Влияние традиционной керамики исламских стран на европейское производство
В эпоху историцизма, господствовавшего в‘Европе в 1840—1910 годах в производстве фарфора возродились техники средневековых мастеров. В тот же период на венгерской фабрике Жолнай были созданы изделия, на декор которых оказало влияние искусство керамики исламских стран.Эти образцы до сих пор подробно не описаны и до конца не изучены.
Лишь в одной небольшой брошюре (Ibolya Gerelyes — Orsolya Kovacs «An Unknown Orientalist — theEastern Ceramics Collection of Miklos Zsolnay», Pecs — Budapest, 1999), опубликованной музеем Жолнай, впервые была сделана попытка провести параллель между некоторыми декоративными элементами турецкой керамики и ранними изделиями венгерской фабрики. Среди них — фаянсовые кувшины, выполненные в стиле «изник», почти идеальные копии стиля «чанаккале», предметы, расписанные в стиле «кютахия», двустеночные кувшины, техника производства которых возникла под влиянием персидской порганской керамики XIII века. Кроме того были изделия, покрытые глазурью эозин, которую в результате экспериментов братьев Жолнай изобрели, чтобы возродить утерянный секрет люстровой глазури персидских мастеров.
Первую продукцию фабрика Жолнай выпустила в 1868 году, этот ранний период продолжался примерно до 1897 года (работу предприятия можно разделить на три периода — историцизма, 1868—1897 годы, ар нуво и ар деко, 1897— 1920 годы, и современный, начиная с 1920 года и по сей день). Именно тогда были созданы самые прекрасные образцы, в которых гармонично соединились элементы исламской и венгерской керамики. Эта гармония возникла не случайно, ее истоки — в исторических отношениях Венгрии и Османской империи. Время всевластия турок на территории Венгрии было относительно непродолжительным — 150 лет. В 1686 году венгры одержали победу над османской армией и получили свободу и независимость. Однако, будучи соседями, обе империи зависели друг от друга в экономическом отношении.
Годом рождения фабрики считается 1853, когда Миклош Жолнай основал мастерскую по производству керамики. Сначала она изготовляла кирпичи и терракотовые элементы, использовавшиеся в строительстве зданий. К сожалению, отсутствие опыта в руководстве подобным учреждением привело к ее банкротству. Чтобы спасти фабрику, дело взял в свои руки сын Миклоша — Вилмош Жолнай (1828— 1900). Он-то и считается основателем той фабрики, которая известна в Европе до сих пор. Благодаря его коммерческому и художественному талантам предприятие при нем достигло небывалого расцвета, что поставило ее в один ряд с крупнейшими европейскими фарфоровыми производствами. Успех определил и статус города Пеж, большинство жителей которого работали на этой фабрике. Ее активность в Европе, участие в многочисленных международных выставках и ярмарках привлекли множество инвесторов, что тоже улучшило экономический климат региона. Открыла же фабрику европейскому покупателю Венская выставка 1873 года А на Парижской выставке 1878 года за новшество — изобретение красок, выдерживающих высокую температуру обжига, предприятие получило золотую медаль. Благодаря венскому коммерсанту Эрнсту Уолиссу, коммерческий союз с которым длился у нее более 10 лет, фабрика начала получать заказы от представителей аристократических кругов. Чтобы удовлетворить повышенные требования этих взыскательных покупателей, она выпустила несколько уникальных серий, таких, как «Паннония» (копии посуды бронзового века, найденной в Венгрии при археологических раскопках), серию изделий на темы венгерского фольклора, а также изделия, которые появились под влиянием искусства Китая, Мавритании, Персии, Индии и Турции.
Сын основателя фабрики Миклош Жолнай-младший в 1887—1888 годах путешествовал по Ближнему Востоку (Сирии и Турции). Целью этого вояжа было в первую очередь установление торговых отношений и расширение рынка сбыта Однако как истинного художника Миклоша сразу же заинтересовало художественное богатство керамических изделий турецких, сирийских и египетских мастеров. Из поездки он привез коллекцию плиток и керамических изделий, которые вдохновили дизайнеров фабрики Жолнай на создание новых шедевров.
Впервые образцы, в которых сказалось влияние исламского дизайна, были представлены в 1873 году на Венской Всемирной выставке. Изделия традиционной турецкой исламской керамики представляли собой три группы, в соответствии с географическим месторасположением мастерских и стилем исполнения: «изник», «кютахия» и «чанаккале». Каждый из этих стилей был представлен в коллекции изделий Жолнай. В стиле «чанаккале» фабрика создала несколько образцов, дополнив его собственными декоративными элементами, техникой глазури и красками. Так, представленный вашему вниманию образец сочетает в себе все основные традиционные черты турецкой керамики «чанаккале» — розетки, листья и цветы, длинная горловина — со стилизованным под птичью голову окончанием (Илл. 1). Для украшения тулова сосуда был применен новый стиль. В 1880 году, благодаря счастливой случайности — рабочий уронил бутыль с нефтепродуктом в чан с краской, появилась новая техника глазури. Перемешавшись с нефтепродуктом, глазурь дала необычный переливчато-жемчужный эффект. Несколько лет Вилмош Жолнай продолжал экспериментировать с полученным веществом и в результате представил новое изобретение «тигровая глазурь». Именно в этой технике — красная тигровая глазурь на желтой основе — и выполнено представленное изделие. Иногда для декорирования закругленного тулова сосуда использовался стиль «кютахия», одним из характерных элементов которого — деление тулова на вертикальные доли и их последующее расписывание растительным мотивом.
Самая известная турецкая декоративная техника «изник» была воплощена в кувшине фабрики Жолнай, украшенном традиционным трехцветием «изник» (синий, зеленый, красный), а также узором из переплетающихся цветов и побегов (Илл 2). Похожий узор встречается и на других изделиях фабрики — чаша тоже украшена растительным орнаментом и характерным только для стиля «изник» элементом, называемым «сац» (Илл 3). Однако идея использовать декор «изник» прижилась не только на фабрике Жолнай. Такие европейские фабрики, как Роял Далтон (Великобритания), Самсон (Франция), Виллерой и Бош (Бельгия), а также художники-керамисты Теодор Дек, Леон Парвилль, Улисс Кантагалли и Уильям де Морган тоже активно использовали элементы турецкого декора в своих изделиях.
В 1877—-1878 годах дочери Вилмоша Жолная — Джулия и Тереза жили в Австрии, где изучали государственную венскую коллекцию. Ежедневно сестры копировали элементы традиционных узоров Персии и Индии. Результат их исследования отразился в изделиях фабрики, представленных на Парижской всемирной выставке. Декоративные узоры предметов, рукояти, крышки и сами керамические формы были заимствованы как у исламской керамики, так и у исламской архитектуры. Характерный образец — сосуды, выполненные в мавританском стиле, с полумесяцем на крышке (Илл 4). Узор — уже упомянутый элемент украшения исламских металлических изделий. Но самое интересное — глазурь под названием «эозин» (согласно популярной версии, это название произошло от имени богини подземного мира Эос. В начальном варианте, записанном самим Вилмошем Жолнаем, оно звучало как «эвозин»). Производство этой глазури началось в 1893 году. В основе ее изобретения — техника исламской люстровой глазури. Появилась она еще в XIV веке, применялась в украшении керамических изделий для имитации золота, использование которого запрещает Коран. К сожалению, секрет производства люстра утерян. Однако в результате успешных экспериментов Вилмоша Жолная появилось покрытие, весьма похожее на исламскую глазурь, правда, совсем иное по технологии производства Глазурь Жолная обладала уникальным свойством — ее цвет изменялся в зависимости от освещения.
Изящный кувшин — образец одной из самых трудоемких техник мастеров фабрики (Илл 5). Эта двустеночная техника, где внешний ажурный слой выполнен в стиле «пчелиных сот», была впервые представлена в 1880-х годах, хотя задолго до этого она появилась в китайской керамике, а позже, в XIII веке, была перенята исламскими мастерами Гургана (Иран). До наших дней дошли, к сожалению, лишь единичные образцы, которые представляют собой вершину искусства мусульманских мастеров керамики.
Фабрика Жолнай долгое время оставалась семейным делом. Дети и внуки основателя, почти каждый член семьи внесли посильный вклад в ее работу и процветание. Но во время Второй мировой войны производство пришлось свернуть. Сегодня предприятие выпускает массовую продукцию — эозиновые низкокачественные изделия, в основном для американского рынка В прошлом году фабрика была выставлена на продажу. Хочется надеяться, что ее новым хозяином окажется не просто коммерсант, а художник, способный понять и оценить не только историческое значение этого старейшего предприятия Венгрии, но и его огромный потенциал на будущее.
На аукционном рынке керамика Жолнай в основном представлена работами начала XX века — они особенно популярны в Америке. Но и у ранней керамики есть свои почитатели. Изделия Жолнай учавствуют в торгах аукционных домов Сотби и Бонамз, весьма активно проходят продажи на Интернет-аукционе Е-bay, давно уже заявившем о себе как о серьезном конкуренте старых уважаемых организаций. Цены на керамику XIX века в исламском стиле колеблются в пределах £ 200 — 9360, в зависимости от размеров и качества изделий. Например, кувшины с персидским узором на аукционе Сотби в 2002 году были проданы за £446, в 2005 году на аукционе Бонамз кувшин в стиле «чанаккале» ушел за £ 800. Сегодня наблюдается тенденция нарастания цен, причем очень быстрого. Абсолютно другие цены на изделия Жолнай периода ар нуво. Здесь уже речь идет о десятках тысяч. Цены на вазы, блюда и фигурки, покрытые глазурью эозин, колеблются в пределах £ 3000 — 15 000.
Ольга НЕФЕДОВА
Иллюстрации предоставлены автором.
Журнал «Антиквариат, предметы искусства и коллекционирования», № 42 (ноябрь 2006), стр.64