Среди открыток русского авангарда, изданных в России до революции и в более позднее время, есть безусловно редкие и очень ценные. Некоторые из них оказались единственным изображениями навсегда утраченных картин русских художников - авангардистов, об иных не знают даже старейшие коллекционеры.
Все мои предыдущие статьи, опубликованные №№ 3 и 4 «Антиквариата...» за прошлый год, рассказывали об открытках русского авангарда в изданиях Алексея Крученых и издательства «Сегодняшний лубок». Тема этой — почтовые карточки, которые тоже можно отнести к изданиям русского авангарда. Из огромной массы открыток, выпущенных в России — как в дореволюционный период, так и в более позднее, советское время — они выделяются безусловной редкостью и ценностью. Самые же ценные и суперредкие — открытки, сделанные футуристом Сергеем Подгаевским примерно в 1914 году. Эта дата кажется мне наиболее вероятной, поскольку именно в то время Подгаевский издал свои основные футуристические книги: «Писанку футуриста Сергея Подгаевского» и книгу «без названия», которую некоторые библиографы называют «Сие посвящается закоренелому обывателю». Обе книги можно назвать «подражательными» по отношению к изданиям А.Крученых. В качестве иллюстраций в них использованы оттиски абстрактных композиций, аналогичные нашим открыткам. Тираж книг не превышал 100 экземпляров, поскольку обе они были изготовлены автором вручную. Тираж же описываемых «пробных» открыток мог быть еще меньше, а сколько их сохранилось на сегодня — не известно. О них не знают ни исследователи русского авангарда, ни старейшие собиратели почтовых открыток. На обороте одной из этих открыток — стихотворение, написанное рукой Подгаевского.
Следующие по времени выхода в свет открытки были изготовлены фотоспособом с живописных работ художников авангарда. Можно предположить, что они сделаны по заказу авторов для распространения на выставках, в которых они принимали участие. В частности, это относится к «Последней футуристической выставке картин «0,10», проходившей в декабре 1915 года в Петрограде. На ней экспонировались работы И.Клюна, В.Пестель, В.Татлина, К.Малевича и других, изображенные и на фотооткрытках (работы К.Малевича на открытках опубликованы в каталоге Г.Костакиса). Тираж этих открыток был небольшим, о чем свидетельствует редкость их появления на рынке. Сделаны они были весьма оперативно, фотоспосоБом, без применения печатной техники. На некоторых есть надписи (название и автор), сделанные рукой самих художников. Сколько всего было изготовлено этих открыток и с работ каких художников, сейчас установить невозможно. В моем собрании их всего восемнадцать, с различных выставок. О серии открыток с оборотной стороной на японском языке, отпечатанных цинкографией, следует упомянуть особо.
На них изображены живописные работы русских художников Д.Бурдюка и В.Пальмова, которые экспонировались в 1920 году на «Первой выставке русских художников» в Японии. Ценность этих фотооткрыток на сегодняшний день очевидна, поскольку каталоги авангардных выставок были малотиражны, несли минимум информации и не были иллюстрированы. Многие картины художников авангарда не сохранились до нашего времени, и очень часто эти открытки — единственное изображение тех работ.
Шесть открыток Дени с юмористическими изображениями вождей революции вышли в 1923 году, в еще лояльной к творчеству любых художников России. По в дальнейшем большинство «вождей» оказалось «врагами народа», и сохранять их изображения стало небезопасно — это считалось пособничеством. Открытки и другие печатные изображения «врагов народа» уничтожались властью и в очень редких случаях дожили до наших дней. Интересно, что ни в одной из публикаций о творчестве известного революционного художника Дени эти открытки не упоминаются. Полный комплект этих редких открыток есть также в собрании Музея истории и реконструкции Москвы.
Редкими считаются и открытки-стихотворения армянского поэта-футуриста Кара-Дарвиша (настоящее имя Акоп Генджян). Они выпущены на Кавказе в период с 1914-го года по начало 1920-х годов в издательстве «Шреш» на армянском и русском языках в виде одинарных, или открытых писем-буклетов. Переводы с армянского сделаны русскими поэтами, например, стихотворение «Пляска на горах» перевел О.Мандельштам. В моем собрании 11 таких открыток. Еще две открытки, которых у меня нет, хранятся в Центральной научной библиотеке Союза театральных деятелей России (архив С.Г.Мельниковой), они представлены на выставке «Учитесь худоги», проходившей в Московском центре искусств в 1999 году.
Интересны и открытки из серии, посвященной советским политическим деятелям, прежде всего — оформлением заглавной буквы в фамилии изображенного на ней деятеля. Возможно, эти буквицы нарисовал Сергей Чехонин, хотя фактов, подтверждающих его авторство, обнаружить не удалось. Открытки, судя по текстам биографий, вышли не позже 1925 года. Изданы они обществом «Долой неграмотность» небольшим для открыток тиражом в 5 тысяч экземпляров, отпечатаны коричневой краской. Эти открытки не известны даже крупнейшим собирателям почтовых открыток с многолетним стажем. В моем собрании их 13, сколько их было на самом деле — неизвестно. Вот список изображенных на этих открытках политических деятелей с их биографиями: Артем, Куйбышев, Сталин, Дзержинский, Ленин, Чичерин, Орахелашвили, Чубарь, Луначарский, Воровский, Крупская, Володарский, Калинин.
Подобная серия открыток была отпечатана и в Харькове, на украинском языке. Они также изображают политических деятелей СССР, но в отличие от предыдущих их оформление, включающее в себя элементы изображений серпа, молота, шестерен, звезд, самолетов и других символов советской власти, носит явно конструктивистский характер. К сожалению, автора этих работ установить не удалось. Возможно, это кто-то из группы художников «Союз семи», работавшей в Харькове. В моем собрании только две открытки из этой серии. Тираж на обороте этих почтовых карточек не обозначен. Один из старейших коллекционеров, которому я показал эти открытки, заметил, что за много лет собирания видел только одну открытку этой серии с изображением Бухарина.
Самыми известными русскими открытками в мире и наиболее дорогими на международных продажах считаются девять работ Густава Клуциса. Они сделаны в 1928 году к всесоюзной Спартакиаде в Москве. Это первые цветные открытки, изготовленные техникой фотомонтажа! На обороте каждой из девяти напечатаны различные лозунги, посвященные советскому спорту. Как и многие открытки советского периода, они имеют больший формат (15,5x10,5 см.), чем обычные русские открытки. Из-за этого некоторые собиратели обрезали их под стандартный формат, чтобы затем вставить в стандартные альбомы для открыток. 11оэтому сегодня крайне редко можно встретить хороший, не обрезанный экземпляр. Некоторые коллекционеры считают, что комплект этих открыток был помещен в специальный конверт, также посвященный Спартакиаде. Это часто практиковалось в то время, но обнаружить конверт до сих пор не удалось. Тираж этого комплекта 15 000 экземпляров. Но несмотря на это открытки даже по отдельности встречаются очень редко, особенно в хорошем виде. Редкость этого издания, как и в случае с открытками Дени, объясняется его уничтожением по политическим мотивам, поскольку Густав Клуцис был арестован как «враг народа» и расстрелян в 1938 году.
К разряду авангардных можно отнести еще одну редкую серию цветных открыток, вышедшую в 1930-е годы в России. Она называется «Плакаты компартии Германии» и издана Музеем Революции тиражом в 20 тысяч экземпляров. В нее входят помимо папки-обложки 23 открытки как немецких, так и русских плакатистов, лучшим из которых, имеющим мировую славу авангардиста, был Дж.Хартфильд. Открытки пронумерованы с 1 по 24, но ни в одном из известных комплектов нет открытки под № 19. Возможно, это связано с тем, что по недосмотру издателей под этот номер попал плакат, пропагандирующий партию фашистов, поэтому открытка с его изображением была своевременно изъята из комплекта и уничтожена. Открытки этой серии тоже высоко ценятся на международных аукционах, особенно работы Дж.Хартфильда. Найти полные комплекты открыток этой серии практически невозможно.
Самой большой, конструктивистски оформленной серией почтовых открыток следует считать набор диаграмм с названием «Догнать и перегнать в технико-экономическом отношении передовые капиталистические страны в 10 лет». Он состоит из 70 открыток, выполненных различными художниками, которые вместе со справочной брошюркой вложены в коленкоровую папочку с тиснением. Издание было подготовлено в 1930-е годы — к XVI съезду КПСС и VI съезду Советов и вышло тиражом в 15 тысяч экземпляров. В полном виде издание встречается нечасто. Как правило, на рынке открыток попадаются отдельные экземпляры из этого комплекта. На самом полном по содержанию изданий русского авангарда аукционе «Экслибрис 6», состоявшемся в 1977 году, были представлены только 32 открытки из этого комплекта, с первоначальной оценкой в 600 долларов США (лот № 49).
В заключение хочется упомянуть о серии открыток, также связанной с русским авангардом. Это серия фотооткрыток с интерьерами павильона СССР, на выставке прессы в Кельне, проходившей в ,1928 году. Дизайн экспонатов этого павильона был выполнен Лазарем Моисеевичем Лисицким — одним из самых выдающихся представителей авангарда XX века. На оборотной стороне открыток — текст на немецком языке с порядковым номером. Но не все открытки этой серии воспроизводят работы Л.Лисицкого, а на международном рынке высоко ценятся только экземпляры с изображением его композиций. Еще одна открытка с работой художников русского авангарда, братьев Стенбергов, вышла тиражом в 10 тысяч экземпляров в 1930 году. Она не редкая, но все же достойна упоминания.
Анатолий БОРОВКОВ
Иллюстрации предоставлены автором.
Наш рейтинг
Опрошенные редакцией эксперты из числа активно действующих дилеров, естественно, не ответили на главный вопрос: кто из художников авангарда сегодня самый дорогой. Однако среди сотен имен художников, которые работали в этом направлении, всегда можно вычленить тех, чьи работы всегда востребованы в течение уже десятилетий. Их полотна фигурируют на аукционах, чаще всего все работы уходят по высокой стоимости и, как правило, с первого раза. Если сравнивать такие факты, как итоги торгов, периодичность появления на рынке, значимость творчества каждого из художников для мирового искусства, наконец, частные мнения дилеров и коллекционеров, вырисовывается следующая картина.
1. Малевич К.С. (1878-1935)
2. Кандинский В.В. (1866 —1944)
3. Шагал М.З. (1887—1985) — витебский период живописи
4. Татлин В.Е. (1885-1953)
5. Филонов П.Н. (1882—1941)
6. Розанова О.В. (1886—1918)
7. Попова Л.С. (1889-1924)
8. Экстер А.А. (1882-1949)
9. Явлинский А.Г. (1864 — 1941)
10. Гончарова Н.С. (1881 —1962) — живопись лучизма
11. Ларионов М.Ф. (1881 —1964) — живопись лучизма
12. Лисицкий Л.М. (1890—1941)
13. Родченко А.М. (1891 —1956)
Журнал «Антиквариат, предметы искусства и коллекционирования» № 10 (9) сентябрь 2003 стр.92