Изделия из прозрачного хрусталя и стекла, граненого или прессованного, декорированные вплавленными внутрь белыми рельефными медальонами — портретными или сюжетными, выполненными из особой пасты или бисквита, хорошо знакомы всем, кто интересуется, стеклянными произведениями XIX — начала XX века, на современном российском антикварном рынке подобные предметы появляются довольно редко. Чаще всего, пожалуй, можно встретить фарфоровые чашки первой четверти XIX века со стеклянными донцами или стеклянные пресс-папье и ручки для печатей, в которые вставлены рельефные изображения.
Эта технология в английской и европейской традициях носит различные названия: «сульфиды», «кристаллокерамика», «камеоинкрустация» или «вплавленные внутрь пасты». Все эти термины так или иначе отражают суть технологического процесса, благодаря которому возникают такие эффектные предметы. Существуют два способа их изготовления. В первом случае отливка с рельефа, сделанная из бисквита (вид неглазурованного фарфора) либо из специальной пасты на основе гипса (применялись также алебастр и керамическая масса), помещается на стенку стеклянного сосуда или на стеклянный пласт, затем заготовка разогревается и на нее наносится второй слой стекла.
Когда изделие остывает, его, в случае надобности, дополнительно декорируют гранением. Во втором случае в толще стекла гравируется достаточно глубокий рисунок, который затем заполняется пастой (этот способ относится к более позднему времени и считается более грубым).
Технология была изобретена около 1750 года в Богемии, а широкое ее применение началось в конце XVIII века во Франции, которая потом сохраняла первенство в изготовлении кристаллокерамики на протяжении всего XIX века. Первым основных успехов на этом поприще добился французский мастер Бартелеми Депре (Barthelemy Desprez, 1773 —1819), скульптор Севрской королевской фарфоровой мануфактуры, который в 1792 году оставив службу, основал собственную фабрику в Париже и начал изготавливать в технике сульфидов портреты знаменитых людей, которые он помещал в декоративные пласты, пресс-папье, ручки для печаток, а также в стенки или дно различных сосудов (в том числе — севрских фарфоровых чашек). В Англии патент на изготовление изделий с «камео-инкрустациями» в 1819 году получил знаменитый художник Апслей Пеллат, а чуть позже этот процесс освоили и в США.
Рельефы, которыми украшены кристаллокерамические изделия, можно разделить на несколько сюжетных групп.
Мы рассмотрим только изделия с портретными изображениями, отличающиеся одной общей особенностью: все они выполнены с различных медалей (реже — с монет) либо путем отливки, либо путем максимально точной копийной гравировки. Поэтому установление источников изображений здесь особенно важно. Удалось выделить следующие западноевропейские и русские медали:
1) Бертран Андрие (Andrieu), 1761 —1822 (Париж) :
1804 г. Наполеон, император (илл. 1),
1811 г. Рождение Короля Римского (с двойным профильным портретом Наполеона и Марии-Луизы; поворот вправо) (илл. 2),
1815 г. Александр I (в связи с пребыванием русского императора в Париже) (илл. 3, 4);
2) Портрет Понятовского с неизвестной французской (?) медали 1810-х гг. (илл. 5);
3) Самойла Юдич Юдин (1730—1800):
1760-е гг. Медаль на усмирение стрельцов (портрет Петра I) (илл. 6);
4) Карл Александрович Леберехт (1755—1827):
1803 г. Медаль в память 100-летия Петербурга (портрет Петра I) (илл. 7);
5) Федор Петрович Толстой (1783 —1873):
1814 —1832 гг. Серия медальонов на события Отечественной войны 1812 года:
— Битва Бородинская (илл. 8),
— Сражение при Фер Шампенуазе,
В 1834—1836 гг. серия была повторена на Петербургском монетном дворе в уменьшенных диаметрах (65 мм). Над его штемпелями работали А. Лялин и А. Клепиков:
— Сражение на высотах Кацбахских (илл. 9),
— Трехдневный бой при селе Красном;
6) Александр Павлович Лялин (1802—1862):
1855 г. Медаль на 100-летие открытия Московского университета (резал Михаил Васильевич Кучкин, 1818—1873); аверс и реверс (илл. 10);
5) Генрих Губе (1805 — 1848):
1836 г. Николай I и его наследник (илл. 11);
6) Серия медалей с портретами русских царей (портретная). 1770-е гг. либо повторы XIX века:
Юрий Долгорукий (юношей) — Иоганн Балтазар Гасс (1730—1813) (илл.12),
Ярослав Всеволодович — И.Б. Гасс, С.Юдин (илл. 13),
Федор Иоаннович (не имеет подписи медальера),
Павел I — К.Мейснер (илл. 14).
Российские медали определены по книге Е.И.Щукиной «Два века русской медали».
Одновременно с вопросом об изобразительных источниках рассматриваемых произведений возникает не менее важный вопрос и об определении места их производства. Прекрасным примером европейского производства может служить кристаллокерамическая мастерская Б.Депре 1810-х годов. Это предметы с портретами Наполеона I, двойным портретом Наполеона I и Марии-Луизы, а также портретами русского императора Александра I. Практически все сульфидные вставки на оборотной стороне имеют клейма: «Desprez, Rue de Recolets a Paris», «DP» либо «Desprez d Paris». К этим изделиям примыкают вещи с портретом Понятовского. Однако рассматривая кристалло-керамику Европы в целом, хотелось бы сделать одно весьма важное, на наш взгляд, замечание. Среди европейских производств, за исключением некоторых английских и французских, далеко не все смогли освоить капризную технологию помещения хрупких медальонов в горячее стекло. Успеха добились, например, в Богемии, но практически только одно предприятие — фабрика графа Гарраха — смогло выпускать эти изделия достаточно крупными тиражами, но даже здесь не производили сульфидных рельефов сами. Медальоны привозили из Парижа, заслуга же мастеров фабрики — в подборе правильного температурного режима их вплавления в стекло.
Иначе обстояло дело в России. Прежде всего, с известной долей уверенности можно утверждать, что произведения российских медальеров в кристаллокерамике за рубежом почти не тиражировались (за исключением портрета Николая I, изделия с которым, приписываемые богемским производствам, можно обнаружить в известных музейных собраниях Европы, в том числе и в Музее стекла в Пассау). Однако, например, в коллекции кристаллокерамики ГИМ сульфидные отливки с русских медалей прекрасного качества представлены весьма разнообразно и на изделиях самого разного времени изготовления — начиная с 1840-х годов и вплоть до конца XIX века, из чего напрашивается вывод об их российском происхождении. Где же их производили?
Частично ответ на этот вопрос дают надписи на барельефах с портретами Николая I и цесаревича Александра Николаевича. На них указывается конкретное место — село Никольское Пензенской губернии, где находился прославленный стекольный завод Бахметьевых (основан в 1763 году). По-видимому, бахметьевскими можно считать и кружки уранового стекла с медальонами в крышках «Сражение на высотах Кацбахских» и «Трехдневный бой при селе Красном», выполненные по уменьшенным повторениям серии Ф.П.Толстого, которые сделали на Петербургском монетном дворе А.Лялин и А.Клепиков в 1834—1836 годах, а также тарелки прессованного стекла с портретами Юрия Долгорукого, великого князя Ярослава Всеволодовича, царя Федора Иоанновича и вставку в дно чашки с портретом императора Павла I (выполнены по медалям из портретной серии 1770-х годов, повторявшейся и позже, в XIX веке).
Было еще одно производство в России, на котором великолепно освоили технологию изготовления сульфидных отливок и вплавления их в стекло и хрусталь, — Императорский стеклянный завод. Составляя единое целое с Императорским фарфоровым заводом, ИСЗ располагал мастерами высочайшей квалификации по изготовлению отливок, как из фарфоровой, так и из любой другой керамической массы, а также прекрасными возможностями первоочередного получения образцов для барельефов. Кроме того, здесь были сосредоточены самые лучшие стекольных дел мастера, которые варили самый лучший в России хрусталь. К работам ИСЗ относятся пласты с крупными барельефами «Битва Бородинская» и «Сражение при Фер Шампенуазе» по медалям Ф.П.Толстого, пресс-папье с сульфидным барельефом с аверса и реверса медали А.П.Лялина 1855 года на 100-летие открытия Московского университета, кружка из трехслойного стекла с портретом Петра I в крышке по медали К.Леберехта, а также крупный овальный пласт с редкостным рельефным портретом императора Николая I в образе древнерусского воина (это изображение выполнил Ф.П.Толстой; предполагалось, что оно будет помещено на оборотной стороне 12-и аллегорических медальонов серии, посвященной событиям русско-персидской и русско-турецкой войн 1826 —1829 годов. Николай I повелел заменить свое изображение на государственный герб (илл. 15).
Заводы «стекольной империи» Мальцевых тоже могли изготавливать изделия с сульфидными отливками, о чем в «Прейскуранте Дятьковской хрустальной фабрики Акционерного общества Мальцовских заводов» свидетельствует изображение пресс-папье с профильным портретом императора Александра II, с памятным текстом: «прессъ-папье круглый съ залитымъ бюстомъ». К сожалению, воспроизведение не позволяет точно установить источник портретного изображения, а подобные пресс-папье нам пока не встречались.
Технология кристаллокерамики сохранялась русскими мастерами вплоть до начала XX века. Последующие бедствия и потрясения, постигшие страну, привели к утрате многих сложных и изысканных техник в художественной промышленности, не стала исключением и кристаллокерамика. Тем большую ценность приобретают дошедшие до наших дней изделия. Как и все памятники материальной культуры, они хранят аромат своего времени, историческая информация запечатлена в них в ярких запоминающихся портретных образах. И как истинные произведения искусства они, безусловно, привлекают истинных ценителей прекрасного своею необычностью и удивительной тонкостью мастерства.
Елена СМИРНОВА
Иллюстрации предоставлены автором.
Журнал «Антиквариат, предметы искусства и коллекционирования», № 22 (ноябрь 2004), стр.34