У нас практически нет сведений о технологиях, применявшихся стеклоделами до изобретения дутья, но исследование сохранившихся древних сосудов и попытки их лабораторной реконструкции дают некоторые указания на то, какие ремесленные приемы и техники были в ходу на заре стеклоделия.
Простые бусы изготавливали, формуя каплю расплавленного стекла вокруг одного металлического прута с помощью другого прута, что было возможно, пока стекло не остывало и не затвердевало. После формовки готовую бусину клали на горячую золу для медленного охлаждения. Небольшие детали украшений и декоративные вставки в ювелирные изделия отливались или прессовались в глиняных формах. Полые сосуды формовали, нанося расплавленную стеклянную массу на сердечник, сделанный из песка, глины и какого-либо связующего вещества, и насаженный на металлический стержень. Для этого порцию расплавленного стекла набирали на металлический прут и, поднося его к медленно вращающемуся сердечнику, «наматывали» вытягивавшуюся стеклянную массу по спирали, круг за кругом, вплотную, на поверхность сердечника.
Сформованный таким образом сосуд был неровным, и его поверхность разглаживалась путем повторного нагревания и обкатки на плоской поверхности из камня, мрамора или железа, так называемой «катальной плите». Небольшую деталь, например ножку, делали повторным нагреванием сосуда и вытягиванием края стеклянной массы металлическими щипцами во время вращения сосуда.
Декорировали изделие, накладывая на его поверхность стеклянные нити другого цвета. Нанося на поверхность разогретой заготовки параллельные царапины-углубления попеременно в противоположных направлениях под прямыми углами к налепным нитям (этот процесс назывался «расчесыванием»), получали характерный «перистый» рисунок. Искусный стеклодел совершал все эти манипуляции со стеклом в одиночку, сидя перед печью, чтобы иметь возможность при необходимости вновь разогревать заготовку.
Изобретение стеклодувной трубки около 64 года до н. э. открыло в производстве стекла невиданные перспективы. Первоначально трубка имела длину порядка 75—90 см и диаметр чуть более 1 см, часто она имела деревянный наконечник-мундштук, а рабочий конец ее был слегка расширен для более надежного удержания горячего стекла. Среди других инструментов стеклодува следует назвать прочную железную понтию такой же длины, как и стеклодувная трубка, подпружиненные щипцы с тупыми концами, различные лопатки и формочки для формовки стекла, пинцеты для фиксации заготовок при обработке, ножницы для удаления излишков стекла и несложные измерительные инструменты.
И в наши дни технологические приемы, используемые в небольших мастерских на арабском Ближнем Востоке, например, в Дамаске, мало отличаются от тех, какие были в употреблении две тысячи лет назад. Здесь стеклодув сидит на маленьком табурете перед печью, защищенный от сильного жара, идущего от смотрового окна в печи, качающейся глиняной заслонкой, которую можно поднять нажатием на педаль, чтобы достать стекло. Небольшой глазок рядом с заслонкой помогает держать стеклодувную трубку и понтию горячими, постоянно готовыми к работе. К передней стороне печи, на уровне немного выше колен, примыкает катальная плита. Стеклодув работает в одиночку, помощник нужен ему лишь для того, чтобы помочь сформовать ножку и затем отнести готовое изделие в печь для отжига.
Работа в одиночку была характерной особенностью стекольного дела вплоть до середины XVII века. Позже, с появлением в Европе больших печей, которые могли расплавить больше стеклянной массы, стекловару пришлось чаще работать стоя. К правому бедру мастера стали пристегивать длинные щипцы, на которых было удобно катать стеклодувную трубку с насаженной на нее горячей заготовкой, воспроизводя действие гончарного круга.
Кроме того, в это время мастеру стало удобнее работать с помощниками, и в мастерской появилась команда подмастерьев. Скорее всего, это нововведение совпало с изобретением специального «стула стеклодува», сидячего рабочего места с различными приспособлениями для ремесла, которое определило набор обязанностей помощников мастера. В ученики брали мальчиков. в возрасте 7 лет, и вначале их задачей было относить готовые изделия к печи для отжига и выполнять разовые поручения. При условии успешного обучения одаренный ученик продвигался по статусной лестнице, сначала помогая мастеру формовать ножки бокалов и сосудов, затем переходя в «подручные», после чего он мог стать старшим подмастерьем и возглавить всю команду учеников, работающих в мастерской. В последнем случае он уже мог садиться на «стул стеклодува» для выполнения сложных работ. Задачей «подручного» было подносить мастеру или старшему подмастерью стекло нужных сортов для изготовления ножек, ручек и налепных украшений; иногда ему доверяли и некоторые операции, выполнявшиеся на стуле. Заработок каждого члена команды соответствовал тому типу работы, которую он выполнял.
Чтобы было удобнее работать с большими массами стекла и вращать стеклодувную трубку на «стуле стеклодува», пришлось удлинить ее и понтию до примерно 140 см. Особенно эти изменения облегчили работу с тяжелым свинцовым стеклом. При работе с более легкими сортами стекла из соды и поташа, которые выдували, как правило, очень тонко, некоторые операции (например, обрезку) необходимо было выполнять стоя у печи, пока стекло не успевало остыть. Сейчас очень немногие мастера способны обрезать стекло стоя, поскольку сосуды сегодня выдуваются в форму, а для удаления излишков стекла уже долгое время применяется специальная машина, которая также оплавляет края сосуда для окончательной отделки.
Важным нововведением, появившимся в конце XVIII — начале XIX века, была замена металлических щипцов с тупыми концами на щипцы с деревянными концами, которые не оставляли никаких следов на стекле. Также важным было появление особого подпружиненного устройства, которое охватывало ножку сосуда при формовке, заменив применявшуюся для этой цели понтию. Поэтому изделия, начиная с этого периода, имеют абсолютно гладкую поверхность без следов от понтии, в то время как ранее эти следы приходилось сошлифовывать, отчего нижняя поверхность ножки становилась плоской.
Выдувание и прессование в форму
Формованное стекло появилось в начале первого века нашей эры. Это изобретение сочетало в себе новую технику дутья и старый прием отливки в форму. В результате появились в изобилии изящные сосуды, изготовленные в новой технике, которые на первом этапе предлагались как сувениры или предметы религиозного назначения. Некоторые римские мастера включали в рельефный узор на стекле свое имя или место создания. Подражания этому стеклу, изготовленные на Ближнем Востоке, обычно крупнее и тяжелее оригиналов, и их часто старались «состарить», покрывая илом или тонкими накладками из опалового стекла.
Изначально (формы делались из глины, потом из дерева, а еще позже основным материалом для изготовления форм стал чугун. Они ценились очень высоко и передавались по наследству в роду мастеров-стеклоделов наряду с секретами мастерства. Самой простой и удобной в работе была цельная, открытая сверху форма, слегка расширявшаяся в верхней части, чтобы было легче вынимать изделия.
Венецианское стекло с характерным «бриллиантовым» рельефным узором получали выдуванием стекла в форму с вертикальными ребрами, а затем на эти ребра вручную наносилась щипцами насечка в определенном порядке. Этот узор стал очень популярен в Европе в конце XVII века.
Для отливки мелких деталей, например, ножек бокалов и деталей декора, использовали маленькие формочки, в которые вдавливали подобранные по размеру порции стеклянной массы, набранные на конец понтии. Для более сложных изделий использовались не цельные, а составные формы из двух, трех и даже четырех частей, скрепленных шарнирами, — иногда их можно было раскрыть и снова закрыть нажатием на педаль, что оставляло руки свободными для работы. Однако во многих мастерских хранили старые традиции и продолжали нанимать работников, чьей задачей было открытие и закрытие форм вручную.
В 1828 году американец Деминг Джарвс запатентовал машину для прессования стекла в форму и тем самым положил начало массовому производству в стекольной промышленности. Первой продукцией, полученной новым методом, были блюдца с тонким кружевным рельефом на нижней стороне. Для изготовления блюдец было использовано свинцовое «хрустальное» стекло, что усиливало блеск рельефного рисунка. Единственной сложностью нового процесса была необходимость точно дозировать массу заготовки из расплавленного стекла для помещения в форму, но в остальном работа с пресс-формами не требовала высокой квалификации. Форма для изготовления блюдец была весьма сложной и состояла из отдельных секций для центральной части и краев. Это давало возможность комбинировать варианты дизайна изделия, меняя узор в центре независимо от краев, что было удобно для создания серий с различным декором — для этого не надо было делать новую форму целиком.
На первом этапе прессованное в формах стекло изготавливалось из тяжелого «полного свинцового» хрусталя, и, несмотря на его толщину, оно имело приятный звон. Позже содержание свинца в стеклянной массе было уменьшено и были разработаны новые формулы стекла, в которых содержался, в частности, барий. Это ускорило производство и усилило блеск стеклянной поверхности.
Ручные прессы для стекла использовались очень долго, и они до сих пор работают на некоторых европейских заводах. В случае более дорогих изделий сформованный в них предмет окончательно отделывали полировкой, или же закрепляли на понтии и вновь нагревали в печи — чтобы удалить разогревом следы формы на предмете, или же для того, чтобы придать изделию индивидуальную форму.
Бригада из трех мастеров и двух учеников могла за час изготовить 100 высококлассных бокалов.
В середине XIX века дизайн прессованных изделий имитировал классические способы декорирования стекла, например, огранку, причем часто это сочеталось с последующей обработкой щеткой для частичного матирования поверхности изделия. Более поздние изделия демонстрируют большую свободу дизайна — стоит упомянуть широко распространенную посуду из цветного прессованного стекла, украшенную рисунками Вальтера Крейна со сценками из популярных детских стихов. К концу XIX века рельефный узор на типичной прессованной посуде стал менее глубоким и менее интересным.
Прессованное стекло обычно можно определить по клеймам производителя и артикулам. Формы переходили из рук в руки, и повторные выпуски были обычным делом; кроме того, исследователя могут сбить с толку более поздние копии. Важными признаками изделия, созданного до середины XIX века, являются след от понтии, форма, которую невозможно получить в форме, или наличие налепной, ручной работы ручки, хотя такие ручки часто прикрепляли и к прессованным изделиям.
Бокал на балюстровой ножке
Венецианское стекло cristallo отличалось высокой скоростью остывания, поэтому при дутье можно было получить сосуды с очень тонкими стенками и добиться сложных форм с мягкими закругляющимися линиями, которые ранее были возможны лишь в изделиях из других материалов, например металла. Это объяснялось тем, что выдутые формы затвердевали раньше, чем их могла исказить сила тяжести. Для такой работы требовались точный глазомер и твердая рука.
Свинцовое хрустальное стекло имело более низкую температуру плавления и большую вязкость, чем венецианское cristallo, и лучше подходило для создания более массивных изделий с толстыми стенками. В создании их формы сила тяжести, напротив, играла важную роль. Если пузырю расплавленной стеклянной массы давали свободно стекать с понтии, то она сама формировалась в красивую удлиненную полую каплю. Если мастер перехватывал вытянутый пузырь из стеклянной массы щипцами с тупыми губками, то образовывался один или несколько (если процесс повторялся многократно) пузырьков воздуха, заключенных в тонкостенной стеклянной трубке, — и эта трубка, приставленная к выдутому стеклянному пузырю, превращалась в простую балюстровую ножку, как непосредственно под чашей бокала (в этом случае шарик назывался «подушкой»), так и внизу, у основания. Существовали и многие другие элементы декора ножки бокала.
Чаши сосудов в виде круглой воронки делали толще в основании, чтобы уравновесить тяжесть ножек. Форма чаш также была разной. Они условно назывались: «чертополох» (по форме цветка), «труба», «колокол» и др. Форма чаши бокала диктовала и изменения формы элементов декора: например, шарик-«подушка» под тяжелой чашей часто был сильно сжат, приближаясь по форме к диску.
Успех английских бокалов породил многочисленные попытки подражания в континентальной Европе, но они заметно уступали оригиналам. Наиболее удачные имитации изготовлялись на фабрике Лауенштайнера в Германии в середине XVIII века, часть из них маркировалась изображением льва на задних лапах или литерой «С», гравированными на нижней стороне ножки. Для изготовления стекла, по-видимому, здесь использовали поташ вместо свинца.
Массивные изделия из «мелового» стекла производили в Потсдаме и Силезии и поставляли граверам и гранильщикам в качестве заготовок для дальнейшей работы; нынешняя слава тамошних мастеров изначально была связана именно с этими изделиями.
В 1714 году появился тип ножки, который в равной степени годился и для «мелового» стекла, и для свинцового хрусталя. Этот тип получил название «силезской» или «формованной» ножки. Для его изготовления шарик стеклянной массы, собранный на конце понтии, сначала вдавливали в маленькую форму с четырьмя, шестью или восемью гранями, а затем вытягивали стеклянную заготовку вверх, в результате чего получалась элегантная ножка. Если форма имела вид звезды, то сечение ножки в самой широкой части представляло собой звезду, и ее лучи (каннелюры) образовывали рельефные «плечи» в верхней части ножки. Этот вид ножки был очень распространен в течение более чем полувека и использовался при изготовлении ваз, чаш, подсвечников и винных бокалов.
Бокалы с воздушной спиралью
На ранних этапах производства изделий из хрустального стекла пузырьки воздуха в стеклянной массе считались браком, и мастера прилагали все усилия, чтобы их избежать, — стеклянная масса при варке проходила для этого специальный процесс очистки. Тем не менее они порой присутствовали даже в тонком венецианском cristallo. Тяжелый свинцовый хрусталь, напротив, по своей природе лишен этого дефекта, и практически гарантированное отсутствие в его массе мелких пузырьков позволило использовать в нем в качестве декоративного элемента специально введенный, относительно большой воздушный пузырь. (Присутствие множества мелких пузырьков в стекле фактически доказывает, что в нем нет свинца.)
К 1730 году мода на балюстровые формы стала угасать. Для повседневного пользования в это время изготовляли дешевые рюмки с простой гладкой ножкой, вытягивая ее из основания чаши, после чего к ней присоединяли основание. Внешний вид этих рюмок заметно изменился после распространения новой техники декора, когда в основании чаши перед формовкой ножки стали устраивать несколько одинаковых по размеру полостей, расположенных по кругу; когда после этого вытягивали ножку, то в ней появлялся ряд параллельных тонких воздушных каналов. Полости образовывались с помощью простого инструмента, представляющего собой короткий штифт с закрепленными на конце гвоздями, установленными по кругу. Скручиванием ножки во время вытягивания можно было добиться спирального эффекта. Эта техника, вероятно, произошла от одного из приемов декора легких балюстровых бокалов, когда одна секция бокала украшалась кольцом из воздушных пузырьков, которые часто слегка вытягивались во время дальнейших манипуляций с бокалом.
Такие ножки с перекрученными тонкими воздушными канальцами изготавливали отдельно, затем от заготовки отрезали кусок нужной длины, нагревали и присоединяли к сосудам разной формы. Подобная техника позднее использовалась для производства перекрученных рюмок из непрозрачного стекла как в Англии, так и в континентальной Европе.
Кроме того, производился также и довольно редкий тип бокалов, в перекрученной ножке которых сочетались и спиральные нити из непрозрачного цветного стекла, и спиральные воздушные каналы.
Еще один прием декора, так называемые «ртутные перекрутки», предусматривал устройство не круглых, а щелевых полостей перед скручиванием. В этом случае образовывались воздушные каналы не круглого, а плоского сечения, напоминающие полые спиральные ленты. Благодаря преломлению света они казались наполненными ртутью, и покупатели ломали голову, пытаясь понять, как можно было ввести в стекло ртуть.
Такие рюмки и бокалы с перекрученными воздушными нитями являются типично английскими, хотя известны предметы середины XVIII века, изготовленные в той же технике из содового стекла, о происхождении которых мы не знаем ничего. Около 1745 года эта техника уступила место изготовлению перекрученных сосудов из непрозрачного стекла, однако в середине XIX века она вновь возродилась. На этих более поздних изделиях воздушные нити стали более заметными, основание ножки — гладким, и следы от понтии полностью отсутствуют. В 1950-х годах стекольная фабрика «Ройял Брайерли Кристалл» возобновила производство подобных бокалов под торговым названием ««Эдинбург», но эти изделия легко отличить от их элегантных предшественников более чем двухсотлетней давности.
«Воздушные спирали» — одна из немногих техник, неизвестная римлянам и венецианцам, так как она появилась лишь после изобретения свинцового хрусталя и тесно связана с его свойствами.
«Морозное стекло»
Считается, что «морозное стекло» (кракле) открыли венецианские мастера в эпоху Ренессанса, а в XVI— XVII веках эмигранты-стеклоделы распространили этот секрет во многих странах Европы. Как писал Эпсли Пеллат в своей книге «Любопытные факты о стеклоделии», изданной в 1849 году, эта техника впоследствии была забыта, и ни богемские, ни французские мастера ею не пользовались, пока он вновь не открыл ее самостоятельно.
Технология получения «морозного стекла» заключалась в том, что заготовку для сосуда, накаленную почти добела, опускали в холодную воду, немедленно доставали, вновь разогревали до пластичного состояния и продолжали дутье. Если это происходило достаточно быстро, то тонкие трещины, покрывшие стекло, вновь сплавлялись, но оставались видимыми и создавали интересный визуальный эффект. Пеллат описывает получавшуюся в результате такой обработки поверхность как «покрытую неравномерно расположенными прожилками, рельефными неровностями, как у мрамора, и переплетающимися трещинами». Он назвал свое изобретение «старым венецианским морозным стеклом», во Франции этот метод получил название «кракле». Степень выраженности эффекта, как представляется, зависит и от состава стекла, и от конкретных условий обработки.
Идея «морозного стекла» была быстро подхвачена другими производителями, и они научились получать подобный эффект различными способами. Например, еще один «горячий» метод, которым пользовались на фабрике Бакхуса в Бирмингеме, а также многие богемские мастера, заключался в размещении ровного слоя мелкой стеклянной крошки на катальной плите, после чего по ней прокатывали пузырь из расплавленной стеклянной массы. В отличие от настоящего кракле этот метод действовал лишь на поверхность стекла, и важным его недостатком было то, что на изделии часто оставались острые края стеклянных фрагментов. Были у него и достоинства — например, нанесение таким способом крошки из цветного стекла на основу из непрозрачного белого или бежевого стекла создавало интересный эффект.
В конце XIX века были разработаны новые методы достижения эффекта «морозного стекла», для которых разогрев стеклянной заготовки уже не требовался. Чаще всего эффект достигался удалением части поверхности, так что обработанная поверхность располагалась ниже уровня первоначальной необработанной поверхности стекла — например, в самом распространенном случае «морозный» эффект имитировался протравливанием свинцового хрусталя концентрированной кислотой. Это давало менее рельефный и не такой интересный результат, как при горячем методе, однако некоторые мастера, такие как Жан Дом (Jean Daum) и Морис Марино (Maurice Marinot), достигали замечательных успехов при глубоком травлении толстых заготовок.
Другой способ предусматривал нанесение на поверхность сосудов, предварительно матированную травлением или пескоструйной обработкой, крепкого раствора горячего клея. При высыхании и остывании клей сжимался и при этом откалывал кусочки стекла от поверхности, создавая своеобразный эффект.
При изготовлении дешевых изделий эффект «морозного стекла» имитировался в пресс-формах. В 1930-х годах подобной имитации также пытались добиться, нанося на поверхность изделия с помощью пульверизатора эмаль, которая затем прокаливалась в печи.
Журнал «Антиквариат, предметы искусства и коллекционирования», № 123 (январь-февраль 2015), стр.74