Широко погашавшаяся в Вологде икона «Спас Всемилостивый (Обыденный)» разошлась по России во множестве списков и оказала влияние на формирование иконографии «Собора вологодских святых», важнейшим элементом которой стало включение изображения Спасителя в соответствующем Спасо-Всеградскому образу изводе.
История возведения в Вологде в 1754 году «обыденного» храма и создания «обыденной» иконы описана в «Сказании о милости Божией и о создании храма во имя Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, в г. Вологде, ради избавления его от смертоносной язвы». В середине XIX века было известно несколько списков сказания. Один из них был опубликован А. Малевинским в 18661 году, второй, хранящийся ныне в собрании Вологодского государственного музея-заповедника (ВГМЗ), — Н.Н. Малининой в 1997 году2. Список из собрания музея составлен, по всей вероятности, в первой четверти XVIII века и отличается от списка, опубликованного А. Малевинским лишь в проповеднической части, историческая часть содержит те же самые летописные известия. В сказании повествуется о свирепствовавшей в городе и его окрестностях в течение семи недель и унесшей великое множество человеческих жизней страшной болезни, во избавление от которой, как от гнева Божьего, вологжане построили храм 18 октября 1654 года, после чего мор в Вологде сразу же прекратился. В благодарность за милость Божию через 4 дня после этого события, по желанию жителей, был также единодневно написан благочестивым вологодским иконописцем образ Всемилостивого Спаса. В сказании определена точная дата создания иконы — 23-й день октября, в день памяти св. апостола Иакова, брата Господня. Именно эта небольшая икона-пядница приобрела всенародную известность в городе и его окрестностях, стала главной святыней единодневно построенного храма.
Сам храм назывался Всеградским, так как здание и клир содержались на средства всего города. Это объяснялось древним общественным «приговором», составленным и подписанным вологжанами в день построения церкви, которым они взяли на себя и потомков обещание «на вечные времена обеспечивать содержание церкви из городских доходов»3. Возведенная обыденно церковь была деревянной. В 1688—1698 годах обветшавшая церковь была заменена каменной, которая к середине XIX века претерпела ряд перестроек. Это была одноэтажная церковь в связи с колокольней, с тремя престолами: главный — во имя Всемилостивого Спаса и два придела в трапезной — во имя Богоматери Тихвинской и во имя св. апостола Иакова, брата Господня4. В 1854 году, с устройством печей, холодный храм был превращен в теплый. Слева от входа была устроена часовня с иконостасом, постоянно открытая для богомольцев с 8 часов утра до 8 вечера5. Спасо-Всеградская церковь выделялась среди 50 церквей города размерами и убранством, местоположением в центре города и была второй по посещаемости после кафедрального собора6.
До настоящего времени храм не сохранился. Службы в нем были прекращены в 1924 году. Здание стало использоваться как городской «Дом Искусств», с 1932 года было приспособлено под кинотеатр, а в 1971-м уничтожено. В 1997 году на месте разрушенного Спасо-Всеградского собора установлен памятный крест7.
В брошюре 1860 года «Описание Спасообыденной Всеградской, что в Вологде церкви» Н. Суворов приводит следующие размеры и описание чудотворной иконы: 6 вершков длины и 5 ширины (26,7x22,25 см), «штиль письма иконы старинный, греческий: Спаситель изображен стоящим и десницею указывающим к долу; в левой руке Его разгнутое Евангелие со словами: "Приидите ко Мне вси труждающиися и обремененный, и Аз упокою вы”». К тому времени икона была покрыта золотой чеканной ризой с украшениями из драгоценных камней, сделанной в 1856 году в Санкт-Петербурге по проекту художника Ф. Солнцева.
В нижней части ризы по сторонам ног Спасителя была вычеканена летопись иконы следующего содержания: «...начата бысть писатись сия икона образа Господа нашего Иисуса Христа в богозданном граде на Вологде, в лето 7163, месяца Октября в 23 день, на память Святого Апостола Иакова Брата Господня: того дни и написася сей образ Господень, благочестивыя державы царства Государя Царя и Великого Князя Алексея Михайловича всея России Самодержца, въ славу и хвалу Вседержителя Бога и всех святых, угодивших от века, аминь» и «Вера твоя спасе тя: иди в мир» — у нижнего края ризы в малом клейме. Н.И. Суворов отмечает, что на самой иконе выполнены автором другие надписи: по сторонам лика Спаса написаны тропарь («С вышних призирая, убогия приемля...») и кондак («Возбранный Воеводо и Господи, ада Победителю...») в его честь. Описи церковного имущества содержат подробное описание золотого оклада иконы: «На Спасителе венец с сиянием, подвес на персях его, оклад и поля червонного золота 84 пробы. Изображение Спасителя в один ряд, а весь образ, по полям в два ряда обнесены самым, крупным жемчугом, которого счет шестьсот пять зерен. Сверх того, сей чудотворный образ украшен драгоценными камнями, которые размещенье по всей иконе, именно на ней помещено: 197 бриллиантов одинаковой грани, 12 карат; 36 бриллиантов, 73/4 карата, З6/8 карата по 55 рублей; 1 бриллиант 11 / 2. карата двойной грани 1455 рублей; 1 бриллиант 13/s карата, двойной грани 86 рублей; 1 бриллиант 1 карат, грушеобразный 75 руб.; 1 бриллиант 15/8 карата, двойной грани желтой воды 65 рублей; 175 роз разной величины по 35 коп. каждая. Цата на Спасителе украшена дорогою весьма хорошей работы брошью, пожертвована Кахановой. В середине броши находится один значительной величины бриллиант, а по краям 4 бриллианта тоже довольно большой величины, в остальных местах помещены разной величины мелкие бриллианты. В цате вокруг этой броши находятся значительной величины 4 бриллианта. Над раменами Спасителя помещены две золютые звездочки с 12-ю мелкими бриллиантами и 10 жемчужинами. В фермуаре, усыпанном драгоценными камнями и помещенном в подножии Спасителя, находится 5 довольно больших бриллиантов и 4 значительной величины бирюзы, пожертвованных старостою Н.Н. Киселевым. По всей ризе симметрически размещены в разных местах следующие драгоценные камни: 1 сапфир 181/2 карата голубоватый 37р. 60 к., 1 сапфир такого же достоинства 61 /г карата 19 р. 50 к., 26 альмандинов в золотой оправе, 32р. 50 коп., 2 симбирских аметиста 7р., 16 изумрудов 3 карата по 12 р. за к[а]рат, 34 альмандина разной величины, 6 р. 80 коп., 4 большие зеленые дуплета 8 р., 8 разноцветных дуплетов 4р., 5 бразильских топазов, 3 р. 75 коп., 92 бирюзы разной величины 4 р. 60 коп. Икона сия помещена в глухом серебряном 84 пробы, золоченом ковчеге»8. Сведения, приведенные в графе «Примечание» данной описи, свидетельствуют о том, что оклад продолжал дополняться все новыми и новыми украшениями в XIX — начале XX века, пожертвованными верующими:
«В 1894 г. из пожертвованной неизвестным лицом золотой броши с 1 крупным и другими мелкими бриллиантами сделаны две звездочки, в одной из них в середине вставлен крупный бриллиант, в другой искусственный; по краям помещены мелкие бриллианты.
В 1895 г. М.Н. Седоковою пожертвован перстень с продолговатою в нем печаткою, усыпанною бриллиантами, печатка эта помещена у подножия лика Спасителя.
В 1896 г. лицом, пожелавшим сохранить свое имя неизвестным, пожертвован другой перстень с печаткою, усыпанной бриллиантами, рисунком совершенно одинакового с выгиеописаннымперстнем, только немного меньше размером, печатка эта вставлена вризу на груди лика Спасителя.
В 1898 г. лицом, пожелавшим сохранить свое имя неизвестным, пожертвован перстень с печаткою, усыпанной бриллиантами, печатка эта вставлена вризу под венцом»9.
В настоящее время драгоценный оклад иконы утрачен. 18 мая 1922 года Горподкомиссией по изъятию церковных ценностей, согласно декрету ВЦИК от 16 февраля 1922 года, было произведено изъятие ценностей из Спасо-Всеградского собора, в числе которых была и золотая риза 84-й пробы с чудотворного образа, общий ее вес с украшениями составлял «2 фунта 76 золотников 48 дол.»10.
Опись имущества храма дает представление и об иконе-раме, в которую влагалась святыня: «Чудотворный образ был вставлен в другой, большего размера, в среднике которого для сего утверждена, 84 пробы, позлащенная рама, с чеканными по углам херувимами, на сей иконе изображены дванадесятые праздники и страдания Христа Спасителя. Оный одет в серебряную 84 пробы, позлащенную ризу, которая весом 18 фунтов 70 золотников, рама же, в среднике сего образа находящаяся весом 8 фунтов 38 золотников»11.
Икона-рама той же иконографии была и в местном ряду трехъярусного иконостаса пристроенной в начале XVIII столетия (ок. 1718 г.) с южной стороны трапезы теплой церкви в честь Богоматери Тихвинской. В нее помещался список святыни, а зимой переносился сам чудотворный образ, находившийся в летнее время в холодном храме Всемилостивого Спаса. Опись имущества теплой церкви 1803 года дает подробное описание этой части интерьера Спасовсеградского собора: «В первом ярусе по правую сторону Царских врат образ дванадесятых праздников, в середине которого вставляется чудотворной... образъ или подобной ему в изображении, на коем оклад и риза и венец серебряныя позолоченный, по окладу три камня, в венце четыре жемчужины и четыре хруставки. К низу образа привешивается пелена дородоровая, по белой земле обложена насыпным дородором с разными цветами. Средина обложена гасами золотыми узенькими, а кругом сеткою золотною. Крест осъмиконечный с подножием из седки широкой золотной. Круг сего же образа, верхом и стороны, гардинами медного глазету, при которых шнуры и ленты тако ж медные. Перед образом масленик серебряной гладной...»12.
Многочисленные источники свидетельствуют об иконе Спаса Обыденного как одной из главных святынь города Вологды. В сообщении в Святейший Синод епископа Вологодского и Тотемского Израиля 21 декабря 1893 года отмечено, что эта особо чтимая икона «износится по давнему обычаю и по просьбам гражан города в дома всех градских приходов и в ближайшие к городу селения».
В статье, посвященной Всеградской Спасообыденной церкви, опубликованной в «Вологодском иллюстрированном календаре» на 1893 год, отмечается, что «церковь замечательна по происхождению и главной святыне ее — чудотворному образу Всемилостивого Спаса»14. Икона открывает список чудотворных и чтимых икон Вологодской губернии в следующем выпуске «Календаря» на 1894 год15. Сообщая об иконах, которые «житель Вологодской страны издревле привык считать чудотворными», В.К. Лебедев приводит в качестве примера «глубоко почитаемую и всем вологжанам известную икону Всемилостивого Спаса в Вологодском Спасовсеградском соборе»16. Одним из чудес иконы вологжане считали спасение царской семьи во время крушения поезда в 1888 году. Описывая святыни собора в 1914 году, протоиерей Николай Коноплев пишет: «Перед этою иконою неугасаемо горит великолепная серебряная лампада, очень больших размеров, художественной работы. — дар вологодских граждан, по случаю чудесного спасения драгоценной жизни Государя Императора Александра III и его Августейшей семьи от смертной опасности при крушении Царского поезда около станции Борки 17 октября 1888 г. На лампаде следующая надпись: “Спасу Всемилостивому, спасшему Вологду от моровойязвы в память нового чуда 17 Октября 1888 г.” »17. Сделать этот вклад в Спасо-Всеградский собор побудили вологжан публикации в некоторых газетах, сообщивших о том, что копия чудотворного образа, поднесенная 3 июля 1881 года императору Александру III вологодским дворянством в знак выражения верноподданических чувств, была в царском поезде во время его крушения. Протоиерей Иоанн Лебедев, проанализировавший подробные описания крушения царского поезда, не нашел убедительных доказательств достоверности этой информации, хотя один из списков вологодской иконы был действительно вручен
Описывая историю создания «обыденного» образа, некоторые источники сообщают дополнительные подробности и имя иконописца. В «Вологодских губернских ведомостях» за 1841 год читаем: «...жители Вологды не ограничились постройкой храма. Они хотели приносить свои молитвы, иконе, специально написанной по этому случаю, и обратились с просьбой к доброму иконописцу Сумарокову, которым после трехдневного поста и причащения Святых тайн был написан образ Всемилостивого Спаса. Образ был создан также единодневно 23 октября»20. Побывавший в Вологде в 1867 году Гр. М. Толстой в своей статье «Спасообыденный храм и чудотворная икона Спаса в Вологде», опубликованной в «Душеполезном чтении» 12 октября 1889 года, называет не только фамилию, но и имя иконописца, называя его «боярскимсыном»: «В четвертый после того день, на память св. апостола Иакова брата Господня, один благочестивый иконописец, боярский сын Иван Сумароков, обыденно написал в обетную церковь икону Всемилостивого Спаса, которая и составляет ныне главнейшую ее драгоценность. К написанию иконы Сумароков приготовлял себя постом, молитвою и причащением св. тайн; он изобразил Божественный лик Спасителя в том самом виде, в каком сподобился видеть его во сне»21. Но ни Н.И. Суворов, ни И.К. Степановский, ни другие известные вологодские краеведы не называют в своих статьях имени иконописца, по-видимому, не находя убедительных доказательств достоверности этих сведений. В упомянутой статье А. Малевинского22 имя иконописца также не названо, а протоиерей Иоанн Лебедев, повествуя об обстоятельствах создания иконы, акцентирует внимание читателя на том, что имя благочестивого иконописца осталось неизвестным23.
Икона считалась чудотворной, несмотря на то что письменных свидетельств о ее чудесах не сохранилось. С нее выполнялись многочисленные списки. По описи 1922 года в самом Спасо-Всеградском соборе, помимо чудотворного образа, находившегося в иконостасе главного храма, значатся пять его копий — в иконостасе придела во имя Богоматери Тихвинской (по правую сторону Царских врат), две — в иконостасе часовни при соборе и одна — над входом в нее, а также среди икон, вынесенных в особую главу под номером XIII, место размещения в храме которых не определено24. По описи значится в трапезной палате вне иконостасов приделов еще одна «икона Спаса Всемилостивого в серебряном окладе позлащенном, мерою около 5 вершков, пожертвована воинами, бывшими вЯпонской войне», не отмеченная как копия чудотворного образа, но, вполне возможно, являвшаяся таковой25.
Иконы-списки, находившиеся в иконостасах СпасоВсеградского собора, были покрыты серебряными позолоченными окладами.
С закрытием храма в 1924 году один из них поступил в собрание музея26, часть имущества была передана в соседнюю Кирилло-Рощенскую церковь (акт от 13 марта 1924 г.), в том числе чудотворный образ и его копия27. С закрытием храма в 1924 году верующие были обеспокоены больше всего судьбой его святыни. С просьбой передать «особо почитаемую верующими икону Спасителя из Спасовсеградской церкви» обращалась в Вологодский губернский отдел управления община Вологодского кафедрального собора28 и Кирилло-Рощенской церкви. 6 марта 1924 года в административный отдел Вологодского губисполкома группа членов религиозной общины СпасоВсеградского собора города Вологды29 обратилась со следующим ходатайством: «На случай закрытия Спасовсеградского соборного храма для молитвы, просим выдать на наше попечение, хранение и ответственность икону Всемилостивого Спаса, написанную в 1655 году30 в серебряной с простыми украшениями ризе (по последующей описи № 11/3), для помещения в одном из храмов г. Вологды». При решении данного вопроса, судя по резолюции «выдать» на упомянутом документе, было учтено мнение общины Спасо-Всеградского собора, и икона была перенесена в соседнюю действующую церковь, где перед ней возобновились молебны и службы, в том числе всенощное бдение в день храмового Спасо-Всеградского собора. В Государственном архиве Вологодской области сохранился документ, характеризующий широту почитания образа, несмотря на имевшие место трудности проведения праздничной службы в условиях строгой регламентации религиозной жизни: «Уполномоченные общины Кирилловской церкви, где ныне находится Всеградская святыня — чтимый образ Спаса Всемилостивого, просят исполнительный комитет дать разрешение по примеру прежних лет, в праздник сему образу 31 сего октября открыть храм всю ночь (с 30-го на 31-е число) для лиц молящихся, т. к. жители окрестных селений, приходящие на этот праздник, после всенощной остаются в храме до началаутреннего богослужения»31.
Акт обследования Кирилло-Рощенской церкви по распоряжению Губернского административного отдела представителями Губмузея Н.П. Дмиревским и И.В. Федышиным также содержит следующее описание памятника: «Икона Спаса Всемилостивого/Спас Обыденный/приблизит. разм. 32x26 см, доска с обратной стороны скреплена двумя встречными шпонками, толщины в образе 2— 3 см, с лицевой стороны с двойным углублением, «рубчик»/по краю/заметно срезан. По средине иконы изображение Спасителя в рост, с открытой книгой в левой Его руке и опущенной правой, сложенной для благословения. Имеются значительные утраты живописи/до доски/ в нижней части иконы на месте левой ступни Криста, на подножии и на половине нижнего поля, а также имеются мелкие утраты, по всей иконе... работы обычных местных писем половины 17 столетия. Интересна в музейном отношении, как связанная с известным историческим событием. В настоящее время живопись покрыта металлическим окладом и слюдой. Ризы серебряные 84 пробы работы 1859 года, украшены цветными искусственными /стеклами/камнями»32.
Позднее в собрание Вологодского музея-заповедника поступило два образа Всемилостивого Спаса из этого храма, один из которых может быть уверенно идентифицирован как известная вологодская святыня. Авторская живопись на иконе находилась под толстым слоем потемневшей и сгрибившейся олифы, под записью фона просматривалось наличие авторского текста, приводимого в описаниях исследователей XIX века. Многочисленные гвоздевые отверстия на торцах иконной доски свидетельствуют о неоднократном наложении металлических окладов. В Вологодский музей икона поступила в богатом серебряном окладе 1859 года, с цветными стеклами и жемчужной обнизью, работы петербургского мастера Федора Верховцева, украшавшем до изъятия золотой ризы список, находившийся в приделе Богоматери Тихвинской. Вероятно, этот оклад был выполнен по тому же эскизу, что и золотой. В описи имущества придела 1922 года отмечено: «На ней риза серебряная, золоченая, 84 пробы сделана по образу ризы на чудотворном образе, вместо драгоценных камней украшена таких же цветов стразами, а вместо жемчуга дутым бисером. В ризе серебра с украшением два фунта 25 золотников. Сия икона со всем украшением пожертвована в сию церковь Санкт-Петербургским купцом и золотых дел мастером Федором Андреевичем Верховцевым 1860 г.»33.
При проверке состояния сохранности и материальных признаков иконы (инв. № ВОКМ 1003), они в точности совпали с описанными выше. Торцы и боковые стороны иконной доски буквально испещрены многочисленными гвоздями и гвоздевыми отверстиями, свидетельствующими о неоднократных заменах оклада. В 2005 году икона отреставрирована художником-реставратором Н.Н. Федышиным. Были удалены покровный слой и запись фона, под которыми обнаружен выполненный белой краской по темно-охристому фону текст, соответствующий описаниям XIX века. Это единственная известная авторам икона «Всемилостивый Спас (Обыденный)» с двойным ковчегом и обработкой доски, характерной для середины XVII века. Это один из двух известных нам памятников данной иконографии, на которых отсутствует надпись об истории создания иконы 23 октября 1654 года, а в верхней части, по сторонам от изображения Спасителя, помещены тропарь и кондак в его честь, что соответствует описаниям чудотворного образа краеведами XIX — начала XX века. В пользу «единодневного» написания иконы свидетельствует и упрощенное письмо, стиль которого не противоречит легендарным сведениям о времени написания. Ярким свидетельством особого почитания иконы является сплошная утрата авторского красочного слоя на изображении левой ступни Спаса и в правой половине нижнего поля в целом — области традиционного лобызания образа верующими.
Списки иконы Спасо-Всеградского собора известны с XVIII века. От чудотворного образа их отличает пространный текст летописи о создании первообраза, традиционно размещаемый на поземе по обе стороны от изображения Вседержителя. Это иконы из вологодской церкви Иоанна Предтечи в Дюдиковской пустыни34 , неизвестной церкви Вологды35 и Спасо-Всеградского собора36.
Икона с указанными иконографическими особенностями имеется в частном собрании вологодского коллекционера М.В. Сурова37.
На чудотворной иконе нет авторской подписи, однако в публикациях дважды названа фамилия иконописца Суморокова. По всей вероятности, эти сведения не беспочвенны, тем более что Сумороковы (Сумароковы) — известная в Вологде династия иконописцев. В коллекции Вологодского музея есть иконы Дмитрия Васильева Суморокова, его сына Ивана Дмитриева и внука — Ивана Иванова, написанные в последней четверти XVIII — первой половине XIX века. Не исключая возможности существования иконописца с таким именем в XVII столетии38 , позволим себе предположить, что кисти упомянутого автора могла принадлежать одна из копий чудотворной иконы. При сравнении датированной 1775 годом иконы из Спасо-Всеградского собора, поступившей из Кирилло-Рощенской церкви Вологды39 , с имеющимися в собрании иконами с авторскими подписями Дмитрия Суморокова40 обнаруживается значительная близость приемов в моделировке складок одежд и личного письма, особенностях палеографии.
Для живописи Дмитрия Васильева Суморокова характерно активное использование твореного золота в пробелах и орнаментации одежд, обозначении нимбов и надписях. Но, копируя образ XVII века, иконописец вынужден был отказаться от излюбленного материала и ограничиться менее декоративной белильной разделкой. Художник-реставратор музея И.Н. Федышин отмечает большую точность перенесения всех иконографических деталей оригинала — абриса фигуры, формы горловины одежд и расположения складок. При наложении калек, снятых с этой иконы и чудотворного образа, обнаружилось полное совпадение рисунка. С большой точностью передает иконографию оригинала икона первой половины XIX века, источник поступления которой не установлен (инв. № ВОКМ 26550). Вероятно, этот список выполнен представителем третьего поколения вологодских иконописцев Сумороковых, который мог использовать при работе над иконой хранившуюся в семье прорись с чудотворного образа. Это предположение высказано И.Н. Федышиным в результате формальностилистического анализа произведения в его сравнении с имеющейся иконой с подписью этого автора41. По палеографическим особенностям надписей и технике личного письма можно с большой долей вероятности приписать ее авторство Ивану Иванову Суморокову.
В отличие от упомянутых икон 1775 года и первой половины XIX века другие поздние списки имеют иную иконографию. Для примера рассмотрим список иконы Спаса Обыденного, выполненный П. Остроумовым 19 июня 1868 года42. Икона писалась под существовавший серебряный оклад 1849 года, выполненный вологодским серебряных дел мастером Михаилом Чулковым, ярко характеризующий художественные вкусы времени. Чеканный оклад с черневыми накладками меняет иконографию образа в пропорциях, характере драпировок одежд, не говоря уже об их декоре43. Несмотря на то что икона изначально писалась под существующий оклад, возможно, взамен обветшавшего образа, иконописец не ограничивается изображением фигуры Спаса и тщательно прописывает детали на фоне, с большой точностью копирует надпись и декор табличек по сторонам головы Спаса, но вносит дополнительные именующие надписи и несколько меняет текст летописи, приближая его содержание к летописи на золотой ризе по эскизу Ф. Солнцева. О стремлении П. Остроумова приблизить образ к чудотворному оригиналу свидетельствует не только отказ от повторения орнаментированного гиматия с широкой бахромой, но и изменение самого характера драпировок одежд, что можно рассматривать как некоторые шаги в сторону иконографии оригинала. Известны списки, имитирующие икону Спаса Обыденного в богатом золотом окладе в 1856 году. В собрании Вологодского музеязаповедника имеется лишь одна икона такого извода44, поступившая от частного лица 8 сентября 1974 года. Учитывая критерии отбора памятников и особенности комплектования музейной коллекции, следует заметить, что количественный перевес списков Спаса Обыденного с иконы без оклада совсем не означает, что списки, имитирующие образ в золотом окладе, были редкостью. Скорее всего, именно таковые были созданы в большом количестве во второй половине XIX — начале XX века и наиболее часто встречались в храмах города, домах жителей Вологды и ее окрестностей. Они и в настоящее время имеются в действующих храмах города и частных собраниях — церквях Покрова Богородицы на Торгу и Лазаря Четырехдневного, коллекции М.В. Сурова45. Две сходные по иконогафии иконы Спаса Всемилостивого, сопровождаемые летописью о создании, обнаружены сотрудником музея древнерусской культуры им. А. Рублева Я.Э. Зелениной в Риге, в семинарской церкви Всех святых и церкви Благовещения, что свидетельствует о широте распространения списков вологодской иконы.
Списки с иконы Спаса Обыденного из Спасо-Всеградского собора довольно многочисленны, копии чтимой святыни находились во многих храмах Вологды46. У верующих, которые не могли себе позволить приобрести икону Спасителя, во второй половине XIX века была возможность заказать фотографию святыни. «Удовлетворяя благочестивому желанию многих вологодских граждан» художник академии А.А. Скрипицын, с дозволения епископа Вологодского и Великоустюжского Павла, сделал снимок с чудотворной иконы, который, как указано в рекламе, размещенной в 1867 году в «Вологодских епархиальных ведомостях»47, передавал в малейших подробностях «самое изображение пречистого лика» и драгоценный оклад. Фотографии иконы изготавливались разного формата (4x3 3/8 и 5x4 V2 вершка, стоимостью 1 и 2 рубля, с пересылкою) для широкого распространения среди верующих. Вологжане могли их купить у самого художника, а иногородним предлагалось «адресовать свои требования» на имя протоиерея Спасо-Всеградского собора.
Уже в XVIII веке однофигурная композиция чудотворного образа стала дополняться вологодскими святыми. Например, при копировании образа в 1763 году, о чем свидетельствует традиционно помещавшийся в таких случаях в нижней части иконы сопроводительный текст48, вологодский иконописец Андрей Петров49 добавляет к ростовому изображению Спаса предстоящих и коленопреклоненных святых (по трое с каждой стороны), ангелов с Орудиями Страстей в верхней части композиции, меняет колорит и делает облачным фон. Этот список находился в церкви Иоанна Предтечи в Рощенье и, вероятно, относился к наиболее чтимым иконам, так как был не просто поновлен, но и перенесен на новую основу М.О. Чириковым в 1905 году, о чем сделана соответствующая надпись на тыльной стороне памятника.
Далека от иконографии оригинала икона начала XVIII века из Царе-Константиновской церкви Вологды50, также, судя по надписи вдоль нижнего поля51, претендующая на право называться списком вологодской святыни. Икона практически не имеет ничего общего с иконой из СпасоВсеградского собора: значительно изменены размеры иконной доски (46x39,3 см)52 и пропорции фигуры Спаса, под ногами вместо красной подушки — клубящиеся облака, правая рука с благословляющим жестом — на уровне плеча, по сторонам фигуры Спасителя — 29 изображений предстоящих и припадающих святых, в верхней части — ангелы с Орудиями Страстей и личины светил.
Иконография особо почитаемого образа легла в основу композиции «Собора вологодских святых». Известна икона первой четверти XIX века «Собор вологодских святых», где в верхней части композиции, над несколькими
регистрами ростовых изображений вологодских святых, парящие ангелы держат икону «Всемилостивый Спас (Обыденный)»53. Этот иконографический вариант не получил широкого распространения на вологодской почве. На многих из сохранившихся икон с изображением Спасителя с сонмом вологодских святых в центре композиции изображена не сама икона, а Спас Всемилостивый, стоящий на красной подушке, с опущенной вниз правой рукой с благословляющим жестом. Именно такую иконографию имела главная святыня Спасо-Всеградского собора.
В конце 1770-х написаны две замечательные иконы такой иконографии, московским иконописцем Лазарем Ершовым со товарищи (1778 г.) и вологодскими иконниками Дмитрием и Иваном Сумороковыми (1779 г.), во всех иконографических деталях скопировавшими образ, исполненный по заказу вологодского купца Николая Иванова Бовыкина московскими мастерами.
Этой же иконографии следует мастер, исполнивший в XIX веке икону для Семинарской церкви, дополнив ее образами св. Федора Стратилата и св. Анны, по-видимому, патрональных святых заказчиков образа.
Таким образом, на протяжении XVIII — начала XX века было создано множество списков чудотворного образа Всемилостивого Спаса, подвергавшегося как прямому копированию (в окладе и без оклада), так и включаемых в композицию «Собора вологодских святых». Эти иконографические линии развивались параллельно и разрабатывались местными вологодскими мастерами, за исключением икон, имитировавших золотую ризу, появившихся в большом количестве во второй половине XIX века и, возможно, писавшихся по заказу Вологодской епархии в иконописных селах Владимирской губернии, что косвенным образом свидетельствует об устойчивом спросе и почитании вологодского образа Всемилостивого Спаса (Обыденного) из Спасо-Всеградского собора.
Елена ВИНОГРАДОВА, Иван ФЕДЫШИН, Николай ФЕДЫШИН
Журнал «Антиквариат, предметы искусства и коллекционирования» № 9 (109) сентябрь 2013, стр. 14
Материал подготовлен к публикации в рамках работы по проекту № 110400230а «Фундаментальное исследование и подготовка материалов для научного каталога «Иконы с подписями, надписями и датами в собрании Вологодского государственного историко-архитектурного и художественного музея-заповедника» при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда.