В истории малых фарфоро-фаянсовых производств Волынской губернии последней четверти XIX - начала XX века до сих пор остается много белых пятен. Приводимых в специализированной литературе сведений и сохранившихся немногочисленных архивных данных явно недостаточно для представления полной картины развития заводов в таких селениях как Полонное, Бараши, Славута, Каменный Брод, и других.
При бурной деятельности фарфоро-фаянсовых производств на территории нынешней Украины в течение всего XIX, а также в начале XX века изделий некоторых мануфактур сохранилось совсем мало порой их насчитывают всего один-два десятка), причем тогда они не отличаются оригинальностью художественного замысла или отменным качеством черепка. Поэтому воображение исследователей и коллекционеров занимает, скорее, редкость самих предметов. Отсюда и особое к ним отношение. Каждый встречающийся на антикварном рынке и попадающий в поле зрения искусствоведов экземпляр позволяет выдвигать новые гипотезы и продвигаться в исследовании.
Что касается заводов города Полонного Новоград-Волынского уезда (ныне Хмельницкая область), автор классического труда по истории фарфоровых производств Российской империи А.В. Селиванов сообщает о двух действовавших в начале XX века производствах: фабрике А. Бахмутского в деревне Горошки1 (юго-западная территория Полонного) и М. Шапиро/А. Зуссмана2. О них же пишут и польские исследователи3. Историк украинского г арфора А.В. Долинский упоминает только о заводе Брички4.
Со времени выхода фундаментальной монографии по краинскому фарфору Ф.С. Петряковой было принято считать, что первым предприятием, начавшим производство сарфора в Полонном, был завод М. Шапиро5. Однако обнаруженные недавно архивные сведения, не попавшие в поле зрения исследовательницы, позволяют отодвинуть лату основания первого завода в Полонном на 40 лет вглубь.
Разбирая документацию Полонского фарфорового завода (ПФЗ) в связи с подготовкой материалов для открытия музея ПФЗ, Н.И. Козак6 обнаружил справки из центральных областных архивов, полученные дирекцией для подтверждения даты основания завода в связи с празднованием его 100-летия в 1989 году. Из этих материалов следует, что к концу XIX века в Полонном действовало четыре предприятия, причем к некоторым из них имел непосредственное отношение предприниматель Аврум Срулевич Бахмутский (1818—1907)7. Именно он основал здесь свое первое предприятие в 1848 году. Упоминание в статистических книгах 1893,1909,1913 годов свидетельствует о его стабильной работе на рубеже XIX—XX веков. По данным за 1913 год, на заводе работали 25 человек, а его годовой оборот составлял 10 тысяч рублей8. Изделия завода не известны. Возможно, потому, что на их торговых знаках отсутствовала фамилия владельца завода? В коллекции музея ПФЗ хранится тарелка (илл. 1), маркировку которой илл. 2) сложно соотнести с конкретным заводом. Марка своим рисунком отдаленно напоминает надглазурную печатную марку на тарелке завода М. Шапиро9 и перекликается с клеймом английского фаянса с держащими щит львом и единорогом. Отметим, что к имитации марок английского фаянса прибегали многие отечественные Фаянсовые заводы, в том числе Киево-Межигорская мануфактура, Каменнобродский завод. Печатный рисунок на зеркале тарелки, изображающий соборную площадь в Одессе с памятником графу Воронцову, был скопирован от руки на матрицу местным мастером с английского образца. Декор под названием «Woronzoff» (илл. 3) был зарегистрирован в 1865 году под № 185473 компанией Норе & Carter (Барслем, графство Стаффордшир) для воспроизведения на тарелках, предназначенных для экспорта в Российскую империю. Декорированные им изделия выпускались по' патенту в разное время различными английскими мануфактурами, а также заводами Российской империи (Кузнецова — в Твери и Будах, Зуссмана — в Каменном Броде). Быть может, эта тарелка была выпущена загадочным предприятием А.С. Бахмутского? Нельзя, однако, исключать и версию о том, что ее произвел завод М. Шапиро в период с 1889 по 1897 год. Известно, что предприятие выпускало фаянсовые тарелки с печатными рисунками, о чем свидетельствует предмет из частного киевского собрания с изображением X. Колумба10. На одном из заводов Полонного создавались клише для печатных рисунков. Об этом мы узнаем из переписки11 фарфориста Ефима Семеновича Гаврилюка12 с исследователем истории полонских фарфоровых производств — теплотехником Полонского фарфорового завода Иваном Захаровичем Гулием13. Эти рисунки поставлялись в 1890-е годы для декора изделий фабрики в Барашах, принадлежавшей тогда Р. Максимович (владела фабрикой с 1894 по 1900 г.).
Вторым по времени основания стал в Полонном завод еврейского предпринимателя Мойши (Моисея) Шапиро. Точная дата его основания — 1889 год — зафиксирована в нескольких источниках: «Список фабрик и заводов Европейской России» (СПб., 1903, с. 347); Езиоранский Л.К. «Фабрично-заводские предприятия Российской империи» (СПб., 1909, № 1136, 1125—1141(B); Gustaw Soubise-Biser. «О fabrikah ceramiki w Polsce» (Warzawa, 1913, ст. 20)14.
Возможно, M. Шапиро перенес в Полонное часть своего производства с завода в Белотине, которым владел с 1880 по 1887 год. Жил он неподалеку от Полонного — в Славуте, где арендовал бумажную фабрику. Успешному развитию предприятия способствовало удобное расположение — недалеко от железной дороги. Заводских товарных знаков, равно как и изделий завода, известны единицы. Это печатная марка на упоминавшейся тарелке из частной коллекции и две вытисненные в массе марки. Одна из них сохранилась на черепке размером с пятак (илл. 4) (музей ПФЗ). Она представляет собой голову в шлеме Меркурия с двумя кадуцеями (жезлами) по обе стороны, с расположенными одна под другой надписями: «М. Schapira.» и «Polonnoe» (в полукруглом резерве). Изображение этой марки ранее не воспроизводилось. Другая тисненая марка (илл. 6) с надписью «Шапиро» в овале и с цифрами «2» и «11» размещена на столовой тарелке (илл. 5), расписанной по борту на манер упрощенных «агашек» и декорированной отводкой золотистым люстром. В марке отсутствует указание на местонахождение завода. Вероятно, она была произведена в Полонном, так как известно, что изделия завода Шапиро в Белотине маркировались другой тисненой в массе маркой — «М. Shapira Bielotin»15. Предмет свидетельствует, что на полонском предприятии, также как и на белотинском, для декорирования столовой посуды, помимо печати, использовались ручная роспись и крытье золотистым люстром.
В 1897 году Шапиро продает свое полонское производство Айзману Фишелю Зуссману (он же — Айзман Зельманович Зусьман)16. Зуссман с 1901 года переводит его исключительно на выпуск санитарного фаянса. Это подтверждает расположенная полукругом надпись «Sanitary earthenware manufacture» (Мануфактура санитарного фаянса) на торговом знаке
завода; в центре полукруга, в перевернутом треугольнике, находим инициалы владельца — «А/F/S». Данная марка (илл. 7) описана и опубликована А.В. Селивановым17. В музее предприятия, продолжившего в XX веке традиции завода Шапиро/Зуссмана18, хранится обломок черепка (видимо, от изделия, предназначенного для умывания), где можно увидеть часть этой заводской марки (илл. 8).
Помимо заводов А.С. Бахмутского и М. Шапиро/А.Ф. Зуссмана, в Полонном в конце XIX — начале XX века действовали еще «кукольный» завод Я. Брички («куклами» в XIX в. называли фарфоровые статуэтки) и завод Кармине и Полляка; а также два завода, выпускавшие керамические трубы и плитку. Согласно имеющимся данным, предприятие, принадлежавшее с 1905 года Арону-Лейб Янкелевичу Бричке, было основано А.С. Бахмутским в 1895 году19. Обнаруженные Е.С. Гаврилюком сведения о более раннем времени его основания (между 1865—1870 гг.) документально пока не подтверждены20. В 1900 году оно упоминается в книге «Вся Россия»21. С 1901 года завод был сдан в аренду мещанам Луке Добровольскому и Авр. Шпрингеру. После того, как они судились с Бахмутским и отказались от аренды22, он перешел в аренду к Н.В. Гладкому. Это подтверждается сообщением Ф.С. Петряковой о том, что А.Я. Бричка арендовал завод у Н.В. Гладкого23. Эта же фамилия фигурирует и в архивной справке об основании завода Брички24. Как справедливо полагает Н.И. Козак, Бричка, вероятно, работал на заводе вместе с Гладким (в 1904 г.)25. Однако, не желая связываться с нечистым на руку, вовлеченным в судебные тяжбы предпринимателем (старожилы Полонного характеризовали А.С. Бахмутского как жулика26), он предпочел в 1905 году выкупить завод.
Предприятие находилось на околице Полонного, в селе Горошки на улице Гармаки, неподалеку от которой местные жители издавна добывали глину. Теперь это территория Полонного, а улица носит название Роксолану. Современный вид карьера Гармаков представлен на иллюстрации 10. Местные жители и поныне, вспахивая по весне землю, находят предметы, свидетельствующие о существовании здесь фарфорового производства. «Кукольный заводик» производил изделия из грубого крашеного бисквита (кашпо для цветов, вазы, скульптуру). Эстетически продукция завода была ориентирована на западноевропейские образцы в стиле модерн и несла на себе отпечаток наивного сентиментализма (илл. 9).
Торговые знаки на ней не ставились.
Относительно завода Александра Гуровича Кармине, Вячеслава Ивановича Полляка и Вячеслава Войтеховича Клиха Ф.С. Петрякова приводит сообщения Б. Лысина о том, что его в 1889 году основал А.С. Бахмутский27. На 1913 год он зафиксирован как фарфоровый завод и мельница под названием «Богемия» 28. Вначале он изготавливал фарфоровые изделия, затем фарфоровую муку, а потом и вовсе прекратил существование. Изделия и марки завода Кармине и Полляка пока не обнаружены.
Совсем немного данных о дореволюционной деятельности Славутской мануфактуры (Хмельницкая обл.). Наиболее полную информацию мы находим о ней в статье О.В. Школьной29. Согласно ее сведениям, фаянсовый завод в Славуте был основан в 1908 году, когда одесский купец 1-й гильдии Ушер Мойшевич Сигал30 приобрел ликвидировавшийся чугунолитейный и механический завод АО «Лильпоп, Рау и Левенштейн» и перепрофилировал его в 1909 году. Как сообщается в исторической справке на официальном сайте ныне действующего производства: «Первоначально на фаянсово-фарфоровом заводе изготавливалась очень красивая посуда (даже для императорского двора)... в 1910 г. завод выпустил первую партию санитарной керамики (унитазы, умывальники, писсуары), которая продавалась в Одессе, Киеве, Москве и Варшаве»31. В 1910 году Славутский завод назывался стекольным, фарфоровым и фаянсовым. Вначале предприятие выпускало хозяйственный и сантехнический фаянс, а с 1913-го — и фарфоровую продукцию (емкости для бальзама и рома, столовые и чайные сервизы в стиле модерн), а также электрофарфоровые изоляторы.
Славутская фарфоровая и фаянсовая посуда считается редкой. Известно о нескольких вещах (тарелки, супница), хранящихся в украинских и польских32 частных собраниях, и семи тарелках и блюде из коллекции Государственного музея искусств УзССР33. Отдельные предметы иногда можно встретить на польских и российских интернет-аукционах. Представленная тарелка (илл. 11) являет собой характерную для украинско-польского фаянса 1880—1910-х годов столовую посуду. Подобные изделия производились в Барашах, Каменном Броде, на мануфактурах австро-венгерских земель и польских (в составе Российской империи). Обычно гни украшались отпечатанным под трафарет растительным зрнаментом либо полихромной росписью. Тарелка декорирована под трафарет аэрографом, отличается многоцветной палитрой и тонированным бортом. Расположенная на ее оборотной стороне надглазурная марка (илл. 12) в виде сидящего на увитом лентой глобусе (где имеется слово -Porcellain») орла в отечественной литературе воспроизводится впервые. На ленте читаем: «FABRIK/FAYENCE/ PORCELLAIN», а под изображением надпись: «TRADE-MARK/U.SIGLL SLAWUTA». Именно наличие слова «Porcellain» в надписи является особенностью этой марки. Оно свидетельствует о том, что данное изделие датируется периодом после 1913 года. С этого времени завод начал выпускать фарфор, и из надписи на его торговом знаке (аналогичном по своему рисунку) исчезло слово «Sanitary». Схематичное изображение славутской марки с ошибками в написании имени владельца мануфактуры и неправильной датировкой помещено в польском издании34.
Не менее редким является фарфор из села Бараши (Емильчинский район, Житомирская обл.). Фарфоро-фаянсовый завод в Барашах был основан в 1854 году в имении помещицы Анелы Рациборской. Вначале там производился фаянс, с 1870 года — столовый и чайный фарфор, декорированный надглазурной и подглазурной росписью. В ценовом отношении продукция была ориентирована как на обеспеченные, так и бедные слои населения. С 1878 года владельцем фабрики становится Северин Шильке, а купец А.Л. Гершфельд берет ее в аренду. В 1894-м фабрика переходит к Р.З. Максимович (до 1900 г.) и сдается в аренду предпринимателям Абраму Каранту и Михэлю Кушнирскому (до 1909 г.). В 1911-м управляющим числился Симонович, с 1913-го — В.Г. Мжаванадзе35. Точная дата закрытия фабрики не известна. Позже всего она упоминается в 1913 году36. Руководствуясь записями Е.С. Гаврилюка, Лев Долинский приводит сведения о том, что с конца 1880-х, после приглашения на завод модельщика из Городницы, качество фарфора улучшилось37 и продукция имела успех. В 1884—1887 годах ежегодно выпускалось изделий на сумму 15 000 рублей 38.
Помимо музейных собраний (Национальный музей украинского декоративного искусства (НМУНДИ), Волынский краеведческий музей), барашевские предметы периода Гершфельда хранятся в частных коллекциях в Украине и Польше. В НМУНДИ имеется чашка (илл. 13), расписанная подглазурно кобальтом с нанесением надглазурно разделки золотом, — декор, типичный для частных (гжельских, кузнецовских) русских заводов. Крайне редкая марка на чашке39 — подглазурная, печатная кобальтом — изображает два расположенных под углом к декоративной рамке кадуцея, в рамке — надпись «Барашовская», под ней, в полукруглой полосе, «А. Гершфельдъ» (илл. 14). Недавно в одной из частных украинских коллекций был обнаружен туалетный флакон (илл. 15), форма которого аналогична форме флаконов завода в Городнице середины XIX века40. Изделие отличается прочностью и грубостью массы, декорировано надглазурной росписью (свисающие цветочные гирлянды) и отводкой золотом. Марка, опубликованная у А.В. Селиванова41 и в монографии по польскому фарфору42, представляет собой подглазурно кобальтом нанесенный вензель с инициалами владельца «АЛ» над горизонтальной надписью «Гершфельдъ», обрамленной внизу полукруглой полосой с надписью «ВЪ БАРАШАХЪ» (илл 16).
Время продолжает преподносить нам приятные неожиданности. Совсем недавно, спустя два месяца после выхода статьи о каменнобродском фаянсе43, нам удалось обнаружить еще несколько изделий завода Айзмана Фишеля Зуссмана в Каменном Броде (действовал в период с 1886 по 1916 г.) с ранее не встречавшимися марками. Марка, изображающая голову в шлеме Меркурия с крыльями и двумя жезлами-кадуцеями по обе стороны и с надписью «F. Sussmann»44 (или «A.F. Sussmann», «Felix S. Sussmann»), соседствующая с тисненой в массе маркой «F. Sussmann» (с цифрой), обычно встречается на изделиях с печатным декором и хорошо известна коллекционерам. Однако ее вариант с надписью «KAMENN-BROD.» (илл. 18) замечен нами впервые. Марка проставлена на тарелке с золотистым крытьем люстром по борту и с букетиком роз, исполненным в маховой манере, — на зеркале (илл. 17). Интересно, что другая каменнобродская тарелка с идентичным цветочным букетом маркирована еще одной, доселе не замеченной исследователями маркой данного завода (илл. 21). Своим рисунком она аналогична марке Городницкого завода периода Зуссмана (1882—1910-е гг.) ипр едставляет собой печатный надглазурный оттиск голубого цвета в форме щита, увенчанного короной с шестью зубцами и обрамленного завязанной внизу щита в узел лентой. По бокам — надпись латиницей: «A.F. SUSSMANN/ KAMENOBROD». Эта марка своей более геометризованой формой и рисунком отличается от опубликованной нами каменнобродской марки аналогичного типа45. Не известный ранее тип печатной марки с надписью в две строки " Каменебродъ/А,—Ф,—3.", обрамленной завитками (илл. 20), представлен на тарелке с цветочным и орнаментальным декором (илл. 19). Ее тип декорирования — под трафарет — на каменнобродском фаянсе встречается реже остальных. Предварительная датировка предмета — рубеж XIX— XX веков. Представленные марки публикуются впервые. Таким образом, подытоживая вышеизложенное, мы можем говорить, что количество вариантов известных нам теперь каменнобродских марок возросло до одиннадцати штук. Все они приведены в отдельной таблице (илл. 22).
К сожалению, имеющихся материалов еще не вполне достаточно для формулирования окончательных выводов об уровне продукции на рассмотренных нами предприятиях, обо всех употреблявшихся на них торговых знаках и вариантах их нанесения. Поиск сведении о небольших заводиках волынской группы конца XIX — начала XX века продолжается. Процесс этот непрерывен и увлекателен. Иной раз новая находка не столько расширяет наше представление об ассортименте и технических возможностях определенного производства, сколько в очередной раз наводит на размышления, добавляя новые вопросы.
Елена КОРУСЬ
Автор благодарит художника-фарфориста ПФЗ Н. Козака и коллекционера Л. Романюк за предоставленные фото и архивные материалы, а также коллекционеров И. Ершова, А. Крохина и Н. Шляховчука за предоставленные фото. В статье также использованы фото из фотоархива НМУНДИ (Киев).
Журнал «Антиквариат, предметы искусства и коллекционирования», № 101 (ноябрь 2012), стр.58