Заслуженный художник РСФСР, лауреат Государственной премии имени И.Е. Репина, член-корреспондент Академии художеств СССР Петр Васильевич Леонов (1910—1982) на протяжении 40 лет был главным художником Дулевского фарфорового завода имени газеты «Правда». В целом дулевский фарфор и все «знаковые» произведения этой марки 1930—1950-х годов связаны с именем Петра Леонова. Деятельность художника в эти годы была направлена на создание массового и серийного фарфора, поэтому трудно провести грань между выставочными произведениями и работами, шедшими в тираж. Специфика технологического процесса была построена на использовании ручной росписи и простых способах декорирования: трафарета, прочистки, процарапки, что позволяло в тиражных изделиях добиваться почти полного соответствия с замыслом художника.
Леонов сам свои произведения до конца 1950-х годов не расписывал, был автором эскизов. Расписывали же опытные дулевские живописцы: X. Салин, А.Нечаев, Н. Матвеев, позже 3. Федорова. Каждый из них вносил свои нюансы (в основном в сторону упрощения), но в целом от образца не отдалялся. На заказных или выставочных сервизах, помимо заводской марки и года, обычно стояли две подписи — художника Петра Леонова и исполнителя, например: «расписывал Х.Салин» (сервиз «Красавица»). Многие произведения ПЛеонова, такие, как сервизы и большие доливные чайники «Красавица», «Песня», «Золотой олень», «Розовая птица», тиражировались небольшими сериями вплоть до середины 1990-х годов.
Сегодня коллекционную ценность имеет все раннее творчество Петра Леонова: «ситцевый», «сарафанный» и «полосатый» фарфор, но особенно произведения, отмеченные Большой золотой медалью на Всемирной выставке в Париже в 1937 году и вошедшие в золотой фонд отечественного декоративного искусства. Они ценны еще и тем, что автором форм являлась Ева Штрикер (Цайзель) — известнейший венгерско-американский дизайнер.
Леонов создал огромное количество эскизов, многие из которых хранятся в историко-архитектурном художественном и ландшафтном музее-заповеднике «Царицыно». Средняя цена эскизов (акварель, гуашь) такая же, как на авторские произведения известных художников-графиков 1930—1950-х годов.
Фарфор, расписанный по эскизам Леонова в 1930-е годы, достаточно редок. Чаще встречаются изделия с этими же рисунками, расписанные в 1950-е годы и позже. «Ситцевый» фарфор сошел на нет к концу 1950-х, с наступлением в фарфоре «белой линии».
Что касается заводских марок 1920— 1930-х годов, то до приезда Леонова дулевский фарфор имел, начиная с 1918 года, то есть с момента национализации завода, 6 видов клеймения, для которых было характерно введение в композицию новых советских символов и эмблем. Сам леоновский фарфор менял 8 клейм:
1.1918—1920 годы. Первая марка (синяя надглазурная) изображала серп и молот в орнаментальном обрамлении из слов «Дулевский государственный фарфор».
2.1920—1923 годы. Модификация первой марки с добавлением аббревиатуры «РСФСР». Зеленая надглазурная.
3.В 1924 году заводу присваивается имя газеты «Правда», что сразу же отражается в третьей марке — «Госзавод имени газеты «Правда» в Дулеве» (с ней дулевский фарфор поехал в 1925 году на Международную выставку в Париж). Синяя надглазурная.
4.В 1925 году управление заводом переходит в «Фарфортрест» и заводская марка сразу же включает в себя надпись в овале «фарфортрест» и герб СССР. Синяя надглазурная.
5.1926—1930 годы. В пятой марке, использовавшейся на экспортном фарфоре, появляется изображение чайника и надписи «Центрфарфортрест» и «Москва». Часто внизу овала изображается надпись на персидском или турецком языках (дулевский фарфор азиатского ассортимента в основном шел в страны Ближнего Востока). Красная надглазурная.
6. 1926—1930 годы. Для изделий, выпускаемых на внутренний рынок, параллельно вводится марка с изображением серпа, молота и четырех букв ЦФФТ. Синяя надглазурная.
Леоновский фарфор клеймился следующими марками:
7.1930—1934 годы — ранний «ситцевый» фарфор в экспортном исполнении. Марка, включающая изображение чайника и надписей «Росфарфор» (Центрфарфортрест реорганизовался в республиканское Управление фарфоровой промышленности — Росфарфор), «Москва», «РСФСР» (часто под буквами «РСФСР» изображается надпись на персидском и или турецком языках. Красная надглазурная.
8.1930—1934 годы. Фарфор с той же маркой продавался на внутреннем рынке и имел все характерные атрибуты эпохи: «лампочка Ильича», «серп и молот», буквы «РФТ», на ленте буква «Ф» (значит «фарфоровый») и дальше надпись «газ. Правда». Изображение лампочки окаймлено лентой, колосьями пшеницы, венчает марку пятиконечная звезда. С этой маркой на заводе работала «бригада молодых» — художники Е. Ленева, Н.Пащинская, М. Смирнов и др., утверждавшие плакатную, лозунговую эстетику. Ранний фарфор Леонова к юбилею завода (1932). Синяя надглазурная.
9.1934 — первая половина 1937 года. С 1934 года заводом руководит Народный Комиссариат местной промышленности через Управление фарфоро-фаянсовой промышленности (Н.К.М.П.). Поэтому в основе марки — буквы «Н.К.М.П.» и графически выделенное слово «Дулево». С этой маркой дулевский фарфор получил Гран-при и девять золотых медалей на Всемирной выставке в Париже в 1937 году (шесть медалей получил П.Леонов) и выпустил свой знаменитый «Золотой» («Президентский») сервиз для Франклина Рузвельта. Красная надглазурная.
10. 1934 — первая половина 1937 года. Скромная марка с изображением вазы и надписью «Главфарфорфаянс», использовалась на массовом фарфоре. Синяя надглазурная.
11.1937 (вторая половина) — 1947 годы. В основу марки лег щит с изображением букв «НКМП», «РСФСР» и «фарфор з-д Дулево». С ней дулевский фарфор участвовал на Всемирной выставке в Нью- Йорке и на Всесоюзной выставке «Индустрия социализма» (1939), клеймились изделия, посвященные освоению Северного полюса и первым выборам в Верховный Совет Союза ССР 12 декабря 1937 года (ваза А. Сотникова «Победа», 1943— 1945). Красная надглазурная.
12.1947 год. Простая, немногословная марка «Фарфоровый Дулевский фарфор». Просуществовала один год. Леоновских вещей с этой маркой нет, так как П.В. еще не вернулся после войны в Дулево. Синяя надглазурная.
13.1948—1951 годы. Упрощенная марка, приближенная к печати-штемпелю. Синяя надглазурная.
14.1952—1962 годы. Марка превращается в товарный знак «ДЗ» с наименованием географического места. Синяя, зеленая надглазурная.
15.С 1962 года по настоящее время (яркий пример — сотниковский «графический» «Сокол») — красная и синяя надглазурная, в исключительных случаях может быть золотой.
Журнал «Антиквариат, предметы искусства и коллекционирования», № 42 (ноябрь 2006), стр.62