В Отделе исследования, консервации и реставрации музейного металла ГосНИИ реставрации оказался на экспертизе крест-мощевик с мощами целителя Пантелеймона.
Почти у каждого предмета, находящегося в частных руках, есть своя легенда. По преданию, этот дубовый крест, размером 29x10 см, украшенный с обеих сторон серебряным позолоченным окладом, принадлежал древнему боярскому роду Нащокиных.
На лицевой стороне в нижней части креста, в углублении, располагаются мощи, прикрепленные восковой мастикой и ничем не прикрытые. Однако в православной традиции мощи никогда не хранились открытыми. Как правило, их прикрывали хрусталь или стекло, чеканные или ажурные накладки, или же сплошные металлические пластины с надписями, поэтому можно предположить, что изначально крест помещался в ковчеге с крышкой и извлекался оттуда только в связи с какими-либо событиями. Подобные реликварии известны издревле — это, например, реликварий Никифора Фоки конца X века в Лавре св. Афанасия на Афоне, мощевик св. Стефана и Лазаря в Ватопеде, также на Афоне, так называемый «Мономахов крест» начала XVII века с частицей камня от гроба Господня в ковчеге под крестом, хранящийся в Оружейной палате Московского Кремля, и другие. Все такие предметы сохранили в своем убранстве и даже в составе «святости» следы разных эпох, ибо всегда ценились очень высоко, и каждое поколение стремилось запечатлеть свое уважения к святыне. Лицевая сторона деревянной основы креста обрамлена рамкой с пластинами для крепления камней в кастах. По очертанию камни соответствуют кастам. На пластинах и в дереве под ними есть отверстия: возможно, в них крепились жемчужины на синях.
Боковые и оборотная стороны закрыты сканными накладками. В православном мире до XVI века сканные оклады не были распространены. Известны всего несколько экземпляров подобных крестов. Это прежде всего серебряный крест патриарха Саввы XIV века (собор г.Пиенца в Италии), филигранный напрестольный крест XIV—XV веков из Протато на Афоне и, наконец, кипарисовый крест мастера Амвросия из Троице-Сергиевой лавры со сканными накладками созданный около середины XV века. Впервые в русских документах крест с эмалями по скани упомянут в духовной грамоте Ивана III (1504 г.). Представляется, что к этой редкой группе памятников примыкает и нащокинский крест.
Средневековое искусство Москвы не оставило нам подобных крестов, зато повгород дает возможность для сопоставлений, полезных для уточнения даты нащекинской реликвии. Известный специалист но древнерусскому искусству М.М.Постникова-Лосева отмечает, что для новгородских ювелиров древности характерен прием обрамления наружной стороны креста несколькими рядами сканных жгутов. «Новгородские» ассоциации возникают и в связи с металлическими накладками по лицевой стороне нашего креста. Их форма, структура, даже насечка простейшего резного геометрического орнамента заставляют вспомнить воздвизальный крест с мощами из Новгородского музея-заповедника. Что касается самих мощей мученика-целителя Пантелеймона, то в Новгороде они были известны уже в раннее время. В Оружейной палате сохранилась оправа четвероугольного моще вика св. Пантелеймона и Стефана первой половины XIV века, в котором отверстие для мощей между чеканными фигурами святых имеет вид берцовой кости, причем по краю контур обложен имитацией сканного жгута. Металлическая же обкладка нащокинского креста по окончаниям ветвей — прием вполне традиционный, он используется в уже упомянутом реликварии Никифора Фоки.
В пользу древности креста свидетельствует изготовление его из дуба. Кипарис в русских землях появился сравнительно поздно — в больших вещах около середины XV века. В новгородских сказаниях, восходящих к концу XIV века, фигурирует именно дубовый крест, сделанный из скамьи, на которой сидела Богородица (Сказание о Тихвинской Одигитрии). Горизонтальное положение нижней перекладины также подтверждает древность нащокинского креста: в XVII—XVIII веках перекладина становится наклонной.
Совершенно исполненная скань этого креста приближается по стилю и технике исполнения к московско-новгородской скани. У новгородских ювелиров были особые, излюбленные мотивы скани. Это сердцевидные узоры, обильно использовавшиеся еще в XIII—XIV веках, и мотив кольца-устья с исходящими отростками, которые, но мнению М.М.Постниковой-Лосевой, стали «визитной карточкой» новгородских ювелиров XV—XVI веков. Так что филигранная оправа креста представляет собою сплав традиций московской и новгородской скани с преобладанием новгородских элементов в рисунке и технике исполнения.
Этот крест-мощевик, являющийся исторической и художественной ценностью, позволяет проследить судьбу семейной реликвии крупного боярского рода на протяжении столетий. Он оживляет перед нами упоминания исторических источников о «родительских поминках»: такими семейными реликвиями отцы благословляли старших сыновей. К сожалению, история креста оборвалась — он был украден, следы его затерялись. Может быть, эта публикация поможет найти пропавшую реликвию?
Анна РЫНДИНА, Марина ШЕМАХАНСКАЯ
Иллюстрации предоставлены авторами.
Журнал «Антиквариат, предметы искусства и коллекционирования» № 10 (9) сентябрь 2003 стр.42