Неизвестная икона известного мастера
Сложность техники, умноженная на длительность и трудоемкость процесса и возведенная в степень высокого мастерства, — такова формула, определяющая ценность эталонных произведений живописной эмали прошлые веков, к которым, без сомнения, принадлежит миниатюра Ивана Шапошникова «Воскресение Христово».
Абсолютное большинство дошедших до нас ростовских финифтяных икон XVIII — начала XX века не имеют, к сожалению, обозначенного авторства, что является большим препятствием на пути исследования как самих работ, так и творчества мастеров-эмальеров того времени.
Определение принадлежности произведения конкретному историческому периоду, стилю, направлению, школе или мастеру очень важно и в научном, и в прикладном плане. На атрибуции основываются хронология и реконструкция исторических событий, она же позволяет определить художественную ценность произведения.
Для успешного выполнения этих задач исследователю, проводящему сравнительный анализ произведений, порой отстоящих друг от друга на несколько десятилетий, крайне необходимо «общение» с подписными работами, которые позволяют вести поиск композиционных и стилистических аналогов среди безымянных миниатюр, чаще всего объединенных понятием «круг» того или иного мастера. Поэтому каждая датированная работа имеет огромное значение, тем более что они встречаются крайне редко.
Среди ростовских финифтяных икон, относящихся к первой половине XIX столетия, времени наивысшего расцвета русской эмалевой миниатюры в целом и ростовской в частности, сегодня известны лишь несколько подписных.
Коллекция Музея финифти ГМЗ «Ростовский кремль» — одна из крупнейших в России и насчитывает около 3 тысяч единиц хранения. Из них, по словам старшего научного со трудника М.М.Федоровой, «в первой трети и даже в первой половине XIX века выполнено не более 50 штук, и все они относятся к кругу произведений Я.И.Шапошникова». Единственное подписное произведение этого периода — миниатюра «Воскресение Христово», выполненная, как гласит надпись на обратной стороне, «иждивением и трудами ростовского купеческого сына Якова Иванова Шапошникова» в 18(?)9 году (стертая третья цифра, по мнению специалистов, либо — 3, либо — 4), которая среди прочих работ «выделяется более профессиональным уровнем исполнения и, надо сказать, украшает коллекцию» (М.М.Федорова. «Ростовская финифть первой трети XIX века. История культура Ростовской земли 1999». Ростов, 2000).
Кроме ростовской миниатюры известна дробница из частного собрания «Христос — Добрый Пастырь» с подписью мастера на контрэмали: «1809, октябр, рабитъ Яковъ Шапошников!». Эта работа была опубликована в альбоме «Русская эмаль XVII—XX веков. Из собрания музея имени Андрея Рублева», где также представлена и отмечена как наиболее ценная из группы ранних ростовских эмалей, хранящихся в этом музее, икона с изображением двунадесятых праздников, центральная пластина которой «Воскресение Христово» имеет подпись в правом нижнем углу: «М. Яковъ Шапошников!».
Ростовский купец III гильдии, основатель династии финифтянщиков Шапошниковых, живописная школа которых ценилась не только в Ростове Великом, но и далеко за его пределами, Яков Иванович Шапошников (1789— 1851) был владельцем финифтяного заведения, занимался финифтяным мастерством и торговлей финифтяными изображениями. Его ученики — Н.А.Сальников (1817— 1880), Я.И.Рыкунин (род. около 1817 года), А.Т.Виноградов (1812—1872), Н.И.Ключарев (род. в 1823 году) — стали впоследствии мастерами высокого класса Возможно, по существовавшей в то время традиции именно у старшего брата обучался искусству финифти Иван Шапошников (М.М.Федорова. «Мастера финифтяных дел из прихода церкви Воскресения Лазаря в Ростове». История и культура Ростовской земли 2002. Ростов, 2003).
В тридцатых годах XIX столетия мастерство финифтянщиков, как писал известный ростовский историк-краевед и меценат, купец I гильдии А.А.Титов (1845—1911), «достигло апогея своего совершенства, о чем красноречиво свидетельствуют те живописные памятники, которые относятся к этому времени» (А.А.Титов. «Финифтяники в городе Ростове, Ярославской губернии». Кустарные промыслы. Ярославль, 1904).
Одним из таких редких образцов, значение которого трудно переоценить, является ранее неизвестная миниатюра признанного ростовского «мастера иконного и финифтяного художества» Ивана Ивановича Шапошникова «Воскресение Христово» (9x7,3 см, овал). Не станем пересказывать излюбленный сюжет старых мастеров, уточним лишь, что здесь он представлен в иконографическом варианте, соединяющем два разновременных события: Воскресение Христа и явление ангела Женам-Мироносицам. На оборотной стороне иконы, на белой эмалевой пластине золотом изображены Терновый венец и орудия Страстей Христовых. Здесь же — четко читаемая надпись: «2— ноября 1837— Года. Ростовъ. Мастеръ Иванъ Шапошников!».
В статье «Династия ростовских мастеров-эмальеров Шапошниковых в XIX веке», ссылаясь на архивные источники, М.М.Федорова сообщает, что Иван Иванович Шапошников (1798—1850) жил с семьей в собственном доме на Малой Никольской улице. Здесь же находилась его финифтяная мастерская. У Ивана Ивановича и Настасьи Семеновны Шапошниковых было шесть дочерей: Ираида, Павла, Любовь, Александра, Мария, Екатерина и двое сыновей — Никанор и Иван. Оба сына, каждый в свое время, выучились финифтяному делу и «стали мастерами в разной мере талантливыми и успешными». Автор отмечает также, что семья Ивана Ивановича Шапошникова «оставила самый яркий след в ростовской финифти XIX века».
Нужно сказать, что эстетика мастерства всегда выделяла из среды ремесленников умелых, искусных художников, изделия которых ценились особенно высоко, поэтому им доверяли почетные и сложные заказы. Известно, что Иван Шапошников многие годы выполнял заказы Спасо-Яковлевского монастыря. Так, в 1828 году он написал 31 финифтяный образ святых Иакова и Димитрия Ростовских в серебряной оправе для благословения монастырских вкладчиков; а в 1842 году за 100 рублей мастер изготовил 20 образов святых Иакова и Димитрия, предназначенных для памятных подарков знаменитым посетителям и благотворителям монастыря (А.Е.Виденеева. «Оростовских художниках середины XIX века». Сообщения Ростовского музея, X. 2000).
По всей вероятности, икона «Воскресение Христово» тоже из числа работ, выполненных по заказу. Об этом свидетельствуют и чистота технологических приемов, и высокий художественный уровень произведения, которое прекрасно демонстрирует хорошую школу, выверенный рисунок и колористический дар художника. Изящество и непринужденность исполнения органически дополняются характерными для классицизма четкой передачей объема, внимательной и строгой проработкой деталей, тонкой прорисовкой ликов и изысканностью линий внутри силуэтов, придающих им красоту живой формы. Тончайшая каллиграфия рисунка говорит о том, что мастером уже пройден искус великого и сложного художества древней иконописи.
Применение техники эмалевого рельефа, довольно редкой из-за ее сложности, придает неповторимое своеобразие работе и подтверждает высокий профессионализм Ивана Шапошникова.
Поражает мастерство мелкого пуантельного мазка, где каждое прикосновение кисти исключительно выразительно и практически незаметно на эмалевой поверхности. Здесь почти невероятным кажется тот факт, что на 1 кв. см приходится около 500 точечных «ударов» кисти, которые кладутся так тщательно и близко друг к другу, что сливаются воедино. Неудивительно, что творческая жизнь художников-миниатюристов была, как правило, короткой, ведь «частое пребывание около раскаленного тигля и приготовление очень мелких образов, весьма вредно отзывается на зрении и заставляет живописца с ранних лет прибегать уже к помощи сильно увеличивающих очков» (А.А.Титов).
Говоря о технических особенностях живописи того времени, А.А.Титов отмечал, что «образа, принадлежащие кисти прежних художников, были писаны тем же способом, какой употребляется в миниатюрной живописи, то есть пунктиром, и это при безукоризненной, в иных случаях почти неподражаемой чистоте в едва заметных деталях рисунка, что придавало финифтяной живописи необыкновенную красоту и оригинальность».
Благодаря тому, что «финифти...чрез множество веков себе подобны зрятся и ветхой древности грызенья не боятся», финифтяная икона, прошедшая сквозь несколько столетий и несущая в себе следы времени, не утратила свежести и праздничного сияния колорита, отличающегося благородством и гармонией цветовых оттенков.
Сегодня у нас есть уникальная возможность увидеть икону «Воскресение Христово» такой, какой ее видел почти двести лет назад ростовский Мастер финифтяных дел Иван Иванович Шапошников.
Марина КАКАДИЙ
Иллюстрации предоставлены автором.
Журнал «Антиквариат, предметы искусства и коллекционирования», № 38 (июнь 2006), стр.14