Безграничный урон, нанесенный прикладному искусству массовым производством и бездумным подражанием. Мы утратили связь с культурой предшественников, мечемся между тысячей желаний и идей. Место рук заняла машина, ремесленника сменил предприниматель.
Й.Хоффманн.
Эти слова принадлежат одному //из величайших мастеров декоративно-прикладного искусства XX века. Конечно, тревога обоснованна, ведь технический прогресс двигал искусство к пропасти под названием «массовость». Но мы знаем, какие сокровища, соперничающие с блеском звезд, воплотившие в себе поэзию, музыку, наивысшую степень чувственности, свойственные эпохе, были созданы именно в это время.
Стили ар нуво и ар деко, взаимопроникая друг в друга, нашли отражение в декоративно-прикладном искусстве, в частности в бронзовой пластике. Бронза — очень податливый материал, поэтому плавность линий ар нуво и прямолинейность ар деко могли быть легко выражены с ее помощью.
Дошедшие до нас немногие произведения стали очень популярными у коллекционеров и очень высоко ценятся в антикварных салонах и на аукционах. Интерес к ним постоянно растет. Особенно если речь идет о комбинированных предметах из бронзы и кости.
...Нежная белизна лиц. Тонкие изгибы точеных рук и тела, соединение в одном произведении почти несоединимых, различных во всем материалов — это ли не воплощение той самой гармонии, к которой стремится художник. Ведь такой наипрочнейший, мало поддающийся времени материал, как бронза, оказывается, замечательно рифмуется с нежным, очень ранимым, живым материалом — костью. Поэтому сегодня красота этих предметов поражает не только искусствоведов и «глубоких» коллекционеров. Они всегда были предметами для элиты и стоили соответственно. Сохранившиеся бланки заказов одной из венских мастерских свидетельствуют о том, что в 1930-е годы из Австрии в большом количестве вывозили декоративные скульптуры, да не единицами, а целыми партиями. Цены значительно варьировались — от нескольких шиллингов до 100 фунтов стерлингов и выше. Это были существенные суммы для 1920— 1930 годов.
Сегодня бронзовые предметы, комбинированные со слоновой костью, могут в разы стоить больше, чем их полностью бронзовые аналоги. К примеру, если цены на некоторые модели Д.Чипаруса высотой примерно 32 см, изготовленные из чистой бронзы с замечательной многоцветной патиной, колеблются от 6 до 15 тысяч у.е., то аналогичные модели с костью могут стоить свыше 30—40 тысяч. Приблизительно эти же пропорции применительны и к таким именам, как Прайс, Терещук, Филипп, Ульрих, Колине и другим. Необходимо помнить, однако, что в 1920-е годы существовало понятие «хорошие», мастерски выполненные работы и «тиражные». Бронзу в них заменяли цинком, детали часто изготовляли не из слоновой кости, а из пластика, носившего название «айворин». Сегодня, когда рынок наводнен подделками, надо уметь отличить натуральный материал от синтетики. Во многих случаях вместо слоновой применялась кость других животных. Нередко эти произведения выполнены на высоком художественном уровне, они имеют тончайшую резьбу и замечательно смонтированы. Они, безусловно, принадлежат мастерам высочайшего класса.
Ар деко пришло в мир как своеобразное «искусство для масс». Оно с самого начала предполагало некий эксперимент с количеством, цветом, материалом. Появилось и такое понятие, как серийность мелкой бронзовой скульптуры. Конечно, в 1920-х годах это было обусловлено увеличением возможностей для массового производства, а также стремлением получить прибыль от большего количества продаж. Однако следует отметить, что слово «тираж» неуместно, когда речь идет о мастерах высокого класса. Так, Чипарус многие скульптуры выполнял в нескольких размерах. Сегодня это — особая статья коллекционирования, поскольку известно, что работы размером 8 —10 см выпускались реже.
Несмотря на то, что стиль ар деко уже прочно вошел в наше сознание как вполне художественный, а прием комбинирования бронзы с костью уже понимается как очень эстетичный, споры о мотивах его возрождения в 1920—1930 годы не утихают. Сочетание слоновой кости и бронзы, где кость представляет тело или какой-либо предмет, а бронза — одежду, было известно многим поколениям, но не применялось столь широко вплоть до XX века. Часто на Западе среди искусствоведов по бронзе бытует мнение, что кость, ввозившаяся на рубеже XIX—XX веков в больших количествах из Бельгийского Конго, была в избытке и стоила намного меньше самой бронзы. То есть они считают, что фактически чем больше слоновой кости в скульптуре, тем дешевле произведение. Это якобы толкнуло многих художников на создание скульптур именно комбинированных. Но ведь при всей массовости производства этих вещей резьба по кости полностью выполнялась вручную. Причем с невероятной точностью на разных экземплярах повторялись изгибы рук, локоны, движения губ и глаз. Возможно, единственным местом, где могла бы частично применяться машина, то, где кость входит в скульптуру. Это лишь один аргумент в пользу того, что комбинации бронзы и кости отнюдь не удешевляли процесс, а, скорее наоборот, прибавляли предметам особенно «милый» вид.
Способ сборки скульптур — очень увлекательное занятие. В каждом отдельном случае существует основной компонент скульптуры, который, как в китайской головоломке, если убрать, то распадется на части вся композиция. Без знания этого не обойтись там, где необходима реставрация.
Соблюдение условий при создании скульптуры - очень важный фактор, он может сильно повлиять на стоимость предмета: кость должна быть без повреждений, возрастных трещин — линий, проходящих по контуру слоновой кости, без возрастных пятен и желтизны, появляющейся под действием солнечных лучей. Это следует учитывать, особенно если речь идет об осветительных приборах. В основном это лампы-ночники, представлявшие из себя очень небольшие по размеру композиции с подсветкой, направленной лишь на саму скульптуру. Надо помнить, что мощность ламп не должна превышать 15—20 ватт, а рядом с этими вещами непременно нужно ставить небольшой сосуд с водой. Это позволит избежать преждевременного разрушения предмета.
В течение многих лет скульптурные произведения были территориально рассредоточены, многие из них были разрушены, разбиты и расплавлены во время войны. Большинство подлинных документов на проданные произведения не сохранились до момента, когда эти вещи стали предметами коллекционирования. Многие скульптуры и документы погибли в разрушенных войной европейских городах. Вероятно, из каждой партии дошло до нас лишь несколько образцов. Именно поэтому эти произведения представляют сегодня такой большой интерес для коллекционеров. Будучи произведениями, насчитывающими несколько десятилетий, они все еще современны и могут легко вписаться, в облик современного жилища.
Наталья НАЗАРОВА
Журнал «Антиквариат, предметы искусства и коллекционирования», № 25 (март 2005), стр.60