При знакомстве с коллекциями восточного оружия всеобщее внимание, как правило, привлекают необычные длинные кинжалы с пламевидными или прямыми клинками, нередко богато украшенными золотой насечкой.
Это крисы, прославленное колодное оружие жителей Малайского архипелага и Южных Филиппин. Особо значимое место они занимают в традиционной культуре Индонезии, составляя, наряду с теневым театром ваянг кулит и тканями-батиками, одни из наиболее самобытных ее компонентов. В духовной жизни обитателей таких островов, как Ява, Мадура, Бали, Ломбок,Суматра, Сулавеси, крис играет важную роль, являясь не просто оружием, а предметом, наделенным множеством символических. Характеристик.
Согласно древним преданиям первый крис выковал бог-творец Брахма. По другой версии создателем кинжала считается легендарный предок яванцев принц Панджи. Крис олицетворяет мужское начало, поэтому у каждого мужчины есть свой кинжал, а иногда и три: один — родовой, другой — собственный, а третий — свадебный подарок отца невесты в знак того, что он принят в новую семью. Свой крис юноша получал во время обрядов инициации как свидетельство его социальной и физической зрелости, лишь после этого он считался полноправным членом деревенской или городской общины. В дальнейшем, отправляясь в храм, на важную церемонию или празднество, индонезиец обязательно брал с собой крис, составляющий неотъемлемую часть национального костюма. Традиции его ношения варьируются от острова к острову, но, как правило, его носят, заткнув за пояс на боку или сзади, при этом рукоять его повернута к правой лопатке. Когда кинжал находится слева, это свидетельствует о готовности к схватке. В некоторых районах крис было принято закрывать одеждой — в знак своих мирных намерений. Мужчина без криса считается «голым, неодетым». Так, в средневековой малайской хронике «Седжарах Мелайю», где речь идет о нормах поведения, говорится: «без каина (поясной одежды) и криса входить к порядочным людям в дом нельзя».
Клинок прочно ассоциируется с душой мужчины. В ряде случаев кинжал даже может заменить человека, например, когда он по ряду обстоятельств вынужден пропустить важное собрание общины или, скажем, когда юноша высокого сословия женится на девушке ниже себя по происхождению. Но это относится лишь к особым крисам, над которыми в конце процесса ковки совершалась специальная церемония «оживления». Ее проводил жрец, который читал молитвы и заклинания, приглашая душу, родственную заказчику оружия, вселиться в клинок. Лишь такой кинжал обладал магической силой, способной помогать владельцу оружия, защищать его и всю семью, приносить счастье и благополучие. Крису приписываются сверхъестественные возможности: он-де может летать по воздуху, самостоятельно находя врага, стучать в ножнах, предупреждая об опасности, убивать на расстоянии — достаточно лишь направить острие клинка на недруга или проткнуть след его ноги.
Крисы правителей символизировали верховную власть и имели статус государственных реликвий, призванных обеспечить процветание всей страны. О знаменитых кинжалах слагали легенды, считалось, что одни из них приносят победу и славу, в то время как другие — несчастье. Родовой крис в Индонезии воспринимается как священная реликвия — пусака, которая передается от отца к сыну, ведь согласно поверью, некая часть души предка семьи, пребывая в клинке, оберегает своих потомков. Такой крис считается и талисманом. Оружие хранится в доме в особом сакральном помещении, в определенные дни ему делают подношения из цветов, риса, фруктов, воскуряют благовония, его очищают смесью лимонного сока и кислоты, чтобы проявить рисунок на клинке, и «купают» в душистом масле. Как священное оружие крис используют во время ряда религиозных обрядов. Например, на острове Бали до сих пор проводится особая церемония Чалонаранг, цель которой — ритуальное очищение деревни и защита ее обитателей от злых сил и бедствий. В ней участвуют мужчины, которые с крисами в руках вступают в схватку с ведьмой Рангдой, олицетворяющей Мировое Зло. Впадая в транс во время действа, воины по приказу Рангды оборачивают свое оружие против самих же себя, нанося удары кинжалами в грудь, и лишь вмешательство доброго мифического существа Баронга спасает им жизнь. С его помощью они изгоняют ведьму, заставляя Зло покинуть их деревню.
Крисы нередко включали в число посольских даров, в этом случае они символизировали добрую волю, верность и дружбу по отношению к получателю подарка. Так, правитель яванского княжества Суракарта Паку Бувоно X в 1898 году прислал в Амстердам на коронацию голландской королевы Вильгельмины (1880—1962) саблю, щит и крис, украшенный золотым изображением мифической змеи наги. Впоследствии это оружие, а также военные трофеи, попадали в музейные коллекции и частные собрания европейских стран, прежде всего Нидерландов (Голландии), проводивших с начала XVII века политику колониальной экспансии в Индонезии. К примеру, один из первых крисов, оказавшихся в Нидерландах, сведения о котором документально зафиксированы, был подарен Вильгельму (Виллему) IV (1711—1751), когда он возглавлял Голландскую Ост-Индскую компанию. Этот крис с золотыми рукоятью и ножнами, по-видимому, составлял часть военной добычи после подавления волнений в Макасаре на создавая неразделимое целое. Свое название этот тип кинжала получил от восточнояванской империи Маджапахит (конец XIII — начало XVI века). Считается, что он редко служил боевым оружием, а скорее был сакральным предметом, амулетом, обладавшим большой магической силой, поэтому и использовался во время ритуальных церемоний.
Крис представляет собой обоюдоострый кинжал с прямым или волнообразным клинком, асимметрично расширяющимся к пяте. С одной стороны это расширение имеет вытянутую, заостренную форму, с другой — оно закруглено. Характерная деталь криса — ганджа, находящаяся в верхней части клинка. Она повторяет форму его широкой части, но выковывается обычно отдельно. Ганджа надевается на хвостовик и плотно подгоняется к клинку, как бы продолжая его. Иногда ганджа составляет одно целое с клинком и обозначается лишь гравированной линией. Рукоять насаживается на обмотанный тканью хвостовик и фиксируется так, чтобы ее можно было снять без особых усилий. Это объясняется тем, что клинок — довольно хрупкий, при сильном прямом ударе мог сломаться. Когда же у рукояти было такое крепление, он лишь прокручивался или соскакивал с нее. Кроме того, сакральной частью криса считается только клинок, а рукоять и ножны могли заменяться по желанию владельца в зависимости от его вкусов, материального или сословного положения.
По форме клинка (дапур) крисы можно условно разделить на две группы — кинжалы с прямыми и волнообразными клинками. Вариантов этих двух основных форм — огромное количество (около 145), при этом у каждой формы, как правило, свое название. Среди неспециалистов бытует мнение, что крис — это специфический тип холодного оружия с волнообразным клинком, на самом же деле преобладают кинжалы с прямыми клинками — дапур бенер. Волнообразный клинок (дапур лук) всегда насчитывает нечетное число извивов-лук, обычно от 5 до 13. Их отсчет начинают с первого вогнутого изгиба в нижней части клинка с закругленной стороны ганджи. Клинок криса имеет символическое значение — он прочно ассоциируется с мифической змеей нага, повелительницей подземного и подводного миров. Олицетворяя женское начало, змея связывается с первозданными водами, плодородием и процветанием. Чтобы подчеркнуть эту магическую связь, на крисе выковывали изображение наги. Иногда это была лишь голова змеи в короне — у пяты клинка, но нередко чешуйчатое тело наги проходило вдоль всего клинка. В целом волнообразный клинок воспринимается как священная змея в движении — сарпа лумаку. Считается, что подобные кинжалы следует носить мужчинам, профессия которых связана с активной деятельностью, в то время как крис с прямым клинком сарпа many («змея, пребывающая в покое») более приличествует священнослужителям и людям с гуманитарным складом ума.
Необычный, «экзотический» вид крису придают и довольно глубокие зазубрины или выточки на лезвии с обеих сторон клинка и на гандже. По своему функциональному назначению они, подобно гарде, призваны защищать руку владельца оружия и блокировать удары противника. Нередко им придают фигурную форму, чаще всего встречается сильно стилизованное изображение головы слона с хоботом. Это животное символизирует в Индонезии могущество, высшую власть и мудрость. У закругленной части пяты выковывали и других персонажей: льва синга, олицетворяющего силу и храбрость, быка — богатство, священную солнечную птицу Гаруду — покровительство высших небесных сил, и т.п.
Одна из наиболее впечатляющих особенностей криса — памор, серебристые, муароподобные узоры на поверхности клинка. Они получались в результате чрезвычайно трудоемкого процесса изготовления оружия, когда кузнец эмпу сковывал несколько полос железа, перекручивая, сворачивая, разрезая, складывая и вновь сковывая их вместе. Причем одной из частей сплава обязательно был никель, который, собственно, и придает светлый цвет узорам па- мора. Традиционно считается, что в металл добавляли метеоритное железо, такое соединение породило представление о слиянии в крисе земного и небесного начал, так как руду добывали из-под земли, а метеориты падали с неба. Но проведенные недавно исследования состава металла клинков показали, что метеоритное железо в них встречается редко, а значительная часть никелесодержащего металла, скорее всего из местности Луву, на острове Сулавеси. Единственным достоверно доказанным фактом использования метеоритного материала можно назвать клинки конца XVIII века, выполненные мастерами из дворцового комплекса в Суракарте, на Центральной Яве. Сюда был перевезен метеорит, упавший в 1742 году в окрестностях селения Прамбанан (Восточная Ява). Его остатки до сих пор хранятся во дворце Суракарты, анализ показал наличие в нем 4,7% никеля. Когда кузнец заканчивал ковку клинка, он протравливал его смесью кислоты и лимонного сока, в результате чего железо темнело и на черном фоне эффектно проступали серебристые разводы и линии. Насчитывается более ста разнообразных узоров памора. В зависимости от техники ковки их можно разделить на два основных типа: гладкие — млумах и рельефные — миринг. Если полосы металла укладывали преимущественно параллельно друг другу, па- мор получался гладким, а если вертикально или под разными углами, то — рельефным, уступчатым. Узорам придавали ритуально-магическое значение, так как их чудесное проявление на поверхности клинка считалось результатом действия сверхъестественных сил. В совершенстве владевшие сложнейшим мастерством изготовления клинков кузнецы могли придавать узорам различный вид, в зависимости от желания заказчика, но чтобы памор не приносил вреда, он должен был соответствовать гороскопу мужчины, его социальному положению и статусу. Так, например, считали, что мотивы удан мас («золотой дождь») и берас вутах («рассыпанные зерна риса»), призванные обеспечивать богатство и процветание, подходят для торговцев и деловых людей, а секар нгадек («прямо стоящие цветы»), олицетворяющий справедливость, — для судейских чиновников. Однако нередко памор не заказывали специально, а оставляли «на волю случая», полагая, что таким образом проявляется божественная воля, а затем по узорам читали свою судьбу. Памор на клинке часто дополнялся узорами, сделанными в технике таушировки золотом. Обычно это стилизованные изображения лотоса — символа чистоты, процветания, гармонии во Вселенной, помещенные на гандже и в нижней части клинка, хотя иногда сверкающие золотые орнаменты могли покрывать весь кинжал. Золото использовали и для того, чтобы выделить изобразительные мотивы — фигуру змеи, льва, птицы Гаруды. Длина клинка в среднем составляет 33—39 см и варьируется в зависимости от места изготовления кинжала, например, крисы с острова Бали отличаются большими размерами, по сравнению с яванскими или суматранскими.
Рукояти крисов, по-явански укиран, делают из самых разнообразных материалов: дерева, слоновой кости, рога, драгоценных металлов и т.д. Нередко они представляют собой миниатюрную скульптуру тонкой изящной работы. В Индонезии самым подходящим материалом для рукоятей считается дерево, многим видам которого приписываются чудесные способности. Например, дерево худжан панас защищает от змей и привидений, тас отпугивает тигров, а саво приносит богатство. Для укиран выбирают высококачественную древесину с красивой фактурой. «Королем» деревьев можно назвать тимаха (тимохо, кайю пелет, Kleinhovia hospital Linn.) светло-коричневого цвета с темными пятнами и полосками, которое, по преданию, обладает магической силой оберега. Наличие на нем тонких горизонтальных полосок указывает, например, на то, что рукоять способна отвращать от владельца криса опасность и приносить удачу торговцам. Большой популярностью пользуется дерево таюман (Cassia Laevigata Willd), гладко отполированная поверхность которого переливается, отражая свет. Резные рукояти делали также из эбенового дерева, тика, сандала и др. Широко использовали для рукоятей кость, особенно ценились бивни суматранских слонов. Применяли также кость морских животных — нарвала, моржа, дюгоня, которая в народной медицине служила противоядием при отравлениях и средством излечения от лихорадки. Ритуально-магическое значение придавали рукоятям из кости буйвола, оленя и носорога. По местным поверьям, в рогах водяного буйвола, священного, жертвенного животного, аккумулировалась необыкновенная сверхъестественная сила, а рог носорога издревле считался сильным стимулирующим средством, усиливающим мужскую потенцию.
Рукояти крисов из драгоценных металлов всегда были привилегией высших сословий, периодически даже издавались указы, запрещавшие использование этих материалов в убранстве оружия простолюдинов. Золотые и серебряные укиран, которым нередко придавали скульптурные формы, дополняли вставками из драгоценных и полудрагоценных камней — бриллиантов, рубинов, сапфиров, изумрудов, топазов, граната и др.
Для фигурных рукоятей, как правило, характерны сильная стилизация и обобщенность, что большинство исследователей связывают с утверждением в Индонезии в XIV—XV веках ислама, в котором, как известно, существуют определенные ограничения на изображения живых существ. Формы рукоятей крисов отличаются большим разнообразием и зависят в основном от места изготовления оружия.
Самым распространенным типом уки- ран на Яве, особенно в княжествах Суракарта и Джокьякарта, был тунггак семи («проросший ствол»). Это гладкая шести или семигранная с округлой, загнутой головкой деревянная рукоять. Примечательно, что в верхней и нижней частях черена помещены две маски мифического чудовища Бонаспати (Владыки джунглей). Рукояти крисов Суракарты и Джокьякарты, несмотря на внешнее сходство, можно отличить: головка суракартской — крупнее и изгиб у нее больше. На северном побережье Явы, где находились крупные портовые города, сложились свои традиции в украшении укиран, нередко имевших вид антропоморфных существ. Так, для районов северо- восточной Явы характерна рукоять в виде сильно стилизованной фигуры демона раксаса с длинными, тщательно проработанными волосами и скрещенными на груди руками.
Мастера острова Мадура кроме дерева использовали в своей работе слоновую кость, сплошь покрывая рукояти резными орнаментами, в основном растительного характера. В цветочно-лиственные узоры они включали символические мотивы — перья (знак птицы Гаруды), божественных крылатых коней, треугольники тумпалы, олицетворяющие священную гору Меру. Здесь же можно видеть такой необычный декоративный мотив, как офицерские эполеты — своеобразное напоминание о голландском колониальном владычестве в Индонезии.
«Визитной карточкой» крисов некоторых районов Суматры и Малайзии можно считать рукоять типа джава демам («яванец, страдающий от лихорадки»), получившую такое название благодаря необычной иконографии изображенного на ней персонажа.
Рукояти придана форма сильно обобщенной человеческой фигуры с наклоненной птичьей головой с клювом. Его руки скрещены на груди, кисти касаются плеч, словно у человека, сотрясаемого сильным ознобом. Ряд исследователей полагают, что данный тип рукояти произошел от изображений птицы Гаруды, но большинство ученых возводят его к фигуре бога Вишну верхом на Гаруде или персонажам теневого театра с присущим им острохарактерным обликом. В различных районах Малайского архипелага существуют местные варианты рукояти джава демам. Например, у крисов народности буги с Южного Сулавеси «птичья» головка рукояти, нередко покрытой рельефными растительными узорами, сильно удлинена и повернута по отношению к черену почти под прямым углом.
А для крисов из Палембанга на Суматре и Северной Малайзии характерен оригинальный вариант этого типа — пекака («зимородок»), когда головке рукояти приданы черты человеческого лица с большими круглыми глазами и очень длинным птичьим «клювом».
На острове Бали сложились свои традиционные формы рукоятей крисов, среди которых много скульптурных. Это частично объясняется тем, что здесь до наших дней сохранились древние индуистско-буддийские воззрения, позиции же ислама не столь сильны. Балийские мастера делали рукояти в виде фигур божеств и героев индийских эпических сказаний «Махабхарата» и «Рамаяна», особенно часто изображали грозного бога разрушения Шиву, бесстрашного благородного воина Биму и предводителя обезьяньего войска Ханумана. Призванные охранять владельца оружия и передавать ему свои положительные качества, они считались магическим талисманом. Своеобразно выглядит рукоять кочет-кочетан («куколка жука»), миниатюрная скульптура которой изображает божество Батара Карпа в виде насекомого со стилизованным телом гусеницы, лапками и головой, слегка напоминающей лошадиную.
Лишь брахманам, представителям высшей касты на Бали, разрешалось иметь крисы с такими рукоятями, при этом считалось, что оружие наделено магической силой. Значительную часть скульптурных укиран составляли демонические персонажи, устрашающий облик которых — с оскаленными клыкастыми ртами, выпученными глазами и спутанной гривой волос — должен был отпугивать злых духов и отвращать всевозможные злокозненные силы. Такие рукояти могли отливать целиком из золота, серебра, бронзы или чеканить на листовом металле, закрывающем их деревянную основу, после чего их, как правило, богато украшали вставками драгоценных и полудрагоценных камней. Другими распространенными типами рукоятей балийских крисов являются чеках солас — деревянная рукоять, с трех сторон покрытая гранеными выступами-рустами, и герантим. — цилиндрической, расширяющейся кверху формы, обычно из металла.
Между клинком и рукоятью располагается соединительный манжет мендак, который нередко имеет вид широкого филигранного кольца из металла, украшенного вставками драгоценных камней или цветного стекла. У малайских и суматранских крисов вместо кольца часто бывает металлическая чашечка селут, напоминающая стилизованный цветок лотоса, которая обрамляет нижнюю часть рукояти.
Ножны крисов, за редким исключением, делают из дерева, многим сортам которого, как уже отмечалось, придается ритуально-магическое значение. Деревянная основа может закрываться сплошным металлическим обкладом пендок, украшенным с лицевой стороны чеканными и гравированными узорами, преимущественно растительного характера.
Это особенно типично для яванских крисов, на Бали же, где очень высоко ценили дерево и считали, что его сверхъестественные свойства могут усилить чудесную силу клинка, в обкладе с одной стороны намеренно оставляют узкую щель, в которую видна деревянная основа. Среди орнаментов на ножнах предпочтение отдается вьющемуся побегу с пышными цветами и листвой, символу животворящих сил природы и цветущего райского сада. В переплетениях изогнутых ветвей и листьев мастера нередко изображают миниатюрные фигурки птиц, особенно часто павлина, как знак богатства, различных зверей — оленей, буйволов, обезьян и др. Кроме того, большую роль в декоре ножен играет мотив сри гунунг, имеющий вид небольшого холмика, олицетворяющий священную гору Меру, центр мирозданья.
Космологическая символика в орнаментальном оформлении криса особенно характерна для врангки — деревянной поперечины в верхней части ножен, имеющей две основные формы. Одна из них — ладранг — напоминает своими очертаниями индонезийскую лодку прау, другая — гаяман — плоды манго или соевые бобы. Тип ладранг — более официальный, парадный и, как и гаяман, насчитывает большое число региональных вариантов. У яванских крисов верхние края врангки нередко высоко загибаются вверх, в то время как нижние слегка скруглены, у мадурских — края срезаны так сильно, что поперечина приближается по форме к неправильному треугольнику, а на Суматре и Сулавеси она принимает почти прямоугольную форму. Если врангки центральнояванских крисов делают из дерева с красивой фактурой и лишь гладко полируют, то на Бали и Мадуре поперечины любят украшать резьбой. В декоре поперечины балийские мастера широко использовали образ солнечного орла Гаруды, чья рельефная голова с острым клювом и развевающимися перьями часто помещается на боковинках врангки. В центральной части врангки нередко доминирует голова чудовища Бомы, повелителя подземного царства, который надежно защищает от злых духов и демонов.
Соединение на едином пространстве предмета этих двух персонажей, олицетворяющих верхний и нижний миры Вселенной, — своеобразное напоминание об извечном противостоянии и единстве двух начал мирозданья. В целом врангка, прообразом которой служит ладья, ассоциируется с водной стихией и женским началом, в то время как клинок криса — с мужским, а их соединение символизирует космическую гармонию.
Крис как холодное оружие предназначен в основном для колющих ударов, для нанесения же рубящих ударов в сражениях использовали мечи.
На Яве это короткий меч педанг, рукоять которого нередко выполняли в виде обобщенной человеческой фигуры, возможно, предка, призванного охранять воина. Магической силой, по поверьям индонезийцев, обладали и копья томбак, в первую очередь их металлические наконечники, которым придавали самую разнообразную форму: от листовидной и пламевидной до фигурной — в виде змеи наги, птицы Гаруды, скорпиона и др. Священное копье обязательно входило в число регалий правителя, а во время торжественных выездов султана его сопровождала стража с церемониальными копьями.
Украшенное узорами памора копье, как и крис, считалось родовой реликвией пусака и бережно передавалось в семье из поколения в поколение. Поскольку длинное древко хранить неудобно, наконечники копий часто оформляли как кинжалы, для них делали короткие деревянные рукояти и специальные ножны.
Рассказ о ритуальном оружии Индонезии был бы неполным без упоминания о таком яванском ноже, как куд- жанг, или куди, имеющем своеобразно изогнутый клинок. Считается, что его прообраз — серп, но уже в Средневековье он стал церемониальным оружием высшего сословия. Необычный вид ножа легенда объясняет так: один из яванских раджей, правивший в XII веке, во время медитации получил повеление свыше придать куд- жангу форму острова Ява, что и было исполнено.
После утверждения ислама в качестве господствующей религии в знак приверженности новому учению клинок стали ковать так, чтобы он напоминал очертания арабской буквы син. Яванцы полагают, что обладающий магической силой куд- жанг является талисманом, способным принести счастье, удачу и благополучие в дом.
Тема Номера.
Галина СОРОКИНА
Антиквариат, предметы искусства и коллекционирования январь-февраль 2006