Сергей Николаевич Горшин (1908-1997)
Сергея Николаевича я не знал близко, хотя встречались мы неоднократно — и на выставках Клуба коллекционеров Советского фонда культуры, активным членом которого он был, и на бурных заседаниях Клуба, где неторопливо, спокойно и обстоятельно, как подобает ученому, он излагал приемлемые для него и «старейшин» положения. Довелось мне бывать у него и в домашней обстановке, присутствовать при его щедром даре Государственной Третьяковской галерее — подумать только, шестьдесят отборных работ из коллекции Горшина обогатили ее собрание. Помню и передачу городу Химки галереи из 203 произведений живописи, включая и 500 томов книг по изобразительному искусству.
Чуть подслеповатый, похожий немного на Дон Кихота, с высоко поднятой головой, он никогда не старался повысить голос, говорил без патетики, излишнего «романтизма», но, как оказалось, писал не только научные труды «про антисептики», но и романтические, пылкие стихи.
Сергей Николаевич родился в семье учителя, вышедшего из крестьянской среды; трудолюбие, страсть к систематическим занятиям, наблюдениям не оставляла его ни на минуту. С детства он собирал гербарии, бабочек, стрекоз, редкие птичьи яйца. Уже в 17 лет Горшин поступает сразу в три института, несмотря на жесткую квоту для детей интеллигентов, выбирает все-таки Казанский лесной институт и на всю жизнь связывается с наукой о лесном и деревообрабатывающем хозяйстве. С 1934 года он жил в городе Химки, работал в лаборатории по обработке и хранению древесины, затем стал кандидатом, а позднее и доктором наук, заведующим аспирантурой.
Первые картины Горшин приобрел в 1945 году в Новосибирске, где работал на авиазаводе, использовавшем в конструкциях боевых самолетов особо обработанную древесину. Возвратившись в Химки в 1947 году, Сергей Николаевич часто посещал художественные выставки, антикварные магазины, где завязывались знакомства, пополнялась коллекция. С коллегами по собирательству Горшин общался мало, не слишком им доверяя, да и не прибегая к распространенным в ту пору «обменам».
Будучи человеком «рукастым», Сергей Николаевич любил сам реставрировать рамы, резать стекла, но никогда не стремился реставрировать картины, считая это делом высокопрофессиональным. Зато развеска работ в доме была полной его привилегией. Уже с начала 1960-х годов, постоянно расширяя свое собрание, Горшин начинает задумываться о «перебазировании» его в картинную галерею, которой в Химках не было. «Химкинская картинная галерея» начала работу в 1991 году, а за два года до этого в Государственной Третьяковской галерее состоялась выставка 280 работ из собрания С.Н. Горшина.
Сергей Николаевич был активным членом Клуба коллекционеров СФК. На выставках СФК на Старой Басманной, в других залах часто экспонировались пейзажи из его собрания. Выставлялись отдельные работы из коллекции Горшина и за рубежом — в Великобритании и Италии.
Подготовив два поэтических сборника, выпущенные только в 1994 году, Сергей Николаевич тяготел к лирическому русскому пейзажу, живописи позднего передвижничества, «Союза русских художников», пейзажистов-«ахрровцев». В этом смысле он был типичным московским коллекционером, продолжавшим добротные отечественные традиции собирательства. Но, как ученый по складу, он писал статьи о коллекционировании, его психологии и типологии, в некотором смысле вел и знал хронику дарений и особо заботился о популяризации частных собраний.
Изучая досконально биографии художников, картины которых находились в его коллекции, собрав немыслимо объемный материал в репродукциях и открытках об их творчестве, Горшин не чурался малоизвестных и забытых имен, приобретал и работы «формалистов» — Бурлюка, Кузнецова, Лучишкина, Сарьяна, Фалька. Не тяготея к ныне столь популярному в собирательской среде «русскому авангарду», он никогда не оспаривал его значения для отечественного и мирового искусства, поддерживал мои «экстремистские» выставки и охотно давал на них ныне находящуюся в Третьяковке работу А. Дейнеки.
То собрание, которое было подарено Горшиным в качестве картинной галереи городу Химки, мне представляется одной из наиболее доступной и в то же время действенных форм, способных приобщить широкий круг «ведающих» и «не ведающих» к высокому, но часто попираемому понятию русской живописной культуры, — материальная и художественная его значимость неоценима. Среди художественных собраний, основанных за недавние годы волею коллекционеров, таких как коллекция Ф.Е. Вишневского, собрание Г.Д. Костаки, музей русского искусства А.Я. Абрамяна, коллекция И.С. Зильберштейна, собрания Н.С. Аржанникова, Г.П. Белякова, братьев Ржевских и целый ряд других бесценных даров, «Химкинская картинная галерея» занимает особое уникальное место.
Валерий ДУЛАКОВ
Журнал «Антиквариат, предметы искусства и коллекционирования», № 105 (апрель 2013), стр.30