В первой половине XIX столетия бювар был распространенным атрибутом деловой жизни. В одном из писем того времени мы чumaeм: «Портфель мне нужен для письма, кожаный и с пропускной бумагой, и чтобы в нем было место уложить сургуч, ножницы, ножичек, перо и карандаш».
Различие в стоимости бюваров на тот период было весьма существенным. Так, в ассортименте британского магазина Генриха Андрюса (на углу Большой Морской и Гороховой улиц, дом № 132) за 1831 год указаны портфели по цене от 12 до 200 рублей. Такая разница могла быть обусловлена, во-первых, функциональностью предмета, а во-вторых, социальным статусом покупателя. Высокое качество кожи, дорогие отделочные материалы, сложность работы отличали бювары высокопоставленных чиновников от папок и портфелей простых служащих. Таким образом, одни бювары были предметом роскоши, другие — незатейливыми вещами повседневного пользования.
Слово «бювар» пришло в Россию из Франции, причем в словарях встречаются разные его значения. В одном случае оно трактуется как папка для ношения бумаг и письменных принадлежностей, в другом — как настольная папка для хранения писчей и промокательной бумаги, конвертов, марок. Известно несколько типов бюваров, представляющих собой варианты настольных папок и дорожных портфелей. Изделия, предназначенные для повседневного ношения, имели иное устройство по сравнению с предметами, постоянно находившимися на столе. Настольные папки дополнялись выдвижными ящичками, навесными кармашками, секретными отделениями. У переносных бюваров сверху были закрывающиеся треугольные клапаны, карманы в раскладных боковых сторонках, закладки и зажимы, облегчавшие надежное хранение бумаг. Так, функция бытового предмета влияла на его устройство, что в свою очередь отражалось на внешней форме и декоре всего изделия.
При изготовлении настольных и переносных бюваров использовались разные возможности украшения. Фарфоровый пласт или мозаичная картина могли располагаться исключительно на крышках настольных папок, так как утяжеляли их конструкцию. Дорожные бювары чаще дополняли гравированными изображениями, бисерными картинками или тиснеными на коже и ткани орнаментами.
Форма и художественное решение настольных бюваров способствовали включению их в ансамбль рабочего стола — с письменными приборами, подсвечниками, прессами для бумаг. В таких случаях объединяющими чертами были однородная отделка, колористическое решение, стилевое единство форм и декоративных сюжетов. Причем подобное сочетание возникало в процессе бытования, вследствие пристрастия владельца к определенному кругу вещей, а не по замыслу мастера-изготовителя. Бювар в производственном отношении всегда мыслился как самостоятельный предмет, не связанный непосредственно с формами других предметов.
Над бюварами, как правило, трудилось несколько мастеров, каждый специализировался на каком-то одном виде работ. Если изготовители декоративных элементов могут быть атрибутированы (прежде всего, когда речь идет о дорогих бюварах), то авторы картонно-кожаной основы папок и шкатулок, сборщики, изготовители тиснений и орнаментов, переплетчики в большинстве случаев анонимны.
В основном именно настольные, а не дорожные бювары были заказными, подарочными и репрезентативными. Заказные изделия отличались тем, что при их изготовлении использовали дорогие материалы, художественно исполняли декоративные детали. Заказчик стремился отразить памятные события или образы особым содержанием изобразительных мотивов. В них владелец или даритель определял форму и конструкцию, декоративные композиции и окружающие их орнаменты, создавая неповторимый образ единичного предмета.
Пример «самого высокого» заказа — настольный бювар с массивной отделкой из серебра и фарфоровым пластом с изображением Кабинета Александра II в Зимнем дворце. Он находился на рабочем столе императора в Зубовском корпусе Большого Царскосельского дворца. Фарфоровая миниатюра, воспроизводящая акварель Э.П.Гау (1857), выполнена живописцем Императорского фарфорового завода А.Морозовым. Материалы и художественные средства, задействованные для создания декоративных элементов, тонкость, дороговизна и редкость работы придают бювару особую ценность и репрезентативность. Детали внутреннего устройства в совокупности с внешним обликом предмета, благодаря своей конструкции, материалам и декору, свидетельствуют о стиле и времени создания.
Для изделий 1810—1820-х годов характерны строгость и простота формы, локальный цвет. Как правило, поверхность папки украшали отдельными лаконичными и четкими, ясно читающимися на общем фоне бронзовыми накладками или простыми по рисунку тиснеными орнаментами, выстроенными в графические линии, которые обрамляли поля и подчеркивали общий композиционный строй. Изображения битв, героев, аллегорий и мифологических существ окружали античными орнаментами и цветочными букетами.
Так, отделанный темно-зеленой кожей бювар 1810-х годов, с сюжетным медальоном в центре и орнаментальными вставками по краям, представляет собой характерное изделие Александровского ампира. Это выражается в строгости цветовых сочетаний, стройной гармонии двух материалов, четкой графичности форм, ясности структуры и упорядоченной иерархии всех элементов декора. Изделие является ярчайшим памятником своей эпохи, что позволяет остановиться на его детальном рассмотрении.
Конструкция его показательна для характеристики типа настольных бюваров, так как содержит все основные элементы, встречающиеся в каждом подобном по назначению предмете. Он представляет собой плоскую коробку с мягкими складывающимися гармошкой кожаными сторонками и откидывающейся крышкой.
Редкая и интересная деталь декоративного ряда бювара — центральный медальон. Его композиция состоит из трех элементов: профильного портрета императора Александра I, постамента со сценой битвы военной кампании во Франции 1813—1814 годов и расположенных вокруг него трофеев, наглядно символизирующих триумфальный исход сражения. В поле постамента изображена атака конницы, за пределами сражения изображены пушка и ядра, не задействованные в общей картине, но нарочито выдвинутые вперед, как характерные знаки этого события, служащие своеобразным ключом к пониманию основного действа. Вероятно, это победоносная для войск союзников битва при Фершемпенуазе 1814 года. В связи с тем, что Александр I лично участвовал в сражении, особый смысл обретает его изображение над постаментом, указывающее на истинного триумфатора этого события. В медальоне соединены разные изобразительные и содержательные возможности медальерного искусства — портрет, комментирующее событие на постаменте и символические знаки — трофеи. Над медальоном — изображение двуглавого орла с пальмовой и оливковой ветвями.
Героическая тема является характерной приметой времени. Существенная особенность этого изображения — выбор и трактовка события. Создатель медали 1829 года, посвященной битве при Фершемпенуазе, известный скульптор П.Ф.Толстой изобразил аллегорические фигуры, представив обобщенный образ русского воинства. Автор медальона на бюваре построил строго иерархическую композицию в виде триумфального сооружения во славу императора.
Судя по сложности композиции медальона, он изготовлен по специальному заказу. Очевидно, бювар был сделан в память о победоносном сражении. Он дополняет ряд произведений декоративно-прикладного искусства, созданных в честь победы над французами. Известны изготовленные в первой четверти XIX века на Императорском стекольном заводе бокалы и графины с надписью «В память взятия Парижа 19 марта 1814 года» и монограммой Александра I под короной, стопа с профильным портретом Александра I с венком над головой и надписью: «Твердостаю даровал Мир вселенной. 1814 года», бокал с профильным портретом Александра I в венке, в обрамлении минных лавровых ветвей, как на античных рельефах. Таким образом, наряду с другими предметами первой четверти XIX столетия, бювар отражает характеризующие эпоху события и настроения, связанные с прославлением исторических дат.
В бюварах, изготовленных по специальному заказу, все компоненты становятся осмысленными, соответствующими друг другу не только по форме и стилю, но и по внутреннему смыслу. Они отличают изделие неординарное, единственное в своем роде, изготовленное по случаю, при этом встраивающееся в общий художественный контекст. В таких предметах изъяны художественного исполнения восполняются необычностью сюжета и явной принадлежностью изделия своему времени.
Интересными и характерными для первой четверти XIX века были не только бювары с гражданственными темами изображений и символикой римской античности, имевшими ярко выраженный официальный тон, но и те, которые отражали другую сторону жизни — усадебную, камерную, лирическую. Ценность таким изделиям придают оригинальные вышивки, сделанные домашними мастерицами вручную, уникальный набор декоративных накладок, часто изготовленных на заказ, мемориальный характер надписей и рисунков. Наглядный пример тому — подарочный бювар 1820-х годов с цветочной вышивкой. Вышивка полукрестом шелковой нитью по канве с изображением цветочных мотивов была очень распространена в 1820—1830-х годах, когда мастерицы увлекались мелкими работами. Аналогичные цветочные мотивы, орнаменты и жанровые сценки использовались для создания стенных панно, бордюров, купонов для мебельных обивок, определяя, таким образом, художественное решение ансамбля интерьера.
В декоративном оформлении бювара бронзовые накладки на углах папки развивают цветочную тему, включая в свою композицию большой букет из разных полевых и садовых цветов, помещенных в корзину. Интересно, что подобного рода композиции с так называемым «великим букетом цветов» могли иметь эмблематическое патриотическое значение: «Токмо отечество мое мне нравится» (девиз из книги «Символы и эмблематы», 1811 года). Любовь к усадебной жизни и ее дарам сочеталась с «языком цветов», появившимся в XVIII веке и просуществовавшим почти без изменений два столетия.
Этот предмет — яркий образец индивидуального подхода к украшению папки, демонстрирующий один из множества возможных вариантов сочетания разнообразных декоративных деталей, заготовленных заранее. Все элементы убранства бювара — овальная накладка с драконами и выбитым словом «Souvenir» в комплексе с благопожелательной символикой вышивки и бронзовых букетов — создают образ памятного предмета, свидетельствуют об уникальности художественной программы. Это подтверждает и техника изготовления бронзовых накладок. Литье по восковой модели подразумевает возможность по желанию заказчика изготовления любой формы, с тонкой проработкой деталей, при этом исключает возможность массового тиража.
На современном антикварном рынке наличие владельческих знаков часто рассматривается как недостаток. С этим взглядом, обусловленным исключительно сиюминутной конъюнктурой рынка, нельзя согласиться. Владельческие знаки, как правило, — свидетельство коллекционной, музейной ценности предмета, в котором художественные аспекты неразрывно связаны с особенностями его бытования. При потере сведений о происхождении большинства вещей первой половины XIX столетия, такие элементы придают бюварам шарм подлинных свидетельств эпохи. Гербы и монограммы, встречающиеся на предметах, раскрывают одну из наиболее интересных сторон — имена бывших владельцев, благодаря чему обогащают изделия историческими подробностями их бытования. Это во многом роднит бювары с книгой, в которой владельческий аспект (экслибрис, пометки обладателя или антикварного магазина) играет роль не меньшую, чем художественный или содержательный.
Кроме того, прорисовка вензеля, характер герба или строение рисунка являются существенными ориентирами в установлении времени и места изготовления бювара. Они свидетельствуют о вносимых изменениях, дополнениях, заменах произошедших утрат. Вопрос подлинности всех составляющих деталей, одновременности их создания и осмысленности в общей композиции так же, как и сохранности, играет важную роль в оценке предмета.
Желание человека XIX века иметь бювар, созданный в соответствии с его художественными предпочтениями, интересами, жизненным укладом, представлениями о моде и искусстве, обогащает каждое изделие, делает его непохожим на другие, при этом отражает общие художественно-культурные особенности эпохи.
Готические или восточные черты в написании букв и прорисовке декора, возможность трансформации конструкции с множеством мелких подразделений при сохранении строгости и ясности общих форм проявляются в изделиях 1830-х годов. Таков, например, бювар с изображением Палаты депутатов в Париже, с композициями в виде четырехлистников, стилизованных цветов, пальметт и розеток, заполняющих все поле верхней крышки, вокруг центрального изображения. Орнаменты выполнены в несколько приемов. Сначала тиснены на коже, затем расписаны яркими красками, что придает им сходство с орнаментами ренессанса и Востока. Литография с парижским пейзажем слегка расцвечена, благодаря чему выделяется на пестром фоне. Традиционную конструкцию предмета дополняет ящичек с секциями для письменных принадлежностей и кармашек для писем, превращая изделие в так называемую шкатулку-бювар.
В 1830-е годы, как и в предшествующие десятилетия, сохраняется линия общественных заказов, созданных для официальных учреждений (таких, как упомянутая шкатулка-бювар). Параллельно появляются изделия с особым личностным оттенком, существовавшие в камерной атмосфере усадебной жизни. Характерный образец такого круга предметов — бювар 1830-х годов с бисерным изображением водной прогулки. Доминирующая в общей композиции идиллическая картинка, где изображены путешествующие в лодке молодые люди и девушка, сама по себе является произведением той среды, которую изображает.
Декоративное решение бювара типично для своего времени. Упорядоченно расположенные орнаменты, среди которых — полихромно раскрашенный четырехлистник с множеством овальных и круглых форм, как малое в большом, являются свидетельствами всеобщего в то время романтического увлечения Средневековьем. Бисерная вышивка отражает сентиментальные и элегические настроения, наполнявшие усадебную культуру того времени. Они расцвели в дамских рукоделиях и украшениях бытовых вещей, предназначавшихся для дома, для близких знакомых и родственников.
Закрывающийся сверху уголок предполагает двойное использование предмета — в качестве настольной и переносной папки. Изделие могло быть включено в ансамбль письменного стола наряду с бисерным подсвечником, стаканом для карандашей, чернильницей и песочницей в бисерных чехлах, тканым бисерным экраном лампы, но могло и перемещаться вне рабочего кабинета, если в том была необходимость.
Чаще всего переносные бювары использовались в общественной, деловой жизни. Необходимость постоянного практического применения не исключала возможность индивидуального украшения изделий. Конечно, декоративное решение должно было отвечать требованиям практичности, легкости и удобства, что некоторым образом ограничивало заказчика в материалах, но на темы и образы ограничение не распространялось.
Бювар 1830-х годов с готическими орнаментами и портретами Николая I и Александры Федоровны по своему устройству прост и функционален. Конструктивные детали: крышка-уголок с замочком, раскладывающиеся сторонки, расположенные внутри с двух сторон карманы для бумаг, согласуются с гладкими и легкими материалами для внешних украшений.
Образный строй этого предмета отличает гармоничность всех его декоративных элементов, тонкость, строгость, ясность линий и форм. На черной коже с тисненым орнаментом из четырехлистников в квадратах эффектно выделяются два медальона, сделанные из светлой кожи, и гравюра на обороте с изображением Биржи. Небольшой рельеф орнаментальных клейм и мягкие очертания округлых форм слегка выступающих голов на медальонах придают художественную утонченность, казалось бы, сугубо деловому предмету и отвечают модным тенденциям тех лет. Литографированное изображение Биржи на оборотной стороне бювара не кажется случайным и может свидетельствовать о месте службы владельца.
В то же время именно для служебных целей изготавливали типовые бювары. Отличающиеся от заказных предметов даже не по художественным качествам, а по количеству возможных экземпляров, такие изделия ярко характеризуют бытовую культуру своей эпохи, ведущий стиль и модные художественные тенденции. Не будучи уникальными, они отражали общественные предпочтения. Тем не менее тираж их был ограничен, так как немногие нуждались в типовом варианте бювара. Кроме того, со временем от частого использования они утрачивали первоначальную форму, а поскольку не были предметом коллекционирования или памятным сувениром для владельцев, — редко сохранялись.
Каждое десятилетие привносило новые тенденции. Стилевые изменения, технические изобретения, новые художественные предпочтения и модные сюжеты непосредственно отражались на декорации бытовых предметов. Крупные, активные декоративные элементы на гладком фоне со свободными полями, увеличение размеров папок (по сравнению с первой третью XIX века) характерны для изделий 1840-х годов. Объемные, при этом легкие декоративные конструкции с изображением фигур и архитектурных мотивов выполняли в технике гальванопластики (изобретение 1837 года, суть которого заключается в возможности делать полую внутри отливку путем нанесения на форму тонкого слоя металла). Для изготовления полихромных картин, украшавших верхние крышки папок, использовали технику «флорентийской мозаики», ставшую в то время новым завоеванием уральского камнерезного искусства.
Изделия 50-х годов XIX столетия сочетают в себе технические и художественные достижения предыдущих лет. В декоративный строй представительских предметов включаются фарфоровые пласты с живописными изображениями (пример тому — упомянутый настольный бювар Александра II).
Многие бювары, сохранившиеся до наших дней, являются примерами частного заказа. Владельческие знаки на некоторых изделиях свидетельствуют об исключительности каждой конкретной вещи. Качество исполнения деталей
Несмотря на то что мастера-изготовители, в сущности, были ремесленниками, при создании бюваров они решали сложные художественные задачи. Поэтому незатейливые по назначению изделия — не только «милые бытовые вещицы», а прежде всего — предметы, точно характеризующие эпоху. Включение бюваров в круг памятников того времени расширяет наши представления о культуре первой половины XIX столетия, «когда жизнь во всех ее проявлениях была подлинным искусством».
Зеркало эпохи.
Ирина САФОНОВА
Иллюстрации предоставлены автором.
Фото Владислава КАРУКИНА.
Антиквариат, предметы искусства и коллекционирования январь-февраль 2006.