Во второй половине XIX века некоторые московские мастерские металлических изделий начали выпускать новый для них вид продукции — знаки, медали, жетоны. Одной из первых среди них стала мастерская Ксенофонта Абрамовича Збука.
Мастерская начала работать в 1843 году. Располагалась она в Сущевской части города, в доме Збуков. В 1869 году Ксенофонт Абрамович расширил производство, открыв в том же помещении еще и гвоздильную фабрику, которая, однако, просуществовала недолго. Управляющим металлической мастерской был сам хозяин, а позже — его жена Александра Николаевна.
О первых годах работы заведения сведений практически нет. В 1860 году в мастерской московского 3-й гильдии купца Ксенофонта Абрамова (именно так тогда значился Збук) числилось 15 рабочих и 8 учеников. В следующем году — 13 рабочих и 7 учеников. Еще через 3 года число работавших теперь уже у временно 2-й гильдии купца увеличилось до 25 рабочих и 10 учеников. В 1881 году в мастерской было 20 рабочих и 11 учеников. Само заведение определялось не только как пуговичное, а как «медно пуговичное, крестовое и разных мелочных медных изделий мастерство».
Постепенно мастерская набирала обороты. В 1882 году на Всероссийской промышленно-художественной выставке в Москве К.А.Збук представил широкий ассортимент изделий. В «Отчете о выставке» в печати впервые была дана характеристика деятельности мастерской и ее продукции: «Производство... не ограничивается исполнением металлических пуговиц для армии; он (Збук. — Г.К.) производит еще посредством штамповки большое количество и хорошего качества образочки, тельные кресты и медали. Пуговицы для армии составляют у него вторую отрасль... Все приспособления мастерской показывают ведение дела с заметными улучшениями против прежнего времени». К слову, в память этой выставки К.А.Збук изготовил жетоны (илл. 1-3).
Ксенофонт Збук был в числе тех мастеров, которые делали жетоны и в память коронации императора Александра III. Они были овальной формы, с ушком. На одной их стороне — изображение святого великого князя Александра Невского, на другой — вензель Александра III, дата «1883» и надпись: «ВЪ ПАМЯТЬ КОРОНОВАНIЯ.- ВЪ МОСКВЪ » (илл. 4).
К 1888 году относится жетон, приуроченный к празднованию годовщины крещения Руси в Киеве. На одной из его сторон помещены герб Москвы и круговая надпись, на другой — изображение великого князя Владимира (илл. 5—6).
В 1890 году на имя сына Ксенофонта Збука — Василия была зарегистрирована уже не просто мастерская, а фабрика. Наибольшее число изделий, выпущенных семьей Збуков, принадлежит Василию. Это — бляхи, значки, арматурки, медали, Георгиевские кресты, жетоны, марки и т.д. На этой фабрике были устроены 3 мастерских и отделение для «образного производства». К 1890 году количество работавших здесь увеличилось до 40, а в 1916 году это была уже фабрика металлических и форменных изделий, на которой трудились 84 рабочих.
Жетоны, изготовленные как отклик на события в жизни русской православной церкви, посвященные ее святыням, ее сподвижникам, составляют наибольшую часть изделий фабрики. Композиционные решения жетонов этой тематики схожи. На одной стороне их помещали образ святого: преп. Сергия Радонежского, преп. Андроника, святого Стефана — на жетонах в память 500-летия их кончины (1892, 1895, 1896 гг. соответственно), святого Федосия — на жетоне в его память (1896), преп. Саввы — на жетоне к 500-летию основания Савино-Сторожевского монастыря (1998) и т.д. На другой стороне жетонов были изображения соборов, храмов, монастырей (илл. 7—14).
Откликался В.К.Збук и на события культурной жизни Москвы. К празднованию 100-летия со дня рождения А.С.Пушкина им выпущены жетоны, на которых стоят инициалы медальера Станислава Казимира Вацлава Островского (WO) (илл. 15). В.Збук был одним из тех немногих производителей, которые привлекали к работе профессиональных медальеров. В 1915 году его фабрика выпустила жетоны, откликнувшись на события Первой мировой войны.
Предприятие принимало заказы на изготовление знаков и жетонов различных обществ (илл. 16—18). Однако подавляющее большинство изделий здесь выпускали для рынка, ориентируясь на свободного покупателя.
Рубеж веков и начало XX столетия были отмечены появлением большого количества наградных медалей, выпущенных частными мастерскими. Немало их вышло из мастерских В.К.Збука, в том числе такие, как «За поход в Китай», «За усердие», «За храбрость», Георгиевские кресты (илл. 19—20).
Технологические процессы в заведениях отца и сына Збуков мало чем отличались. Все изделия изготовлялись методом штамповки с последующим — по необходимости — серебрением или золочением гальваническим способом. Фабрика Ксенофонта Збука в 1880 году была оснащена следующим оборудованием и инструментами: 4 пресса для штамповки, 2 пресса для лощения, 20 обрезов, 2 ушевницы, 2 вала для прокатки золота и серебра, машина для вальцовки меди, сверлильный станок, горн для припоя ушков, печка для золочения и серебрения, 4 полировальных станка. В 1890 году у Василия Збука в числе прочего было: 6 ручных крупных прессов, 19 мелких, горн для пайки, наковальня, 2 токарных станка, печь для серебрения. На предметах из драгоценных металлов ставились именные клейма «КЗ» (К.А.Збук), «ВЗ» (В.К.Збук) и пробирные.
С именем Збуков связана история еще одного заведения, появившегося в 1884 году и выпускавшего аналогичные изделия. Это была мастерская — свадебный подарок Ксенофонта Абрамовича дочери Прасковье, в замужестве Дмитриевой. В августе 1884 года П.К.Дмитриева обратилась в канцелярию московского генерал- губернатора с прошением о регистрации подаренной ей мастерской: «Отец мой фабрикант металлических изделий купец Ксенофонт Абрамович Збук, жительствующий по Сущевской улице в собственном доме, при выдаче меня в замужество за московского мещанина Василья Михайловича Дмитриева передал мне заведение металлических изделий... На содержание сего заведения у отца моего имеется представляемое при сем свидетельство, ...а так как в настоящее время заведение это передано мне, то имею честь почтительнейше просить о перемене этого свидетельства на мое имя». Уже в год открытия в мастерской изготовляли и жетоны. Муж Прасковьи, мещанин Таганной слободы, и сам с 1878 года владел мастерской мелких металлических изделий. После его смерти дело Дмитриевых перешло к пяти их сыновьям как фирма «Наследники Дмитриева В.М.». На протяжении всего времени существования мастерской, а затем фабрики, здесь делали кокарды, крестики, надписи, пуговицы и т.д.
События 1917 года не остановили жизнь фабрики на Сущёвке, но теперь она подчинялась законам нового времени и приспосабливалась к его реалиям. 18 января 1921 года предприятие, владельцем которого до того времени оставался В.К. Збук, было национализировано, поступило в ведение МСНХ, а затем сдано в аренду кооперативному товариществу «МЕТХОЗ», в правление которого вошел и Василий Ксенофонтович.
Временное бездействие фабрики, вызванное Гражданской войной, разрухой, переустройством всего экономического уклада страны, закончилось. В ноябре 1921 года фабрика, на которой осталось 13 рабочих, вновь была пущена. Однако первое время заказы не поступали, материалов, необходимых для их изготовления, не было, тогда как производственной программой, установленной для всех предприятий, предусматривался ежегодный выпуск 50 тысяч гросс-пуговиц, 2500 тысяч сапожных блочек, 500 тысяч красноармейских значков. В ноябре фабрика выпустила 40 тысяч знаков морского ведомства, но реализация их началась позже. В декабре было изготовлено уже 60 тысяч, а в январе 1922 года — 76 тысяч 625 знаков. Постепенно увеличивался выпуск и других изделий.
В 1924—1925 годах арендатором фабрики был Н.К.Бордюков, продолживший изготовление значков. Следующий арендатор — товарищество «Красный штамп» — значительно расширил ассортимент выпускавшихся заведением изделий.
В изготовлении жетонов, медалей, знаков фабрика Збуков оказалась особенно «плодовитой». До 90-х годов XIX века они были лидерами в этой области производства. Они одни из первых начали выпускать эти предметы и сохранили специализацию в условиях нового, уже советского времени.
Мастерская
Галина КОВЕНЕВА
Антиквариат, предметы искусства и коллекционииования март 2006