странице место, соответствующее отведенному писцом для текста, и не занимают части страницы, отведенной им под поля. Размер каждого изображения — 41x77 см.
Портрет дьявола
Фронтальное на одной странице изображение возведенного на престол дьявола такого размера, расположенное на 290-й странице, уникально для средневекового книжного искусства, что и объясняет альтернативное название книги — «Библия дьявола». На постаменте, в пустом без каких-либо пейзажей пространстве, образованном двумя желтыми узкими колоннами, увенчанными зелеными башнями, высотой почти в 50 см предстает одинокий образ дьявола. В соответствии со сложившейся традицией автор показывает его с человеческими пропорциями, но четырьмя конечностями и с четырьмя пальцами на каждой, что указывает на его принадлежность к животному миру; на пальцах конечностей — длинные красные когти. Большая почти круглая голова покрыта локонами волос, символизирующими человеческие черепа. Красные рога контрастируют с зеленым лицом и сочетаются с большими зелеными с красным обводом ушами. Маленькие с красными зрачками глаза усиливают пристальный, направленный «в упор» взгляд. Из косо приоткрытого рта видны белые зубы, обрамленные красными губами, а по краям высовываются два длинных красных языка. Следует отметить, что у дьявола нет ни хвоста, ни крыльев, так как эта изобразительная традиция средних веков возникла позже написания рукописи. Фигура дьявола обнажена, но на бедрах белый покров с красными «запятыми», которые похожи на хвосты горностая, — атрибут монаршей власти должен убеждать в подлинности, силе и могуществе князя тьмы. Всей угрожающей, приседающей с поднятыми передними конечностями, позой дьявола средневековый художник передает динамичность образа и подчеркивает его готовность прыгнуть в любой момент на новую жертву и крепко держать ее в обагренных кровью когтях. Зеленый (нездоровый) цвет лица напоминает о смертном грехе зависти. Большие уши не пропустят ни одного греховного слова, сплетни или клевету. Раздвоенный язык не только ассоциируется со змеиным жалом, но и указывает на двойственность людских помыслов, ложных высказываний. Изображение символизирует ад с пустым пространством, подчеркивающим одиночество дьявола, оно должно напоминать читателям о подстерегающих их зле и греховных искушениях.
На странице отчетливо видны вертикальные и горизонтальные линии разметки, в соответствии с которыми выполнен весь рисунок, и, возможно, сначала планировалось использовать лист под текст, а идея нанесения рисунка возникла позже. Положение фигуры дьявола побудило исследователей провести сравнения с изображениями танцующих фигур божеств индийского пантеона, а также с изображениями в средневековых медицинских книгах приседающих беременных женщин, но они не были достаточно убедительными.
Небесный Иерусалим
Вторая полностраничная иллюстрация, на странице 289-й, с изображением дьявола образует разворот книги, выполненный на одном двухстраничном куске пергамена. На ней художник отобразил представления средневековых людей о Небесном городе ангелов — Небесном Иерусалиме, о том, что все сущее земное имеет свой небесный прототип. А также их веру в возможность после смерти ступить в небесный город. Изображение Небесного Иерусалима и предшествует изображению дьявола, и контрастирует с ним, и образует единое по композиции целое, как противостояние добра со злом в средневековых представлениях. Художник не только противопоставляет и сопоставляет, но и доступными художественными средствами демонстрирует преимущества добродетельной жизни перед греховной.
В сложенном состоянии колонны на иллюстрации с дьяволом совпадают с крайними колоннами, в обрамлении которых вписан Небесный город. Это объясняется еще и тем, что рисунок Небесного города наносился на страницу, предварительно размеченную под текст, и художник вынужден был придерживаться нанесенной разметки.
Внизу изображение ограничено проходящей под всем городом единой стеной, служащей ему основанием. Стена, как и колонны, — желтого цвета. С наружной стороны к колоннам примыкают апсиды с оранжевыми крышами. За ними видны апсиды поменьше. Они как архитектурный элемент характерны для храмовых сооружений византийского стиля, что позволяет судить о художнике как о человеке, которому были знакомы стили, преобладавшие в современной ему архитектуре.
С внутренней стороны колонны соединены десятью оранжевыми стенами, расположенными одна над другой. Кроме второй и четвертой остальные стены укреплены башнями разных цветов: шесть зеленых, семь желтых и шесть голубых. Увенчанные контрастными по цвету бойницами для стрельбы из лука, башни вместе со стенами представляют оборонительную систему города. Расположение стен подсказывает, что город как бы находится на горной вершине, поэтому стоящему, у подножия он мог предстать в виде террас. Из-за стен видно множество городских построек. Большинство из них — высокие здания, характерные для романского стиля, когда центральная башня шире, чем боковые, расположенные по обе стороны от нее. Над городскими стенами возвышаются стилизованные деревья. На рисунке мы не видим людей и животных. Можно предположить, что они скрыты за городскими стенами и внутри зданий.
Изображение, возможно, отражает представление самого художника о Небесном городе. Во всяком случае, это не иллюстрация к описанию Небесного Иерусалима, приведенному в «Откровении» Иоанна Богослова, 21 глава, стихи 9— 23, вошедшего в состав Гигантской книги:
«9. И пришел ко мне один из семи Ангелов, у которых было семь чаш, наполненных семью последними язвами, и сказал мне: пойди, я покажу тебе жену, невесту Агнца.
10. И вознес меня в духе на великую и высокую гору, и показал мне великий город, святый Иерусалим, который нисходил с неба от Бога.
11. Он имеет славу Божию. Светило его подобно драгоценнейшему камню, как бы камню яспису кристалловидному.
12. Он имеет большую и высокую стену, имеет двенадцать ворот и на них двенадцать Ангелов; на воротах написаны имена двенадцати колен сынов Израилевых:
13. С востока трое ворот, с севера трое ворот, с юга трое ворот, с запада трое ворот.
14. Стена города имеет двенадцать оснований, и на них имена двенадцати Апостолов Агнца.
15. Говоривший со мною имел золотую трость для измерения города и ворот его и стены его.
16. Город расположен четвероугольником, и длина его такая же, как и широта. И измерил он город тростью на двенадцать тысяч стадий; длина и широта и высота его равны.
17. И стену его измерил во сто сорок четыре локтя, мерою человеческою, какова мера и Ангела.
18. Стена его построена из ясписа, а город был чистое золото, подобен чистому стеклу.
19. Основания стены города украшены всякими драгоценными камнями: основание первое яспис, второе сапфир, третье халкидон, четвертое смарагд,
20. Пятое сардоникс, шестое сердолик, седьмое хризолит, восьмое вирилл, девятое топаз, десятое хризопрас, одиннадцатое гиацинт, двенадцатое аметист.
21. А двенадцать ворот — двенадцать жемчужин: каждые ворота были из одной жемчужины. Улица города — чистое золото, как прозрачное стекло.
22. Храма же я не видел в нем, ибо Господь Бог Вседержитель — храм его, и Агнец.
23. И город не имеет нужды ни в солнце, ни в луне для освещения своего, ибо слава Божия осветила его, и светильник его — Агнец».
Тем не менее, представление автора созвучно 2-му стиху 21-й главы «Откровения» Иоанна Богослова:
«2. И я, Иоанн, увидел святый город Иерусалим, новый, сходящий от Бога с неба, приготовленный как невеста, украшенная для мужа своего».
«Темные места»
Но не только полностраничными иллюстрациями известна эта книга. Разве может «Библия Дьявола» быть без тайн и загадок? Перед изображением Небесного града на обратной стороне 289-го листа — шесть страниц и шесть страниц — после изображения дьявола на 290-м листе выделены автором особым образом. Место на страницах, предназначенное для текста, имеет коричневый фон, поверх которого писец нанес текст, причем преднамеренность выделения подчеркивают тонкие рамки по периметру тонированных мест.
Страницы с обратной стороны 286-го листа по обратную сторону 288-го листа содержат текст с буквами одинакового размера (10 колонок по 2 на каждой странице), 2 тонированные колонки 289-го листа, на обратной стороне которой изображен небесный Иерусалим, — без текста Бросается в глаза, что текст на обратной стороне 287-го листа и на листе 288 выполнен желтой краской, а текст до (с обратной стороны 286-го листа по 287-й лист) и после (с обратной стороны 288-го листа) выполнен оранжевой краской. Выделение автором текста желтой краской нельзя считать случайным, так как в тексте, выполненном оранжевой краской, буквы, с которых начинаются предложения, выделены такой же желтой краской. Коричневый фон текста, выполненного желтой краской, обведен рамками более темного цвета, тогда как рамки фона под тестом оранжевого цвета, выполнены желтой краской.
Текст оранжевого цвета на коричневом фоне продолжается с обратной стороны 290-го листа (страница, обратная изображению дьявола) по 291-й лист. Текст написан тремя колонками. Его нет на страницах с обратной стороны 291-го листа по 293-й лист, где присутствует фон коричневого цвета. Всего после изображения дьявола (290-й лист) 9 тонированных колонок. Обратная сторона 293-го листа не содержит ни текста, ни фона, ни изображений, хотя и сохраняет разметку под текст, как на остальных листах книги. Присущее этой книге оформление продолжается только с 294-го листа.
На тонированных страницах, предшествующих изображению Небесного Иерусалима, автор поместил описание грехов, которое следует после текста Нового Завета, размер шрифта при этом больше, чем размер шрифта предыдущего текста. После изображения дьявола идут заговоры и заклинания, где шрифт такого же размера, как и в предшествующих описаниях грехов.
До сих пор остается загадкой, что скрыто за «символами», которые оставил автор Гигантской книги.
Портрет человека
На 118-м листе обращает на себя внимание единственное во всей рукописи изображение человека в полный рост. Как предполагают исследователи, это портрет Иосифа Флавия. Подписей нет, но он помещен на полях страницы, с которой в «Библии Дьявола» начинаются тексты популярных в средние века трудов Иосифа Флавия, — «Иудейская война» и «Иудейские древности». Изображение находится на внешней стороне листа, на уровне одной трети правой колонки текста, верхняя часть рисунка — на одном уровне с началом текста. На бородатом человеке — белая заостренная шапка, считавшаяся в Средневековье традиционной для изображения евреев, как обязательный элемент их одежды. Человек держит книгу, что должно позиционировать его как автора. Считая рисунок человека портретом Иосифа Флавия, исследователи, тем не менее, задаются вопросом: почему из числа авторов многочисленных работ создатель Гигантской книги выделяет именно его? Книжная традиция размещения изображения авторов с текстом произведения известна с VI века, например, широко использовались изображения евангелистов. Но если авторов Евангелий изображали сидящими перед своими рукописями, то в данном случае изображение фронтальное, в полный рост. Составитель «Библии Дьявола» поместил работы Иосифа Флавия после текстов Ветхого Завета, но перед текстами Нового Завета. Возможно, он придавал большое историографическое значение работам Иосифа Флавия, поэтому разместил их как связующее, недостающее звено от сотворения Мира до рождества Христова.
Другие украшения
Помимо перечисленных изобразительных элементов в «Библии Дьявола» есть и другие, не только украшающие тексты книги, но и несущие смысловые нагрузки.
Прежде всего это инициалы, которыми в достаточной мере изобилует Книжный гигант. Разные по размеру, сложные и простые, индивидуальные и уникальные по своему цветовому и художественному исполнению, они подчеркивают единообразие всей рукописи как целостного проекта, задуманного и выполненного одним человеком, опытным писцом и художником. Самые большие инициалы, размером 78x24 см, выполнены во всю высоту страницы на уровне колонок текста. Они украшены различными орнаментами, изображениями животных и птиц. Автор использовал красную, желтую, зеленую и синюю краски. Два больших инициала содержат золото.
Более трехсот лет средневековый манускрипт хранится в Стокгольме в Национальной библиотеке, и все это время к нему не ослабевает интерес не только ученых, но и широкой общественности. Книга выставлялась на всеобщее обозрение в Нью-Йорке и Берлине. Сохранились стереоскопическое изображение с «Библией Дьявола» 1906 года и открытка 1929 года.
В 2007 — 2008 годах этот книжный памятник был выставлен в Пражской национальной библиотеке — Клементинуме, где в свободном доступе желающие могли увидеть «восьмое чудо света» и ощутить на себе чарующий взгляд дьявола.
Анатолий ОТВАГИН
Иллюстрации предоставлены автором.
Журнал «Антиквариат, предметы искусства и коллекционирования», № 62 (ноябрь 2008), стр.16