В 1932 году на волне интереса к творчеству Ф.А. Малявина в итальянской художественной среде была устроена его персональная выставка в Риме. Экспозиция включала в себя 88 произведений и помещалась в просторных выставочных залах «Общества художников» (La camerata degli artisti) на Площади Испании (Piazza di Spagna, 35). На протяжении двух недель, с 15 февраля по 1 Марта, публика могла увидеть произведения русского художника. Вернисаж выставки был многолюден. Среди приглашенных присутствовало большое количество русских эмигрантов. Несколько произведений, входивших в экспозицию 1932 года, пополнили государственные собрания в Риме.
Так, с выставки была приобретена картина «Крестьянский праздник» 1 (Национальная галерея современного искусства, Рим), которая является одним из лучших образцов целой серии работ Малявина с изображением подобного сюжета и вместе с тем практически неизвестным произведением для отечественного искусствознания. Яркая и многоцветная красочная палитра полотна передает веселую и шумную атмосферу деревенского праздника, где, играя на гармони, поет разрумянившийся молодой деревенский парень. А дальше «были б песни, будут и пляски»: он так залихватски закладывает коленца, что даже черный картуз съехал ему на глаза, полностью закрывая их и тем самым акцентируя внимание зрителя на его рдеющих щеках и белозубой улыбке. Под задорную песню «первого парня на деревне» самозабвенно пляшут, подпевая ему, две девки. Их пестрые, богатые разнообразными оттенками красного цвета, костюмы напоминают о красочных созвучиях прославленного произведения Малявина «Вихрь». За ними выглядывают счастливые лица тех крестьян, которые с интересом наблюдают за искрометным пением и пляской своих односельчан. И только одна крестьянка взволнованно смотрит в сторону, взгляд ее обращен на девицу в кумачовой рубахе и пурпурном платке, уходящей с праздника. Печально понурив голову, она покорно следует за протянутой ей рукой. Зритель может строить лишь догадки, чья эта рука (срезанная краем картины), раскрытая ладонь которой говорит о том, что девушка тщетно пыталась привести этого таинственного человека на всеобщее веселье, но, получив отказ, вынуждена уйти вместе с ним.
Смелые, разной степени пастозности, ширины, направленности мазки создают на поверхности картины целый калейдоскоп разнообразных цветов, радующих глаз своей яркостью, незамутненностью и свежестью. Любовь Ф.А. Малявина к насыщенным, открытым и интенсивным цветам находит в этом произведении полную свободу выражения. Если картина «Вихрь», по словам С.А. Щербатова, в феврале 1906 года была «словно полевым ветром с его пряным ароматом земли и трав, ворвавшимся в выставочные залы Петербурга и Москвы» 2, то спустя 26 лет (и опять в преддверии весны) работа Ф.А. Малявина «Крестьянский праздник» оказалась для выставочных залов «Общества художников» в Риме все тем же полевым ветром с запахом свежескошенной травы и луговых цветов с просторов необъятной России.
Наряду с произведением «Крестьянский праздник» на выставке экспонировалась картина «Карабинеры» (1932). Исторический музей карабинеров, в собрании которого находится эта работа Ф.А. Малявина, был основан в Риме в 1925 году с целью сохранения истории национальной полиции, входящей в состав вооруженных сил Италии. Идея создания подобного музея принадлежала капитану Витторио Горини (Vittorio Gorini) и была высказана в его статье на страницах «Итальянского военного журнала» (Rivista Militare Italiana) еще в 1908 году 3. Однако воплощение ее стало возможным только в 1925-м. Есть вероятность, что Ф.А. Малявин мог получить заказ на создание произведения «Карабинеры» именно от Витторио Горини, который в 1932 году носил звание генерала и присутствовал на торжественном открытии персональной выставки художника в Риме, о чем писала итальянская пресса. Работая над этой темой, Малявин создал несколько картин с изображением карабинеров. Так, в каталоге его персональной выставки в Праге 1933 года значатся две работы под одним и тем же названием «Карабинер», датированные одна 1931-м, а другая — 1932 годом (Зал II, № 1 и № 22). Обе картины имеют вертикальный формат. По описаниям, данным в каталоге, на каждой из них изображен один карабинер, закутанный в черный плащ-накидку, с треуголкой на голове, на которой прикреплена типичная для обмундирования карабинеров кокарда. На картине 1931 года из-под плаща карабинера видна его левая рука. Можно предположить, что эти работы могли являться этюдами к произведению «Карабинеры», на котором изображены двое мужчин в форме (черный плащ-накидка, треуголка с кокардой), один из которых поднял левую руку, отдавая приказ остановиться. Изображение двух карабинеров можно объяснить не только тем, что патрулирование города осуществляется всегда в паре 4, но и стремлением художника передать двоякую роль представителей военной полиции, которые, с одной стороны, должны беспрекословно следовать «букве закона», а с другой — имеют дело с людьми и потому не могут быть лишены проявлений гуманизма. Так, если взгляд карабинера, находящегося слева, непреклонен и суров, то выражение лица его товарища, напротив, лишено этой жесткости и угрюмой серьезности. Подобное восприятие замысла картины было отражено и в каталоге Исторического музея карабинеров 1972 года, в котором особого внимания заслуживают строки о благосклонных отзывах римской критики на данное произведение Ф.А. Малявина 5.
Помимо картины «Карабинеры», в каталоге персональной выставки Ф.А. Малявина в Риме были воспроизведены репродукции произведений «Тройка» (Troika), «Крик» (Grido) и «Девочка» (Giovinetta). Работа «Крик» входила в пражскую экспозицию 1933 года под названием «Сказатель» (1929) 6, а «Девочка» — под названием «Аннушка» (1931) 7. Наряду с ними в список экспонирующихся картин включены: «Автопортрет» (1927), «Три грации» (вероятно, «Три грации под большевизмом»), «Желтый платок» (1930, собрание Андрея и Елизаветы Молчановых, Москва) 8, «Жемчуг (Обнаженная)» (возможно, «После купания», 1926) 9 и другие.
С персональных выставок некоторые произведения Ф.А. Малявина попадают в частные собрания итальянских коллекционеров, поэтому сейчас, когда его работы появляются на аукционах, об этом можно прочесть в графе истории владения (провенанс). Однако главной задачей этой статьи было рассказать о том, что помимо прекрасно известной картины «Смех» (1899, Международная галерея современного искусства Ка'Пезаро, Венеция) в государственных собраниях Италии хранятся такие замечательные произведения Ф.А. Малявина, как «Крестьянский праздник» и «Карабинеры».
Валерия МОРДАШОВА
Автор выражает благодарность Национальной галерее современного искусства (Рим) и Историческому музею карабинеров (Рим) за любезно предоставленные репродукции и каталожную информацию о хранящихся в их собраниях картинах Ф.А. Малявина.
Журнал «Антиквариат, предметы искусства и коллекционирования», № 124 (март 2015), стр.28