Главную святыню России, Успенский собор Московского Кремля, украшает замечательный памятник, эпохи императора Александра I — большое серебряное паникадило, выполненное в 1818 году по рисунку К.И.Росси шведским мастером-серебряником А.Гедлундом.
В первой четверти XIX века эстетические идеалы и образы античной классики царили во всех отраслях прикладного и изобразительного искусства. Нашли они отражение и в памятниках декоративно-прикладного искусства, хранящихся в Музее «Московский Кремль».
Император Александр I проявлял глубокий интерес к художествам. Это и понятно: великий князь вырос в атмосфере искренней любви к искусству. Его бабушка — императрица Екатерина II — всю жизнь собирала уникальные коллекции. Отец, император Павел I, был тонким ценителем изящного. Его матери, императрице Марии Федоровне, удавалось все, за что бы она ни бралась: она рисовала портреты своих детей акварелью по бумаге и фарфору, умела вытачивать янтарь и слоновую кость, увлекалась медальерным искусством.
В Успенском соборе Московского Кремля, главной святыне России, находится замечательный памятник эпохи императора Александра I — большое серебряное паникадило, выполненное в 1818 году по рисунку К.И.Росси мастером-серебряником А.Гедлундом.
В художественном образе интерьера Успенского собора важную роль играют осветительные приборы — паникадила, напольные подсвечники, лампады. На протяжении веков здесь у мастеров воспитывалось чувство ансамбля. Разновременные и разнообразные произведения прикладного искусства, украшающие собор, не спорили между собой, а воспринимались очень гармонично. В интерьер собора замечательно вписались большие паникадила, висящие между столбами, — их одиннадцать. Восемь из них сделал в 1644 году мастер из Голландии Иван Госом. Шесть царских с двуглавыми орлами, одно даже с трехглавым орлом вверху, а пять патриарших — с восьмиконечными крестами. Все паникадила золоченые, представляют собой четырехъярусные многосвечные сооружения пирамидальной формы, снизу завершающиеся ажурным яблоком или изящными растительными побегами.
Традиционно, с 1630-х годов, посреди храма висели серебряные паникадила: одно — перед образом «Спаса», а другое, шестиярусное серебряное, весом в 60 пудов 12 фунтов 53 золотника, в 1660 году было повешено между патриаршим и царским местами. Как сообщают источники, его заказал боярин Илья Иванович Морозов в Венеции или в Англии.
В 1812 году паникадило было похищено французами. «Большие весы заняли место огромного серебряного паникадила; на них вешали церковное серебро и золото, которое там же и переплавляли в слитки», — писала И.М.Снегирева, автор книги «Москва. Подробное историческое и археологическое описание города».
В конце 1812 года приступили к восстановлению интерьера собора. Из архивных источников известно, что в июле 1813 года из Могилева в Москву, в Успенский собор, привезли серебряное паникадило, которое было найдено в городе Орш и передано графу Федору Ростопчину. Паникадило состояло из 20 частей и весило 21 пуд 13 фунтов 81 золотник. Оно было трехъярусным, украшенным большими и малыми витыми рожками с усами; на каждом рожке — по четыре золоченых глухих цветочка, прикрепленных к блюдцу. Предполагалось, что к паникадилу сделают новые части и отдадут на хранение в ризницу Успенского собора.
В 1818 году император Александр I повелел «устроить новое серебряное паникадило из хранящихся в Успенском соборе серебряных частей». Выполнить заказ императора поручили столичному архитектору К.И.Росси. Им был составлен рисунок нового паникадила соразмерно весу найденного. Император утвердил рисунок и препроводил в Министерство финансов к исполнению. Паникадило предполагалось выполнить в Санкт-Петербурге под наблюдением самого архитектора. С Монетного двора мастеру-серебрянику Акселю Гедлунду под расписку было отпущено 10 пудов серебра 84 пробы на сумму 7 989 рублей. Серебро же из Успенского собора надлежало сдать в Московское горное правление.
Паникадило по рисункам К.И.Росси выполнил выдающийся мастер-серебряник Придворной императорской конторы начала XIX века Аксель Гедлунд. HEDLUND — так выглядело его клеймо на вещах. Он был родом из Швеции, в 1799 году принят мастером в Санкт-Петербургский цех иностранных мастеров. С 1800 года А.Гедлунд выполнял чрезвычайно много заказов для Придворной конторы и считался, по определению барона А.Е.Фелькерзама, «отличным мастером». Он делал крупные и сложные вещи. В 1808 году Гедлунд представил паспорт от имени шведского посланника, графа Стединга, в 1816 году был выбран старостой цеха. Упоминания о нем встречаются в документах до 1833 года. Его вдова продолжала дело до 1839 года.
Произведения Гедлунда отличаются помпезностью, статичностью и подчеркнутой симметрией, даже некоторой нарочитостью. Орнаментальные мотивы, которые использует мастер, — сплетенные венки, спокойная гладь отполированного серебра, головки ангелов — все это характерные черты стиля «ампир» — торжественного, строгого стиля империи.
В архиве Музея «Московский Кремль» хранится документ Синодальной конторы о внесении серебряного паникадила в Успенский собор. Мастер А.Гедлунд и его подмастерья доставили и повесили паникадило между двумя столбами. В книге прибывших в собор вещей за 1819 год отмечалось, что «по именному Его императорского величества повелению сооружено серебряное паникадило 84 пробы, 20 пудов 31 фунт 33 золотника, о трех ярусах. Оное паникадило внести в Опись прибыльных вещей».
Паникадило серебряное, трехъярусное. Стержень цилиндрический, верхняя часть его оформлена в виде мощного чеканного колоса, обвитого накладной вино градной лозой и обрамленного снизу акантовыми листьями. От стержня отходит ряд S-образных свечников, направленных вверх. В центральной части стержня — большая полусфера, украшенная чеканной гирляндой стилизованных листьев. Полированная поверхность полусферы украшена накладным орнаментом из гирлянд и головок ангелов. От нее отходит второй ряд свечников. В нижней части стержня укреплен лавровый венок, от которого отходит третий ряд свечников. Внизу паникадило завершается виноградной гроздью.
От основания рожка выходит литой бутон, из которого появляются крупные листья и цветы лилии, а также рельефный растительный побег, завершающийся капелированной свечной трубкой. Свечи помещены на площадках, чеканенных ложками. Свечники декорированы спиральными завитками с изображением орденского креста в центре. Каждый свечник в центре раздваивается и несет по две свечи и два цветка лилии. С венка спускаются четыре гирлянды из листьев и плодов винограда.
Паникадило удачно вписано в торжественное, огромное, наполненное светом пространство собора. Оно большого диаметра и ажурной конструкции и потому не кажется громадным. Паникадило выполнено без хрустального убора, как это было модно в России первой половины XIX века. Декоративное убранство паникадила не перегружено деталями и легко читается; в нем четко выделены изобразительные мотивы, имеющие символическое значение: сноп колосьев — символ хлеба и вина; цветы лилии — символ чистоты и девы Марии; виноградная лоза — символическая связь с таинством причастия и с Христом; крест — символ славы и власти.
К.И.Росси писал в мемуарах: «Цель не в обилии украшений, а в величии форм, в благородстве пропорций, в нерушимости. Этот памятник должен быть вечным».
Паникадило выполнено после Отечественной войны 1812 года, во время триумфа императора Александра 1. Отсюда мажорное, жизнеутверждающее начало, обогащенное сильным патриотическим звучанием.
Император не случайно выбрал для проекта паникадила архитектора К.И.Росси. В 1806 году он был утвержден архитектором Кабинета императорского двора, весной 1809-го — направлен в Кремлевскую экспедицию, которая занималась строительством и ремонтом правительственных зданий в Московском Кремле, в распоряжение начальника экспеди ции, действительного тайного советника, сенатора и кавалера П.С.Валуева. В том же году архитектор спроектировал и построил Екатерининскую церковь в Вознесенском монастыре Кремля. Кремлевские соборы, интерьеры и замечательные памятники искусства, украшающие их, произвели на К. И. Рос си огромное впечатление.
По окончании работ в Москве К.И.Росси много трудился в Твери. Там жил принц Петр Фридрих Ольденбургский, муж сестры императора Александра I, Екатерины 11авловны. Великая княгиня принимала активное участие в судьбе архитектора. В Петербург К.И.Росси вернулся уже сложившимся мастером.
К 1818 году умерли ведущие архитекторы, выполнявшие заказы императора Александра I ( А. Д.Захаров — в 1811 году, Тома де Томон — в 1813-м, А.Н.Воронихин — в 1814-м, Джакомо Кваренги — в 1817-м). Император поручает сложнейшие дворцовые работы талантливому, хорошо зарекомендовавшему себя К.И.Росси.
У каждого произведения искусства своя жизнь. С момента сотворения его художником оно обретает собственную судьбу, которая, как и у людей, может быть счастливой или несчастной. У паникадила Успенского собора Московского Кремля — счастливая судьба. Оно не подверглось переплавке, разграблению, его не перевешивали на другое место. На протяжении всего XIX века это паникадило неоднократно реставрировали. В 1853 году московский купец Дмитрий Фадеев заключает договор с Успенским собором о починке большого серебряного паникадила. За месяц работы мастер должен был его разобрать, исправить все повреждения, восполнить детали из своего серебра, собрать заново. Паникадило отворо- нили, отбелили через огонь, добавили 26 винтов и 7 гаек серебряных. Мастер и его подмастерья с большой осторожностью сняли, затем вновь повесили отреставрированное паникадило. В 1883 году купец Николай Шебанов реставрировал церковное имущество в Успенском соборе, в том числе и паникадила. К коронации императора Николая II в 1895 году паникадила вновь обновлялись и ремонтировались. В архиве РГАДА сохранилась смета московского ювелира В.С.Терещенко на исправления 4-х паникадил, находящихся возле иконостаса, 6-ти паникадил посреди собора и 2-х серебряных паникадил. Самые большие реставрационные работы по серебряному паникадилу были проведены в 1978—1979 годах реставраторами Центральных .мастерских им. Э.Грабаря.
Вокруг каждого крупного архитектора группировалась команда талантливых мастеров-декораторов. Становясь единомышленниками зодчего, они готовы были претворить его самые смелые творческие фантазии и замыслы. Мастер-серебряник А.Гедлунд и К. Росси много работали вместе, отсюда и чувство ансамбля, целостности произведений.
В собрании музея хранятся стояны для жирандолей, канделябры, солонки, столовые приборы из покоев императрицы Марии Федоровны. Они поступили в Большой Кремлевский дворец в 1840 году. Высокие канделябры использовались не только для украшения каминов, консолей, горок, но и в качестве настольных украшений банкетных столов, когда по случаю торжеств зажигались свечи. Канделябры известны с древнейших времен. Их делали из дерева, тростника, глины, позже — из асбеста и мрамора. Вторую жизнь канделябры обрели в эпоху Возрождения. Тогда их стержни украшали не только орнаментами, но и небольшими фигурами. Дворцовые канделябры XVIII—XIX веков изготовлялись из золота, серебра, бронзы, фарфора. Канделябры собрания Музея «Московский Кремль» — серебряные. Они поступили в комнаты императрицы Марии Федоровны от мастера А.Гедлунда в 1821 году. Нижнюю часть их постамента украшают литые грифоны, верхнюю — стержень в виде колонны с каннелюрами, заканчивающимися фигурами двух амуров, которые словно сдерживают оленей с расходящимися пятью рожками.
Аналогичное художественное решение можно видеть на люстре и канделябрах, выполненных в конце 1820 — начале 1830-х годов для галереи Генриха II во дворце Фонтенебло (см.: «Un age dor des arts decoratifs 1814-1848». Paris, 1991, c. 247, № 119).
Красотой форм и тщательностью работы отличаются серебряные вазы для цветов. Они представляют собой неглубокие чаши с прорезным узором виноградных лоз. Стройные женские фигуры, задрапированные в античные одежды, словно держат чаши на поднятых руках. Мотивы аканта, розеток, гирлянды, ножки-лапы очень типичны для того времени.
Изысканность замысла и высокое мастерство в проработке деталей отличают все изделия выдающегося мастера-серебряника А.Гедлунда, шведа, трудившегося для России.
Светлана ПОВАРСКАЯ
Иллюстрации предоставлены автором.
Журнал «Антиквариат, предметы искусства и коллекционирования» № 10 (9) сентябрь 2003 стр.80