Состав материала, пригодного для изготовления керамики, может быть почти столь же разнообразен, как и ее формы. Для ее производства пригодна значительная часть верхнего слоя земной коры. При остывании Земли образовалось множество химических соединений, и к числу наиболее часто встречающихся в природе относятся оксиды кремния и алюминия — кремнезем и глинозем. Из этих двух веществ при соединении их с водой получается чистая глина. Присутствие воды придает глине пластичность, что обусловливает возможность создавать из нее всевозможные формы. Самым важным алюмосиликатом является полевой шпат, присутствующий в граните и других первичных породах.
Природные глины делятся на два вида: первичные и вторичные. Первичными называются глины, которые залегают там, где они образовались, то есть которые не были перемещены ветром, водой или вследствие движения ледников. Они, как правило, содержат мало примесей и сравнительно чисты, но при этом они с большим трудом поддаются формовке. Типичными представителями этого вида являются каолины, самые белые и чистые сорта глины, которые при обжиге становятся очень белыми. Вторичными называются глины, перемещенные с мест их первоначального образования. В процессе перемещения эти виды размельчаются до небольших частиц, в силу чего они более пластичны; такие глины содержат примеси различных минералов, в частности железа. При обжиге они приобретают желтовато-коричневый, коричневый или красный цвет.
Каолин, или китайская глина, является обязательным ингредиентом сырья для производства твердого и костяного фарфора. Большие залежи его находятся в Европе — возле Лиможа во Франции, в Корнуолле в Англии, а также в Северной и Южной Каролинах, в Огайо в Америке; есть они и в Азии. Первыми открыли свойства каолина китайцы, начавшие делать из него фарфор по меньшей мере на тысячу лет раньше Запада. Вначале из каолина изготавливалась мягкая керамика, но по мере развития технологий, позволивших достичь более высоких температур обжига, им удалось создать настоящий фарфор. Каолины залегают в «карманах» в смеси с кварцем и полевым шпатом; для промывки глины и очищения ее от примесей эта смесь пропускается через рудопромывочный желоб, и кварц и шпат осаждаются в отстойниках. Этот метод очистки каолина был известен еще в древности.
Комовые глины, которые относятся к вторичным глинам, более пластичны, чем каолины, но их не используют для производства керамики в чистом виде, так как они дают значительную усадку при обжиге. Они весьма распространены в природе, и их значительные залежи имеются во многих частях света. Добываются они в карьерах. Комовые глины добавляют к каолинам для повышения пластичности, но чем больше их добавляется, тем хуже становится белизна и прозрачность изделия.
Другими важнейшими видами вторичных глин являются белая, красная, огнеупорная и терракотовая глины. Белая глина очень пластична и витрифицируется (остекловывается) при температуре порядка 1200—1300° С. На основе белых глин можно изготовить сырье для производства различных видов керамики, в частности, шамотную глину (смешанную с шамотом — прокаленной керамической крошкой); также ее можно использовать в чистом виде, не смешивая с другими сортами глины, для изготовления тонкостенной керамики на гончарном круге. Такую керамику можно использовать без глазури или глазуровать ее солями или жидкой глазурью. Наиболее распространенными являются красные, или гончарные, глины. Они обжигаются при температуре 950—1100° С. Их природный цвет варьирует от красного, коричневого и зеленого до серого, в зависимости от количества примеси оксида железа; после обжига они приобретают желто-коричневый, красный, коричневый или черный цвет. Такие красные глины — их часто называют природными — это основное сырье для гончарного промысла, и из них изготавливают множество изделий — от кирпичей и черепицы до столовой посуды и сувениров. В чистом виде они, как правило, слишком пластичные и при этом очень липкие, поэтому их обычно смешивают с песком либо с другими видами глин. Огнеупорные виды глины используются для производства предметов и материалов, способных, как следует из названия, противостоять огню, — таких, как огнеупорный кирпич, всевозможные плавильные тигли, внутренние поверхности печей и т. д. Такую глину обжигают при температуре до 1500° С, и получившиеся изделия могут выдерживать очень высокую температуру. Шамотные сорта глины имеют много применений и используются, в частности, для производства специальных емкостей, в которых обжигают посуду, чтобы защитить ее от воздействия прямого пламени печи.
Гончарные изделия
Гончарными обычно называют изделия из глины, которые не пропускают свет после обжига. В древности глиняные горшки делались полностью вручную, и этот способ до сих пор в ходу во многих уголках земного шара. В таких странах, как Мексика, во многих районах Центральной и Южной Америки, а также в Африке и сейчас гончары используют для изготовления посуды древнейший метод кругового налепа (ленточный, спирально-жгутовой). В этих районах гончарным делом традиционно занимались женщины, в то время как в других частях света гончарами были исключительно мужчины. Сейчас это разделение исчезло: и в развитых странах Европы и Америки, и в районах с сохранившимися традициями гончарным делом занимаются равным образом и женщины, и мужчины.
В Африке гончарные изделия были в первую очередь функциональны, хотя некоторые из них сделаны столь искусно, с таким пониманием формы и материала, что могут считаться полноценными художественными изделиями. В доколумбовую эпоху в Центральной и Южной Америке были созданы гончарные изделия высочайшего художественного уровня, несмотря на то, что при их изготовлении применялись лишь самые примитивные приемы, а их создатели не знали гончарного круга. Горшки, о которых идет речь, формовали вручную, после формовки их поверхность полировали, затирая гладким камнем, и обжигали в примитивном открытом очаге; готовые изделия отличались легким весом, были отлично сбалансированы и превосходно использовались по своему назначению.
В цивилизованном мире гончары работают уже много тысяч лет. Гончарные предметы изготавливались как для повседневного пользования в быту, так и в качестве декоративных предметов религиозного и культового предназначения, а также для ритуального захоронения в могилах вместе с умершими. Около 6000 лет до н. э. в некоторых странах делали превосходную посуду из глины — речь идет, прежде всего, о Китае и Средиземноморье (Кипр, Греция, Египет и Анатолия). Их украшали геометрическими или растительными узорами. В Греции в VI—V веках до н. э. появилась красно-черная роспись на глиняных изделиях — в этой технике мастера использовали поверхность сосуда, как художник использует холст для создания превосходных картин со множеством выразительных деталей. Имена некоторых мастеров дошли до нас благодаря их подписям на сосудах.
На Дальнем Востоке лучшие китайские мастера еще в период неолита, то есть за несколько тысяч лет до нашей эры, делали сосуды, которые могут соперничать с шедеврами любой более поздней эпохи и которые до нынешнего времени служат образцами для подражания. В последовавшие затем династические периоды, особенно в период династий Хань (206 г. до н. э. — 220 г. н. э.), Тан (618—906 гг. н. э.) и Сун (960—1276) гончарное искусство достигло своего расцвета. В качестве лучших произведений мастеров той эпохи можно указать фигуры лошадей или верблюдов на гробницах правителей династии Тан. Они исключительно выразительны, полны энергии и движения. Декор выполнен зеленой, янтарной или желтой глазурью. По своему художественному уровню эти фигуры не уступают изделиям эпохи династии Сун из керамики и фарфора — материала, появившегося в тот период и ставшего самым благородным материалом в истории керамики.
Изобретение фарфора оказало сильное влияние и на гончарное дело. В частности, широкое распространение фарфора в Европе привело к изобретению в третьей четверти XVIII века кремовой керамики (гончарных изделий кремового цвета) и перламутровой керамики (изделий из глины с кальцинированным кремнием и кобальтом, приобретавшей после обжига белый цвет, напоминающий фарфор). В Англии эти новые виды керамики значительно потеснили все другие виды гончарных изделий в качестве столовой посуды. Традиционную толстостенную керамику продолжали использовать для изготовления декоративных изделий, таких, например, как украшения на дымоходных трубах, которые производились в Стаффордшире. Этот упадок традиционных ремесел продолжался долго, пока Уильям де Морган не возродил в конце XIX века интерес к расписной керамике. В ХХ веке фирма Бернарда Лича способствовала новой популярности ремесленных гончарных изделий.
Керамика
Керамика — это изделия из тех видов глины, которые допускают обжиг при высокой температуре и даже без глазури обладают водонепроницаемостью. Соляное глазурование керамических изделий появилось на Рейне в XIV веке. Форма этой керамики была такая же, как и у средневековых гончарных изделий: большие кубки, высокие кружки и кувшины, низкие сосуды, украшенные изображениями человеческих лиц, часто в карикатурном виде. В XVIII веке такие сосуды в форме человеческой головы получили название «белламины» — вследствие распространенного, но ложного представления, что изначально они изображали кардинала Белламина, итальянского иезуита и богослова. На склонах Вестервальда имелись обширные залежи глины, годной для изготовления керамики, что обусловило зарождение там керамического производства, которое расширялось и вскоре стало процветающей отраслью промышленности. Немецкая керамика широко экспортировались в другие страны Европы, включая Англию.
Следовые примеси различных элементов, а также песка в разных районах добычи глины обусловливали разный цвет готовых изделий. Глина из Кельна и Фрехена была тускло-серой и при обжиге с глазурованием приобретала цвет от желтого до коричневого. В Загбурге изделия после обжига получали очень светлый, почти белый цвет. Керамика из Рёрена имела характерный темнокоричневый цвет; именно там в 1587 году в мастерской Яна Менникена был впервые применен для глазурования оксид кобальта. Изделия с такой глазурью стали называть вестервальдскими или рейнскими. Соляное глазурование керамики распространилось оттуда в другие части Германии, затем стало применяться в Бове во Франции, а позднее в Англии.
В 1671 году Джон Дуайт из Фулхэма в Лондоне получил патент на производственный процесс, официально названный «Тайна изготовления прозрачной гончарной утвари, общеизвестной под именем китайского фарфора и персидской утвари, а также Тайна изготовления керамики, в просторечии называемой кельнской посудой». На самом деле он производил керамику с соляной глазурью, преимущественно белламины и другие виды кувшинов и бутылей по немецкому образцу, а также статуэтки и высококачественную обливную керамику, что вполне могло быть связано с попытками получить настоящий фарфор.
К концу XVII века в Англии появилось много других производителей керамики, и в 1694—1694 годы Дуайт стал судиться с некоторыми из них: с Джеймсом Морли из Горшечного дома в Ноттингеме, с семьей Веджвуд из Бёрслема в Стаффордшире и с Джоном и Дэвидом Элерсами из Фулхема. Морли производил красивые кружки и чайники из красной глины, часто очень тонкой работы и украшенные превосходной резьбой. Тонкостенные изделия из красной глины были попыткой подражания китайской керамике из города И-син, импортировавшейся в Англию Ист-Индской компанией в связи с растущей модой на употребление чая. Братья Элерс переехали в Бредвел-Вуд в Стаффордшире и продолжали производство неглазурованной красной керамики, часто декорированной налепными деталями. Леди Селия Фьеннес писала в 1698 году в своем дневнике: «Я отправилась в Ньюкасл в Стаффордшире, чтобы увидеть изготовление изящных чайников, чашек и блюдец из красной глины, в подражание тем, что привозятся из Китая и столь же любопытных, сколь и те. Мои планы, однако, не удались — глина, которую они использовали для этой посуды, в этой местности была исчерпана, и они переехали в какое-то другое место».
Говорили, что братья Элерс тщательно охраняют секреты своего производства и нанимают на работу только самых неразвитых рабочих. Это, однако, не помогло — два молодых гончара, Эстбери и Твайфорд, притворившись идиотами, были приняты на их фабрику и два года работали там, научились всем секретам дела и потом создали свою собственную мастерскую.
Центром производства керамики стала область, получившая название «Поттериз» (гончарные мастерские — англ.), или «Пять городов», впоследствии ставшая частью города Сток-он-Трент. Здесь научились улучшать качество изделий из белой глины, добавляя в нее кальцинированный кремний, — процесс, ранее применявшийся при производстве неглазурованной красной керамики. Изделия украшались резным орнаментом, в который иногда втирали кобальт, приобретавший после отжига голубой цвет. Применение сложных форм для отливки с множеством мелких декоративных деталей, а также мелких налепных элементов в форме листьев способствовало росту популярности белой керамики. Из наиболее интересных предметов того периода можно упомянуть довольно редкие фигурные группы, изображавшие людей, сидящих на церковной скамье.
Начиная примерно с 1750 года поверх глазури стали наносить цветные эмали (оксиды разных металлов), которые при обжиге вступали в реакцию с глазурью и создавали превосходные декоративные эффекты. Высокого художественного уровня достигли и изделия из так называемой «агатовой» керамики, которые делались из смеси глин разных цветов, которая после обжига приобретала сходство с агатом. Однако быстрый рост популярности «кремовой керамики» сильно повлиял на развитие производства в этом регионе, и изготовление посуды с соляной глазурью существенно сократилось. Некоторое время такое производство еще продолжалось в ряде центров, в частности в Ноттингеме, где сосуды обливались железистой глиной, что создавало эффект иризации и придавало их поверхности металлически-коричневый оттенок и яркий переливчатый блеск. Керамисты Северной Америки, однако, продолжали производство посуды с соляной глазурью до ХХ века, а во второй половине XIX века интерес к ней возродился и в Англии с началом выпуска на фабрике Дултона в Лондоне превосходных ваз и кубков с резными и налепными декоративными деталями.
Вероятно, наиболее выдающиеся керамические изделия с соляной глазурью были созданы в конце XIX века Робертом Уоллесом Мартином и его братьями Вальтером, Эдвином и Чарльзом. Самые известные их работы — кувшины с крышкой в форме экзотических птиц. Они использовали также и другие растительные и антропоморфные формы. Эти произведения вдохнули новую жизнь в керамические формы и до сих пор вдохновляют мастеров-керамистов.
Фарфор Дальнего Востока
Можно смело утверждать, что китайцы не только изобрели фарфор, но и были лучшими мастерами по его производству, каких когда-либо знал мир. На Западе этот великолепный белый, твердый и прозрачный материал вызывал такое восхищение, что сегодня на многих языках мира слово «фарфор» звучит как «China», что значит «Китай».
Твердый, или настоящий, фарфор китайцы делали из двух сплавляемых вместе материалов — каолина и петунсе, местной разновидности полевого шпата; эти виды сырья были долгое время известны как китайская глина и китайский камень (сейчас более распространено название «гончарный камень»). Тугоплавкий каолин сохранял форму изделия во время обжига, а полевой шпат обеспечивал естественное глазурование. Таким образом, в результате одного обжига при высокой температуре можно получить полностью глазурованное изделие, хотя при необходимости можно получить и неглазурованный фарфор, если подвергнуть изделие предварительному отжигу при более низкой температуре — так называемому бисквитному обжигу, который, тем не менее, обеспечивает должное затвердевание и витрификацию каолиновой массы. Самые древние предметы из фарфора не декорировались, исключая довольно редкие случаи насечного декора, — так высоко ценили китайские мастера чистые формы фарфора. В начале эпохи династии Мин (1368— 1644) посуду начали украшать тонкой росписью из окиси кобальта, и бело-синие фарфоровые изделия стали невероятно популярны в Европе. Изначально кобальт привозили из Персии, и он доставлялся в город Чзиндэчжэнь, главный тогда центр фарфорового производства. Роспись наносилась по сырой глине, после чего изделие обжигалось и глазуровалось одновременно в ходе одного отжига при высокой температуре. Фарфоровая масса при отжиге витрифицировалась (остекловывалась), и образовавшаяся глазурь покрывала роспись и надежно защищала ее. В XV веке возник обычай ставить на дно изделий клейма из шести знаков, означавшие эпоху правления, но к таким клеймам нужно относиться с осторожностью, поскольку в более поздние периоды фарфор династии Мин копировался вместе с клеймами.
Одновременно со знаменитым бело-синим фарфором производился и фарфор с медно-красной подглазурной росписью и надглазурной росписью красками на основе оксидов различных металлов — эти краски наплавлялись на глазурь при последовательных обжигах. Иногда подглазурная голубая роспись сочеталась с тонкой надглазурной, выполненной другими цветами. В конце правления династии Мин постоянно растущая торговля фарфором вышла за пределы Дальнего Востока, и голландская Ист-Индская компания стала возить китайский фарфор в Европу. Падение династии Мин сопровождалось восстанием, охватившим всю страну, и в начале правления династии Цинь (1644—1912) голландцам пришлось возить основные партии фарфора из Японии. Однако эти трудности были преодолены во время правления императоров Канси (1662— 1722), Юнчжэна (1723-1735) и Цяньлуна (1736-1795), и производство фарфора в Чзиндэчжэне существенно выросло как по объему, так и по качеству. Говорят, что в этом городе число работников, участвовавших в фарфоровом производстве, увеличилось до миллиона человек. Как белый, так и расписанный кобальтом фарфор отправлялся из Чзиндэчжэна в Кантон, где его покупали европейские капитаны и вывозили на Запад. В Кантоне работало значительное число художников, украшавших фарфор гербами, девизами и цветной росписью. После росписи фарфор проходил обжиг и погружался на европейские суда вместе с другими ценными товарами — пряностями, чаем и шелком.
В эпоху правления императора Канси сложилась своеобразная цветовая палитра для росписи фарфора, в которой главенствующее положение занимал густой и насыщенный зеленый цвет; другие использовавшиеся цвета — красный, желтый, фиолетовый и прозрачный голубой—были значительно тоньше и легче. Такая палитра получила французское название famille verte, или «зеленая семья». Другие палитры также назывались по-французски: famille noire — с сияющим черным фоном, famille jaune — с желтым фоном. Для внутреннего рынка производился и великолепный глазурованный фарфор с монохромной росписью краской на медной основе — такая роспись называлась sang-de-buf («бычья кровь»), и предметы с такой росписью обжигались при очень высокой температуре. Фарфор с росписью flamb проходил высокотемпературный обжиг с ограничением доступа воздуха, благодаря чему соединения меди давали преимущественно красные цвета. Для росписи использовались и другие цвета — желтые, бирюзовые и красновато-лиловые. Во время кратковременного правления императора Юнчжэна возродились некоторые приемы росписи времен начала правления династии Сун, вследствие чего появились цвета росписи «чайная пыль», «железная пыль» и голубой «яйцо малиновки». Характерной палитрой росписи этого правления, как и последующего правления императора Цяньлуна, была famille rose («розовая семья»), то есть с доминированием розового цвета, очень ценившаяся в Европе. К концу правления императора Цяньлуна фарфоровые изделия стали откровенно подражательными, началось их массовое производство, и в XIX веке качество китайского фарфора ухудшилось, что получило свое яркое воплощение в чрезмерно усложненном кантонском стиле.
В Японии также существовало успешное производство фарфора, и одно время он был так же популярен в Европе, как и китайский. Это производство началось в XVII веке в городе Арита, и предметы, приписываемые мастерам из рода Какемон, с декоративной росписью красной, бирюзовой, желтой и голубой красками, имеют мировую славу. Декор фарфора Какемон, в котором большие участки поверхности предмета остаются нетронутыми, в XVIII веке оказал огромное влияние на немецких, французских и английских производителей фарфора. Так называемый орнамент «имари», или «японский орнамент», с подглазурной росписью синим и надглазурной — красным, зеленым и золотым цветами, был популярен вплоть до начала XIX века.
Европейский мягкий фарфор
Китайский бело-синий фарфор появился в Европе в XV—XVI веках и сразу же приобрел необычайную популярность. Разительно отличавшийся от привычной гончарной и керамической утвари местного производства, фарфор казался чем-то волшебным и ценился исключительно высоко. Неудивительно, что европейские монархи и правители стремились заполучить лучшие образцы фарфоровой посуды. Известно, что английская королева Елизавета I была в таком восторге от фарфоровой вазы, что приказала изготовить для нее золотую оправу. Особенно ценили фарфор итальянские правители. Один из них, великий герцог Флорентийский Франческо I Медичи, после многих попыток сумел в 1575 году наладить производство первого европейского фарфора.
Фарфор Медичи, как и все прочие ранние попытки воспроизвести фарфор в других европейских странах, был мягким и не имел всех свойств настоящего китайского фарфора. Сравнимый с китайским твердый фарфор был впервые получен лишь в 1708 году в Мейсене. До этого, не зная точного состава сырья для изготовления фарфора, мастера экспериментировали то с одним, то с другим веществом, добавляя его в фарфоровую массу в надежде на случайный успех, как алхимики, искавшие философский камень. В период между 1575 и 1613 годами во Флоренции было изготовлено много предметов из мягкого фарфора, но лишь несколько десятков дошли до наших дней; все сохранившиеся предметы расписаны подглазурной синей краской.
В других городах Италии, например, в Пизе и Падуе, тоже предпринимались попытки наладить производство мягкого фарфора, но они не привели к успеху. Полвека спустя такая же попытка была совершена во Франции, вероятно, в связи с распространившейся модой на чай и кофе, которые пили из китайских фарфоровых чашек. Неудивительно, что на многих действовавших фаянсовых фабриках мастера пытались получить белый полупрозрачный фарфор. Луи Потра из Руана получил в 1673 году лицензию на производство фаянса и фарфора, однако в силу того, что он работал в одиночестве и в обстановке строгой секретности, очень мало известно о его работе и результатах. В Сен-Клу, близ Парижа, работал мастер по производству фаянса Пьер Чикано, который разработал рецепт изготовления мягкого фарфора; перед смертью он передал формулу своему сыну и вдове. Его фабрика находилась в поместье герцога Орлеанского, брата короля Людовика XIV, и благодаря его покровительству работала весьма успешно. На ней выпускался фарфор с сине-белой «руанской» росписью, а также расписанный бледными цветами с позолотой в стиле какэмон, делали и белый фарфор. Производство продолжалось до 1766 года.
Во Франции действовали и другие фабрики по производству мягкого фарфора, как правило, под патронажем какого-либо знатного вельможи — покровительство научным изысканиям и производство произведений искусства было важным моментом престижа. Так, принц Конде около 1726 года основал фабрику в Шантильи, которой руководил Сикэр Сиру (Ciquaire Cirou). Производившийся на ней фарфор по качеству черепка был схож с фарфором из Сен-Клу, но добавка олова в глазурь придавала ему свои уникальные свойства. Роспись, как правило, повторяла китайские и японские образцы из богатейшей коллекции принца, но на более позднем этапе стала изображать цветы в европейском стиле. В Меннеси, около замка герцога Виллеруа, существовала небольшая фаянсовая фабрика, которая с 1748 года начала производство фарфора, очень схожего с фарфором из Шантильи. После 1768 года фабрика в Меннеси была объединена с расположенной неподалеку фабрикой Су (Sceaux). В Турне, бывшем попеременно под властью то Франции, то Фландрии, в 1751 году была основана еще одна фабрика, наладившая успешное производство мягкого фарфора.
Все эти фабрики, однако, ушли в тень с появлением королевской мануфактуры в Севре. Экспериментальные исследования для севрской фабрики проводили в Венсенне в 1738 году братья Дюбуа из Шантильи. В 1741-м дело перешло к Франсуа Кравану, а спустя четыре года на эти работы была выдана особая лицензия. Работа фабрики, однако, приносила большие убытки, и в 1753 году король Людовик XV стал главным акционером «Королевской фарфоровой мануфактуры». После этого изделия стали маркировать клеймом из двух переплетенных букв «L» и третьей буквой, обозначавшей год производства. Третья буква менялась ежегодно в алфавитном порядке, начиная с «А».
Фабрика была перемещена в Севр и разместилась поблизости от замка мадам Помпадур в Бельвю. Она уделяла много внимания производству, и по ее заказу было изготовлено много фарфоровых изделий, в особенности очень красивых фарфоровых цветов. Качество росписи севрского фарфора было превосходным, и никакой другой мануфактуре так никогда и не удалось его превзойти. Работы выдающихся художников Удри (Oudry) и Буше (Boucher) вдохновляли сотни других мастеров, которым разрешали ставить свои личные авторские марки на изделиях. Переход в дальнейшем на производство твердого фарфора и французская революция знаменовали окончание первого, самого славного периода деятельности Севрской мануфактуры.
В Англии производители фарфора не пользовались покровительством королевского двора и были вынуждены опираться только на собственные силы. Начиная с 1745 года в Челси производили превосходный фарфор из сложной в работе и отличающейся высокой степенью витрификации массы. Там было изготовлено множество замечательных предметов, обычно с использованием серебряных форм; во многих случаях предметы не расписывали и оставляли белыми. В 1789 году фабрика в Челси была продана и объединена с фабрикой в Дерби. Фабрика Боу, также расположенная в Лондоне, выпускала в массе своей менее примечательные предметы. Фарфоровая масса, использовавшаяся в Боу, включала в себя костяную золу (так же работали и на заводе в Лоустофте в Саффолке) — из-за этого изделия со временем приобретали коричневый оттенок и трескались. В 1751 году, после проведенных в Лаймхаусе и Бристоле экспериментов с использованием корнуоллского талька, комовой глины и песка, была основана фарфоровая фабрика в Вустере — единственная фабрика по производству мягкого фарфора в Англии, которая работает и сегодня.
Многие фарфоровые фабрики в Ливерпуле, а также фабрика Когли в Шропшире использовали тальк для приготовления фарфоровой массы. К концу XVIII века в Англии был создан свой особый рецепт массы для производства мягкого костяного фарфора. Улучшенная формула содержит 50% костной муки и 25% китайской глины (каолина), и она до сих пор используется на многих фабриках.
Европейский твердый фарфор
Так называемый настоящий, или твердый, фарфор был изобретен в Мейсене, в Саксонии, около 1708 года. Тот факт, что европейцы смогли открыть секрет производства фарфора лишь через несколько веков после того, как технология была впервые разработана в Китае, объясняется сугубой строгостью, с которой китайцы хранили свою тайну. К тому времени многие европейские монархи уже потеряли интерес к поиску рецепта получения золота из неблагородных металлов, взамен переключившись на секрет производства китайского фарфора.
В 1701 году молодой аптекарь Иоганн Фридрих Бёттгер был приглашен на службу Августу Сильному, курфюрсту Саксонии и королю Польши. Его поселили в замке Альбрехтсбург, где он начал работать над получением золота. После трех лет неудачных попыток эта идея была оставлена, и Бёттгер вместе со знаменитым ученым-физиком Эренфридом Вальтером фон Чирнгаузом перешел к другим экспериментам, в частности, пытался получать драгоценные камни из различных минералов.
Почти случайно, работая с огнеупорными глинами, они получили великолепное твердое красноватое вещество, похожее на китайскую и английскую красную керамику. Оно было выставлено на Лейпцигской ярмарке 1710 года под названием «яшма», очевидно, в надежде выдать его за драгоценный камень, — и оно было отполировано и огранено, как настоящий самоцвет. Другим экспериментальным достижением стало получение темно-коричневой глазури, при помощи которой можно было украшать различные изделия золотом и лаком.
В 1708 году, заменив красную глину белой из Мейсена, Бёттгер получил первый европейский твердый фарфор, и Август основал в Мейсене фарфоровую фабрику. Над входом в лабораторию Бёттгер сделал надпись на немецком: «Господь-Создатель сотворил гончара из алхимика». Работу хранили в глубоком секрете, и вся Европа изумлялась изделиям из превосходного фарфора — расписным вазам в китайском и японском стиле, белым фигуркам в стиле blanc-de-Chine и изображениям европейских диковин, таких, например, как гномы. Многие изделия золотили в мастерских Аугсбурга, чем было положено начало моде на роспись мейсенского «белья» вне фабрики свободными художниками, так называемыми «Hausmalerei» (впоследствии эта мода в Германии перешла и на роспись вне фабрики художественного стекла).
Как бы тщательно не оберегался секрет производства мейсенского фарфора, было ясно, что долго удержать его в тайне не получится. В 1719-м — год смерти Бёттгера — двое мастеров, золотильщик Гунгер и мастер по обжигу Самуэль Штёльцель, бежали в Вену и помогли чиновнику австрийского двора Клавдию Иннокентию дю Пакье создать конкурирующую фарфоровую мануфактуру. На следующий год Штёльцель вернулся в Мейсен, привезя с собой талантливого художника Иоганна Грегора Герольдта и замечательного модельного скульптора Иоганна Кендлера.
Работа новой команды позволила Августу поднять производство фарфора в Мейсене на очень высокий уровень. Множество художников расписывали вазы, чайные и шоколадные сервизы восточными узорами в стиле шинуазри и немецкими цветами — в 1731 году число таких художников достигло сорока. Кендлер и главный модельный скульптор Иоганн Готлиб Кирхнер создавали искусно украшенные фигуры, художественный уровень которых неуклонно повышался, будь то миниатюрные статуэтки, покупавшиеся как настольные украшения, или фигуры птиц в натуральную величину для Японского дворца короля Августа. Правда, попытка изготовить фигуру самого Августа в полный рост не удалась, так как материал не позволял изготовить предметы такого размера и трескался при обжиге. Вероятно, самыми знаменитыми работами Кендлера являются фигуры персонажей итальянской комедии дель-арте: Арлекина, Коломбины и прочих, но не менее замечательны его тематические Большие сервизы, например сервиз с лебедями, сделанный для графа Брюля, — он состоит из более чем 1400 предметов с рельефным декором, изображающим лебедей, дельфинов и другие связанные с водой мотивы.
С началом Семилетней войны в 1756 году стиль барокко, который был принят в Мейсене, был вытеснен новым стилем рококо. Изделия в стиле рококо выпускались многими европейскими фабриками, освоившими производство твердого фарфора. Во второй половине XVIII века только в Германии действовали 23 фабрики, выпускавшие твердый фарфор, не считая множества фабрик в Италии и Франции. Самыми заметными были фабрики в Нимфенбурге, Берлине, Доккии, Каподимонте и Севре. Во Франции, в Лиможе, было развернуто производство фарфора, соперничавшее по масштабу с английским производством гончарных изделий и костяного фарфора в районе Пяти городов. Первые английские фарфоровые фабрики были созданы в Челси и Боу, а в Америке, в Северной и Южной Каролинах, экспериментировал с превосходным местным каолином Андре Дюше. В Дании фарфор производился на Копенгагенской Королевской фабрике начиная с 1775 года.
Журнал «Антиквариат, предметы искусства и коллекционирования», № 124 (март 2015), стр.30