Апогеем национально-освободительного движения болгар во второй половине XIX века стало Апрельское восстание 1876 года, жестоко подавленное турками. Убийства сопровождались пытками и всякого рода надругательствами.
24 апреля 1877 года в Кишиневе русским царем был подписан манифест об объявлении войны Д Турции. Активные военные действия начались, однако, только в конце июня. Помимо благородного покровительства славянским народам в деле их национального освобождения, Россия преследовала и определенные геополитические цели, главной из которых было обеспечение контроля над черноморскими проливами. Создание независимых государств на Балканском полуострове, дружественных России, рассматривалось в качестве важного фактора — «союзной силы», способствующей достижению данной цели. Для России главным аспектом балканской проблемы с середины 70-х годов XIX века стал именно болгарский вопрос. Это объяснялось стратегическим положением Болгарии на подступах к черноморским проливам, а также установившимся австрийским преобладанием в Сербии и на западе Балкан.
3 марта 1878 года в Сан-Стефано был подписан мирный договор между Турцией и Россией. Турецкие войска должны были покинуть пределы Болгарии. Для покровительницы турок — английской дипломатии — этот договор считался неприемлемым. Британское правительство опасалось, что, включив Болгарию в сферу своего влияния, Россия станет средиземноморской державой. Вдобавок новые границы Болгарии так близко подходили к Константинополю, что проливы и турецкая столица оказывались под постоянной угрозой удара с болгарского плацдарма.
Столь же мало отвечал Сан-Стефанский договор и интересам Австро-Венгрии. Она всеми силами стремилась не допустить образования крупного славянского государства на Балканах, которое могло бы стать центром притяжения для входящих в ее состав южнославянских народов. Именно Австро-Венгрия 6 марта 1878 года официально выступила с предложением созвать конгресс для обсуждения всех условий мира между Россией и Турцией. Русскому правительству, не желавшему идти на конфликт с Англией и Австро-Венгрией, пришлось дать свое согласие.
Конгресс открылся 13 июня 1878 года в Берлине. На Берлинском конгрессе было принято решение о создании двух Болгарий — северного Болгарского княжества и южной Восточной Румелии, остававшейся в составе Османской империи. Ей была предоставлена автономия. Решения Берлинского конгресса по болгарскому вопросу явились плодом компромисса заинтересованных сторон, поэтому ими были недовольны практически все — и Россия, и Австро-Венгрия, и обе Болгарии.
С давних времен традиционной эмблемой Болгарии является лев, олицетворяющий мощь государства и отвагу его жителей. Официально на гербе Болгарии, а точнее Тырновского царства (в 1363 г. Болгария распалась на Тырновское и Видинское царства), лев появился во времена правления последнего перед турецким завоеванием царя, который поместил его изображения на монетах. Во времена турецкого ига — почти пять веков — лев был для болгарского народа символом борьбы за свободу. Эмблемы со львами носили на шапках и изображали на знаменах повстанцы-гайдуки. Естественно, что после освобождения северного Болгарского княжества от турецкого господства коронованный лев (корона — символ стремления к достижению суверенитета страны) стал главным элементом эмблемы молодого государства.
Румелия — историческое название Балкан. В автономной Восточной Румелии была организована своя почтовая служба. 1 июля 1879 года был учрежден Почтовотелеграфный департамент при Министерстве сельского хозяйства, торговли и общественных зданий. А в сентябре 1879 года почта автономной провинции начала получать и доставлять различную корреспонденцию. Отправка международной корреспонденции осуществлялась через Константинополь.
Первыми почтовыми марками Восточной Румелии стали марки Османской империи с надпечаткой, сделанной ручным штемпелем. Надпечатка аббревиатуры «RO» (Roumelie Orientale — Восточная Румелия) наносилась синей краской. Почтовое обращение этих марок началось в 1881 году. Затем на марках в 10 пара была сделана и надпечатка с полным наименованием автономной провинции — «Roumelie Orientale».
Помимо марок с надпечатками, в том же 1881 году поступили в обращение пять оригинальных миниатюр, подготовленных для провинции в Константинополе. Это одни из первых марок мира с надписями на нескольких языках: надпись «Восточная Румелия» повторялась на французском, греческом, болгарском и турецком языках. Существует значительное количество разновидностей марок этой серии.
В сентябре 1885 года в главном городе Восточной Румелии Филипполе (Пловдиве) произошло восстание. Болгары изгнали из Османской автономии турецкого губернатора с его чиновниками и провозгласили воссоединение двух частей Болгарии. После некоторых колебаний князь болгарский Александр, бывший принц Баттенбергский, объявил себя князем объединенной Болгарии.
На марках Восточной Румелии была сделана надпечатка черной или синей краской болгарского геральдического льва без рамки. А через три дня в почтовое обращение поступили и марки с надпечаткой геральдического льва в рамке и надписью «Южна България».
В Сан-Стефано и на Берлинском конгрессе русское правительство боролось за создание «Великой Болгарии». Болгария получила национальную свободу благодаря подвигам русского солдата, во главе болгарской армии стояли русские офицеры, да и сам Александр Баттенбергский был посажен на престол Россией. Казалось, царское правительство должно было бы приветствовать свершившийся факт. Но в течение прошедших семи лет отношения между Россией и Болгарией резко изменились.
Австро-Венгрия, видевшая в первые годы после Берлинского конгресса в болгарском государстве олицетворение «славянской опасности», вела успешную борьбу против русского влияния в Болгарии. При этом оно опиралось на экономическую заинтересованность болгарской буржуазии от австрийского капитала. В отличие от России, чьи экономические позиции на Балканах были чрезвычайно слабы, Габсбургская монархия здесь обладала мощным потенциалом. К примеру, в начале 1880-х годов все железные дороги на болгарской территории (как действующие, так и строящиеся) были в руках австрийцев. Монопольное положение занимали австрийско-венгерские компании и в болгарском судоходстве.
Бесцеремонность и отсутствие продуманной политики у русских представителей в княжестве быстро настроило болгар против них. Общественное мнение осуждало политику России, полагая, что она направлена на превращение Болгарии в «русскую губернию». А габсбургский дипломатический представитель в Болгарском княжестве — Кевенгюллер — прямо советовал Александру Баттенбергу «одним ударом освободиться от этой чумы» (имея в виду русских), в противном же случае его ждет превращение «в марионетку, веревочки от которой будут находиться в чужих руках».
Усиливать непокорного болгарского князя Александр III не хотел. В ответ на прокламацию воссоединения северной и южной Болгарии, Россия стала протестовать против нарушения болгарами Берлинского трактата. Одновременно из болгарской армии отзывались все русские офицеры. Все это произошло как раз в тот момент, когда у Болгарии нарастал конфликт с Сербией.
Если Александр III рассчитывал, что, отозвав своих офицеров, он обречет болгар на поражение, то он ошибся. Болгарская армия разбила сербов. А политика России нашла себе неожиданного союзника в лице Венгрии. Вожди мадьярского дворянства в румелийских событиях усмотрели лишь одно — опасное усиление одного из славянских государств. Они также потребовали восстановить status quo.
В Константинополе состоялась конференция послов, на которой была принята русская программа: улучшения внутреннего законодательства Восточной Румелии с сохранением ее под властью турецкого генерал-губернатора. Однако вскоре оказалось, что принятое решение некому провести в жизнь. Австро-Венгрия ни за что не согласилась бы допустить в Болгарию русские войска; турецкий султан не решался послать свои. Его положение осложнялось тем, что Греция грозила Турции войной.
В этот момент английская дипломатия предприняла решающий маневр. Англичане поняли, что вследствие ухудшения русско-болгарских отношений Болгария из русского плацдарма перед Константинополем превращается в барьер на пути России к турецкой столице. Поэтому чем барьер этот будет шире, тем труднее его будет русским взять.
Англичане обещали туркам оградить их от войны с Грецией. За эту услугу уговорили султана не посылать свои войска в Румелию, а, напротив, заключить соглашение с болгарским князем. Турецко-болгарское соглашение было очень интересным актом. Им подтверждалось, что Румелия является турецкой провинцией. Она управляется губернатором, назначенным турецким султаном. Таким образом, буква Берлинского трактата была соблюдена: юридически северная и южная части Болгарии оставались разделенными. Но губернатором Восточной Румелии султан, по турецко-болгарскому соглашению, назначил князя болгарского. Таким образом, фактически в северной и южной Болгарии устанавливалось одно правительство.
1 октября 1885 года марки с надпечатками в виде геральдических львов были изъяты из почтового обращения. Им на смену пришли марки Болгарии.
Вячеслав КУРИННОЙ
Журнал «Антиквариат, предметы искусства и коллекционирования», № 123 (январь-февраль 2015), стр.136