В 2006 году вышел прекрасно изданный каталог Краснодарского краевого художественного музея им. Ф.А. Коваленко. Там в разделе «Великобритания XVIII—XIX вв.» на странице 89 помещена репродукция мужского портрета, снабженная следующей надписью:
На портрете изображен мужчина средних лет в парике, но одетый не в английский мундир, а в форму офицера русского военно-морского флота времен императора Павла I и награжденный орденом Святой Анны I степени, о чем свидетельствуют красная с золотистой каймой лента и край звезды, выглядывающий из-под епанчи (в XVIII в. такую ленту из всех европейских орденов имел только орден Св. Анны). По Высочайшему Указу от 17 ноября 1796 года, всем офицерам флота полагался мундир, состоящий из темнозеленого кафтана с белым отложным воротником и темно-зелеными обшлагами, белого камзола и белых панталон; шпага, пуговицы и пряжки полагались позолоченные. Все вышеперечисленное соответствует изображенному на портрете, и поэтому первоначальная атрибуция (с совершенно непонятной аргументацией) оказывается неверной, ну а что касается предположения — кто это, то единственным офицером, награжденным генеральским орденом Св. Анны I степени, не только за время правления императора Павла, но и за всю историю русского военно-морского флота, был знаменитый капитан Г.Г. Белли.
Белли (Белле) Генрих Генрихович, или, как его называли на русский манер, Григорий Григорьевич, был по национальности англичанином. К сожалению, ни в одном из источников не удалось обнаружить дату его рождения, но, скорее всего, родился он в начале 60-х годов XVIII века. Даже краткий его послужной список впечатляет. В 1783 году Белли был принят из английской службы мичманом в русский флот, с назначением в Донскую флотилию. С 1787 по 1798 год командовал различными судами Черноморского флота. Участвовал в сражениях с турками при острове Фидониси, у крепости Гаджибей (на месте которой была основана Одесса), в Керченском проливе, у Тендры и Калиакрии. Считался первоклассным морским офицером, одним из лучших в эскадре адмирала Ф.Ф. Ушакова. С 1789 года Белли уже капитан-лейтенант, а за бой у мыса Калиакрия 31 июля 1791 года, командуя судном «Полоцк», награжден орденом Св. Владимира IV степени. С 1793 года командир 32-пушечного фрегата «Счастливый», с командой 276 человек. 13 августа 1798 года Белли, командуя этим фрегатом, отправился с эскадрой Ушакова в Средиземное море, где участвовал в освобождении Ионических островов Корфу, Занте и Цериго от французов. За взятие в составе десанта крепости на острове Цериго 28 сентября 1798 года награжден орденом Св. Анны II степени. 20 октября 1798 года Белли опять отличается: фрегат «Счастливый» захватывает в плен французский бриг «Александр», везший важные депеши Бонапарту в Египет. Весной 1799 года Ушаковым к берегам Италии был направлен отряд кораблей под командованием капитана 2-го ранга Сорокина, с целью совместных с англичанами действий против французов и итальянских республиканцев. 22 апреля 1799 года, при взятии порта Бриндизи, фрегат Белли присоединился к эскадре Сорокина, которая затем, двигаясь вдоль побережья, захватила Монополи, Мольфетту и Барлетту, выбив оттуда французские гарнизоны. 9 мая была захвачена Манфредония и на берег высажен русский десант под командованием Белли в составе 17 штаб- и обер-офицеров, 376 унтер-офицеров и солдат, 148 матросов и 6 орудий с артиллерийской командой из 36 человек. Отряд, который составил в общей сложности 577 человек, выйдя из Манфре-донии на Фоджо, за три недели пересек с боями Аппенинский полуостров и уже к началу июня был на юго-восточных подступах к Неаполю, где отразил артиллерийское нападение канонерских лодок и выбил противника из прибрежных укреплений. 3 июня авангард Белли, состоящий из ста солдат и тридцати матросов, в результате невероятной ночной штыковой атаки против двух тысяч французов перебил триста человек, а шестьдесят взял в плен с минимальными потерями. Было также захвачено пять пушек и два знамени. Республиканцы из центра Неаполя были оттеснены к укрепленным замкам Кастелламаре, Кастель-Нуово и Кастель-дель-Ово, которые вскоре капитулировали на почетных условиях, и к 8 июня город был полностью в руках Белли. Когда через четыре дня в Неаполь прибыла эскадра адмирала Нельсона, доставившая из Сицилии неаполитанского короля и три тысячи английских и португальских солдат, на республиканцев обрушились жесточайшие репрессии. По приказу Нельсона были отменены все ранее заключенные русскими обязательства, содержащиеся в документах о капитуляции, гарантировавшие жизнь всем сдавшимся в плен, и в итоге от кровавого террора погибли тысячи неаполитанцев. Белли, осуждая действия своих соотечественников и проявляя благородство и гуманизм, делал все, чтобы сдержать насилие и жестокость, не выдавал пленных на расправу, укрывал беженцев, и им, в частности, был спасен знаменитый итальянский композитор Чимароза.
За захват города Фоджо 12 мая 1799 года император наградил Белли орденом Св. Иоанна Иерусалимского, а получив от Ушакова донесение (от 24 июня 1799 г.) о взятии Неаполя, Павел сказал: «Белли думал меня удивить, так и я удивлю его» — и в виде исключения пожаловал капитан-лейтенанту орден Св. Анны I степени, которым награждались чины рангом не ниже контр-адмирала. В рескрипте Суворову император писал: «...Сделанное Белли в Неаполе доказывает, что русские люди на войне всех прочих бить будут, да и тех, кто с ними, тому научат».
17 июля 1799 года фрегат «Счастливый» во главе со своим командиром принял участие во взятии замка Сент-Эльмо и крепости Капуя, а затем вместе с оставшейся на рейде небольшой английской эскадрой охранял неаполитанского короля. 6 августа 1799 года Белли был произведен в капитаны 2-го ранга, а 5 ноября 1800 года награжден королем Обеих Сицилий, только что утвержденным орденом Св. Фердинанда II степени. Летом 1801 года Белли возвращается в Севастополь, в 1803 году производится в чин капитана 1-го ранга, а на следующий год вновь отправляется к русской эскадре в Архипелаг, в распоряжение адмирала Д.Н. Сенявина. В 1806—1807 годах Белли, командуя уже отрядом судов, принял самое активное участие в Адриатической экспедиции: изгнал из Каттаро австрийский гарнизон и овладел всей Каттарской областью, взял у французов город и крепость на островах Курцола и Лисса, а затем командовал захваченным в плен в Афонском сражении турецким линейным кораблем «Сед-эль-Бахр». В 1808 году Белли постигла несправедливая опала. После заключения Тильзитского мира он, под предлогом того, что англичанину неудобно служить в русском флоте при начавшихся осложнениях с Англией, был сослан в Саратов. Долгие четыре года провел Белли в ссылке, сначала в Саратове, затем в Москве и Санкт-Петербурге, и только в 1812 году вернулся в Севастополь, где получил в командование линейный корабль «Азия». В 1812—1826 годы Белли продолжил службу в Черноморском флоте, командуя различными судами, а с производством в 1816 году в чин контр-адмирала возглавил 3-ю флотскую дивизию, которая базировалась в Николаеве. Здесь он и скончался 2 июня 1826 года.
Что касается автора портрета, то на обороте холста и на этикетке подрамника указано одно и то же имя — Смит (Smith, John Raphael). Джон Рафаэль Смит был одним из самых известных английских граверов второй половины XVIII века. Родился он в 1752 году в Дерби (на обороте портрета год рождения и смерти указан неверно), в семье Томаса Смита, живописца-пейзажиста и гравера, известного тем, что его типично английские романтические пейзажи были использованы Веджвудом в прославленном «Сервизе с зеленой лягушкой», предназначенном для Екатерины II. Начальные азы своего ремесла Джон Рафаэль получил от отца и своего старшего брата Томаса Корреджо Смита — известного миниатюриста. В 1767 году он переезжает в Лондон, где уже основательно обучается гравированию в технике меццо-тинто. Первая гравюра Смита появилась в 1769 году, а уже с 1773 года он начал выставлять свои произведения в «Объединенном обществе художников». Работал Смит в меццо-тинто и пунктире, и большинство своих работ издавал сам. Гравировал он с оригиналов Рейнольдса, Гейнсборо, Ромни, Морланда, Фьюсли, Лоуренса, Хопнера, а также по своим рисункам. Всего им было выполнено около трехсот гравюр. В последние годы Смит занимался в основном пастелью и умер в Лондоне в 1812 году.
Атрибутируемое произведение и композиционно, и стилистически вполне соответствует английской портретной живописи последней четверти XVIII века, но совершенно не характерно для творчества Смита, и этим уже уникально. Как оказался художник в Италии, неизвестно, но можно предположить, что он прибыл в свите адмирала Нельсона либо входил в окружение английского посла Гамильтона, известного коллекционера и мецената. Неверное расположение на мундире аннинской ленты и звезды, конечно, немыслимо для павловского времени (на портрете лента на правом плече, звезда — слева, а по статуту ордена Св. Анны, утвержденному императором в 1797 году, полагалось носить ленту на левом плече, а звезду — справа), но вполне объяснимо, если учесть, что портрет написан далеко от России, в Неаполе, и изменения внесены, возможно, по воле художника для лучшего ракурса. Также нужно отметить, что произведение не могло быть написано после возвращения Белли из Италии. В этом случае он был бы изображен уже без парика и в новой форме, введенной Александром I и существенно отличающейся от павловской.
Портрет, скорее всего, был написан не ранее ноября 1799 года (так как реляция Ушакова шла в Петербург около двух месяцев и ответный императорский Указ о награждении с присланными орденскими регалиями — столько же) и не позднее 5 ноября 1800 года, когда Белли был награжден пышным неаполитанским орденом с большой короной и фигурой св. Фердинанда Кастильского, носившимся на красно-синей шейной ленте и наверняка запечатленным бы на портрете. Отсутствие же на мундире российских орденов Св. Владимира IV степени и Св. Иоанна Иерусалимского, которыми Белли был награжден ранее, объясняется тем, что на портрете он в полном парадном облачении кавалера ордена Св. Анны I степени, о чем, кроме ленты с орденом и звезды, свидетельствует красная бархатная епанча, романтически небрежно наброшенная на плечи. В этом случае, согласно статуту, другие ордена не полагались.
В Центральном военно-морском музее в Санкт-Петербурге хранится подлинник Указа императора Павла I о награждении Белли орденом Св. Анны I степени, но, к сожалению, нет ни одного изображения героя взятия Неаполя. Своими соображениями автор поделился с несколькими специалистами, в том числе и с теми, кто профессионально занимается определением лиц, изображенных на портретах. Все они высказали сомнения по поводу Белли, не приведя, впрочем, никаких аргументов в пользу другого лица. Так что вопрос пока остается открытым.
Чтобы убедиться в авторстве Смита, требуется комплексная научно-технологическая экспертиза, а пока новая атрибуция может выглядеть следующим образом:
«Джон Рафаэль Смит (?).
Портрет капитана 2-го ранга Г. Г. Белли, кавалера ордена Св. Анны I степени. 1799—1800 гг.».
Учитывая то, что портрет имеет эрмитажный инвентарный номер — ГЭ 5128, в Эрмитаж он поступил где-то между 1919—1921 годами, скорее всего, через Коллегию по делам музеев и охраны памятников искусства и старины или Государственный музейный фонд (ГМФ). В начале 1919 года чекистами были проведены аресты некоторых петроградских антикваров (в их числе и весьма известных — А.К. Рудановского, Л.Л. Аронсона, Б.Я. Мильмана, А.Н. Морозова), а их магазины конфискованы. «Ввиду невыполнения декрета об обязательной регистрации» эти магазины были опечатаны, а все их содержимое, согласно тому же декрету, было изъято и определено «на временный учет», то есть, по существу, перешло в собственность государства. Возможно, рассматриваемое нами произведение входило в одну из этих антикварных коллекций.
Если предложенная атрибуция верна, то весьма символично, что после всех перипетий портрет оказался на юге страны, где во время рождения российского Черноморского флота начиналась и проходила боевая деятельность Григория Григорьевича Белли, одного из забытых героев той удивительной эпохи.
Павел НОВИКОВ
Журнал «Антиквариат, предметы искусства и коллекционирования», № 105 (апрель 2013), стр.27