Более 90 лет жизни было отпущено судьбой Афанасию Ивановичу Шелоумову — южно-русскому живописцу, большую часть которые он прожил в эмиграции.
Сюжеты на тему русской истории и жизни он рисовал в Королевстве сербов, хорватов и слобенцев, в Германии, открытки по его произведениям издавались в Нью-Йорке.
Родился Афанасий в старинном городе Каменец-Подольский 17 августа 1892 года. Вскоре семья перебралась в Балту Херсонской губернии. Здесь, в южном городке регулярно проводились ярмарки по продаже лошадей. С юных лет, наблюдая за этими грациозными животными маленький Афоня стремился запечатлеть их карандашом на бумаге или грифелем на доске. В его памяти навсегда остались образы и картины 1904 года, когда проходил не только призыв мужчин на военную службу, но и мобилизация лошадей на русско-японскую войну. С двенадцати лет он брал частные уроки рисования, готовясь к поступлению в Одесское художественное училище. Позднее продолжил обучение в Петроградской Императорской Академии художеств, где склонность к батальной живописи ему привил академик Н.С.Самокиш.
В патриотическом порыве в начале Первой мировой войны Шелоумов пошел добровольцем на фронт. Высоким ростом (185 см), хорошей выучкой наездника, рвением к службе Афанасий выделялся в среде нижних чинов и вскоре стал корнетом 10-го уланского Одесского полка. В Гражданскую войну он без колебаний примкнул к Белому движению, воевал в 1-м армейском корпусе генерала Кутепова, с которым и ушел из Крыма в эмиграцию. Затем, как и многих участников исхода 1920 года, его ожидал лагерь в Галлиполи, затем был переезд в Королевство сербов, хорватов и словенцев в 1921 году. Но никакие трудности не могли заставить его расстаться с карандашом, он постоянно делал зарисовки на темы военной жизни: блокнот художника пополнялся живыми зарисовками боевых действий, позднее — галлиполийского «сидения».
Поселившись в Сербии, в г. Бечкерек, Шелоумов зарабатывал на жизнь тем, что копировал известные произведения художников-передвижников. Параллельно он создавал собственные картины, изображая на них исторически значимые для России события — войну 1812 года, смутное время, Гражданскую войну. Очень любил художник рисовать безбрежные степи юга России, кавалеристов. И лошади, тройки, повозки неизменно присутствуют на большинстве его картин.
Конечно, в те годы наиболее известным и чрезвычайно популярным, даже модным был в Белграде художник Степан Колесников, но это была другая живопись — для эстетов, салонов и даже королевского двора. Афанасий Шелоумов представлял иное направление. Для него, как и для еще нескольких бывших офицеров-художников, творивших в Югославии, продолжали кровоточить раны мировой и гражданской войн, в памяти не меркли образы той России, которую они потеряли. За 20 лет жизни в этом городе художник создал сотни прекрасных произведений. Будучи приверженцем реалистической школы, он рисовал необъятные просторы России, табуны лошадей, казаков и российских воинов, сцены охоты.
В 1930 году Шелоумов участвует в самой известной тогда выставке русского искусства в Белграде. В ней были представлены более ста русских художников, живших в эмиграции в Европе и Америке. Афанасий Шелоумов представил на суд публики картину «Атака генерала Врангеля на немецкую батарею». Среди других участников Белградской выставки нельзя не упомянуть Бенуа, Билибина, Колесникова, Коровина, Репина и великую княгиню Ольгу Александровну. И поныне ряд полотен Шелоумова хранятся в музеях Белграда. В Бечкереке же не было ни одного русского дома, который бы не украшали картины Шелоумова. Причем, надо заметить, писал картины художник в свободное от работы время. Ведь в те трудные годы он работал красильщиком в железнодорожных мастерских.
Столица Сербии благодаря русским архитекторам, ученым, творческой интеллигенции, становилась поистине европейским городом. Но Вторая мировая война оборвала идиллию мирной жизни в этой славянской стране. Как и многие русские офицеры, Афанасий Иванович стал рядовым Русского корпуса (в составе Вермахта). Это была такая своеобразная форма самозащиты от резни русских эмигрантов, к которой призывали левые силы югославского Сопротивления, это была, хотя и слабая, но надежда на участие в разгроме большевистского режима в СССР немецкой армией. Этим его расчетам не суждено было сбыться: победоносное наступление Советской Армии заставило корпусников уйти на северо-запад, в Австрию и Германию.
Шелоумов обосновался в баварском Штарнберге, вблизи Мюнхена. Продолжая рисовать, Афанасий Иванович свою первую выставку на немецкой земле посвятил 150-й годовщине Отечественной войны 1812 года (Мюнхен, 1962 г.). Репродукции его батальных картин были изданы в 1966 году, рекламировались они в русскоязычных изданиях зарубежья.
В 60-е годы нью-йоркский издатель Н.Мартьянов начал выпускать почтовые карточки, используя сюжеты картин А.И.Шелоумова. По подсчетам известного филокартиста-исследователя Р.В.Полчанинова, всего было выпущено 11 открыток по 7 рисункам. Основными открытками в зарубежье были: поздравительные новогодние, рождественские и пасхальные. Поэтому и у Шелоумова их большинство. Но военная тема в изобразительном искусстве оказалась столь востребованной, что отдельные многофигурные композиции репродуцировали на открытках даже без поздравительных текстов. В их числе — колоритная картина «Богдан Хмельницкий с казачьим войском», написанная в 1960 году в Штарнберге. На полотне — широкая степь, казаки в ярких одеждах, папахи, пики. Льется удалая походная песня, во главе колонны, преодолевающей речушку вброд, — сам Богдан Хмельницкий, благодушно улыбающийся в усы.
На второй картине — кавалерийский полк вступает в небольшой городок. Вездесущие мальчишки и празднично одетые горожане радушно приветствуют конников.
На остальных открытках — русские тройки, сани, новогодняя елка, храмы, села и крестьяне.
Виктор ПЕТРАКОВ
Автор выражает благодарность С.А.Подстаканицкому и Р.В.Полчанинову за помощь в подготовке этого материала.
Журнал «Антиквариат, предметы искусства и коллекционирования», № 38 (июнь 2006), стр.112