В «солдатики» люди играли еще в глубокой древности. Первым «солдатиком», вероятно, следует считать фигурки, найденные в Египте в гробнице сына фараона Эмсаха (около 2000 г. до н.э.), — легковооруженного воина-нумедийца и тяжеловооруженного египетского пехотинца.
Ювелирные изделия древних этрусков — статуэтку «Геракл» (VI в. до н.э.) или композицию «Битва скифов с эллинами», украшающую знаменитый золотой гребень (все из собрания Государственного Эрмитажа), — тоже можно считать прообразами военно-исторической миниатюры.
Первую же известную сегодня «коллекцию солдатиков» заказал для своей гробницы китайский император династии Цинь Чжэн Ши-Хуанди (259—210 гг. до н.э.). Как и многие проекты «первого императора Китая» вроде сооружения Великой Китайской стены и постройки ирригационных каналов, эта идея поразила современников своей грандиозностью. Когда в 1975 году гробница была открыта, перед взором археологов предстали 6000 терракотовых воинов при оружии, на лошадях и колесницах — все в натуральную величину. Судя по единой форме, это были солдаты гвардии императора. Вполне убедительно звучит и другая версия, будто каждую фигуру лепили с натуры — настолько индивидуальны черты всех воинов.
Более близкими прототипами европейских оловянных солдатиков могут считаться оловянные фигурки святых, которые нашивали на свои головные уборы пилигримы, а также фигурки животных и крестьян, которые в XVI веке стали изготавливать германские ремесленники. Именно с этими изделиями и связана история первой «лицензии» на миниатюру: в 1578 году Нюрнбергский совет гильдий закрепил право на выпуск оловянных фигурок как детских игрушек. Однако дальнейшее развитие этого ремесла больше связано с интересом, который стало проявлять к «забавным человечкам» высшее общество. Начиная с XVII века «солдатиков» стали использовать в качестве наглядного пособия для принцев — к этому периоду принадлежат знаменитая коллекция принца Оранского, сделанная из серебра, а также 300 солдатиков, подаренные Марией Медичи своему сыну, будущему королю Людовику XIII.
В 1650 году скульптор Шассель и золотых дел мастер Мален заменили Людовику XIV картонную коллекцию солдатиков на армию из серебра. Однако эта коллекция просуществовала недолго — в 1688 году ее переплавили.
В Петербурге, в царствование Анны Иоанновны, в доме католического монастыря доминиканцев открылась лавка нюрнбергского продавца игрушек Дозера. «Не тогда ли Дозер привез гауптвахту с барабанщиком и выходившим из караульни, по колокольчику, фронтом. Эта игрушка у Петра Федоровича (будущего императора Петра III) в медовый месяц после брака доставляла ему огромное удовольствие», — написал Божерянов в «Невском проспект». (СПб., т. 1).
В Европе XVIII века развитие оловянной миниатюры в основном связано с семьей Хилперт. Братья Иоганн Готфрид и Иоганн Георг с сыном Иоганном Вольфгангом превратили ремесло изготовления оловянных солдатиков в настоящее искусство. За 50 лет Хилперты создали множество фигурок и композиций («Рождественская ярмарка», «Охота на медведя», «Катание на коньках» и другие миниатюры), ставших сегодня достоянием музеев и антикварной редкостью. Именно эти фигурки встречались в коллекции Иоганна Вольфганга Гёте. Миниатюры и солдатики Хилпертов появились и в России, составив часть коллекций российских императоров Павла I, Александра I, Николая I и его брата — великого князя Михаила. «Как только Николай Павлович вставал по утрам, он почти тотчас же принимался с Михаилом Павловичем за военные игры. У них было большое количество оловянных солдатиков; зимой они расставляли их по столам в комнатах, а летом играли этими солдатиками в саду, строили редуты, крепости и атаковали их», — вспоминал Шильдер в книге «Император Николай Первый. Его жизнь и царствование» (СПб., 1903, т. 1). Часть коллекции великих князей была оловянной, часть — из фарфора.
У Наполеона Бонапарта не было в детстве коллекции солдатиков, а вот для своего сына он заказал 120 фигурок, изображавших корсиканских добровольцев, отличившихся в битве при Маренго в 1800 году. История этих солдатиков достойна пера сказочника Ганса Христиана Андерсена, он, кстати, тоже был коллекционером фигурок, одна из которых и стала прообразом знаменитого «стойкого оловянного солдатика». Королева Гортензия хранила «солдатиков Наполеона» до 1821 года, а затем их мундиры были перекрашены в цвета австрийской армии (то есть в цвета формы врагов, против которых они и сражались при Маренго), и в таком виде коллекция оказалась в Вене. Лишь в 1832 году она была возвращена во Францию.
Самой знаменитой, и пока не превзойденной по популярности и известности, стала фирма по выпуску плоских оловянных солдатиков, основанная в 1839 году в Нюрнберге Эрнстом Хайнрихсеном. Именно он впервые ввел единый масштаб для миниатюр своей фирмы — 30 мм, известный теперь как «Нюрнбергский» и с 1924 года ставший одним из международных эталонов для плоских фигурок. К концу XIX века фигурки Хайнрихсена были уже настолько популярными, что 5 нюрнбергских фирм за один день могли изготавливать их до 500 000 единиц! Есть забавный анекдот про страстного коллекционера солдатиков композитора Иоганнеса Брамса. Когда его гости поинтересовались, не жалко ли маэстро тратить свое драгоценное время на игру в солдатики, Брамс воскликнул: «Ах, господа, вы ничего не понимаете ни в творчестве, ни в солдатиках! Стоит мне выстроить свою армию и скомандовать ей «Вперед!», во мне просыпается вдохновение, и в то время, пока мои солдаты бегут в атаку, я бегу и атакую рояль!»
Тогда же появились и наборы солдатиков, которые выпускали большими сериями. В основном они изображали полки той или иной европейской армии: 20 фигурок — полк пехоты, 10 — кавалерии.
В 1854 году император Николай I заказал сыну Эрнста Хайнрихсена, Вильгельму, серию фигур солдат Российской императорской гвардии. Заказ оценили в 15 000 гульденов, однако заплатили в 10 раз больше, поэтому фирма взялась скрупулезно его выполнять. На изготовление солдатиков ушло около трех лет, и заказ прибыл в Россию уже после смерти императора, в царствие Александра II. Судьба этой коллекции неизвестна.
Высокий потребительский спрос способствовал появлению фирм по производству маленьких оловянных фигурок во всей Европе, а конкуренция повысила требования к их качеству. Качество оловянной миниатюры или «витринной скульптуры» (по названию застекленных шкафчиков небольшой глубины, где обычно экспонируются плоские фигурки) зависит от квалификации художника — автора эскиза, гравера — автора формы и литейщика — непосредственного исполнителя. Иногда всеми тремя профессиями владеет один человек, но в крупных производствах это, как правило, разные люди. Широко известен, например, гравер Людвиг Франк и его серия миниатюр «Сражение при Грюнвальде».
Вот как описывает процесс изготовления фигурок В.Н.Нуждин: «Гравер чаще всего считается автором фигурки, поскольку его работа самая сложная — он должен научиться видеть миниатюру в обратном рельефе — материалом для формы служит камень или металл (медь, бронза, латунь), поэтому никакая формовка заранее изготовленной модели невозможна. Особенности материала формы не позволяют делать ошибок — дефект в форме никак не заделать и работу придется начинать сначала, поэтому гравировка производится ручными инструментами — штихелями, а не борами, при работе которыми слишком велик риск ошибки. Каменные формы делают из природного сланца (шифера), имеющего тонкослоистую структуру и встречающегося в Германии, Чехии, Польше (карельский сланец считается плохим материалом из-за своей грубой слоистой структуры). Хорошая форма выдерживает до 5000 отливок. Некоторые формы фирмы «Хайнрихсен» до сих пор находятся в рабочем состоянии и способны выдержать отливку — то есть произвести «подлинник», поскольку таковым считаются все отливки, сделанные с одной формы, независимо от даты производства фигурки. Металлические формы делают из бронзы, которая выдерживает более жесткие тепловые режимы и при контроле температуры способна выдержать большую партию отливок. Кроме того, благодаря тягучести металла легче гравировать мелкие детали.
После того как фигурка отгравирована и в форме прорезаны литник и выпарники, наступает очередь литейщика. Его работа состоит из доводки формы для соблюдения нужного теплового режима, подборки сплава (к олову и свинцу добавляются другие металлы для улучшения литейных характеристик) и собственно отливки серии. Обычно в каменную форму делают 5 отливок подряд, затем дают форме остыть. Для бронзовых форм таких ограничений нет, число отливок подряд определяется температурой формы, оптимальной для затекания в нее металла».
Фирма «Хайнрихсен» вообще довольно быстро реагировала на события, происходившие в мире. Она, например, выпустила серию фигурок, посвященную Русско-Японской войне, в частности — «Сражению на реке Ялу». Наиболее полное представление о коллекциях Германии могут дать книга М.Тейлора «Искусство плоской оловянной фигурки» и альбом, посвященный 150-летию деятельности фирмы «Хайнрихсен».
С XVIII века в Европе стала распространяться игра в «кригшпиль» — войну на топографических картах. Вначале войска изображались разноцветными фишками. Затем стали использовать фигурки. Особенности игры диктовали и новые требования к солдатикам — они должны были быть более устойчивыми и иметь определенные игровые особенности (например, кавалеристы — спешиваться, пушки — браться на передки и т.д.). Для подобных игр стали выпускать объемные и полуобъемные фигурки. «Это были «кругленькие», «выпуклые» солдатики, причем кавалеристы насаживались на своих коней и для большей усидчивости обладали штифтиком, который входил в дырочку, проделанную в седле лошади. «Спешенные», такие всадники имели препотешный вид; они оставались с расставленными ногами, точно замочили себе штаны(...) Эти «толстые» солдатики продавались в коробках, в которых обыкновенно помещались еще всякие другие вещи: холщевые палатки, которые можно было расставлять, пушки на колесах и т.п.(...) Вся эта домашняя военщина, будучи привозной, заграничной, довольно дорого стоила», — писал Александр Бенуа в «Моих воспоминания» (М., 1980). Коллекция солдатиков, которую он описывает, ныне хранится в Государственном Эрмитаже.
Грандиозные сражения, в которых участвовали десятки тысяч фигур, разыгрывали на гигантских топографических картах испанский король Альфонсо XIII и кайзер Вильгельм 11. Среди коллекционеров были известные английские писатели-историки: Вальтер Скотт, Роберт Льюис Стивенсон, Артур Конан Дойль.
В 1912 году не менее известный писатель Герберт Уэллс издал книгу «Маленькие войны» — первый известный свод правил военной игры, предназначенный для широкого круга любителей истории и солдатиков. В то время в Англии самыми распространенными были фигурки высотой 54 мм. Позднее для «маленьких войн» появятся серии солдатиков 25 мм, 20 мм, 15 мм.
В России долгое время производили лишь деревянных, довольно грубо выструганных воинов — этаких чурбачков, прикрепленных зачастую по несколько штук на деревянных подставках или решетках. Решетки можно было двигать руками, имитируя марширующих солдат (подобным образом до сих пор изображается «армия» в кукольном театре). Через некоторое время стали изготавливать 40-миллиметровые фигурки из свинца с проволочными пиками и штыками — первые такие солдатики появились после Русско-турецкой войны, в конце XIX века. Однако художественные достоинства этих солдатиков были невысокими, к тому же они часто ломались, поэтому предпочитали армии, экспортировавшиеся из Германии, Франции и Швеции.
Шведские солдатики отличались тем, что их делали из двух прессованных жестяных форм (составлявших соответственно левую и правую части фигуры), скрепленных между собой. Этих солдатиков, в основном в мундирах армии Карла XII, и сейчас производят в Швеции, их легко можно приобрести в магазинах Стокгольма.
В записных книжках Д.Лихачева упоминается магазин Дойникова в Гостином дворе на Невском, славившийся большим выбором солдатиков, продававшихся в лучиночных (берестяных) коробочках. В книге А.Игнатьева «50 лет в строю» вот что говорится о наборах из Германии: «Они продавались коробочками по пятьдесят и сто фигур и точно изображали все европейские армии, в том числе и русскую гвардию».
После Первой мировой войны производство солдатиков в Европе, особенно в Германии, практически прекратилось. Общественное мнение наложило на них «табу» — слишком страшными были последствия войны. Родители запрещали своим детям играть в солдатики — оловянные армии уничтожали и переплавляли, словно это они были виновниками мирового кровавого побоища. Впрочем, нельзя не признать, что часть солдатиков косвенно была к нему причастна — именно с их помощью начальник германского генерального штаба фон Шлиффен планировал на своих топографических картах захват Бельгии.
Если в Англии сэр Уинстон Черчилль имел возможность пополнять свою коллекцию оловянных фигурок, то в России к 30-м годам XX века оловянные солдатики стали редкостью и одновременно с этим — предметом коллекционирования.
Лев Александрович Майданович после революции оказался во Франции, где сначала увлекся коллекционированием исторических миниатюр, а затем сам стал их изготавливать. Вернувшись после Второй мировой войны на родину, он продолжил свое увлечение, создав серии авторских работ, таких, как «Куликовская Битва», «Суворов со своими чудо-богатырями», «Лейб-гвардии казачий полк в Париже в 1814 году», «стрельцы», «солдаты 1812 года». Свои фигурки он помечал характерным клеймом на обратной стороне подставки в виде рельефного изображения креста русского ополчения. В 1970-е годы коллекция была передана музею А. В.Суворова в Ленинграде.
Самая знаменитая коллекция солдатиков в Петербурге — безусловно, полковника Михаила Викторовича Люшковского (1898 —1966), кандидата исторических наук, бывшего начальника военно-исторического отдела Артиллерийского музея: более 60 000 плоских оловянных фигурок размером 30—32 мм, включая редкие экземпляры немецких фирм и собственные авторские работы. Ответственность за их сохранность взяли на себя члены клуба любителей военно-исторической миниатюры при музее А.В.Суворова. М.В.Люшковский и А.И.Любимов использовали фигурки, выступая с военно-историческими докладами. Инициативная группа, собранная при Артиллерийском музее под руководством Люшковского, создала «витринные диорамы» в залах музея — «Куликовская битва», «Штурм Казани войсками Ивана Грозного» и «Взятие Большого редута в сражении при Бородино». Долгое время это были единственные экспозиции плоской оловянной миниатюры в нашей стране.
Во время съемок С.Бондарчуком эпопеи «Война и мир» Люшковский с помощью своей коллекции разыграл перед съемочной группой битвы при Шенграбене и Аустерлице. Позднее большую часть батальных сцен фильма предварительно выстраивали солдатиками на столе.
Сегодня в Петербурге существует целая плеяда авторов-граверов, последователей Люшковского. Работы А.В.Мителева, В.Л.Житомирского, Н.Г.Рогулина, А.В.Конина успешно конкурируют на европейских выставках с работами немецких граверов, таких, как Алоис Охель, Сикстус Майер, Йоханнес Фрауендорф, Неккель.
В 1996 году работа петербургского гравера В.Н.Нуждина «Круглый стол Фридриха II», созданная по картине Адольфа Менцеля «Круглый стол Фридриха II в Сан-Суси в 1750 году», была удостоена первой премии на международном конкурсе граверов в Берлине.
В 1991 году миниатюра А.В.Мителева и В.Н. Нуждина «Суворов и принц Кобургский после битвы при Фокшанах», созданная в связи с подготовкой российско-австрийского экипажа к полету на МКС, стала первой оловянной миниатюрой, побывавшей в космосе.
После реконструкции суворовского музея членами клуба ЛВИМ были созданы макеты «Битва при Кунерсдорфе», «Битва на реке Треббия» и миниатюрные реконструкции «Боевое обучение суворовских войск» и «Колонна князя Кутузова при штурме Измаила», которые стали частью экспозиции.
В конце 60-х годов XX века появились штампованные объемные фигурки из пластмассы. Английская фирма «Airfix» выпустила несколько наборов солдатиков в масштабе 1:72 и 1:76 очень неплохого качества. Довольно скоро многие любители увлеклись объемными солдатиками, используя их в настольных играх. Разработки правил таких авторов, как Д.Физерстоун, С.Гриффитс и, наконец, высочайшего уровня сложности «Наполеоновские войны в миниатюре» Брюса Куарри и Дэвида Чандлера, привели к созданию игровых коллекций, где миниатюрные полки изготавливались в количественном соотношении 1 к 40, 1 к 33, 1 к 20, 1 к 10 к численности реальных исторических полков. Появились коллекции миниатюрных армий античности, средневековья, наполеоновской эпохи — по несколько тысяч фигурок в каждой. Одновременно стали развиваться миниатюры масштаба 1:30 и 1:35, с которыми российские мастера стали выходить на международный уровень, соперничая с такими европейскими клубами, как «КЛИО» — в Германии, «1683» — в Австрии, «Фигурки Гельвеции» — в Швейцарии. В 1994 году было образовано товарищество «Синеус», специализирующееся на создании моделей масштаба 1:30 по темам «Древняя Русь» и «Наполеоновские войны». За миниатюру «Рында. Россия XVI—XVII век» скульптор Е.Фисенко в 2000 году в Севре удостоился золотой медали. Петербургский скульптор Андрей Рогачев получил признание и награды на престижных выставках Mondial (Франция, 1999 год), California Show (США, 2001 год).
В сентябре 2001 года в Петербургском музее кукол состоялась выставка «Оловянные солдатики — это серьезно!», которая впервые дала, можно сказать, уникальную возможность познакомиться с основными мастерами и студиями—изготовителями исторических оловянных миниатюр Санкт-Петербурга. Кроме клуба при музее А.В.Суворова свои работы представили студии «Amber», «Niena», «Sineus», «Tin people», «Word 54 mm», «Русский Витязь»; авторские студии Рогачева, Бийято, Шевченко, Харькова; мастера-изготовители объемной «игровой миниатюры» в масштабе 1:72 — М.Веретенников, Л.Примаченко, А.Горбачев, В.Сепинский и другие.
Тем не менее в России познакомиться с коллекциями миниатюр достаточно сложно: их каталоги — библиографическая редкость, а то и вовсе отсутствуют, выставки длятся очень недолго, и те невелики по количеству экспозиций. Для сравнения: в одной только Германии насчитывается около 30 музеев «солдатиков» и исторической миниатюры. Музей в Кульмбахе, например, выставляет коллекцию в несколько сотен тысяч фигурок. В Берлинском музее оловянные фигурки используются в 38 диорамах по истории Древнего Египта. А петербургские коллекционеры лишь недавно добились решения властей о создании в Петропавловской крепости первого в России Музея военно-исторической миниатюры. Хочется надеяться, что теперь коллекционеры смогут не только знакомиться друг с другом, но и знакомить широкий круг зрителей с удивительными по красоте и изяществу «стойкими оловянными солдатиками».
Андрей ДЕЖОНОВ
Журнал «Антиквариат, предметы искусства и коллекционирования», № 25 (март 2005), стр.108