До сих пор у любителей русского художественного литья и коллекционеров бытует представление, что «знаменитый Каслинский завод — это старейший и основной центр уральского чугунного литья», а В «малоизвестный» Кусинский завод был чем-то вроде «филиала» Каслей. При этом «Куса воспринималась как нечто второстепенное, несамостоятельное». Лучшие кусинские произведения порой называют «каслинскими отливками», так как в художественном литье Кусы и Каслей часто использовались одни и те же модели, выполненные с широко известных работ П.П.Забелло («Ермак»), П.К.Клодта («Лошадь с упавшим всадником», «Ездок, садящийся на лошадь», «Кобылица на водопое»), Е.А.Лансере («Джигитовка лезгин», «Отъезд казака», «Охотники с пятью борзыми», «Тройка лошадей в русской упряжи»), ААОбера («Киргиз на лошади», «Лисица»), Н.ИЛибериха («Крестьянка с граблями на лошади», «Собака-пойнтер на стойке», «Собака- пойнтер лежа», «Собака-пойнтер», «Медведица лежа»), А.А.Соловьевой («Манилов», «Ноздрев», «Плюшкин»), П-Ж.Мена («Пойнтер и сеттер на стойке по куропатке», «Две собаки-ливретки», «Собака-сеттер на стойке», «Козел», «Баран») и других авторов. Многих в заблуждение вводят похожие по написанию клейма: при невнимательном их прочтении даже профессионалы под оттиском в виде двуглавого орла в клейме вместо «КУС.З» (Кусинский завод) читают «КАС.З» (Каслинский завод). Тем не менее, несмотря на всю схожесть кусинских и каслинских отливок, они были созданы мастерами двух разных уральских металлургических предприятий, находившихся в разной собственности (частной и казенной), ставших уникальным явлением российской художественной промышленности последней четверти XIX — второй половины XX века.
В 2008 году исполнится 125 лет со дня выпуска на Кусинском заводе первой партии образцов художественных изделий, получивших в 1883 году одобрение Горного департамента. Кусинский чугуноплавильный и железоделательный (с 1927 года — машиностроительный) завод в XIX — начале XX века был одним из основных предприятий Златоустовского казенного горного округа. Это старейшее металлургическое производство Южного Урала, известное своим художественным чугунным литьем, имеет богатейшую историю и традиции, а также свою загадку, которую исследователям еще только предстоит разгадать.
Основанный по указу Уфимской казенной палаты на реке Кусе, впадающей в реку Ай (приток реки Уфы), Кусинский завод находился в 24 верстах к северо-западу от Златоустовского завода. Удобное для его строительства «Кусинское место» было известно еще в начале 60-х годов XVIII века. Первыми на него претендовали Иван и Григорий Алексеевичи Мосоловы, желавшие построить «...вододействуемый железный завод и домню с пристойным числом молотов». Земли у слияния рек Куса и Ай оказались очень богаты лесными угодьями, рудными месторождениями и водными ресурсами, и 22 октября 1754 года Иван Алексеевич Мосолов купил их у башкир Оренбургской губернии — всего за 50 рублей ассигнациями. Однако построить там завод ему не удалось. Смерть отца и последовавшая за ней тяжба за наследство между братьями отнимали у И. Мосолова слишком много сил и средств. Поэтому все свое внимание он сосредоточил на развитии Златоустовского завода (в просторечии Косотурского), а «Кусинское место» 18 октября 1770 года продал Лариону Лугинииу — тульскому купцу первой гильдии, заводчику и фабриканту, который позже стал хозяином и Косотурского завода.
В Кусе Лугинин планировал построить железоделательный завод с двумя домнами и двенадцатью молотами. Впрочем, он ничего не успел сделать, так как 26 сентября 1773 года началось пугачевское восстание. Один за другим останавливались уральские заводы, рабочие которых присоединялись к восставшим. Весной 1774 года отряды повстанцев разрушили и сожгли Косотурский завод, и вопрос о постройке нового предприятия на «Кусинском месте» опять был отложен на несколько лет. Только в 1778 году внук Лариона — Николай Максимович Лугинин у подножия горы Моховой, в
долине реки Куса, начал строительство плотины и первой домны с молотовой фабрикой будущего железоделательного завода. Этот год и считается годом рождения Кусинского завода.
15 января 1789 года на заводе были пущены первая домна и кричная фабрика с восемью горнами. Чугун для переплавки на железо доставлялся с Златоустовского и Саткинского заводов. Из железа в Кусе изготовлялись топоры, обручи, зубья для борон, винты к мехам, скобы, гвозди, полозья и другие предметы крестьянского быта. Все, выработанное в течение года, в весеннее половодье отправлялось в центральные районы России на караванах барж, построенных в барочной части Кусы, по водному пути — рекам Ай, Уфа, Белая, Кама, Волга. Изделия Кусинского завода ценились высоко и всегда быстро раскупались многочисленными покупателями. Кроме железа и изделий из него завод выпускал кирпич, деготь, смолу, в окрестных лесах выжигали древесный уголь для выплавки железа. Выплавка чугуна из местных руд началась в 1797 году, когда на Кусинском заводе был построен первый доменный горн. Железную руду добывали вручную из 37 рудников, расположенных вокруг Кусы, вывозили из шахт на тачках и обогащали на кострах, а затем на лошадях везли к домнам. Завод стал вырабатывать штыковой чугун и чугунное литье, не прекращая железоделательного производства.
В конце XVIII — начале XIX века завод несколько раз переходил из рук в руки, поскольку его владелец, обремененный большими долгами и не имевший оборотных средств, в 1796 году сдал предприятие в аренду московскому промышленнику Андрею Андреевичу Кнауфу, а в 1798 году продал его
Государственному ассигнационному банку, который в 1800 году отдал завод в аренду тому же А.А.Кнауфу. Промышленник специально интересовался технической стороной производства, проводил опыты и внедрял нововведения на заводах (о чем позже в течение нескольких лет публиковал статьи в «Горном журнале»). При Кнауфе на Кусинском заводе начали отливать чугунные ядра и бомбы. С 1804 по 1809 год предприятие перестраивали, поэтому в тот период боеприпасы на нем не производили.
15 ноября 1811 года Кусинский завод был взят в казенное управление и вошел в состав Златоустовского горного округа вместе со Златоустовским, Саткинским, Артинским и Миасским (с 1815 г.) заводами и вплоть до 1994 г года являлся казенным предприятием. Став государственным, он постоянно получал заказы на изготовление артиллерийских снарядов, а также на поставку чугуна и железа на другие казенные заводы. Его мастеровые и служащие считались государственными и принимали присягу. При Николае I на Кусинском заводе, как и на всех казенных горных заводах России, был введен военный режим, в соответствии с которым специальный устав гласил: «Мастеровые и работные люди... подчиняются горному начальству на том же основании, как нижние чины военному начальству, и по уголовным преступлениям судятся военным трибуналом». Мастеровые, приравненные к военнослужащим, работали по 14—16 часов в сутки, пополняя пушечными припасами императорские арсеналы.
Новый этап развития литейного дела на Кусинском заводе начался с освоения в 1815 году производства посудного литья. Для этого из Златоуста в Кусинскую заводскую контору были направлены 5 мастеров (их имена пока неизвестны), а с ними 8 моделей для литья опойчатой посуды (на 12,11,10, 9 и 8- пудовые чаши и большие, средние, малые кумганы) и 40 разделяемых опок (по пять на каждый сорт). Когда Отечественная война триумфально заканчивалась в далекой Европе, на уральских казенных и частных горных заводах стали осваивать мирную продукцию повседневного спроса. На частном Каслинском заводе производство чугунной посуды началось в конце 1812 года (при Льве Ивановиче Расторгуеве), то есть на три года раньше, чем в Кусе. И хотя златоустовские литейщики быстро поставили на Кусинском заводе «посудное дело», такого размаха, как в Каслях, производство опойчатого посудного литья в Кусе в первой половине XIX века не достигло. Новые казенные заказы на военные припасы вскоре вытеснили это литье из официального ассортимента заводской продукции.
В начале 60-х годов XIX века опытный златоустовский литейный мастер Никифор Михайлович Мурзин (служивший на Кусинском чугунолитейном заводе с 1860 по 1916 год) сделал все, что от него зависело, чтобы передать новому поколению кусинских рабочих секреты производства тонкостенной опойчатой посуды и печного литья, поставить дело на поток. Благодаря хорошему литейному чугуну завод изготавливал прекрасную азиатскую и русскую посуду, «кабинетные» вещи, а с 1882 года стал отдавать предпочтение именно производству русской посуды.
В это же время в Кусе значительное развитие получило производство мемориальных изделий из чугуна. Златоустовский литейщик Иван Савельевич Мандрыкин (служивший на Кусинском заводе с 1860 по начало 1890-х годов), выполняя многочисленные заказы, демонстрировал виртуозное мастерство, изготавливая ажурные намогильные кресты, надгробные плиты с рельефами и памятными надписями, а также массивные памятники, основание которых нередко было украшено барельефным литым узором из гроздьев винограда и растительных завитков.
В 1863—1864 годах практически заново были построены кричная фабрика, кузница, небольшая механическая мастерская, перестроена плотина. В этот период на заводе были 2 действующих железных рудника, 1 доменная печь, 1 вагранка, 7 кричных горнов на 11 огней и 4 кузнечных горна на 8 огней. В качестве двигателей использовались 11 водяных колес в 132 л.с. и 1 паровая машина в 8 л. с., пущенная в 1864 году.
В 60—70-е годы XIX века здесь производили и различное архитектурное литье: напольные плиты, камины, винтовые лестницы, перила, колонны, столбы, фронтоны крылец, решетки и пр. Совершенствование технических навыков заводских мастеров (модельщиков, формовщиков, литейщиков, чеканщиков, маляров), повышение их литейного мастерства были по достоинству оценены администрацией Златоустовского горного округа. В начале 1880-х годов все производство архитектурного и художественного литья было сосредоточено на Кусинском заводе, в литейном цехе которого были две вагранки, соответствующее оборудование и квалифицированные кадры, а Златоустовский завод стал специализироваться исключительно на выпуске холодного украшенного и белого оружия, получившего к тому времени всемирную известность.
В конце 1870-х — начале 1880-х годов завод работал преимущественно по заказам министерств, в том числе военного и морского ведомств, изготавливая различные артиллерийские снаряды. Для их отливки на предприятии было 196 опок и 4 станка с 48 моделями, что позволяло ежегодно делать до 90 тысяч гранат. В 1890 году было произведено 80,9 тысячи артиллерийских снарядов (37,6 тысячи пудов).
В октябре 1882 года Главный начальник Уральских горных заводов И.П.Иванов получил указание директора Горного департамента Н.А.Кулибина: «...сделать распоряжение, чтобы все частные и казенные горные заводы Уральской горной области доставили в возможно непродолжительном времени рисунки (с показанием их масштаба) клейм, которые они ставят на своих произведениях, как то: на чугуне в штыках, на отливках из него, на железе разных сортов, стали, штыковой и листовой меди и пр.». И.П.Иванов разослал соответствующее распоряжение во все горные округа, находившиеся в его подчинении. Заводы присылали рисунки своих клейм в двух экземплярах, один из которых департамент отсылал в Санкт-Петербург, другой оставался на Урале. В 2004 году в Екатеринбурге историки Н.С.Корепанов и Е.Ю.Рукосоев издали монографию «Клейма уральских заводов XVII — XIX вв.» и ввели в научный оборот обширные архивные материалы по сфрагистике — вспомогательной исторической дисциплине, изучающей печати, штампы и другие виды оттисков. Там среди опубликованных на страницах 45—47 кусинских заводских клейм под номерами 2.16. и 2.17. дается рисунок чугунного штыка с клеймом Кусинского завода, которое ставилось на штыковом чугуне (в изложницах) — «Ку.3.82.» (Кусинский завод, год).
Первые образцы кусинского художественного литья из чугуна в 1883 году отправили в Петербург, где они были одобрены Горным департаментом. Кабинетное литье стали широко осваивать на Кусинском заводе при новом управляющем Чеславе Валериановиче Панцержинском (1854—1920-е), который в марте 1884 года преобразовал старую литейную мастерскую в специализированный цех художественного литья. Для повышения качества кабинетных отливок Ч.В.Панцержинский пригласил из Каслей опытных формовщиков Федора и Василия Кузнецовых, которые обязались «...приучить поставленных к нам рабочих Кусинского завода как к чистоте отделки вещей, так равно и указать им прием формовки, чтобы возможно больше приготовить вещей при наименьшем браке». Первыми кусинскими формовщиками художественного литья стали Парфен Григорьевич Андронов (работал в 1880—1890-е годы), Федор Степанович Иконников (в 1880—1890-е), Василий Иванович Завоеванов (в 1880—1920-е), Егор Ильич Лепешкин (в 1880—1890-е), Петр Андреевич Мешалкин (в 1880—1900-е), Василий Егорович Сабуров (в 1880— 1930-е), Гордей Иванович Сомолин (в 1880—1890-е), Григорий Иванович Рябов (в 1880—1890-е), Николай Иванович Рябов (в 1890—1910-е), Алексей Федорович Турукин (в 1880—1920-е), Павел Федорович Шаланов (в 1880— 1890-е). Первыми кусинскими чеканщиками художественного литья были Вениамин Игнатьевич Дятлов (работал в 1880—1930-е годы), Василий Александрович Пастухов (в 1880—1890-е), Иван Павлович Сабуров (в 1880— 1930-е), Иван Петрович Зубов (в 1880—1890-е) и Яков Петрович Зубов (в 1880—-1890-е). Некоторые из них были опытными мастерами, ранее уже работавшими под руководством И.С.Мандрыкина и Н.М.Мурзина, другие же только начинали осваивать искусство литья. Возглавив Кусинский завод, Ч.В.Панцержинский стремился сформировать свой, отличный от каслинского ассортимент художественного литья. По его инициативе в Кусу из столицы присылали различные образцы изделий декоративно-прикладного искусства из бронзы, меди, шпиатра, чугуна, фарфора и стекла, выполненные в модном для того времени стиле модерн. Кроме того, управление Златоустовского горного округа направляло на Кусинский завод для тиражирования в чугуне образцы художественных и бытовых вещей, поступавшие в Златоуст с художественно-промышленных выставок и торговых ярмарок из Петербурга, Москвы, Нижнего Новгорода, Самары, Перми, Ирбита и Екатеринбурга. За свое усердие управляющий Кусинским заводом Ч.В.Панцержинский был награжден орденами Святого Станислава 3-й степени (1885) и Святой Анны 3-й степени (1890).
Опыт нескольких «поколений кусинских литейщиков, их высокое f искусство дали о себе знать. Кусинские мастера начали соперничать с каслинцами с 1887 года, впервые показав свои отливки на Сибирско-Уральской научно-промышленной выставке в Екатеринбурге, где получили за свое искусство похвальный отзыв. И современники эту конкуренцию заметили. Так, например, член экспертной комиссии Сибирско-Уральской научно-промышленной выставки в Екатеринбурге, президент Московского общества любителей естествознания академик Дмитрий Николаевич Анучин (1843—1923) в своем отчете «Сибирско-Уральская научно-промышленная выставка в Екатеринбурге и VII Археологический съезд в Ярославле» (М., 1887) написал: «В последнее время у Каслинского завода появился конкурент в лице Златоустовского (читай Кусинского завода, представлявшего на выставке в Екатеринбурге свои отливки на общем стенде заводов Златоустовского горного округа. — О.Г.). Он добыл многие из тех же моделей и отливает их не хуже каслинских, но продает на одну треть дешевле». Установив более низкие цены на художественное литье, Кусинский завод даже слегка потеснил конкурентов на рынках сбыта. В «Путеводителе по Уралу» за 1899 год отмечалось, что «в чистоте литья и художественной отделке ... достигнуты большие успехи, так что Кусинский завод начинает даже конкурировать своими чугунными изделиями с известными каслинскими». С 1893 года цехом художественного литья руководил искуснейший литейный мастер — Никифор Михайлович Мурзин, который в 1897 году за плодотворную деятельность на заводе был награжден серебряной медалью «За старание». Отличное качество художественного литья из чугуна, безукоризненная прочеканка и покраска изделий способствовали скорому признанию продукции Кусинского завода на всех российских и Международных выставках.
Естественно, на каждой выставке заключались контракты на поставку заводской продукции, в том числе художественного литья.
Несмотря на выставочные успехи и расширение литейного дела в конце XIX века наметилась четкая тенденция к снижению спроса на кусинское железо, поэтому его производство к концу века было полностью свернуто — завод стал исключительно чугуноплавильным и чугунолитейным. В 1904 году была построена новая вагранка и освоено никелирование художественных изделий. К сожалению, революция 1905 года привела к падению спроса и на художественное литье в России. В конце 1906 года Кусинскому заводу пришлось сократить его производство с 20000 пудов (320 тонн) до 500 пудов в год. Началось и сокращение численности рабочих, занятых на участке художественного литья, — из 32 мастеров более 20 были переведены на другие работы.
В 1909 году Златоустовские заводы обследовала комиссия Горного департамента, которая отметила в своем заключении, что «литье посуды на Кусинском заводе так дорого,
что можно смотреть на него как на неизбежное зло, пока будет держаться вынужденный взгляд, что завод должен давать работу населению». Что касается художественного литья, то оно стало «тоже убыточно за последнее время, но опять же из-за рабочего вопроса его прекращать неудобно». Комиссия могла только предложить «принять всякие меры для сбыта как посуды, так и художественных изделий, запасы которых начали принимать угрожающие размеры». Новые увольнения рабочих были неизбежны. Чтобы как-то прокормиться, формовщики решили создать артель на паях. С этой целью в 1909 году несколько рабочих
(Даниил Лепешкин, Андрей Мурдасов, Иван Турукин, Александр Шаланов, Иван Мурзин, Егор Матвеев, Иван Хазов и др.) обратились с письмом к управляющему Кусинского завода Константину Олимповичу Москвину, который служил в этой должности c 901 по 1917 год. Им разрешили создать кустарную артель, запретив работать на заводе. Руководил артелью «Вагранка» Иван Кузьмич Ермаков. Художественным литьем она занималась недолго, так как без наличия торговых агентов и складов в разных уголках России сбывать его было практически невозможно. Поэтому, начав с выпуска предметов домашнего обихода (пепельниц, ламп, рамок для фото, шкатулок) и черной чугунной посуды, артельщики вскоре перешли на выпуск чугунных деталей для сельхозмашин. В 1914 году почти всех членов артели призвали в армию — воевать на германском фронте, с которого вернулись немногие. Артель «Вагранка» в 1920 году вошла в состав треста «Союзтеплострой», после чего наладила выпуск промышленного литья.
В XX веке было принято сравнивать экономическое положение СССР с наиболее успешным для экономики России дореволюционным 1913 годом. В истории развития кусинского художественного литья этот год стал недосягаемой «вершиной» успешного производства разнообразных изделий из чугуна. «Прейскурант на чугунные кабинетные вещи Кусинского казенного завода на 1913 год» предлагал покупателям 423 наименования отливок.
Для 22 каталожных отливок оригинальные авторские модели выполнил заводской скульптор и рисовальщик Федор Осипович Васенин (1876—1923). Сын рабочего Златоустовского завода, талантливый рисовальщик, он после окончания реального училища был направлен стипендиатом Златоустовского горного округа на учебу в Москву, в Центральное Строгановское училище технического рисования (1893— 1898). Окончив учебу, Ф.О.Васенин вернулся в Златоуст, с 1899 года и до конца жизни работал на Кусинском чугунолитейном заводе старшим мастером цеха художественного литья. В круг его прямых обязанностей входило изготовление авторских моделей для «кабинетного» литья. Его декоративные вазы, тарелки, статуэтки, шкатулки, пепельницы, пресс-папье, чернильницы и другие изделия были особенно популярными, пользовались широким спросом по всей России. Некоторые его авторские отливки тиражировались на заводе вплоть до начала XXI века. Помимо основной работы Ф.О.Васенин с 1900 года периодически участвовал в «составлении рисунков для украшения холодного оружия», исполнял важные и срочные заказы Златоустовской оружейной фабрики.
Вместе с Ф.О.Васениным учиться за казенный счет в Строгановском училище технического рисования направили самых способных выпускников реального училища Златоуста — А.И.Авладеева (имя, отчество и годы жизни неизвестны), Георгия Львовича Зайцева (1879—1919), Антонину Кондратьевну Костеркину (годы жизни неизвестны). Двое последних стали авторами ряда моделей для кусинского художественного литья. По моделям А.К.Костеркиной в Кусе отливали статуэтки и группы: «Танцовщица» (1897), «Девочка на бревне» (1898), «Бабушкины заботы» (1900), «Игра в жмурки» (1897), «Девочка с вязанием» (1901), пресс-папье «Лежащая женщина» (1906). Две модели для литья исполнил Г.Л.Зайцев — декоративное блюдо «Палитра с рельефом женской фигуры» (1905) и пресс-папье «Лежащая женщина с цветком» (1906).
Их товарищи и соученики по Строгановскому училищу тоже присылали на Кусинский завод свои авторские модели для отливки в чугуне. Так, Василий Васильевич Кашкаров передал заводу модель скульптурной группы «Охотники с тремя борзыми» (1900); по моделям Андрея Семеновича Гордеева в Кусе выпускали ажурный подчасник «Орел, попирающий змия» (1902) и две вазы — «Японская ваза в форме цилиндра, с обвивающимся драконом» и «Японская ваза в форме графина, с обвивающимся драконом» (обе — 1905); присылал свои модели для отливки в чугуне и Алексей Васильевич Пащенко — это «Канделябр резной для двух свечей, в стиле Людовика XIV» (1900) и две вазы с ручками в виде женских фигур — «Плакальщицы» и «Лежащие нимфы» (обе — 1901).
С началом Первой мировой войны завод значительно увеличил выпуск снарядов. Производство художественного литья здесь резко сократилось. Тем не менее в марте 1918 года кусинские мастера вновь стали делать «кабинетные» вещи.
Прейскурант на чугунные кабинетные вещи Кусинского казенного завода на 1918 год» предлагал покупателям 415 наименований художественного литья. В годы Гражданской война завод постоянно лихорадило: отсутствие средств, топлива, мена властей препятствовали нормальной организации производства. Но, несмотря на всеобщую разруху и голод, завод производил чугунное литье — техническое и художественное, продолжал выпускать «кабинетную» скульптуру и товары широкого потребления. В 1919—1922 годах Кусинский завод выполнял разовые заказы — создавал первые советские монументы. По моделям Ф.О.Васенина были отлиты в чугуне памятники погибшим в Златоусте большевикам и расстрелянным в Кусе красногвардейцам.
В апреле 1920 года кусинцы подарили В.И.Ленину интерьерную скульптуру «Большой кузнец» (модель 1884 г., автор неизвестен). На ее постаменте было начертано: «Подарок Великому Вождю Советской Рабоче-Крестьянской Революции товарищу Ленину от Рев. Раб. Кус. Зав.». С тех пор скульптурная композиция «Коваль мира» (так ее называли в советской прессе) более шестидесяти лет стояла на столике для военных карт в мемориальном кабинете В. И.Ленина в Кремле. В следующем году кусинские рабочие подарили В.И.Ленину чугунную скульптуру «Жанна д’Арк», отлитую по образцу в бронзе с авторской модели (1877) французского ваятеля Огюста-Луи-Матюрена Моро (1834—1917), с дарственной надписью: «Великому Мировому Вождю пролетариата В.И. Ленину от организованных рабочих Кусинского завода, Златоустовского уезда, 1921 г.».
Из-за экономической разрухи, голода и нехватки топлива в конце 1922 года завод был остановлен. Производство возобновилось лишь в 1924 году, тогда литейный цех изготовлял чугунную посуду, печные детали, хозяйственный инвентарь, бытовые предметы. Выпуск художественного литья был восстановлен в 1925 году. После того как в 1927 году снова пустили домну и возобновили чугуноплавильное производство, завод был перепрофилирован в машиностроительный и стал специализироваться на выпуске отопительных агрегатов, котлов электростанций, печного оборудования, молотилок, запасных частей для сельхозмашин.
Несмотря на то, что чугуноплавильные и чугунолитейные производства стали отходить на второй план, в Кусе с 1925 по конец 1930-х годов продолжали выпускать лучшие изделия из дореволюционного ассортимента, так как новых советских моделей для литья поступало крайне мало. Администрация завода, ежегодно сокращая объем производства изделий по старым моделям, не могла предложить ничего лучшего или равноценного старым моделям художественного литья. В это время по инициативе директора М.В.Пантелеева (в этой должности он был в 1932—1937 гг.) небольшими партиями отливали скульптурные портреты партийных и советских государственных деятелей, например, статуэтку «В.И.Ленин», бюст И.В.Сталина (большой), медальон «Портрет И.В.Сталина с видом Кусинского завода», медальон «Портрет И.В.Сталина» (круглый), бюст С.М.Кирова, а также портреты А.М.Горького (бюст) и А.С.Пушкина (бюст и статуэтка). Из 111 предметов, предлатавшихся к выпуску на Кусинском заводе в 1934 году, было всего 10 отливок, выполненных по новым советским моделям, из них — 8 выше перечисленных вещей художественного литья и 4 печные дверки (топочная со звездой в двойной рамке и надписью «Кусинский зав.»; топочная с рельефом «Пионеры» — горнист и барабанщик; топочная, герметическая, с пятиконечной звездой в рамке с геометрическим орнаментом; простая поддувальная с пятиконечной звездой в рамке с геометрическим орнаментом). Дореволюционный «ширпотреб» насчитывал 12 изделий (это — горшки, жаровни, кастрюли, ступка с пестиком, сковороды, вьюшки, задвижки, плиты очажные, поддувальные решетки, топочные герметические дверки со стилизованным акантом по углам, герметические поддувальные дверки с геометрической орнаментальной рамкой, простая поддувальная с растительным орнаментом в центре). Остальные 89 отливок на заводе изготовляли по старым моделям художественного литья. Среди них были группы, статуэтки, пресс-папье, чернильницы, подсвечники, шкатулки, рамки для фото, пепельницы, полочки, подчасники, кронштейны для лампы. В 1935—1936 годах Кусинский завод выполнял отдельные заказы Метростроя на изготовление решеток и светильников и крупный заказ Мосгорсвета на отливку наружных стеновых кронштейнов для освещения улиц столицы.
В годы Великой Отечественной войны большинство старых бронзовых моделей пошло в передел на кольца для снарядов. Но даже в это трудное время художественное «кабинетное» литье выпускали на подарки по спецзаказам. Несколько старых заводских мастеров продолжали работать под личным контролем директора завода Виктора Федоровича Зарубина (он руководил производством с 1943 по 1948 год и мечтал после войны восстановить в Кусе художественное литье). В январе 1946 года он предпринял попытку «вернуть славу кусинскому литью», возобновив выпуск его лучших образцов. Понимая, что в производственном цехе участок художественного литья всегда будет вспомогательным, В.Ф. Зарубин создал на заводе новый самостоятельный цех художественного литья (№ 20), доверив руководство им влюбленному в свое дело технологу-литейщику Николаю Яковлевичу Васеневу. Директор и его единомышленники предполагали в максимальном объеме восстановить ассортимент художественного литья по старым моделям, серьезно заняться вопросом формирования цен на него, добиться открытия на железнодорожных станциях Куса, Бердяуш и Златоуст заводских киосков для продажи кусинских изделий из чугуна. Но, к сожалению, в январе 1948 года В.Ф.Зарубин был вынужден уйти с завода. Цех художественного литья в качестве участка включили в цех ширпотреба, для которого главным тогда было освоение эмалирования чугунных горшков и сковородок. Вновь была введена сдельная оплата труда («сдельщина»). Убедившись, что любимое дело пошло не по тому пути, по которому предполагалось, НЛ.Васенев с завода уволился и уехал.
В середине 1950-х годов одновременно с расширением цеха ширпотреба на Кусинском заводе построили новую мастерскую художественного литья, появились здесь первые заводские скульпторы. Но о начале полного возрождения художественного литья говорить было рано, так как основные принципы — отделение его от промышленного производства, подбор кадров, ответственных за это дело, особая система оплаты труда мастеров — были нарушены. Весь процесс изготовления художественной скульптуры и прикладных изделий был подчинен законам и нормам производства чугунного «ширпотреба». Профессиональной оценкой работ скульпторов, как и в 1930-е годы, на заводе занимались плановики. Они «с умным видом» могли подолгу спорить о художественных достоинствах произведений, а в заключение вдруг сказать: «Тоннаж маловат». План выпуска художественного литья устанавливался по основному валовому показателю в тоннах, поэтому чем больше весила отливка, тем проще было выполнить план. За соблюдение ассортимента изделий, который утверждало начальство в Челябинске, а также за качество продукции отвечал выпускник Нижнетагильского училища прикладного искусства Владимир Петрович Киселев (1934 г.р.), главный скульптор Кусинского завода в 1964—1989 годах.
В начале 1960-х годов Министерство культуры РСФСР, намереваясь оказать заводу методическую помощь, послало из Москвы в Кусу «поднимать промысел» группу из трех художников. Из них лишь один Н.И.Федоров через полтора года представил две модели — обобщенные фигурки животных («Кот с мышью» и «Свинья с поросятами»), малопригодные для отливки в чугуне. В 1965 году приехала вторая группа профессиональных скульпторов: ленинградец К.Е.Глинтерник и москвичи Э.ГАмошукели и А.Г.Скрягин. Последний с работой не справился, а первые двое выполнили модели и отлили образцы в чугуне. К.Е.Глинтерник создал подсвечник «Пряхи» и два декоративных настенных панно — «Князь» и «Соколиная охота» со сквозным орнаментом. Э.Г. Амошукели выполнил два декоративных ажурных панно — «Плодородие» и «Охота на оленя». И хотя работы приезжих скульпторов были сделаны ими без учета возможностей материала, они все же помогли кусинским мастерам пополнить парк моделей художественного литья. Администрация завода, делая ставку на новые советские модели, под предлогом «не современности» сняла с производства большую часть старого, так называемого «кабинетного литья».
Подводя итоги выпуска новых советских моделей кусинского художественного литья, сегодня можно констатировать, что в 1936—1966 годах завод выпускал всего 16 новых моделей, в 1973 году — 42, в 1984 году — 46, а в . 1997 году — всего 50 изделий. Расширение модельного парка художественного литья в Кусе шло хоть и медленно, но постоянно. Осваивали здесь и новые технологии. В 1973 году на Кусинском машиностроительном заводе был организован участок художественного литья по выплавляемым восковым моделям, что позволило увеличить выпуск ассортиментной продукции, улучшить условия труда литейщиков, снизить трудоемкость работ. Однако наиболее сложные и крупные изделия (например, «кабинетная» скульптура), прославившие кусинское литье, по-прежнему изготовляли на участке ручной формовки. Здесь трудились 1 формовщики самой высокой квалификации, имевшие большой профессиональный опыт и вкус к этому делу, «чутье в пальцах»: Виктор Николаевич Кузнецов (работал на заводе в 1960—-1970-е годы), Василий Алексеевич Рылов (в 1960—1970-е), Владимир Михайлович Беляков (в 1960— 1970-е), А.Андреев, А.Рылов, Н.Мальцев (последние трое работали в 1960—1980-е годы). Традиции старых мастеров продолжали чеканщики Георгий Иванович Кабанов (работал на заводе в 1930—1960-е годы), Василий Петрович Мельнов (в 1940—1970-е), Анатолий Петрович Титов (в 1970—1990-е), В. Еремеев (в 1970—1990-е); высокое мастерство демонстрировали модельщики Николай Владимирович Сергеев (работал на заводе в 1930—1960-е годы) и Николай Алексеевич Воробьев (в 1930—1970-е).
В 1950—1990-е годы художественное литье на заводе изготовляли в основном по авторским моделям местных кусинских художников. Ян Георгиевич Верич (1912 г.р.), главный скульптор завода в 1947—1953 годах, создал бюст «Портрет И.В.Мичурина», вазу «Победа», скульптуры «Интересная книга» и «Хозяйка Медной горы», статуэтки «Юный планерист» и «Юный охотник на лыжах»; Аполос Александрович Марков (1918—1984), главный скульптор завода в 1953—1964 годах, выполнил скульптуры «Каменный цветок» и «Архар», ажурную подставку под утюг, круглую ажурную пепельницу, подчасники «Ромашка».
Клейма Кусинского завода последней четверти XIX — XX века
Типология заводского клейма в период Типология заводского клейма в период
с 1883 по 1918 год
Герб в виде двуглавого орла (в круге); «КУС.З.» (в прямоугольной рамке)
Герб в виде двуглавого орла (в круге); «КУС.З.» (в прямоугольной рамке), клеймо поставлено два раза
Герб в виде двуглавого орла (в круге) поставлен дважды;
«КУС.З.» (в прямоугольной рамке)
Герб в виде двуглавого орла (в круге); «КУС.З.» (в прямоугольной рамке); «Е.№ 9» (каталожный номер) в металле
Герб в виде двуглавого орла (в круге); «КУС.З.» (в прямоугольной рамке); «Ж.№ 2» (каталожный номер) в металле
Герб в виде двуглавого орла (в круге); «КУС.З.» (в прямоугольной рамке); «Л.№ 41» (каталожный номер) в металле
«Л.№ 16» — каталожный номер, отлитый в металле и выполняющий функцию клейма
«КУС.З.» (в прямоугольной рамке), клеймо поставлено один, два или три раза
«КУС.З.» (в прямоугольной рамке); рядом клеймо Санкт-Петербургского завода Э.Фёрстера.
Типология заводского клейма в период с 1925 по 1941 год
«КУС.З.» (в прямоугольной рамке)
«КУС.З.» (в прямоугольной рамке), клеймо поставлено два раза на внутренней стороне бюста «Портрет И.В.Сталина» (модель 1940 г.)
«КУС. ЗА.» — клеймо курсивом в металле; над ним — «№. 12» (каталожный номер) курсивом в металле
Клеймо в виде крупной пятиконечной звезды, в которую вписаны две окружности: в центре — серп и молот, обрамленный ленточной надписью «ВЫС. СОВ. НАР. ХОЗ.» (Высший Совет Народного Хозяйства) — в верхней части и «КУС. ЗАВ.» — в нижней; рядом может стоять клеймо «К.К.З.» (в прямоугольной рамке)
«КК.З.» (в прямоугольной рамке) — такое же клеймо в конце XIX — начале XX века ставил на свои отливки Каменский казенный завод (до своего закрытия в 1922 году).
Типология заводского клейма в период с 1944 по 1956 год
«ск Верич», «форм Рябинин», «1949» (все три раздельно, в прямоугольных рамках); клеймо в виде трапеции со скругленными углами, в которую вписана большая широкая буква «М», под ней две буквы — «К» и «3», а ниже них надпись — «КУСА»
«КУС.З.» (в прямоугольной рамке); «55» (табельный номер формовщика)
«КУС.З.»; «1953 г.» (раздельно, в прямоугольных рамках)
«КУС.З.»; «1956 г.» (раздельно, в прямоугольных рамках); рядом заводское клеймо в виде трапеции со скругленными углами, в которую вписана большая широкая буква «М», под ней — две буквы с точкой: «к.», «з.»
Типология заводского клейма в период с 1956 по 2005 год
«Кусинский з-д» (в прямоугольной рамке); рядом год отливки — «1957» (в прямоугольной рамке) или другие годы — «1958», «1959», «1960», «1961», «1962» (все в прямоугольных рамках)
Клеймо в виде трапеции со скругленными углами, в которую вписана большая широкая буква «М», под ней — две буквы с точкой: «к.», «з.»; рядом год отливки — «1956» (в прямоугольной рамке) или другие годы — «1957», «1958», «1959» (все в прямоугольных рамках); рядом может стоять табельный номер формовщика — «5», «17», «53» и др.
Клеймо в виде трапеции со скругленными углами, в которую вписана большая широкая буква «М», под ней — две заглавные буквы: «К», «3», а ниже них надпись — «КУСА»; рядом год отливки — «1956» (в прямоугольной рамке) или другие годы — «1957», «1958», «1959» (все в прямоугольных рамках)
«КУСА» (в прямоугольной рамке большими печатными буквами); рядом год отливки — «1958» (в прямоугольной рамке) или другие годы (с 1959 по 1979, все в прямоугольных рамках); рядом может стоять табельный номер формовщика — «1», «7», «23» и др.
«К» (клеймо в квадратной рамке); рядом год отливки — «1970» (в прямоугольной рамке) или другие годы — «1971», «1972», «1973», «1974» (все в прямоугольных рамках); рядом может стоять табельный номер формовщика — «1», «3», «37» и др.
«1978 КУС А» (клеймо без рамки, буквы рельефно выступают в металле)
«г. КУСА 1984» (клеймо без рамки, буквы рельефно выступают в металле)
Надписи, встречающиеся на «кабинетных» изделиях Кусинского завода с 1883 по 1918 год
На «кабинетных» изделиях, отлитых по моделям профессиональных художников, встречаются факсимиле скульпторов, авторов моделей:
На «кабинетных» изделиях прикладного характера ,выполненных по моделям заводского скульптора Федора Осиповича Васенина (1876—1923), практически всегда имеется авторская подпись (в металле) в виде инициалов, данных курсивом — «0.В.» или «р». Редко встречается авторская подпись в виде фамилии с одним инициалом «0-Расенинъ».
Иногда встречаются «кабинетные» изделия (вазы с рельефами «Плакальщицы» и «Лежащие нимфы», обе — 1901 г.), отлитые по моделям скульптора Алексея Васильевича Пащенко (выполнял модели по заданию Кусинского завода в период с 1900 по 1905 г.) с факсимиле «Пащенко».
Надписи, встречающиеся на «кабинетных» изделиях Кусинского завода с 1925 по 1956 год
— На скульптуре Яна Георгиевича Верича (г.р. 1912) «Читающая пионерка» (авторская модель 1953 г. «Интересная книга») на лицевой стороне подставки в металле надпись: «Верич 53».
«Ажурный» и «С глухарем»; Василий Петрович Киселев (1938 г.р.), главный скульптор завода в 1964—1989 годах, — автор статуэткок «Рыболов», «Вратарь», «Озорник», скульптурной группы «Хоккеисты», ажурного кубка «Строителям и монтажникам «Атоммаша» в Волгодонске», шкатулки «Каменный цветок», бра «Ажурное» на одну свечу, настенного светильника «Ажурный» на три свечи, большого и малого подсвечников «Филин», рамы для овального настольного зеркала; Сергей Михайлович Кузьмин, главный скульптор завода в 1990—1998 годах, исполнил бра «Дон-Кихот», подсвечники «Русалка», «Сова», «Змея», камин «Таганай».
Свой вклад в развитие кусинского литья внесли и заводские скульпторы В.В.Курашев (статуэтки «Трубач», «Барон Мюнхгаузен», «Буратино», подчасник «Ажурный», шкатулка «Ларец», бра «Ажурное», подсвечник «Комбинированный», «Зеркало с полкой»), Н.М.Кислухин (статуэтка «Емеля»), Р.Н.Гниятуллина (бра со свечой, подсвечник на три свечи, пепельница «Лист», тарелка «Декоративная»), С.А.Гагарин (статуэтки «Фрегат» и «Странник»), ОМ. Белугин (статуэтки «Мамонт», «Весельчаки», «Солдат», «Русич», карандашница «Бондарь», вешалка «Петушок», панно «Попутай»),
В 1970—1980 годах свои модели для отливки в чугуне в Кусу присылали многие московские скульпторы: Н.В.Атюнин (скульптура «Зубр»), П.С.Гореликов (статуэтка «Юный хоккеист»), Ф.Е.Лепешкин (подчасник «Пограничник»), Н.А.Лавинский (статуэтка «Дон Кихот»), Ю.М.Лебедев (скульптура «Городошник»), А.В.Марц (статуэтки «Жеребенок лежащий», «Олень», «Антилопы», «Кабан», «Зебры», «Конек», «Газель», «Павлин», «Носорог», «Бараны»), А.П.Мурзин («Лев Толстой за книгой»), В.С.Новиков (скульптура «Удачный выстрел»), К.А.Ракитина (статуэтка «За чтением»), Н.А.Розов (скульптурная группа «Кормящая лань»); ленинградский ваятель Г-А.Готенберг (статуэтки «Гулливер» и «Жар-птица»), ростовский скульптор А.С.Лозовой (скульптурная группа «Иван-царевич и Царевна-лягушка») и челябинские мастера скульптуры В.С.Зайков (подчасник «Петушок»), Г.П.Панов (статуэтки «Девушка с виноградом» и «Девушка с лейкой») и Т.В.Руденко-Шелкан (статуэтка «Ленин в детстве»).
К сожалению, художественный уровень кусинского «кабинетного» чугунного литья второй половины XX века во многом уступает произведениям скульпторов XIX века, выпускавшимся в Кусинским чугунолитейным заводом до 1914 года. Эти отливки визуально несовместимы, они «не живут» рядом в одной музейной витрине. Кроме того, качество кусинского художественного литья последней четверти XX века значительно хуже современных ему каслинских отливок, оно просто не выдерживает критики. Краска, из-за плохого качества ее компонентов, наносилась на изделие толстым слоем и по упрощенной технологии, из-за чего полностью скрывала следы тщательной прочеканки модели, передаваемые изделию при отливке. От чеканки чугунного литья по выплавляемым моделям в Кусе принципиально отказались в середине 1970-х годов. По мнению директора завода Бориса Лаврентьевича Столбикова (в этой должности он был в 1987—1995 гг.), «...наше литье и так на уровне, достаточно лишь убрать шарошкой следы литников» (то есть обработать отливку буром, зажатым в патрон дрели, именно таким образом обрабатывали чугунные мясорубки на Каслинском заводе. — О.Г.).
Серьезные собиратели русского художественного чугунного литья, как и музейщики, формирующие свои фондовые коллекции на основе строгого искусствоведческого отбора, не покупали современные предметы кусинского литья. Именно поэтому в большинстве государственных музейных и частных коллекций советский период развития кусинского художественного литья второй половины XX века практически не представлен.
Подлинный расцвет «кабинетного» кусинского литья пришелся на первое десятилетие XX века, а за весь последующий период его истории в ассортименте Кусинского завода появилось лишь несколько интересных произведений. Это и есть главная загадка кусинского сфинкса — почему при столь большом художественном потенциале кусинского художественного литья в начале XX века его слава так и не вышла из тени славы Каслей.
В годы советской власти производство художественных изделий Кусинского завода чутко реагировало на общее состояние экономики. Командно-административная система, насаждавшаяся в 1930-е годы, трудности военных и послевоенных лет, годы «застоя», конечно же, не способствовали развитию художественного творчества вообще и этого вида в частности. В кризисные 1990-е годы «перестройка» и дальнейшие экономические реформы привели предприятие к разорению. Кусинскому машиностроительному заводу довелось пройти все стадии постперестроечных катаклизмов: акционирование (ОАО «Кусинский машиностроительный завод» с 1995 по 1997 год возглавлял генеральный директор Виктор Владимирович Долгопятов), двойное банкротство (23 сентября 1998 года и 23 апреля 2001 года), введение внешнего управления (определением Арбитражного суда Челябинской области от 23 сентября 1998 года внешним управляющим назначен М.Я.Осипов) и конкурсного управления (определением Арбитражного суда Челябинской области от 23 апреля 2001 года конкурсным управляющим назначен бывший помощник внешнего управляющего КусМЗ Виктор Мищенко). Таким образом, в конце XX века Кусинский завод был приватизирован, неоднократно разделен и перепродан. Лишь со сменой собственника в июне 2002 года (ОАО «Кусинский литейно-машиностроительный завод», генеральный директор Михаил Воробьев) литейно-машиностроительное производство заметно оживилось: заработали цехи, рабочим вновь начали платить зарплату. Казалось, жизнь вернулась и на участок художественного литья — в августе 2002 года он был выделен в отдельный цех народных промыслов. Но поздней осенью 2004 года все оборудование для художественного литья и литейные формы Кусинского литейно-машиностроительного завода были вывезены на Саткинский металлургический завод, находящийся в 57 км (по автомобильной дороге) к юго-западу от Кусы. Весной 2005 года были проданы и увезены в неизвестном направлении старые (дореволюционные) и новые (советские) кусинские модели и все эталонные чугунные отливки XIX—XX веков.
Вот почему сегодня можно уже констатировать, что кусинское художественное литье как область российской художественной промышленности и как один из разделов русского декоративно-прикладного искусства существовало с 1883 по 2005 год, который, как это ни печально, стал последним в его истории.
Олег ГУБКИН
Иллюстрации предоставлены автором.
Журнал «Антиквариат, предметы искусства и коллекционирования», № 38 (июнь 2006), стр.44