История современного изобразительного искусства пишется сейчас, в эти минуты — пишется сотнями и тысячами художников: пером, карандашом, кистью, мастихином. Для них эта непрестанная работа, эта изматывающая борьба с материалом и цветом — обычное бытовое состояние. И в работах своих они нередко выписывают паши обычные будни — как видят их, как понимают знаки бытия. Что останется, как золотой самородок, в пластах времени, что перегорит в прах? Об этом судить не нам. Однако уже сегодня по некоторым особенностям творчества, по тому, как задевает внимание неожиданно вырвавшийся из полотна образ, как вздрагивает душа в предчувствии открытия, можно судить: интересен нам нынешний художник или нет.
Армен Адилханян интересен.
Запечатленные сновидения — так, скорее всего, можно определить и описать его работы. Сновидения — с их странными образными наслоениями, немыслимыми цветовыми сочетаниями, детскими воспоминаниями и грезами. И все это зыбко, мерцающе, подвижно...
Работы Армена Адилханяна либо нравятся сразу (и тогда это любовь навсегда), либо вызывают стойкое непонимание и потому — неприятие. Однако — и это важнее всего — они никого не оставляют равнодушными, так как напрямую обращаются к зрителю, призывают к диалогу. Глядя на них, вы в равной степени можете погружаться в размышления и любоваться художественными достоинствами произведения. Вы можете «читать» эти картины и находить в них скрытые смыслы как в средневековых миниатюрах, наполненных символами и аллегориями, а можете довериться своим эмоциям и созерцать гармонию композиционной структуры и оригинальное колористическое решение, то есть, воспринимать Адилханяна исключительно на эстетическом уровне.
Сплетение культур — Востока и Запада — уже привычное и традиционное для нашего времени, в творчестве Армена дает совершенно необычный и неожиданный результат. Художник использует изобразительные мотивы с разными историческими корнями, соединяет, сплавляет их в рамках одного холста, листа или объекта в некую многоголосую, но гармоничную мелодию. Несомненно, важное влияние на становление этого творческого метода оказал пронесшийся над миром и увлекший многих постмодернизм с присущей ему игрой цитатами и историзмом. Однако интерес к сплетению культур, к многогранности мира в творчестве Армена Адилханяна объясняется еще и его собственной историей. Он родился и получил профессиональное образование в Армении, с ее сплетением множества традиций и культурных влияний в совокупности с собственной древней культурой. Покинув родной Ереван, он обосновался в Москве и, кроме того, стал увлеченным путешественником.
Но какие бы культурные слои не затрагивал в своем творчестве, к каким бы цитатам Армен не обращался, он всегда интерпретирует их с позиции нашего современника, не играя в стилизации и не надевая на себя маску «свидетеля ста цивилизаций». В произведениях Армена Адилханяна эти образы ушедшего времени обретают серьезность Знака, делаются отстраненными и зыбкими: перед нами оказываются не картины или объекты, а «Знаковые поля». Они обретают значимость и статус воспоминаний, неких пунктов генетической памяти. Подобное искусство не ставит перед собой задачи быть легко понятным или доступным каждому, оно не несет традиционной воспитательной цели, но должно вызывать вопросы, провоцировать на размышления, а, следовательно, способствовать духовному развитию зрителя.
Обозначая на каждой работе «смешанная техника», художник вовсе не лукавит. А вернее было бы сказать — сложная техника. Применяя в одном произведении акрил, шелкографию, элементы коллажа, Армен возводит в ранг искусства, если угодно, священнодействия, даже технический аспект — заметим, для некоторых своих произведений он и холст грунтует вручную, что сегодня становится среди молодого поколения художников практически ископаемой редкостью.
Коллаж — Infant terrible XX века, излюбленная техника непримиримых революционеров в искусстве. Однако с тех пор, как его восприняли дизайнеры, коллаж потерял практически всю свою острую агрессивную новизну и сделался неким буржуазно-эстетским приемом.Он позволяет художнику обращаться к узнаваемым и вполне определенным объектам, но при этом проявлять оригинальную творческую фантазию и свое отношение к предмету. Используя приемы коллажа сегодня, можно с легкостью впасть в элементарное жонглирование готовыми формами и формулами, и не всем художникам удается устоять на этой грани искусства и бездумной игры.
В творчестве Адилханяна прием коллажа — основа внутренней структуры. Принципы и законы коллажа здесь проявляются и в композиционном решении, и в отношении к форме, и в построении колорита. Но собственно коллаж как аппликация, механический метод привнесения готовых объектов в структуру произведения Арменом применяется не так уж часто — это скорее методологический принцип.
Он использует в рамках одного произведения мотивы и сюжеты, прототипы или исходный материал которых относится к разным эпохам и культурным традициям. Особенно интересным бывает сосуществование образов рубежа XIX — XX веков и этнических или архаических элементов. Совершенно отдельное место здесь занимают, конечно, «наивные» образы, сочетающиеся со знаками древних цивилизаций. Это наслоение изобразительных мотивов и цветовых пятен, неровность, нарочитая «потертость» красочного слоя в сочетании с «проявляющимися» элементами сериграфии, которые обычно изображают фрагменты фотографии, заставляет вспомнить о стенах старого дома, которые помнят множество поколений своих обитателей. Здесь, несомненно, сказалась профессиональная специализация в институте — театральный художник.
Важнейшую роль в этом необычном творческом методе играет шелко- графия (сериграфия). Она-то и позволяет заменить элементарную аппликацию более гармоничным вживлением инородного объекта в тело произведения. Привнесенный элемент сразу становится неотъемлемой частью не только композиции, но и красочного слоя, в чем ему помогает использование художником акриловых красок.
Акрил позволяет уйти от привычного глянцевого блеска живописной поверхности. Таким образом, мы с самого начала не воспринимаем эти произведения в русле традиционной живописи. Мы не видим необходимого и неизменного ее атрибута — мягкого блеска рельефа масляной живописи. Не отвлекая внимание зрителя на элементы фактуры, он предоставляет право воспринимать только само изображение, как если бы это был кинокадр или фрагмент сна.
Чтобы адекватно воспринять это искусство зритель должен быть образован или хотя бы не фанатично консервативен. Он должен быть современным человеком но сути — стремиться к новому и одновременно воспринимать себя в контексте истории наследником ушедших культур... Именно таким ощущает себя автор этих произведений и таким он хочет видеть своего собеседника — человека по ту сторону холста. И, видимо, по этой же причине наибольший интерес и внимание к его творчеству проявляют на Западе, а не в России, где все еще недостаточно сформировалось уважение и внимательное отношение к искусству интеллектуальному, которое провоцирует мыслительные процессы, а не является банальной деталью евроремонта.
Наталья СЕРГИЕВСКАЯ
НАША СПРАВКА
Армен Адилханян родился в 1959 г. в Ереване (Армения).
В 1974-1978 годах учился в Ереванском художественном училище, а в 1978-1984 — в Ереванском художественно-театральном институте. С 1987 года — член Союза молодых художников Армении, с 1994 — член Международной средераиии художников.
Произведения А.Адилханяна были представлены на персональных и групповых выставках в Ереване, Москве, Хортене, Веденсвиле, Рихтенсвиле, Монтрё (Швейцария), на Благотворительных аукционах Sotheby's и de Pure & Luxembourg в 1996 и 2000 годах, а также на Благотворительном аукционе «Звезды в защиту животных» в 2002 году. Находятся в коллекциях «DOW Switzerland», «DOW Россия», «Altatex AG Russia» Швейцария, Newbridge Россия-Канада, галереи «Кросна», Корпорации «Ericsson Inc», галереи Карины Шаншиевой, галереи «Парадиз», галереи «Аврора».
Журнал «Антиквариат, предметы искусства и коллекционирования» № 2 (2) июль-август 2002 стр.92