Компания Fornasetti была основана в оживленном Милане послевоенного периода как творческое зеркало своего основателя Пьеро Форназетти, многогранного художника, чье неустанное творческое чутье принесло ему место среди самых плодовитых итальянских деятелей двадцатого века.
Драгоценный фарфор, изысканные предметы мебели и аксессуары для мебели всегда составляли основу неудержимого творческого разнообразия Ателье, охватывающего искусство и дизайн: предметы для разговоров, видения для созерцания, но в то же время предметы для использования. В этом заключается великая проницательность Форназетти, его так называемое «практическое безумие»: поставить красоту и творчество на службу полезности.
«Я не верю в эпохи или времена. Я не верю. Я отказываюсь устанавливать ценность вещей, основанную на времени. Я не устанавливаю границ, и нет ничего слишком эзотерического, чтобы вдохновить меня, я хочу освободить свои стремления за пределы «обычный».
-Пьеро Форназетти-
Производственный процесс всегда был одной из отличительных черт Форназетти. Все предметы изготавливаются в Италии строго вручную, соблюдая традиции профессионального мастерства, которые делают каждое изделие настоящим произведением искусства.
РУЧНАЯ РАСКРАСКА ТАРЕЛКИ В АТЕЛЬЕ FORNASETTI
Ателье Форназетти, возглавляемое новаторским и нетрадиционным духом Барнабой Форназетти, хранителем наследия своего отца Пьеро, теперь дополняет свою дизайнерскую деятельность обширной и разнообразной культурной инициативой. Это начинание является фундаментальной частью идентичности Ателье, его корпоративных и человеческих ценностей, а также его социального и культурного влияния на современную сцену.
Пьеро Форназетти ( Piero Fornasetti , 1913-1988 ) считал, что любой предмет может быть декорирован на 100% и при этом не потеряет своего назначения. В совершенстве овладев искусством trompe l’oeil (изображений-обманок, построенных на оптических эффектах искажения перспективы), превращал мебель в архитектурные объекты, заставлял газеты принимать форму пепельниц, заселял поверхности комодов разноцветными бабочками и наносил изображения Адама и Евы на шезлонги.
Его произведения всегда узнаваемы — это тот редкий тип дизайнеров, обладающих собственным неповторимым стилем. Работы Пьеро Форназетти — это смесь иллюзионизма и архитектурных перспектив. Его излюбленные темы — солнце, игральные карты, рыбы, бабочки, книги, архитектура и лицо девушки по имени Лина Кавальери.
Пьеро Форназетти был настоящим фантазёром: дизайнером и в то же время художником, иллюстратором, графическим дизайнером, ремесленником, фабрикантом и бизнесменом, чья продукция продавалась в магазинах и универмагах во всём западном мире.
Огромное внимание Форназетти уделял декорированию поверхностей. В своём творчестве он бросал вызов формальностям: ни форма, ни декор не должны предопределяться функциональностью, а оформление не должно следовать за объёмом. Он остро чувствовал, как двухмерная графика должна ложиться на трёхмерные формы. На него сильно повлияло искусство эпохи Возрождения (Джотто, Пьеро Делла Франческа), а также его друзья, итальянские художники (Sironi, Savinio, de Chirico) и писатели (Leo Longanesi). Большая часть его мебели была разработана Джо Понти (Gio Ponti, 1891-1979 гг.) и украшена им самим.
Пьеро Форназетти начал рисовать в возрасте 10 лет, в 17 выиграл грант на обучение в школе искусств Brera. В 20 он выставлял свои первые полотна в университете Милана. Будучи талантливым рисовальщиком, Форназетти становится известным благодаря своеобразно украшенным предметам повседневной обстановки, где пытается передать «радость от ощущения жизни», и попадает в поле зрения Джо Понти, который создавал мебель для промышленного производства. В конце 40-х, начале 50-х годов Понти приглашает Форназетти участвовать в некоторых миланских триеннале. Пьеро Форназетти обращается к фабрике «Черамике ди Лавено», заказывает образцы тарелок, которые затем экспонирует. Сразу после этого Форназетти начинает получать заказы от клиентов, прежде всего зарубежных.
Затем он вновь обращается к той же фабрике с просьбой начать серийный выпуск, но получает отказ, потому что его декор вызвал скандал cвоей эксцентричностью: на тарелках воспроизводились куски газетных страниц, лица, рыбы или другие странности.
В результате Форназетти приобретает печь и начинает собственное производство, но ограничивается декорированием и отделкой, которая проводится полностью вручную несколькими опытными ремесленными мастерами. Поэтому каждый предмет мебели и каждое изысканное фарфоровое изделие производились лимитированными тиражами.
Форназетти не придавал значения маленькой черной точке или легкому несовершенству на обратной стороне изделия, он находил, что качество заключено в общем имидже продукции, в идее.
Пьеро Форназетти жил и работал в Милане до самой смерти в 1988 году. За свою долгую карьеру он участвовал во всевозможных выставках, занимался иллюстрацией литературы и сотрудничал со многими выдающимися личностями своего времени.
Он заработал устойчивую репутацию как дизайнер, обладающий собственным неповторимым стилем — стилем, основанным на иллюзионизме, архитектурных перспективах и нескольких авторских лейтмотивах, таких как солнце, игральные карты, рыбы и цветы, которые он подвергал, казалось бы, бесконечным видоизменениям.
Особой популярностью и по сей день пользуется один из его излюбленных рисунков — лицо девушки по имени Лина Кавальери (Lina Cavalieri), чей портрет он нашёл в журнале XIX века. Он не мог остановиться, придумывая различные вариации на тему этого рисунка, и в результате создал более 500 различных изображений, сделав средиземноморское лицо с большими тёмными глазами своим фирменным знаком.
После смерти отца Барнаба унаследовал целую дизайнерскую империю и продолжает выпускать мебель и предметы интерьера, декорированные оригинальными рисунками Пьеро Форназетти.
Как и много лет назад, все предметы расписываются вручную, расписываются вручную, на всех образцах выставляется порядковый номер, общее количество копий, произведенных в течение года, и, соответственно, дата выпуска.
Пьеро Форназетти мог позволить себе экспериментировать с абсолютно разными поверхностями.
Для его творчества не было границ: это могли быть шляпы, жилеты, пепельницы, стулья, посуда, кабинеты, фортепьяно, магазины, автомобили — все эти предметы изменялись неожиданными рисунками, технику нанесения которых он тщательно скрывал от посторонних.
В самом начале он научился наносить рисунок на каменную поверхность, потом в области его экспериментов оказалась цинковая посуда, затем он начал оттачивать технику перенесения рисунка с использованием специальной бумаги, с помощью которой наносил изображение на лакированную поверхность мебели и других объектов.
Впоследствии он работал буквально со всем, что попадалось ему на глаза: он говорил, что весь секрет в силе воображения. Что касается меня ( Барнаба Форназетти ), то я не могу позволить себе такой широты выбора поверхностей и работаю в уже заданных рамках. Я сам рисую, некоторые вещи сделаны мной абсолютно самостоятельно, но я стараюсь сохранять стиль и традиции, переданные мне отцом»
Биография Piero Fornasetti
1913 — родился в Милане
1930 — поступил в Академию1932 — обучался в Школе искусств
1933 — участвует в выставке в Милане (Triennale), на которой представляет коллекцию шелковых платков, декорированных методом печати1935 — экспонирует на YI Triennale декоративный керамический фриз
1940–1942 — создает дизайн «лунный» по заказу Джо Понти1941 — работает над фресками в Палаццо Бо в Падуе
1943–1946 — находит убежище в Швейцарии, где работает для журналов и театраль-ных постановок1947 — представляет на триеннале в Милане серию декоративных мотивов для керамики
1950 — выполняет интерьер Казино в Сан-Ремо и кондитерской Dulciora 1951 — первый опыт полной обстановки интерьера для «дома Лукано». Экспонирует мебель серии «Архитектура» на IX триеннале в Милане
1952 — участвует в декорировании интерьеров трансатлантического лайнера «Андреа Дориа»1955–1958 — создание «Метафизической комнаты»
1980 — открытие в Лондоне магазина «Тема и вариации»1988 — умер в Милане
с 1989 — его сын Барнаба Форназетти продолжает традиции, начинает переиздание наиболее значительных изделий отца.