Каждая эпоха имеет свои ароматы, и то, что сегодня «бросилось бы в нос», в ««свою» эпоху было совершенно обыденным запахом... Запахом конского навоза на улицах, запахом дров и дыма, запахом выгребных ям. При этом каждая из эпох, имеет и свои парфюмерные ароматы.
Безусловно, традиция употребления ароматов и благовоний восходит к самым ранним цивилизациям, объединяя их общностью запахов. Так, у греков слово «аромат» обозначало благовония, духи, специи и лекарства с приятным запахом, то есть все то, что сейчас мы относим к области косметики и парфюмерии. Приятный запаховый фон был крайне важен для греков и римлян. В гимнах, воспевающих греческих богов, обязательно отмечается их аромат, как непременная составляющая красоты и величия. Умащивание тела различными ароматными субстанциями было стандартной предстартовой подготовкой атлетов на греческих Олимпийских играх.
Душистые венки, благовония в специальных миниатюрных сосудах, предметы туалета, пропитанные ароматными маслами, приносили в жертву богам любви и плодородия, посвящали умершим. Современное слово «парфюмерия» восходит к латинскому per fumum, то есть «посредством дыма», поскольку воскурения благовоний производили как на мраморных алтарях, так и на глиняных и бронзовых курильницах-фимиатериях (ил. 1).
В период античности парфюмерные компоненты привозили в Европу с Востока, поэтому этот привозной товар стоил очень дорого. Античные духи представляли собой жидкие масляные мази или более густые помады и бальзамы (сиропообразные смеси смол с эфирными маслами). Излюбленными запахами античного мира были ароматы розы, лилии, ириса, шалфея, тимьяна, майорана, шафрана, мяты и аниса. Благовонными мазями пропитывали одежды, натирали тело и умащали волосы. Уже тогда была известна технология извлечения масел из цветов посредством дистилляции.
Поскольку парфюмерные ароматы были связаны преимущественно с женским миром, то это, в свою очередь, на протяжении веков подталкивало развитие стеклоделия, керамики и ювелирного искусства. Например, древнерусское женское украшение IX—XIII веков — колт (полая металлическая подвеска, выполненная в технике зерни, скани или черни, прикреплявшаяся к головному убору) — внутри было пустотелым. Предположительно, во внутреннюю полость колта закладывался кусочек ткани или льняной кудели, смоченный благовониями (ил. 2).
В период Московского царства наряду с обильной косметикой активно использовались и различные, в том числе привозные, благовония, но подлинный бум использования парфюмерии начался со второй четверти XVIII века, со времени начала правления Екатерины I. Тогда «запаховая составляющая» императорских резиденций складывалась из многих элементов. Во-первых, это была парфюмерия, которой пользовались с привычными нам целями; во-вторых, это были запахи цветов и благовоний, которыми декорировали и окуривали помещения; в-третьих, это были запахи, порождаемые своеобразными стандартами личной гигиены эпохи; в-четвертых, это были запахи «жизнедеятельности» дворцов — канализации и кухни.
Особенно активно европейская парфюмерия начала экспортироваться в Россию при Елизавете Петровне, которая уделяла огромное внимание своему внешнему виду. Российский посол в Париже наряду с выполнением стандартных дипломатических обязанностей был обязан докладывать в Петербург и о последних трендах моды.
Поэтому вовсе не случайно французский король Людовик XV прислал в апреле 1757 года Елизавете Петровне в качестве подарка несессер, в котором находился и флакон с духами (ил. 3).
На уровне архивных документов, следы использования парфюмерии в повседневной жизни императорского двора встречаются с начала XIX века. Подчеркнем, что парфюмерией тогда активно пользовались как мужчины, так и женщины.
Александр I (по словам А.С. Пушкина — «Плешивый щеголь») годами выписывал различные одеколоны из Франции. Впрочем, также из Франции он выписывал и эликсир для полоскания полости рта, перчатки, рубашки, трико для панталон и множество других мелочей. В июле 1815 года из Руана в Петербург доставили 4 ящика с духами 1. В марте 1816 года среди его французских поставщиков парфюмерии упоминается фабрикант Рибан, который морем отправил в Петербург 48 больших флаконов одеколона на 1 248 франков 2 (ил. 4).
Безусловно, император лично себе ничего не заказывал, хотя, конечно, название духов или одеколонов определял сам. Логистика закупок была следующей: камердинер императора сообщал главному хозяйственнику императорского двора князю П.М. Волконскому о том, что у императора заканчивается запас склянок с духами. П.М. Волконский, в свою очередь, писал о необходимости закупок российскому послу во Франции. Купленные духи отправлялись на первом же корабле из Франции в Россию. Ящики с духами, не вскрывая, доставляли с таможни в Зимний дворец. При этом все положенные таможенные сборы уплачивались сполна. Затем полученные духи оплачивались векселями, отправляемыми во Францию через российское посольство. Например, в марте 1816 года «Государь Император Высочайше повелеть соизволил: за сделанные в Париже генерал-адъютантом ди Борго разные покупки для Его Величества заплатить ему 1 260 франков из Кабинета». Векселя на имя банкира «Багге и Ко» направили в Париж.
В 1818 году из Руана в Петербург пришла очередная партия ящиков с «12 дюжинами бутылок с духами», отправленная в Зимний дворец «в комнату Его Величества» 3. Уточним, что 12 дюжин — это 144 бутылки с духами.
Номенклатура любимых духов Александра I не менялась годами. Например, в мае 1819 года российский посол выслал в Петербург из Парижа через графа К.В. Нессельроде 4 «для Его Величества» запредельную по объему партию одеколонов: «Flacons Eau de cologne veritable de Farina» (50 дюжин, то есть 600 шт.); «Flacons Eau de cologne des Alpes» (50 дюжин, то есть еще 600 шт.); «Flacons Eau de cologne d odeurs d apres les echanfillons enooyes prucdament de chajue genre» (15 дюжин, то есть 180 шт.) 5. Следовательно, вся партия одеколонов различных наименований включала 1380 бутылок.
Самый известный одеколон в этом списке — «Кёльнская вода» («Flacons Eau de cologne veritable de Farina»), придуманная Иоганном Мария Фарина, основавшего в 1709 году старейшее парфюмерное предприятие в мире, начавшее выпускать знаменитую «Кёльнскую воду». Впоследствии «Кёльнскую воду» завезли во Францию, где она стала именоваться «о-де-колон» (Eau de cologne). Стержнем рецептуры знаменитого одеколона стала парфюмерная композиция на основе масел лимона, апельсина, бергамота, мандарина, лайма, кедра, грейпфрута и смеси некоторых трав. Именно этот одеколон («Eay de cologne veritable de Farina») Александр I приобрел в количестве 50 дюжин (то есть 600 шт.) склянок. В справочниках указывается, что «кёльнская вода» — это духи с легким запахом (ароматизированная вода), в которую входит 70% алкоголя и от 2 до 5% ароматических веществ (ил. 5).
В 1823 году для императора выписали из Парижа 12 бутылок одеколона «Eau de Portugal». Заметим, что в начале XIX века склянки для одеколонов еще не имели фирменного дизайна и представляли собой узкие, закрытые пробкой флаконы из цветного стекла, вмещающие от 4 (120 миллилитров) до 8 унций (около 240 миллилитров) одеколона. Оптовые покупатели, к которым, безусловно, относился Александр I, приобретали одеколон в ящичках по 4, 6, 8, 12 и 18 флаконов, получая при этом скидку. Отметим и то, что в начале XIX века парфюмерия не делилась на мужскую и женскую. Если во Франции в ходу был термин «о-де-колон» (Eau de cologne), то в России эту парфюмерную композицию именовали духами (ил. 6).
Позже в Петербург в разные месяцы пришло еще несколько посылок для Александра I: 2 ящика — по 48 бутылок в каждом, весом по фунту духов в каждой из бутылок; 2 ящика — по 6 бутылок в каждом. Крупной партией стала посылка, состоящая из 3-х ящиков: в первом — 72 бутылки духов «Eau de Portugal»; во втором — 72 бутылки «Eau de Miel d Angleterre» и в третьем — 72 бутылки духов «Eau de Suare». Всего 216 бутылок различных духов. Год завершила очередная «парфюмерная» посылка из двух ящиков, в каждом из которых было по 6 склянок духов «Eau de Alpes» и четыре дюжины зеленых и белых перчаток из оленьей кожи 6 (ил. 7).
В 1824 году в январе пришли очередные 2 ящика (по 6 склянок в каждом) с одеколоном «Eau de Alpes». В августе 1824 года из Руана на корабле прибыли еще 9 ящиков с грузом для Александра I. В 8-ми из них были благовония и духи, а в 9-м ящике — шелка и книги. По сложившейся практике ящики пропустили «из таможни без осмотра» и сдали «оные не вскрытыми в Зимнем дворце под расписку»7.
Иногда российский посол в Париже получал более сложные задания. Например, летом 1825 года ему прислали из Петербурга в качестве образца «скляночку без названия», видимо, для того, чтобы он купил духи по образцу 8.
Последний раз груз с духами для Александра I прибыл из Руана в Петербург в августе 1825 года, когда император готовился к поездке в Таганрог. Тогда прибыла партия «Кельнской и Альпийской воды (Eau de Cologne et Eau de Alpes) для туалета Государя Императора», состоявшая из 12-ти ящиков, в каждом из которых было по 6 бутылок одеколона, то есть вся партия включала 72 бутылки 9.
С чем были связаны такие внушительные партии поставок различных одеколонов? Судя по всему, с существовавшими европейскими аристократическими гигиеническими стандартами, когда одеколоном протирали все тело. Подчеркнем, что гигиенические стандарты первой четверти XIX века были, с современной точки зрения, ужасающими даже в среде родовитой аристократии. Два факта: в 1800 году в Лондоне не было ни одной бани. Известная английская писательница и путешественница леди Мэри Монтегю без тени смущения рассказывала, что она ответила одному господину, обратившему внимание на сомнительную чистоту ее рук: «И это вы называете грязью? А что бы вы сказали, увидев мои ноги!» 10 Подчеркнем, что об этих фактах пишут европейские историки, ссылаясь на документы.
О подобных «гигиенических фактах» упоминает в мемуарах и Екатерина II, например, о том, как блохи, изобиловавшие к комнате ее фрейлин, не давали ей спокойно спать. С другой стороны, об уровне гигиены при российском императорском дворе свидетельствуют закупки самой Екатерины II. Как следует из «Реестра купленным по комнате Ея Императорского Величества», для Екатерины II в 1767 году приобрели «360 пар чулок шолковых белых дамских по 6 руб. пара — 2 160 руб.» и «50 дамских перчаток льняных белых по 6 руб. пара — 300 руб.» 11.
Так или иначе, но бытовавшая в Европе практика протирать одеколоном тело вызывала колоссальный расход туалетной воды. Так, Наполеон Бонапарт использовал в месяц по 60 бутылок «Кёльнской воды», в том числе добавляя ее в ванну или капая на кусочек сахара. Поэтому Александр I просто следовал сложившейся европейской гигиенической практике, регулярно обтираясь одеколоном. Кроме этого, следует иметь в виду, что мужчины, обильно пользуясь парфюмерией, воспроизводили привычные стандарты XVIII века, когда мужчины-аристократы, так же как и женщины, обильно украшали себя бриллиантами, кружевами и прочими аксессуарами, которые позже останутся исключительно в распоряжении женщин. Следует также иметь в виду и то, что в России, в отличие от Европы, никогда не прерывалась традиция еженедельной бани. В подвале Зимнего дворца, как и в других резиденциях, у Александра I имелась собственная баня с бассейном и парилкой, обшитой липовым деревом. Вряд ли император пренебрегал баней, но в то же время европеизированный Александр I следовал и гигиеническим стандартам европейской аристократии, ежедневно обтираясь одеколонами.
Брутальный Николай I внимательно следил за своей внешностью и не пренебрегал парфюмерией (ил. 8). Об этом свидетельствуют многочисленные «парфюмерные» счета по его гардеробной сумме. Если взять 1833 год, то в течение года камердинер Федор Сафонов покупал императору парфюмерию в различных магазинах Петербурга шесть раз. Судя по суммам, это были оптовые партии:
К сожалению, из счетов не ясно, сколько склянок и каких именно духов приобреталось на указанные суммы. Судя по всему, партии были оптовые, но не большие, поскольку император покупал духи не во Франции, а в Петербурге. Кроме духов, на «гардеробную сумму» приобретали баночки розового масла и палочки помады (март 1834 г.). В декабре 1834 года камердинер оптом, на 651 рублей, в магазине Бабста купил «духи для Гардероба Его Величества».
В 1835 году за духи из магазина Буржуа, взятые с 1 января по 1 мая, выплатили 556 руб. 90 коп. В апреле
1835 года в магазине Морса «за взятие 10 склянок духов» камердинер выплатил 100 руб. 12. В апреле 1836 года в один из петербургских магазинов выплатили «за взятие для гардероба Его Величества в течение январской трети сего года разных духов» 336 руб. 60 коп. В октябре 1836 года в магазин Буржуа и Дюшона за период с 20 апреля по 1 ноября за разные духи «взятые из оного для гардероба Его Величества» — 1 080 руб. В апреле 1837 года в магазин «Дюшон Буржуа за духи для гардероба Его Величества» отправили 124 руб. 15 коп. В декабре в магазин Дюшона за период с мая по январь «за духи для гардероба Его Величества» выплатили 756 руб. 50 коп. 13. В мае 1838 года в магазин Буржуа и Дюшона выплатили «за духи в январской трети» — 673 руб. 14. В 1844 году духи для императора покупали в магазине Дилля: в марте «за пальто, платок и духи» — 529 руб. 94 коп. и в мае «Диллю за духи» — 57 руб. 60 коп. 15
Итак, мы видим, что духи для императора приобретались регулярно. Особенно значительные суммы выплачивались за духи в так называемую январскую треть, охватывающую первые три месяца года, в течение которых шли традиционные большие балы в Зимнем и Аничковом дворцах. В ходе этих представительских мероприятий император должен был выглядеть блестяще, что и вызывало значительные закупки духов и помады. В 1830-х годах духи для Николая I приобретались главным образом в магазине Буржуа и Дюшона («a la Renommee — духи, перчатки и конфекты»), находившемся на Невском проспекте, на углу Адмиралтейской площади, «в доме Шишмарева». Этот факт отметим особо. Николай I, в отличие от своего старшего брата, не выписывал духи и одеколоны из Парижа, предпочитая покупать их в петербургских магазинах.
Заметим, что в справочнике «Петербург на ладони» за 1851 год магазинов, в которых продавались бы духи, упоминается не так уж и много: магазин Дарзанса («Михайловская ул. в доме гр. Строганова и в Пассаже»); магазин Эгершнна («Невский проспект, в доме Голландской церкви»); магазин Розинскаго («Невский проспект, в доме Лубле»); магазин Дезире («Невский проспект, в доме Дурыгиной»); магазин Габона («Невский проспект, в Пассаже») и в доме Энгельгардта («у него же и кондитерская»). Кроме этого, духи, помада, щеточки, галстуки и т. п. продавались у всех французских парикмахеров.
В императорских резиденциях, насыщенных ароматами духов дам и кавалеров, использовались и так называемые дворцовые духи. Так именовались духи с запахом лаванды, которые перед началом очередного приема слуги капали на раскаленные на углях металлические лопаточки. Духи интенсивно испарялись, наполняя покои особым запахом, которые завсегдатаи императорских резиденций именовали «дворцовым».
Кроме того, при Николае I и в последующие царствования дворцовые залы и гостиные обильно декорировались цветами, в том числе экзотическими, пряный, необычный аромат которых вносил свою сильную ноту в общий баланс запахов в императорской резиденции. Также следует иметь в виду, что в Зимнем дворце, наряду с уголками в гостиных, декорированных цветами, имелись два зимних сада, наполненных экзотическими растениями (ил. 9).
В мемуарах об этой запаховой стороне жизни императорских резиденций упоминается нечасто. Вот, например, что написала супруга австрийского посла Долли Фикельмон, вспоминая один из зимних балов (31 января 1832 г.): «Когда полонезы заводили в соседние залы, где находились покои Императрицы, от стоявшего там сильного аромата цветов и духов становилось дурно. На обеденном столе — в январе! — сотни гиацинтов и желтых нарциссов» 16.
Именно при Николае I в России началось 17 развитие парфюмерного бизнеса, одним из пионеров которого стал московский фабрикант и французский подданный Альфонс Антонович Ралле. В 1843 году он основал фирму «А. Ралле и Ко». Логистика производства предполагала только «сборку» духов в России, поскольку все необходимое сырье привозилось из Франции и Италии, разработкой рецептуры занимались приглашенные из-за границы парфюмеры. Поэтому выпускаемая парфюмерная продукция по качеству была вполне сопоставима с лучшими европейскими образцами. Номенклатура производимой парфюмерии включала духи, одеколоны, туалетное мыло, помаду и пудру. В 1856 году фабрику продали совладельцам-компаньонам Бодрану и Бюжону и затем переименовали в товарищество «Ралле и Ко» (ил. 10).
О высоком качестве продукции фирмы «Галле и Ко» свидетельствует ее быстрое признание российским императорским двором. Уже в 1846 году наследник-цесаревич, будущий Александр II, дал «согласие на просьбу Московского фабриканта Рале именоваться поставщиком духов Двора Его Императорского Высочества и иметь на вывеске изображение Государственного герба» 18. Это решение означало, что фирма, образованная в 1843 году, буквально сразу же стала поставлять свою продукцию ко двору наследника-цесаревича.
В 1855 году, когда на законодательном уровне только обсуждался вопрос о юридическом статусе и порядке получения звания поставщика императорского двора, А.А. Ралле подал прошение именоваться поставщиком императорского двора, на что Александр II вновь дал согласие. Впоследствии к этому званию присоединились также звания поставщика шаха Персидского и князя Черногорского.
Продукция фирмы «Галле и Ко» четырежды награждалась государственным гербом Российской империи на Всероссийских промышленных выставках за высокое качество продукции. На Всемирной выставке в Париже в 1878 году продукция товарищества была признана «выше всякой награды», а в 1900 году получила высшую премию — Гран-при. Всего продукция товарищества «Галле и Ко» за разные годы получила 60 высших наград. С 1880-х годов фирма «Галле и Ко» начала выпуск модных цветочных одеколонов, которые принесли ей огромные прибыли.
В последнем списке поставщиков императорского двора, составленном в 1915 году, упомянуто всего 5 парфюмеров 19, и среди них — фирма «Галле и Ко» как московский производитель духов.
В чем продавалась парфюмерия? Судя по всему, вплоть до второй четверти XIX века преобладала утилитарная упаковка парфюмерии, представлявшая собой склянку цветного темного стекла, вмещавшую до фунта парфюмерной композиции (409 г), на которую наклеивалась бумажка с названием. Вместе с тем с древнейших времен стеклодувы и ювелиры изготавливали для женщин небольшие сосуды самых причудливых форм с плотно притертыми крышками, в которые можно было перелить небольшое количество духов или одеколона. Эти сосуды, так же как и часы, табакерки и мушечницы, играли статусную роль, демонстрируя вкус и богатство их владельцев.
Например, в Государственном Эрмитаже хранится золотой флакон для духов в форме павлина, изготовленный в России во времена Екатерины II. Там же хранится небольшой золотой флакон для духов с плотно притертой крышкой (ил. 11, 12).
В XIX веке начинает производиться фирменная стеклянная укупорка для одеколонов и духов, к работе над которой все чаще приглашаются промышленные дизайнеры. Например, очень важным компонентом, способствовавшим признанию фирмы «Ралле и Ко», стала оригинальная упаковка парфюмерной продукции, производимой владельцем хрустального завода Фридрихом Дютфуа, вошедшим в правление «Торгового дома А. Ралле и Ко».
Поскольку российские императоры с 1840-х годов пользовались парфюмерной продукцией фирмы «Ралле и Ко», то для них изготавливали «собственные» флаконы с соответствующими монограммами. Например, в ГМЗ «Царское Село» хранится стеклянный флакон с монограммой Николая II, инкрустированный серебром, золотом и бриллиантами 20. Предположительно, что этот «собственный» флакон был изготовлен в единственном экземпляре (ил. 13, 14).
Из бухгалтерских книг по суммам Николая II отдельные траты на парфюмерию не просматриваются. Судя по всему, большая часть парфюмерии попадала в комнаты императора через его француза-парикмахера Молле, чья парикмахерская находилась на Невском проспекте. Например, в 1896 году у Молле было куплено 18 флаконов хинной воды 21. В этом же году «для белья Его Величества» у Молле купили сухие духи на 10 руб. 22. В 1904 году Молле получил «за куаферные работы, туалетные принадлежности и белье» 446 руб. 35 коп. В январе 1908 года — «за парикмахерские работы и туалетные принадлежности» — 770 руб. 23. Наверняка, в число упомянутых «туалетных принадлежностей» входили и духи.
На рубеже XIX—XX веков производство парфюмерии превращается в высокодоходный сектор экономики, к которому тяготели самые различные производства. Тогда в единое целое были связаны парфюмерные ароматы, производство модной одежды и ювелирные аксессуары. Так, ювелирная фирма К. Фаберже производила специальные флаконы для духов, которые не только покупались, но и дарились. Например, в ноябре 1911 года императрица Александра Федоровна, выбирая недорогие рождественские подарки, купила флакон для духов (45 руб.) «от Фаберже» 24 (ил. 15, 16).
Какими духами пользовалась последняя императрица Александра Федоровна и ее дочери? Безусловно, к 1894 году, когда 22-летняя гессенская принцесса стала российской императрицей Александрой Федоровной, ее парфюмерные предпочтения уже сформировались. По свидетельству близкой к императрице Лили Ден, «из духов предпочитала "Белую розу" парфюмерной фирмы Atkinson. Они, по ее словам, были прозрачными, без всякой примеси, и бесконечно ароматными. В качестве туалетной воды она использовала "Вербену"» 25 (ил. 17).
Шлейф духов «White Rose» лондонской фирмы Atkinson для императрицы Александры Федоровны, вероятно, кроме самой парфюмерной композиции, было и шлейфом ее девичьих лет, проведенных в Англии при дворе «бабушки Гранни» — английской королевы Виктории.
Что касается туалетной воды «Вербена» — возможно, это одна из тех, которая изготавливалась фирмой «Ралле и Ко» (ил. 18, 19).
Тогда многие парфюмеры Европы, всеми правдами и неправдами, пытались «выставить» свою продукцию на туалетный стол российской императрицы. Например, осенью 1897 года в российское посольство в Лондоне обратился «известный в Лондоне фабрикант духов Бейлей (Bayley)», который ходатайствовал «о разрешении, как давнишнему поставщику Императорского двора, поднести Ея Императорскому Величеству Государыне Императрице Александре Федоровне и Ея Императорскому Высочеству Великой Княгине Елисавете Федоровне два изготовленных по его специальному заказу хрустальных графина, в изящных футлярах с духами его изделия» 26.
Императрица Александра Федоровна, действуя по сложившимся алгоритмам, наложила резолюцию: «I have never had any jcents from this firm, neit her hat the Emperer you better enquire I think throngh m-me Flotow if she knows any thing about them А.Ф. 17 января 1897 г.» 27.
Следуя распоряжению Александры Федоровны, направили запрос камер-фрау императрицы Марии Федоровны — фон Флотов Марии Петровне, которая ответила, что никаких сведений о данной фирме она не имеет и указанная фирма духи ко двору императрицы Марии Федоровны никогда не поставляла. В итоге 1 февраля 1897 года Александра Федоровна X распорядилась прошение англичанина отклонить. Подобные прецеденты встречаются в документах и позже. Например, в 1908 году к некий английский капитан Уиндхам предлагал Александре Федоровне «купить туалетную воду» 28. Предложение также отклонили.
Дочери императорской четы, подрастая, Д постепенно входили в мир парфюмерных ароматов. По свидетельству Лили Ден, «они обжали парфюмерию, непременно фирмы Coty. Татьяна предпочитала "Jasmin de Corse", Ольга — "Rose Tee". Мария то и дело меняла духи, в конечном счете остановилась на "Сирене", а неизменными духами Анастасии были "Фиалка"» 29 (ил. 20, 21).
Уточним, что духи фирмы Coty «Jasmin de Corse» («Корсиканский жасмин») и «La Violette Pourpre» («Пурпурная фиалка») выпускались с 1906 года. В рекламных плакатах аромат этих духов описывался, как «дыхание романтики, поэтически призрачные, волнующие душу изысканными желаниями» (ил. 23, 24).
К сожалению, в денежных документах императорской семьи, хранящихся в РГИА (Санкт-Петербург, Российский государственный исторический архив), обнаружить счета на импортные духи не удалось. Точнее, в документах, по большей части, не расшифровываются ни фирмы, ни номенклатура закупок. В них, например, использовались фразы — «оплатить два английских счета». Возможно, среди этих счетов проходила английская и французская парфюмерия. Поэтому единственным свидетельством употребления императрицей Александрой Федоровной английской и французской парфюмерии остаются воспоминания Лили Ден. С другой стороны, достаточно полно документированы покупки императрицей Александрой Федоровной парфюмерии фирмы «Брокар и Ко».
История этой парфюмерной фирмы общеизвестна, поэтому коротко... Фирма была основана французским подданным Г.А. Брокаром в 1869 году на базе парфюмерной мастерской, существовавшей с 1864 года. Успеху фирмы во многом способствовала агрессивная реклама. Так, на Всероссийской промышленно-художественной выставке 1882 года был устроен фонтан, из которого вместо воды бил одеколон. Брокаровский одеколон «Цветочный» стал первым массовым ароматом России. В 1900 году годовой оборот фирмы составил 2,5 миллиона рублей.
Довольно рано продукция фирмы «Брокар и Ко» начала завоевывать аристократический сегмент парфюмерного рынка России. После того, как глава фирмы поднес великой княгине Марии Александровне (дочь Александра II, в замужестве герцогиня Эдинбургская, великая герцогиня Саксен-Кобург-Готская) букет восковых цветов, благоухающий ароматами духов Брокара, он получил звание поставщика ее двора, что было немедленно использовано в рекламе фирмы. Вскоре фирма стала поставщиком испанского двора, также были открыты парфюмерные магазины за границей — в Париже, Ницце и Вене (ил. 25).
Императрица Александра Федоровна начала пользоваться парфюмерией фирмы «Брокар и Ко» в конце 1890-х годов. К сожалению, в счетах не указывается, какие именно ароматы предпочитала императрица, но можно предположить, что среди любимых ею были духи «Персидская сирень», которые успешно конкурировали с дорогим французским парфюмом. Говоря об аромате сирени, следует иметь в виду, что любимая загородная резиденция Александры Федоровны — Александровский дворец в Царском Селе — буквально утопала в персидской сирени. Одна из гостиных императрицы в этом дворце так и называлась —
Сиреневой. По устойчивой легенде, императрица дала ветку персидской сирени архитектору Р.Ф. Мельцеру, который создал эту гостиную, выдержанную в лиловосиреневых тонах. Ветка персидской сирени, в память об этой легенде, и сегодня хранится в Сиреневой гостиной Александровского дворца (ил. 26).
Если обратиться к документам, то в августе 1902 года камер-фрау императрицы М.Ф. Герингер отправила «в Канцелярию Государыни Императрицы Александры Федоровны счет Брокара» 30. Как правило, за год проходило 2—3 счета «от Брокара». Например, в августе 1911 года был оплачен один счет «Товарищества Брокар» 31. За весь 1912 год к оплате было предъявлено два счета фирмы «Брокар и Ко»: 17 января и 17 августа (на 3 руб.) 32. В январе 1914 года, среди прочих счетов, упоминается о необходимости оплатить «два счета т-ва "Брокар и Ко"» на 60 руб. 50 коп. и на 10 руб. 50 коп. 33.
За весь 1916 год среди «оплаченных счетов из магазинов за присланные товары для императрицы Александры Федоровны» о фирме «Брокар и Ко» упоминается шесть раз 34:
Возможно, этими счетами оплачивались и духи «Любимый букет императрицы», разработанные фирмой «Брокар и Ко» специально для императрицы Александры Федоровны к 300-летнему юбилею Дома Романовых в 1913 году. Сегодня эти духи известны под названием «Красная Москва». В современном описании «пирамиды запахов» этих духов, относящихся к группе шипровых цветочных ароматов, среди «верхних нот» упоминаются: бергамот, кориандр, апельсиновый цвет; среди нот «сердца» — иланг-иланг, роза, жасмин, гвоздика; базовой основой «пирамиды» являются ноты ириса и ванили.
В 2013 году ГМЗ «Царское Село» получил в дар шесть флаконов духов, выпущенных в начале XX века (ил. 27). Эти флаконы были приобретены дарителем на различных европейских аукционах 35. Подобные флаконы с духами вполне могли находиться на императорской половине Александровского дворца. Например, один из подаренных флаконов когда-то хранил любимые духи императрицы Александры Федоровны «White Rose» лондонской фирмы Atkinson.
Игорь ЗИМИН
Журнал «Антиквариат, предметы искусства и коллекционирования», № 126 (май 2015), стр.32