Аксиома — на каждый товар есть свой покупатель — вдвойне не требует доказательств, если речь идет о предметах старины. Ибо далеко не каждый может собрать обширную коллекцию дорогих или крупногабаритных предметов, а коллекционерскийи исследовательский зуд требует выхода. Для тех кто экономит место, визитные карточки — этакий «бонсай» коллекционера.
Первые визитные карточки появились во Франции во времена Людовика XIV. Они представлялили собой игральную карту с информацией о посетителе. Позже «визитные билеты» стали напоминать витиевато изукрашенную открытку. Достоверно известно, что в 1786 году визитные карточки уже были в ходу в немецких княжеских дворах. Для нужд германской аристократии их, в частности, изготавливали на бумажной фабрике в Лейпциге.В России визитные карточки появились при Елизавете, а в моду вошли во времена царствования Екатерины II. Изящно украшенные гербами, лавровыми венками и амурами «билеты» во Дворе пришлись ко двору и постепенно получили статус деловых карточек с определенным протоколом их «хождения».
Русские визитные билеты того времени отличала гравированная орнаментика, причудливые гербы владельцев — все это наследие французского придворного двора. Уже в XVIII веке изготовление визитных карточек стало своего рода искусством.
При этом использовали разные виды и сорта плотной бумаги или картона, зачастую срез покрывали позолотой. Лучшие граверы, занимавшиеся изготовлением гравюр и рисунков для книг и альбомов, не гнушались работой и над украшением визитных карточек.
На рубеже XVIII—XIX веков стиль визитных карточек стал более сдержанным и лаконичным. Исчезают художественные излишества, но при этом особое внимание уделяется шрифту.
На визитке великого поэта просто означено: «Пушкины» и никакой другой информации или рисунков. По этому поводу вспоминается замечательный «nо comment», опубликованный в свое время в газете «Литературная Россия»: остроумный автор поместил рядом визитки двух Федоров Михайловичей. На одной была краткая надпись «Федор Михайлович Достоевский», зато на другой, перестроечного периода, значилось «Федор Михайлович Бурлацкий. Главный редактор «Литературной газеты», член Союза писателей, член Союза журналистов, доктор наук, академик...», в общей сложности набегало 6 или 7 строк званий и должностей. Но вернемся на полтора века назад.
Шрифты, используемые для оформления визиток того времени, разнообразны: у французов и русских — это антиква, немцы предпочитали готику, англичане использовали и то и другое (они, кстати, изобрели тогда вертикальную визитку), испанцы и итальянцы под влиянием уходящего барокко украшали их богато декорированными буквицами.
В середине XIX века начался новый виток украшательства. Появились декоративные шрифты ручного набора, блинтовое тиснение, закругленные уголки, позолоченные сусальным золотом, цветные картоны, портреты и эмблемы владельцев. Визитные карточки изготавливали в лучших типографиях, литографиях, заказывали известным художникам. Кроме мужских и дамских существовали визитки супружеские, свадебные, похоронные, крестильные, пасхальные, рождественские — предшественницы современных открыток. У гравера можно было заказать визитку в единственном экземпляре. Делали это, как правило, к памятной дате.
В России конца XIX — начала XX века визитная карточка, являясь атрибутом делового человека, зачастую становилась предметом искусства. Если взять каталоги словолитен и типографий, то можно поразиться количеству и разнообразию украшений, предлагавшихся для визитных карточек. Линейки, уголки, виньетки и буквицы насчитывались десятками. Оформлением классических визитных карточек и близких к ним приглашений занимались известные граверы, художники, архитекторы. Целый набор линейных и орнаментальных украшений, шрифтов, выдержанных тал архитектор Ф.Шехтель.
В начале XX века визитная очередь, информацию о ее владельце. Например, визитка Маяковского — ярко-желтая, крупная, эпатирующая. На визитной карточке Максима Горького — изящная каллиграфическая надпись: «Алексей Максимович Пешков», в уголке приписано: «М.Горький». Обязательным элементом оформления стало указание адреса владельца или его должности, правда, только на визитках мужчин. Дамские карточки украшались растительным или иным орнаментом, они были в два раза меньше и почти всегда источали аромат духов хозяйки. Сделать заказ на изготовление визитных карточек можно было в книжных магазинах, табачных лавках, а также непосредственно в типографиях, где их печатали.
В XIX веке начали складываться и принципы этикета визиток. Согласно правилам, карточку следовало посылать каждый раз после получения сообщения о рождении или свадьбе в знакомом семействе, о принятии приглашения на обед, вечер, бал или концерт.
Если при нанесении личного визита хозяина не удавалось застать дома, то визитку оставляли прислуге, причем в этом случае требовалось загнуть у нее левый уголок. В доме женатого человека полагалось оставлять две карточки — для хозяина и его супруги, а для взрослых дочерей, сколько бы их ни было, — еще одну.
Очень часто имена дочерей, представлявшихся обществу, указывались на одной карточке с именем матери, поскольку «это экономия времени и хлопот и очень прилично, так как ставит молодых под покровительство». Во время траура пользовались визитками в черной рамке. А тем, кто наносил «визиты сочувствия» в связи с утратой, отвечали незамедлительно посредством карточек с надписью: «Благодарят за доброе участие».
В прихожей любого дома обязательно стоял поднос для визиток, и возвращаясь домой, хозяин всегда знал, кто и с какой целью приходил в его отсутствие.
Соответственно случаю визитеры в уголках карточек ставили определенные буквы: «П» означала поздравление, «О» — отъезд, прощальный визит, «Ж» — желание осведомиться о состоянии здоровья хозяина, «В» — возвращение из продолжительной поездки. Это — наше, российское.
А во всем мире приняты (до сих пор) другие аббревиатуры:
р. f — поздравление (pour feliciter),
р. r. — выражение благодарности (pour remercier),
р. с. — выражение соболезнования (pour condoleance),
р. f. N. А. — поздравление с Новым годом(pour feliciter Nouvel An),
p.p.c. — прощание при отъезде на длительный срок,
рр. — представление.
Журнал «Антиквариат, предметы искусства и коллекционирования», № 22 (ноябрь 2004), стр.122