Парадная ваза с медальоном из наследства великой княгини Марии Павловны
Тесные политические, о затем и родственно-династические связи российского и немецкого монарших дворов были причиной того, что в Санкт-Петербург с завидной регулярностью и щедростью поступали дипломатические и свадебные подарки. Нередко это были специально изготовленные изделия из фарфора, которые создали своеобразную и единственную в своем роде «фарфоровую» хронику русско-немецких отношений XVIII—XIX веков.
В 1874 году в Россию прибыла невеста великого князя Владимира Александровича (1847—1909) принцесса Мария-Александрина-Элеонора Мекленбург-Шверинская (1854—1920). Одним из главных свадебных подарков ее отца, великого герцога Фридриха-Франца II (1823 —1883), была «парадная ваза с медальоном», ставшая главным украшением Золотой гостиной Владимирского дворца.
Бракосочетание герцогини Мекленбург-Шверинской с великим князем Владимиром Александровичем состоялось 16 августа 1874 года в Зимнем дворце. Венчал их по православному обряду митрополит Исидор в Большой церкви Зимнего дворца, а затем и епископ Рихтер — по обряду евангелическо-лютеранской церкви — в Александровском зале.
В день бракосочетания манифестом императора Александра II супруга великого князя Владимира Александровича получила имя великой княгини Марии Павловны и титул императорского высочества. Союз правящих династий России и Мекленбург-Шверина значительно укрепил отношения и между государствами. Современники придавали этому событию большое значение — свадьба была широко освещена на страницах российских и немецких газет.
В Шверине отъезд великого герцога с герцогиней Марией в Санкт-Петербург был назначен на 28 июля, а 25 июля в Золотом зале Шверинского дворца состоялся прощальный обед. В числе приглашенных на обеде был и советник русского посольства в Берлине. «Союз шверинских дам» на прощание преподнес герцогине Библию в голубом бархатном переплете с серебряным окладом — в знак «верной любви и уважения к ее высочеству и всему Великогерцогскому дому». Уезжая в Россию, юная герцогиня получила много доказательств любви и доброго отношения, но особенно дорогими были для нее свадебные подарки из родительского дома.
Ваза, о которой идет речь, — едва ли не единственный свадебный подарок великой княгини Марии Павловны, сохранившийся в собрании дворца великого князя Владимира Александровича. Опись и местонахождение большинства других свадебных подарков, привезенных из Мекленбург-Шверинского дома, до сих пор неизвестны, как и перечень приданого великой княгини.
Впервые как свадебный подарок «парадная ваза с медальоном» упоминается на страницах «Описи предметов декоративно-прикладного искусства здания-памятника дворца великого князя Владимира Александровича». В ней местом изготовления вазы предположительно указана Саксония. Вероятно, у составителей описи не было возможности увидеть клеймо вазы, которое долгое время было скрыто под слоем масляной краски. Только после реставрационных работ в 2004 году удалось обнаружить клеймо Мейсенской мануфактуры. Благодаря особенностям написания клейма можно точно определить место и время рождения вазы — 60—70-е годы XIX века.
Фигурная фарфоровая ваза декорирована рельефными цветами, листьями, фигурками амуров и нимф. В центре ее, в медальоне, — погрудный портрет Людовика XV, обращенный вправо, а внизу, в обрамлении, — гербы, свидетельствующие об альянсе Франции и Наварры. Там же представлены польско-литовский герб и Саксонский шит — оба украшены фигурой летящего путто, несущего королевскую корону. Над портретом Людовика XV — солнечный диск, слева от диска — скульптурная фигура женщины с корзиной цветов, справа — летящая женская фигура с крыльями. Крышка декорирована фигурками двух путто, которые поддерживают украшенный вензелем короля картуш с буквой «Ь>. Верхний летящий путто, как доминанта всего образа, несет императорскую корону. Тыльная сторона вазы в центре украшена лепным рокайлем и полихромной цветочной росписью. Фигурные ручки вазы выполнены в виде вьющихся растительных побегов.
В отчетах Мейсенской мануфактуры за 1741 —1742 годы есть описание вазы, которое точно соответствует виду вазы из собрания Владимирского дворца. Оказывается, впервые «парадную вазу с медальоном» сделал главный модель-мейстер Мейсенской мануфактуры Иоганн Иоахим Кендлер, согласно высочайшего распоряжения Августа III — по случаю предстоящей свадьбы его дочери Марии-Жозефины (1731 —1767) и французского дофина (1729—1765).
В декабре 1741 года в своих рабочих заметках Кендлер написал, что по высочайшему повелению на Мейсенской мануфактуре будет изготовлена «парадная ваза с медальоном» , которая предназначается для французского двора. Она должна представлять «цветущее состояние Французской короны». Из отчетов Мейсенской мануфактуры за 1742 год известно, что в январе Кендлер приступил к моделированию «парадной вазы с медальоном». «Для этого необходимы: портрет Людовика XV, короля Франции, в лавровом венце, рядом Флора с многочисленными цветами, дальше Фауна, на другой стороне (?), в правой руке держит фазана (?). Изготовление данной вазы требует больших усилий и высокого уровня изготовления».
К февралю 1742 года первый этап работы завершился. Портрет Людовика XV для вазы «выполнен в глубоком рельефе, с заплетенными волнистыми волосами и в кирасе в оправе из веток пальмы и лаврового листа. Наверху расположено солнце в образе бога Аполлона».
История изготовления «парадной вазы с медальоном» связана и с другими подобными произведениями, выполненными в то время мейсенскими мастерами.
В начале 1740-х годов И.И.Кендлер и Г.З.Биркнер, заведующий живописной мастерской на Мейсенской мануфактуре, одновременно с подготовкой свадебного подарка французскому двору изготовили также парадные вазы по случаю предстоящего бракосочетания наследника русского престола великого князя Петра Федоровича с принцессой Ангальт-Цербстской Софией-Августой-Фредерикой, будущей императрицей Екатериной II.
Парадные вазы были тоже украшены рельефными портретами в медальонах. Аналогично вазе с портретом Людовика XV на вазах, предназначенных в дар русскому двору, над медальонами с портретами русской императрицы Елизаветы Петровны были помещены символические изображения солнца и лавровые ветви. Известно, что солнце и лавровую ветвь, наряду с другими украшениями больших ваз для русской императрицы, выполнил в 1744 году скульптор Иоганн-Фридрих Эбердейн. Исходя из этого факта, а также сравнительного анализа фрагментов обеих ваз, мы можем предположить, что скульптурные украшения — цветы, растительные орнаменты и аллегорические фигуры для ваз с портретом Людовика XV — были исполнены тем же мастером — Иоганном-Фридрихом Эбердейном.
Вазы, предназначенные для французского и русского дворов, заметно отличаются по форме, зато имеют непосредственное сходство в характере, трактовке и композиционном расположении декора. А самое главное — они ярко демонстрируют традицию выбора высочайших свадебных подношений, сохранявшуюся на протяжении XVIII—XIX веков.
В XIX столетии широко распространилась практика копирования ваз и других фарфоровых изделий, выполненных в период наивысшего расцвета творческой деятельности мануфактуры. Новые отливки производили со старых моделей, изменяли лишь детали — согласно представлениям времени. Как правило, форму оставляли прежней, но добавляли больше орнаментов и элементов декора, а также видоизменяли роспись.
Ваза из собрания Владимирского дворца была изготовлена из старой формы и лишь немного отличалась от раннего оригинала. В соответствии с художественными вкусами XIX века были незначительно изменены некоторые элементы декора и роспись.
Примечательно, что более чем через сто лет повторилась форма дара — богато украшенная фигурная фарфоровая ваза. Не случайно повторяется и содержательная сторона подарков: в XVIII веке «парадная ваза с медальоном» была изготовлена по случаю объединения династий Саксонии и Франции, а в XIX столетии герцог Мекленбург-Шверинский использовал ту же идею в аналогичной ситуации — с Россией.
Екатерина ХМЕЛЬНИЦКАЯ
Журнал «Антиквариат, предметы искусства и коллекционирования», № 25 (март 2005), стр.104