1933 год — первый год 2-й пятилетки, важнейшей задачей которой было «Завершение реконструкции народного хозяйства СССР, освоение новой техники». На транспорте получили свое дальнейшее развитие соревнования по профессиям и борьба 3а повышение качества работы. Необходима была единая профессиональная «железнодорожная» награда. 13 Мая 1933 года ЦИК СССР учредил значок «Почётному железнодорожнику».
К концу 1-й пятилетки назрела необходимость в учреждении единой для железнодорожного транспорта СССР профессиональной награды. 24 ноября 1932 года в отраслевой газете «Гудок» была опубликована беседа с председателем ЦК профсоюза железнодорожников А.М. Амосовым (с 1933 г. начальник Северной, с 1936 г. — Московско-Курской железных дорог; репрессирован, реабилитирован посмертно), который, в частности, сказал: «В качестве наибольшего поощрения ЦК Союза железнодорожников намерен создать значок почетного железнодорожника. Этот значок должен явиться особой наградой для лучших ударников железнодорожного транспорта. Права на получение его удостоится лишь тот, кто ударной работой, безукоризненной дисциплиной в течение ряда лет на каком-либо участке заслужит представления профорганизацией на получение значка».
Наступил 1933 год, первый год 2-й пятилетки, важнейшей задачей которой было «завершение реконструкции народного хозяйства СССР, освоение новой техники» и т. д. На транспорте, в том числе и железнодорожном, получили свое дальнейшее развитие соревнования по профессиям и борьба за повышение качества работы. Все говорило о том, что необходима единая профессиональная «железнодорожная» награда 13 мая 1933 года ЦИК СССР учредил значок «Почетному железнодорожнику». Одновременно было утверждено и Положение о нем.
Право награждения значком принадлежало народному комиссару путей сообщения СССР. Оно было закреплено в п. 4 «Отличия на трудовом фронте и меры поощрения» Устава о дисциплине рабочих и служащих железно дорожного транспорта СССР, утвержденного в том же году (в 1943 г. была утверждена новая редакция Устава).
Знак носился на левой стороне груди после орденов, ношение которых было определено приказом НКПС, согласно которому с 1 июня 1932 года была введена новая форма одежды для работников железнодорожного транспорта. Тогда же были учреждены и знаки различия для них. В пункте 14 приказа говорилось: «Ношение имеющихся знаков орденов Ленина, Красного Знамени, Красной Звезды., Трудового Красного Знамени на форменной одежде обязательно, так же как и разрешенных к ношению орденов союзных республик. Причем на шинелях знаки орденов носят сверх шинели. Железнодорожники — члены ЦИК СССР и ЦИК союзных, автономных республик — носят установленные для них знаки».
В центре железнодорожной награды было помещено изображение паровоза «Иосиф Сталин». Спроектированный в годы 1-й пятилетки коллективом конструкторов Коломенского завода, этот паровоз до Великой Отечественной войны выпускался серийно. В 1938 году он был представлен на Всемирной выставке в Париже в числе лучших образцов мирового локомотивостроения.
В начале 1934 года при Административно-организационном управлении НКПС СССР была создана Центральная наградная комиссия. В ее состав вошли представители Политуправления НКПС, ЦК профсоюза и начальник Главной инспекции наркомата Комиссия обрабатывала материалы для награждения работников транспорта значком «Почетному железнодорожнику», оформляла представления к ордену и занесению лучших на Доску почета 15 мая 1934 года значок был утвержден Наркоматом путей сообщения как высшая награда на железнодорожном транспорте. 20 мая 1934 года циркуляром НКПС СССР № 89/ЦОА Положение о значке было разослано по всем железным дорогам.
Получить высшую профессиональную награду стало делом чести каждого работника Причем предусматривалось и повторное награждение. Обладатели нового знака отличия кроме морального удовлетворения получали еще и немалые льготы (см. Приложение).
Первым кавалером значка «Почетному железнодорожнику» стал старший диспетчер Грозненского отделения Северо-Кавказской железной дороги С.В. Кутафин. В1933 году он начал внедрять метод, позволяющий увеличивать скорость движения сборных поездов. В 1934 году С.В. Кутафин провел угольный маршрут от станции Антрацит (Донбасс) до Ленинграда за 5 суток 10 часов, вместо 8—10 суток. В газете «Гудок» от 22 февраля 1934 года был опубликован приказ наркома путей сообщения СССР, в котором говорилось: «Метод С.В. Кутафина — распространить. За социалистическое отношение к труду наградить т. Кутафина значком «Почетному железнодорожнику». Издать массовым тиражом брошюру об опыте и методах его работы. Выдать т. Кутафину полный комплект форменного обмундирования и премию в сумме 600 руб.».
31 октября 1934 года С.В. Кутафину были вручены знак № 1 и удостоверение к нему, подписанное народным комиссаром путей сообщения СССР А.А. Андреевым. Впоследствии С.В. Кутафину было присвоено звание Героя Социалистического Труда.
Среди первых почетных железнодорожников — начальник Мурманской железной дороги И.Ф. Ледник и начальник политотдела этой же дороги Чаплин (оба — январь 1935 г.), заместитель начальника Трансжелдориздата О.И. Нусбаум.
В июле-августе 1935 года команда 1-го полка Особой строительной бригады НКПС совершила велопробег Хабаровск — Москва. За 57 дней Г.В. Феоктистов (ком. пробега), И.Р. Пелипченко, П.Г. Елизаров, А.В. Безруков и Е.Е. Резни ченко прошли 9174 км на велосипедах отечественного производства без поломок и аварий. Приказом наркома путей сообщения СССР №190/Ц от 31 августа 1935 года все они были награждены значком «Почетному железно дорожнику», а также именными часами с надписью «От народного комиссара путей сообщения» и премией 1000 рублей каждому, а Г.В. Феоктистову — 1500 рублей. В тот же день постановлением ЦИК СССР все они были награждены орденами Красной Звезды.
В мае 1936 года значок «Почетному железнодорожнику» получил билетный кассир станции Дебальцево Донецкой железной дороги П.Н. Аладин. Он впервые стал компостировать билеты пассажирам в поезде. Его почин получил распространение и на других железнодорожных узлах. В последующие годы он в течение 20 лет работал начальником станции Москва-Пассажирская-Павелецкая, был награжден орденами Трудового Красного Знамени и «Знак Почета». В 1985 году в связи с 50-летием стахановского движения Аладин, работавший в то время инженером производственно-технического отдела Мостостроительного отряда «Спецстройтреста», был вторично награжден высшей железнодорожной наградой.
30 августа 1936 года в газете «Гудок» был опубликован специальный приказ наркома путей сообщения СССР о вручении значка «Почетному железнодорожнику» всем железнодорожникам, награжденным орденами СССР постановлениями ЦИК СССР от 5 августа и 8 декабря 1935 года и 22 марта и 4 апреля 1936 года.
Среди награжденных в 1936 году — художественный руководитель Хоровой капеллы Юго-Западной железной дороги П.Г. Гончаров и зав. культотделом дорпрофсожа этой же дороги Н.М. Савчук (оба в июле), изобретатель снегоуборочной машины М.Ф. Гавриченко и начальник КБ Тульского завода Центрального треста машиностроения И.И. Родин (оба в октябре — за постройку снегоуборочной машины), хирург узловой больницы Курской железной дороги, заслуженный деятель искусств РСФСР профессор Н.Н. Теребинский.
16 января 1937 года за задержание преступника, пытавшегося совершить крушение поезда, значком «Почетному железнодорожнику» была награждена дежурная по станции Высокая Гора Казанской железной дороги М.Г. Васильева. В том же месяце за проявленную находчивость, самоотверженность и бдительность, проявленные при исполнении служебных обязанностей, вследствие чего было предотвращено крушение поезда, высшей наградой отрасли был награжден старший стрелочник станции Ружино Дальневосточной железной дороги В.М. Гуцал.
В январе 1940 года за успешно проведенный рейс с товарным поездом от Москвы до Ленинграда при морозе —40°С значком были награждены 10 машинистов и кондукторов. Поезд был проведен при высокой технической скорости и прибыл к месту назначения на 56 минут ранее, чем было предусмотрено графиком.
В июле 1940 года почетным железнодорожником стал секретарь райкома ВКП(б) Широковского района Дне пропетровской области Г. Потураев. Он был награжден за помощь, оказанную путейцам Долгинцевской дистанции пути Сталинской железной дороги в выполнении годовой программы среднего ремонта пути.
В 1940 году обладателями высокой награды стали заместители наркома путей сообщения СССР Б.Н. Арутюнов, С.И. Багаев, Н.Ф. Дубровин и Г.В. Ковалев (все в марте), художественный руководитель Ансамбля НКПС Б.О. Булатов-Дунаевский (март), начальник архитектурной мастерской Союзтранспроекта К.С. Алабян (6 июля), изобретатель пассажирского теплопаровоза Л. Майзель и директор Ворошиловградского завода В. Веллер (оба 9 сентября).
В январе 1941 года приказом наркома путей сообщения значком был награжден машинист Новосибирского депо НА. Лунин. Он выступил инициатором образцового ухода за паровозом силами паровозной бригады. Этот ме тод удлинял срок службы локомотива между ремонтами. В дальнейшем НА. Лунин стал Героем Социалистического Труда (1943), кавалером двух орденов Ленина, лауреатомСталинской премии (1941); на полученные деньги купил эшелон угля для Сталинграда и сам его доставил.
Уже в первые часы войны железнодорожники вступи ли в бой с немецко-фашистским агрессором. Многие по гибли смертью героя, защищая свое Отечество. В скорбном списке павших в боях за Родину — имя военного коменданта станции Лиепая Латвийской железной дороги Ивана Трофимовича Рожкова 23 июня 1941 года на паро возе «К» №15 он таранил эшелон с немецкими войсками, пытавшимися под видом эвакуировавшихся советских граждан въехать в Лиепаю. Перед столкновением он успел покинуть паровоз, а затем присоединился к отступавшим частям Красной Армии. При выходе из окружения Рожков был тяжело ранен и взят в плен, где был выдан предателем и расстрелян в ноябре 1941 года. Посмертно ИТ. Рожков был награжден высшей железнодорожной наградой.
В ознаменование Международного женского коммунистического дня 8 Марта за проявленные инициативу и энергию по обеспечению бесперебойной работы железнодорожного транспорта в дни Великой Отечественной войны 213 женщин-железнодорожниц и общественниц-домохозяек (в т. ч. 16 паровозных машинистов, 11 помощников машинистов, 10 работников метрополитена) были награждены значком «Почетному железнодорожнику». Среди отмеченных высокой наградой — машинист депо Павелец Московско-Донбасской дороги Л.Азарева, начальник станции Сомово Юго-Восточной дороги Н. Пешкова, зав. учебной частью школы №1 станции Свердловск-пассажирская дороги имени Л. Кагановича 3. Ильинская, врач Купянской поликлиники Северо-Донецкой дороги Л. Усачева, жена проводника Можайского резерва А. Фантерова.
В марте 1942 года значком была награждена большая группа женщин-железнодорожниц Северной железной дороги. В их числе: ст. стрелочник станции Александров А.Л. Алексеева, дежурная по станции Рыбинск М.В. Голубева, начальник станции Желдобино А.Г. Лебедева, главный кондуктор Александровского резерва В.Ф. Филиппова В том же году «за образцовое выполнение спецзаданий правительства и НКПС по строительству» высшей наградой отрасли была награждена группа метростроевцев.
27 марта 1944 года высшей железнодорожной наградой был награжден начальник паровозного хозяйства Брянского отделения Московско-Киевской железной дороги В.Е. Бирюков. В последующие годы он вырос до крупного руководителя отрасли, занимал должности главного инженера Московской железной дороги и заместителя председателя Госплана СССР по транспорту.
В 1945 г. значок «Почетному железнодорожнику» был вручен 17-летнему слесарю локомотивного депо Тула Ольге Коптевой. К тому времени она имела уже знаки «Отличный паровозник» и «Ударник Сталинского призыва». На железную дорогу она пришла в 1942 году, в совершенстве овладела профессией слесаря, выполняла норму ремонта на 150—220%.
Среди отмеченных высшей железнодорожной наградой — машинист бронепоезда «Балтиец» М.Ф. Смушко, старший машинист 46-го отдельного дивизиона бронепоездов (ОДБП) И.С. Тарасов, машинист 62-го ОДБП К.И. Воробьев, помощники машиниста бронепоезда №14 «Борис Петрович» М.С. Козьменкова и Н.Д. Горбачева.
За образцовое выполнение заданий по спецперевозкам и проявленную при этом самоотверженность значком «Почетному железнодорожнику» были награждены 50 железнодорожников — работников паровозных колонн особого резерва НКПС, начинавших боевой путь на армейских бронепоездах. В их числе — бывшие машинисты 62-го ОДБП П.П. Аксентьев (посмертно) и К.И. Поповский, главные кондукторы — А.Е. Еськов, А.П. Масленников и В.А. Сергеев, поездные вагонные мастера А.М. Бубликов и А.П. Грицаев, машинист 377-го зенитно-артиллерийского дивизиона.
За успешное выполнение задания Правительства и Верховного Командования по перевозкам оборонных и народнохозяйственных грузов в период Великой Отечественной войны значком «Почетному железнодорожнику» были награждены 92 работника Кишиневской железной дороги.
Высшей железнодорожной наградой были отмечены 13 летчиков 1-й гвардейской штурмовой авиадивизии. Это — дважды Герои Советского Союза ст. лейтенант Л.И. Беда, лейтенант А.Я. Брандыс, капитан А.К. Недбайло (все из 75-го гв. шап), ст. лейтенант И.А. Воробьев, капитан М.Г. Гареев (оба из 76-го гв. шап); Герои Советского Союза капитаны Д.В. Каприн, М.Т. Путилин, ст. лейтенанты Ф.С. Бойцов, В.В. Гамзин, И.И. Лысенко, К.В. Макаров, Б.С. Окрестин, лейтенант А.Ф. Коломоец (все из 74-го гв. шап) (Королев В.О. Гвардейцы 1-й штурмовой. М., 1980, с. 86—88).
Всего за годы Великой Отечественной войны высшую железнодорожную награду получили 28 259 человек.
После окончания Великой Отечественной войны началось восстановление разрушенных железнодорожных путей, прокладывались новые магистрали, вводились в строй сотни, тысячи километров новых дорог. Возросло и количество отмеченных высшей наградой отрасли.
Всего за 26 лет (до 1960 г.) ее получили свыше 110 тысяч человек (последний известный нам номер знака образца 1933 г. — 113477).
21 июля 1960 года Коллегией МПС СССР было принято решение о разработке нового Положения о высшей железнодорожной награде. Был изменен и ее внешний вид. Автором рисунка обновленной награды стал сотрудник центрального аппарата МПС СССР В. Скороход. Вместо паровоза в центральной части значка отныне помещался электровоз. Значок получил иное крепление, он стал носиться на четырехугольной колодочке на правой стороне груди и на форменной одежде стал располагаться непосредственно над эмблемой железнодорожного транспорта. Изготавливать обновленный знак стали на Ленинградском монетном дворе. Его маточник изготовил гравер Лев Сергеевич Камшилов. С 1964 году высшая награда МПС СССР стала именоваться знаком.
22 августа 1988 года Указом Президиума Верховного Совета СССР был изменен порядок награждения государственными наградами СССР. В частности, упразднялось повторное представление к награждению одноименными наградами. В связи с этим, указанием МПС СССР от 5 октября 1989 года были внесены изменения и дополнения в Положение о знаке «Почетному железнодорожнику» 1985 года. Пункты 1.4,4.2 и 4.3 упразднялись. Вместе с этим льготы, установленные лицам, награжденным двумя и тремя знаками, сохранялись (см. Положение). Пункт 2.2 был изложен в новой редакции:
«Ходатайство о награждении знаком «Почетному железнодорожнику» возбуждается руководством предприятия, организации, учреждения совместно с партийной и профсоюзной организациями, трудовым коллективом (советом трудового коллектива), в котором работает лицо, представленное к награждению».
Впервые устанавливалось посмертное награждение знаком. В новом пункте 4.2 Положения говорилось:
«В случае награждения знаком «Почетному железнодорожнику» посмертно, указанными в Положении льготами пользуются члены, семьи — жена (муж) и дети в возрасте до 16 лет».
В мае 1962 года на Всесоюзном совещании работников железных дорог высшей наградой МПС был награжден Генеральный секретарь ЦК КПСС Н.С. Хрущев.
В 1990 году приказом министра путей сообщения СССР за героизм и мужество, проявленные в годы Великой Отечественной войны на фронтовых железнодорожных магистралях, знаком были награждены 13 ветеранов бронепоездов. Среди получивших награду — ст. кондуктор особого бронепоезда №2 «За Родину» Г.Г. Синицын, комиссар этого бронепоезда А.Н. Енин, военфельдшер бронепоезда «Илья Муромец» Л.З. Шагун, ветераны 32-го ОДБП
В.Е. Семенов и А.Н. Мельниченко, старший машинист бронепоезда 32-го ОДБП Т.Ф. Ткач, начальник штаба 54-го ОДБП подполковник в отставке П.И. Волковой, путевой мастер бронепоезда №2 13-й армии Брянского фронта, а затем парторг 62-го особого Новосокольнического дивизиона бронепоездов ВП. Ховалкин, командир отдельного бронепоезда №2 13-й армии Брянского фронта и командир 31-го отдельного особого Горьковско-Варшавского дивизиона бронепоездов майор в отставке В.М. Морозов. Командир бронепоезда №20 капитан С.Н. Бородавко погиб в августе 1942 года под Моздоком, и награда была передана его дочери Надежде Степановне Тингаевой.
23 октября 1991 года в ЦДКЖ состоялась 4-я Всесоюзная встреча ветеранов бронепоездов, на которой знака была удостоена группа железнодорожников — ветеранов бронепоездов. Среди награжденных — боец особого бронепоезда №2 «За Родину!» М.Н. Васильев, командир бронепоезда «Козьма Минин», ветеран 31-го особого Горьковско-Варшавского дивизиона бронепоездов Н.М. Гаврилов и наводчик орудия бронепоезда №56 ИЯ. Малашенков.
Среди награжденных знаком «Почетному железнодорожнику» образца 1960 года — электрослесарь локомотивного депо Орел, бывший фронтовой разведчик Герой Советского Союза С.Е. Барков; министр строительства РФ, бывший 1-й зам. начальника Главного управления строительства БАМа Е.В. Басин; зам. начальника депо Домодедово Ю.С. Джашитов; начальник Департамента обеспечения правопорядка на транспорте МВД РФ генерал-лейтенант В. Захаренков; начальник Железнодорожных войск, Герой Социалистического Труда генерал-полковник М.К. Макарцев; директор Тайгинского филиала Омского государственного университета путей сообщения народный учитель СССР А.Ф. Маслов; машинист локомотивного депо Москва-Сортировочная Московской железной дороги Герой Социалистического Труда Ю.Н. Чумаченко; машинист депо станции Сасово, почетный гражданин г. Сасово Рязанской обл., кавалер ордена Славы В.М. Шемаров.
Среди обладателей высшей железнодорожной награды — выдающийся спортивный комментатор народный артист РСФСР Н.Н. Озеров, народная артистка РСФСР В.В. Толкунова. За исполнение роли Никиты Вершинина, сыгранной в спектакле по пьесе Вс. Иванова «Бронепоезд 1469» на сцене Московского театра транспорта, высшей железнодорожной награды был удостоен заслуженный артист РСФСР (впоследствии народный артист СССР) В.В. Хохряков. В 1983 году на экраны страны вышел фильм «Магистраль». Режиссер-постановщик этой картины народный артист РСФСР В.И. Трегубович и народный артист СССР К.Ю. Лавров, исполнивший в ней роль начальника дороги, стали почетными железнодорожниками.
Знаком награждались и иностранные граждане. В1964 году впервые был заключен договор о трудовом соперничестве между коллективами пограничных станций Чоп Ужгородского отделения Львовской железной дороги и Захонь (Венгрия). Так было положено начало интернациональному социалистическому соревнованию. В сентябре 1984 года, в связи с 20-летием этого почина ряд работников Захоньской дирекции были награждены высшей наградой МПС СССР. Среди них — начальник дистанции по ремонту оборудования СЦБ Давид Грезу, начальник дистанции погрузочно-разгрузочных работ Понго Гезу, зам. начальника отдела дирекции Изидор Андрош, обход чик дистанции пути Надь Лайош.
Производство знака «Почетному железнодорожнику» образца 1960-го закончилось в 1994 году. Последний изготовленный знак имел № 183248.
В 1994 году на Ленинградском монетном дворе с №183249 началось изготовление высшей железнодорожной награды нового образца. Внешне знак выглядел более нейтральным — с лицевой стороны была убрана вся советская символика. Рисунок был разработан на Ленинградском монетном дворе и утвержден в МПС России. Изготовление знака продолжалось до мая 2002 года. Последний имел № 199222.
В 2000 году знаком «Почетному железнодорожнику» был награжден А.Е. Лесников. 25 апреля 1945 года он, старший сержант 29-й железнодорожной бригады, привел 1-й поезд в Берлин на станцию Берлин-Лихтенберг.
Среди награжденных знаком — лидер ЛДПР В.В. Жириновский; слесарь-механик Демовского депо Башкирского отделения железной дороги заслуженный работник транспорта РФ П.И. Муромец (1996); главный врач Слюдянской узловой больницы Восточно-Сибирской железной дороги А.А. Щербатюк, удостоенный в 2003 году звания «Заслуженный врач РФ».
В 2002 году был опять изменен внешний вид награды. Заказ на его изготовление был размещен на Мосштампе.
2 сентября 2004 года в вагоне поезда Иркутск—Анапа на подъезде к Челябинску проводник Михаил Максимкин обнаружил взрывное устройство, содержавшее около килограмма тротила, и предотвратил взрыв, который мог бы уничтожить два вагона. За проявленную бдительность он был награжден знаком «Почетному железнодорожнику» и денежной премией в размере $1000.
В 2005 году, в канун 8 Марта, приказом президента ОАО «РЖД» знаком были награждены 2 работницы Московской железной дороги — дежурная по станции Орехово-Зуево Н. Гусева и дорожный мастер Брянской дистанции пути В. Степаненко.
12 июня 2005 года на перегоне Узуново-Богатищево Московской железной дороги был совершен теракт, в результате которого произошел сход вагонов пассажирского поезда №382 Грозный—Москва. Действия машиниста электровоза Михаила Киреева оказались на шаг впереди должностных инструкций и наставлений. В первые доли секунды после взрыва он применил экстренное торможение и после остановки дал команду немедленно закрепить состав для предотвращения падения вагонов, которое могло бы привести к более серьезным последствиям. За высокий профессионализм, самоотверженные и решительные действия при исполнении служебного долга машинист 1-го класса локомотивного депо Ожерелье Московской железной дороги М. Киреев был награжден знаком «Почетному железнодорожнику».
1 августа 2005 года президент РЖД В. Якунин вручил высшую награду отрасли генеральному директору «Укрзализныци» Зенко Автаназиеву, награжденному за заслуги в организации открытия скоростного пассажирского движения на участке Москва — Киев.
Среди обладателей знака — машинист электровоза локомотивного депо Петропавловск Южно-Уральской железной дороги Ж. Ахметов (2003); машинист локомотивного депо Курск В.И. Ирхин; тренер сборной команды ОАО «РЖД» по дзюдо заслуженный тренер России Алексей Кривков, 28 лет работающий в ДФСК «Локомотив»; председатель Центра профессиональной подготовки и повышения квалификации железнодорожников Красноярской железной дороги В.Ф. Мещеряков; крановщик Ростовской дистанции погрузочно-разгрузочных работ П.С. Окунь (2003), проводник Казанской дирекции по обслу живанию Горьковской железной дороги А.И. Сутормина (2003), директор Редакционно-издательского центра «Гу док» А.В. Фомин (2003).
Знаком «Почетному железнодорожнику» награждена Галина Николаевна Брежнева. Мать-героиня, родившая и воспитавшая 12 детей, работающая дежурной по переезду (530-й км) на Курской железной дороге.
Как уже говорилось, Положением о значке (знаке) «Почетному железнодорожнику» предусматривалось повторное награждение. Среди отмеченных двумя значками— один из создателей рельсосварочной машины, профессор ЛИИЖТ А.Е. Алексеев; начальник Южно-Уральской железной дороги И.П. Воробьев; начальник паровозного депо Батуми, в прошлом машинист паровоза, инициатор удлинения пробега паровозов между ремонтами и вождения тяжеловесных поездов Герой Социалистического Труда Н.В. Геладзе; ректор МГУПС (МИИТ), членкорреспондент РАН, заслуженный деятель науки и техники РСФСР, доктор технических наук, профессор В.Г. Иноземцев; старший машинист паровоза колонны особого резерва НКПС N° 10 Александровской (ныне Белорусской) железной дороги Герой Социалистического Труда Н.П. Кутепов; начальник Западной (Белорусской) железной дороги Герой Социалистического Труда Н.А. Макаров; заместитель министра путей сообщения СССР С.А. Пашинин; руководитель Ленпроекта, действительный член Академии строительства СССР, генерал-директор пути и строительства 2-го ранга КТ. Протасов (6.07.1940 г. — № 11848; 29.11.1945 г. — № 66421); 1-й президент ОАО «РЖД» Г.М. Фадеев; машинист-инструктор Закавказской железной дороги Герой Социалистического Труда А.М. Хачатрян и другие.
Известны случаи, когда высшая железнодорожная на града вручалась трижды. В числе таких обладателей — машинист паровоза депо станции Курган Южно-Уральской железной дороги Герой Социалистического Труда И.П. Блинов, водивший поезда двойного и тройного веса (в 1936 г. он провел по графику поезд весом 10 400 тонн, при норме 1800 тонн, обеспечив безопасность движения, и этот рекорд держался десятилетиями); машинист Омской железs ной дороги Герой Социалистического Труда Н.Ф. Поляков,совершивший в 1939 году пробег более 2000 км без набора воды (при норме 1000 км) и установивший всесоюзный рекорд; машинист колонны особого резерва НКПС № 7 . Герой Социалистического Труда АТ. Смирнов, в июле 1945-го доставивший спецпоезд с советской делегацией в Потсдам на конференцию глав правительств СССР, США и Великобритании (в июле 1945 г. вся локомотивная бри гада спецпоезда была награждена значками «Почетному железнодорожнику»); старший машинист углеподъемного крана на топливном складе станции Свердловск-Сортировочный Герой Социалистического Труда А.К. Черепанов.
Варианты изготовления знака (значка) «Почетному железнодорожнику»
Тип 1. Малый знак.
Размер — 22x33 мм
1.Серп и молот из серебра, остальные накладные детали из золота. Реверс с контррельефом. На реверсе закреплена серебряная пластина с именной надписью. Знак был вручен С. Кутафину.
2.Серебро. Знак цельноштампованный, с накладными серпом и молотом. Реверс плоский. В его верхней части штихелем вырезан порядковый номер, в нижней части стоят клеймо «ВКХ» и пробирное клеймо 916-й пробы. № 21. (Здесь и далее указаны выявленные номера.)
3.То же, что в п. 2. Клейма на реверсе отсутствуют. Гайка серебряная с надписью: «Всекохудож. Москва. Кузнецк, мост. № 11».
№№ 672, 706, 1102, 1410, 1748, 2717, 2819, 4170, 4177.
Тип 2. Большой знак
Размер — 32x44 мм. Серебро
1.На аверсе внизу — 8 шпал, слева — 11 шпал Знамя широкое. Колосья не касаются семафора. Семафор без эмали. На колесах отсутствуют спицы. Реверс плоский, с контррельефом паровоза В верхней части реверса штихелем вырезан порядковый номер, в нижней части стоят клеймо «ВКХ» и пробирное клеймо 916-й пробы в овале. Гайка серебряная с надписью: «Всекохудож. Москва. Кузнецк. мост. № 11».
№№ 4337,4472.
2. На аверсе внизу — 8 шпал, слева — 11 шпал Знамя широкое. Колосья не касаются семафора Семафор покрыт цветной эмалью (в дальнейшем на всех знаках семафор раскрашивался цветной эмалью). Реверс с неглубоким контррельефом. В его верхней части штихелем вырезан порядковый номер, в нижней части стоят клеймо «НКПС» и пробирное клеймо 916-й пробы в овале. Гайка серебряная с надписью: «ШТ. МЕХ. пр-во. Н.К.П.С.». С внутренней стороны гайки стоят клеймо «НКПС» и пробирное клеймо 916-й пробы.
№№ 4767, 4943, 5856, 5884, 5982, 6659, 6682.
За. Аверс тот же, что в п. 2. Реверс плоский с контррельефом паровоза и ленты. В верхней части реверса штихелем вырезан порядковый номер, в нижней части стоят клеймо «НКПС» и пробирное клеймо 916-й пробы в овале. Гайка из белого металла с надписью: «ШТ. МЕХ. пр-во. Н.К.П.С.». №№ 5402, 6293, 7127, 7522, 7593, 7994, 9217, 9276, 9384.
36. То же, что в п. За. Порядковый номер помещен вертикально с правой стороны. В нижней части реверса стоят клеймо «НКПС» и пробирное клеймо 916-й пробы в овале. Гайка та же, что в п. За.
№№ 8546, 9112, 9790, 9904, 10043, 10075, 10113, 10150,10267,10709,10901.
Зв. То же, что в п. За.
В нижней части реверса пуансонами выбит порядковый номер (в дальнейшем все порядковые номера на знаках до конца 1960-х гг. выбивались пуансонами), справа вертикально стоят клеймо «НКПС» и пробирное клеймо 916-й пробы в овале. Гайка та же, что в п. За
№№ 8379, 9701,11723,11793,12118, 12150.
Тип 3. Бронза
Вариант 1. На колесах одно крепление тяги, ограждение котла в одну полосу.
1а. Знак бронзовый с серебрением. На аверсе внизу — 8 шпал, слева — 11 шпал. Знамя широкое. Колосья покрыты желтым лаком и семафора не касаются. Реверс с неглубоким контррельефом. Гайка бронзовая с надписью: «ШТ. МЕХ. З-Д Н.К.П.С.».
№№13382,13503,13505, 13920,14016,14453,14847.
16. То же, что в п. 1а. Реверс с глубоким контррельефом.
№№ 14776,14847, 14882.
1в. То же, что в п. 1 б. Колосья без желтого лана.
№ 15765.
2а. Знак бронзовый с серебрением. На аверсе внизу — 6 шпал, слева — 11 шпал. Знамя широкое. Колосья семафора не касаются. Над трубой паровоза впервые появляется густой дым. Реверс плоский с контррельефом паровоза и ленты. Винт тонкий. Гайка бронзовая с надписью: «ШТАМП. МЕХ. З-Д Н.К.П.С.».
№№ 16413,17095,17887,18550,18556. 26. То же, что в п. 2а. Аверс и реверс хромированные. №№18949,20770,21197.
2в. То же, что в п. 2а. Порядковый номер вырезан штихелем. Винт тонкий. Гайка бронзовая с надписью: «Ш.М.З. НКПС».
№ 21473.
2г. То же, что в п. 2а. Винт толстый. Гайка бронзовая с надписью: «Ш.М.З. Н.К.П.С.».
№№ 22222,23559,25710,26018,26580,34636,34802, 36365, 36469, 36586. 2д. То же, что в п. 2г. Аверс и реверс, а также гайка с двух сторон хромированные.
№ 32239.
Вариант 2. На колесах два крепления тяги, ограждение котла в две полосы не ступенчатое.
За. Знак бронзовый с серебрением. На аверсе внизу — 6 шпал, слева — 11 шпал. Знамя широкое. Колосья касаются семафора. Реверс плоский с контррельефом паровоза и ленты. Гайка бронзовая с надписью: «Ш.М.З. Н.К.П.С.». Вариант 3. На колесах три крепления тяги, ограждение котла в две полосы не ступенчатое.
4а. Знак бронзовый с серебрением. На аверсе внизу — 7 шпал, слева — 10 шпал. Знамя широкое. Колосья касаются семафора. Реверс плоский с контррельефом паровоза и ленты. Гайка бронзовая с надписью: «Ш.М.З. Н.К.П.С.».
№№ 46008,46596,46920,47717,49505,49873, 51893, 51927, 53465, 55530, 57484, 59951,60109, 62891. 46. То же, что в п. 4а Аверс и реверс, а также гайка с двух сторон хромированные.
№№ 55435, 62366, 65236, 65264.
5а. Аверс тот же, что в п. 4а. Реверс с полным контррельефом. Гайка бронзовая с надписью: «Ш.М.З. Н.К.П.С.».
№№ 65722, 70344.
5б. То же, что в п. 5а. Знак без серебрения. Гайка бронзовая с надписью: «Ш.М.З. Н.К.П.С.».
№№ 72978, 73054.
6а. То же, что в п. 4а. Реверс плоский с контррельефом паровоза и ленты. В нижней части реверса виден фрагмент контррельефного изображения рельсов. Гайка бронзовая с надписью: «Ш.М. З-Д. Н.К.П.С.».
№№78185, 80191,81309.
6б. То же, что в п. 6а. Аверс и реверс хромированные. Гайка бронзовая с надписью: «Ш.М. З-Д. М.П.С.».
№ 80557.
7. Знак бронзовый с серебрением. На аверсе внизу — 6 шпал, слева — 10 шпал. Знамя широкое. Колосья семафора не касаются. Реверс с полным контррельефом. Гайка бронзовая с надписью: «Ш.М.З. Н.К.П.С.».
№№84444,84516.
Вариант 4. На колесах три крепления тяги, ограждение котла в две полосы ступенчатое.
8а. Знак бронзовый с серебрением. На аверсе внизу —
8 шпал, слева — 10 шпал. Колосья семафора не касаются.
Реверс плоский с контррельефом паровоза и ленты.
В нижней части реверса видно контррельефное изображение рельсов. Гайка бронзовая с надписью: «Ш.М. з-д М.П.С.».
№№ 77868,78614,78768,80339,80954,81996,95318, 96249, 97770.
86. То же, что в п. 8а. Аверс и реверс хромированные. Гайка из белого металла с надписью: «ШМ З-Д МПС».
№ 97571.
8в. То же, что в п. 8а. Номер расположен с правой стороны вертикально.
№№ 99849, 99866.
9а. Знак бронзовый с чернением. На аверсе внизу — 8 шпал, слева — 11 шпал. Знамя узкое. Колосья семафора не касаются. Реверс с полным контррельефом. Гайка бронзовая с белым покрытием и с надписью: «ШМ з-д МПС».
№№ 100588, 101031, 101081, 101541, 105954, 106307,113477.
96. То же, что в п. 9а. Аверс и реверс хромированные. Гайка из белого металла с надписью: «ШМ з-д МПС».
№ 107779.
10.Аверс тот же, что в п. 9а. Реверс плоский с контррельефом паровоза и ленты. Гайка бронзовая с белым покрытием и с надписью: «ШМ з-д МПС».
№№ 103362,104606,107773,108358.
11.Аверс тот же, что в п. 9а. Реверс с частичным контррельефом. Гайка бронзовая с белым покрытием и с надписью: «ШМ з-д МПС».
№ 107455.
12.Аверс тот же, что в п. 9а, Реверс плоский. Гайка бронзовая с белым покрытием и с надписью: «ШМ з-д МПС».
№№ 112136,112417.
Тип 4. Подвесной, большой тоннель, колодка без ленты Разновидностей не выявлено. № 112075.
Тип 5. Подвесной, малый тоннель, колодка с лентой.
1а. На реверсе знака порядковый номер выбит пуансонами. Под номером стоит клеймо «ЛМД» — крупными печатными буквами. Крепление винтовое. Гайка из белого металла с надписью: «Монетный двор» №112430.
16. На реверсе знака с правой стороны стоит клеймо «ЛМД» — мелкими печатными буквами. Ниже, на уровне заклепок пуансонами выбит порядковый номер. Крепление винтовое. Гайка из белого металла с надписью: «Монетный двор».
№№ 112558,113027.
1в. То же, что в п. 16. На реверсе знака с левой стороны под знаменем стоит клеймо «ЛМД» — мелкими печатными буквами.
№№ 113875, 114229, 114344, 116345, 116699, 118387,119071,119818,120518.
2.На реверсе знака вверху на знамени, под ушком, стоит клеймо «ЛМД» — мелкими печатными буквами. Ниже, на уровне заклепок бормашиной нанесен порядковый номер (в дальнейшем порядковый номер наносился только бормашиной и в одном и том же месте). Крепление винтовое. Гайка из белого металла с надписью: «Монетный двор».
№№ 122586,122931.
За. На реверсе знака в нижней части знамени, посередине, стоит овальное клеймо «ЛМД». Крепление винтовое. Гайка из белого металла с надписью: «Ленинградский монетный двор».
№134826.
36. На реверсе знака внизу под знаменем, над чертой номера, стоит овальное клеймо «ЛМД». Крепление винтовое. Гайка из белого металла с надписью: «Ленинградский монетный двор».
№№ 136605,137584.
№№ 139002,140506.
Зг. На реверсе знака с правой стороны, в верхней части знамени, стоит овальное клеймо «ЛМД». Крепление винтовое. Гайка из белого металла с надписью: «Ленинградский монетный двор».
№№ 126657, 127431, 128094, 131020, 144740, 145618,145902,147866.
Зд. На реверсе знака вверху на знамени, под ушком, стоит овальное клеймо «ЛМД». Крепление винтовое. Гайка из белого металла с надписью: «Ленинградский монетный двор».
№№ 148247,160083,163908.
4.На реверсе клеймо монетного двора отсутствует. Крепление винтовое. Гайка из белого металла с надписью: «Ленинградский монетный двор».
№№ 152078,152485,154290,159470.
5а. То же, что в п. Зд. Крепление булавочное.
№ 171687.
56. То же, что в п. Зд. На аверсе знака лента с надписью покрыта холодной белой эмалью. Крепление булавочное.
№ 169978.
6. Аверс знака покрыт холодной эмалью. Все накладные детали закреплены с помощью усов, а не заклепок.
На реверсе знака вверху на знамени, под ушком, стоит овальное клеймо «ЛМД». Крепление винтовое. Гайка из белого металла с надписью: «Ленинградский монетный двор».
Тип 6. Знак образца 1994 года
1.Варианты изготовления не установлены. №№ 183249 — 199222.
Тип 7. Знак образца 2002 года
1. Варианты изготовления не установлены С№ 199223.
НУМЕРАЦИЯ—20.04.1936 7534 — 27.03.1940—11.03.1940 8210 — 21.03.1940—07.05.1940 10150 — 07.05.1940 11848 — 06.07.1940 14847 — 26.04.1942 17095-06.07.1943 18249 — 1943 24518 — 16.03.1944 32587 — 04.04.1944 39391 —06.11.1944 45068 — 25.02.1945 59951 —05.08.1945 66421 —29.11.1945 69317 — 04.01.1946 77868 — 07.03.1949 97214 — 25.01.1956 97571 — 24.01.1955 100177 — 22.09.1950 105954 — 21.11.1957 114718 — 05.11.1963 119071—02.04.1968 134826 — 18.05.1977 142291 — 11.03.1982 145902 — 04.04.1984 152078 — 27.04.1987 154290— 17.07.1985 160083 — 14.06.1988 169978 — 06.02.1991 184574-02.05.1995 185578 — ОЗ.О8.1995 200014 — 26.10.2002
Приложение 1
ПОЛОЖЕНИЕ О ЗНАКЕ
ПОЧЕТНОГО ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНИКА
(Утверждено Постановлением ЦИК СССР от 13.05.1933 г.)
1.Знак почетного железнодорожника выдается работникам железных дорог Союза ССР за следующие заслуги на ж.-д. транспорте:
а) за предотвращение крушения поездов, гибели транспортных сооружений, подвижного состава, машинного оборудования и спасение потерпевших при крушении;
б) за образцовое проведение особо ударных работ и заданий;
в) за внесение технических улучшений;
г) за образцовую работу, результатом которой явились технические и экономические достижения на транспорте;
д) за изобретательскую деятельность;
е) за заслуги научно-исследовательской работы в области транспорта.
2.Знак почетного железнодорожника выдается по постановлению наградной комиссии НКПС как по ходатайству прямых начальников представляемых, так и партийных, профессиональных и других общественных организаций на транспорте по месту их работы.
3.Знак почетного железнодорожника носится на левой стороне груди.
4.Работник железнодорожного транспорта, получивший знак почетного железнодорожника, должен служить примером образцового выполнения своих обязанностей.
5.Имеющим знак почетного железнодорожника, как работающим на транспорте, так и оставившим его за переходом на другую работу или социальное обеспечение, предоставляется право:
а) состояния членами железнодорожных клубов;
б) сохранения жилплощади в домах, подведомственных НКПС;
в) беспрепятственного входа на перроны и прохода по станционным путям, где не требуется особых пропусков.
6.Получившие знак почетного железнодорожника пользуются правом бесплатного проезда по сети дорог СССР в мягких вагонах по нормам, установленным для работников железнодорожного транспорта.
7.За получившими знак почетного железнодорожника сохраняется право ношения форменного обмундирования после оставления работы на транспорте и получения обмундирования на общих со всеми работниками железнодорожного транспорта основаниях.
8.Лишение знака почетного железнодорожника производится постановлением наградной комиссии НКПС на основании судебных приговоров и за поступки, порочащие и несовместимые с должным выполнением обязанностей.
ПОЛОЖЕНИЕ О ЗНАКЕ «ПОЧЕТНОМУ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНИКУ»
(Утверждено приказом МПС СССР № 1235у от 21.10.1985 г.)
1.Общие положения
1.1.Знак «Почетному железнодорожнику» является высшей наградой Министерства путей сообщения.
1.2.Знаком «Почетному железнодорожнику» награждаются работники железнодорожного транспорта за достижение наивысших результатов в труде, разработку и внедрение достижений науки, техники и совершенствование деятельности железнодорожного транспорта, а также за самоотверженные действия, связанные с обеспечением безопасности движения и сохранности перевозимых грузов. К награждению знаком представляются рабочие, инженерно-технические работники и служащие, длительно и безупречно проработавшие на железнодорожном транспорте, пользующиеся авторитетом в трудовых коллективах.
В исключительных случаях за особые заслуги перед железнодорожным транспортом знаком могут быть награждены лица, работающие в других организациях.
1.3.К высшей отраслевой награде представляются работники, как правило, ранее отмечавшиеся какими-либо наградами МПС или завоевавшие звание лучшего работника по профессии на железнодорожном транспорте.
1.4.За особо выдающиеся достижения в труде, создание высокоэффективной техники и технологии, фундаментальные разработки и исследования в области развития и совершенствования работы транспорта может
быть произведено награждение вторым и третьим знаком.
1.5.Награждение знаком «Почетному железнодорожнику» является одним из важнейших моральных стимулов в развитии трудовой и общественной активности советских железнодорожников, в борьбе за осуществление задач коммунистического строительства.
Работник, удостоенный знака «Почетному железнодорожнику», должен служить примером образцового выполнения своего служебного долга, творческого отношения к труду, сознательной дисциплинированности и ответственности за порученный участок работы, улучшение деятельности железнодорожного транспорта.
1.6.Приказы о награждении знаком «Почетному железнодорожнику» публикуются в изложении в газете «Гудок», в дорожных и других многотиражных газетах, в журналах железнодорожного транспорта.
2.Порядок представления к награждению
2.1.Награждение знаком «Почетному железнодорожнику» производится министром путей сообщения по представлению управлений МПС железных дорог, Всесоюзного научно-исследовательского института железнодорожного транспорта
2.2.Ходатайство о награждении знаком «Почетному железнодорожнику» возбуждается руководством предприятия, организации и учреждения совместно с партийной и профсоюзной организациями трудового коллектива, в котором работает лицо, представляемое к награждению.
2.3.Представления предприятий, организаций и учреждений железных дорог направляются в отделения, а затем управление дорог, центрального подчинения — в соответствующие управления МПС.
3.Порядок вручения знака
3.1.Вручение знака «Почетному железнодорожнику» производится в торжественной обстановке, как правило, в трудовом коллективе, где работает награжденный министром, заместителем министра, членами коллегии МПС, начальниками и заместителями начальников управлений МПС, начальниками железных дорог, отделений дорог, метрополитенов, территориальных объединений промышленного железнодорожного транспорта, директорами институтов, ректорами вузов и начальниками заводов.
3.2.Награжденному одновременно с вручением знака «Почетному железнодорожнику» выдается удостоверение установленного образца и денежная премия или ценный подарок.
4.Права и льготы награжденных
4.1.Лица, награжденные знаком «Почетному железнодорожнику», имеют право:
4.1.1.Работающие на железнодорожном транспорте, перешедшие на выборную работу в общественные организации железнодорожного транспорта, уволившиеся с железнодорожного транспорта в связи с переходом на пенсию (в том числе поступившие на работу после ухода на
пенсию в нетранспортные организации) — на бесплатный проезд в мягком вагоне (при отсутствии в схеме поезда мягких вагонов — в вагоне «СВ») по нормам, установленным для работников железнодорожного транспорта. Разовый билет прямого сообщения на текущий год может быть заменен пригородным проездным билетом на одно лицо для проезда на расстояние до 200 км в районе обращения пригородных и местных поездов.
4.1.2.На внеочередное оформление проездных железнодорожных билетов для себя и находящихся на иждивении членов семьи как в суточных, так и в предварительных билетных кассах, обслуживание в комнатах отдыха и камерах хранения железнодорожных вокзалов.
4.1.3.Свободного прохода в рабочее время в служебные здания МПС, управлений железных дорог и других подразделений железнодорожного транспорта.
4.1.4.На внеочередную установку квартирных телефонов в домах, телефонизированных от железнодорожных АТС.
4.1.5.На преимущества при прочих равных условиях с другими работниками предприятия, учреждения или opганизации в улучшении жилищных условий, выполнении услуг по ремонту квартир ведомственного жилого фонда, при распределении путевок в санатории, профилактории, пансионаты и дома отдыха, получении садовых участков, приобретении автомашин и промышленных товаров, продаваемых через торговые организации железнодорожного транспорта, моральном и материальном поощрении.
4.2.Лица, награжденные вторым и третьим знаками «Почетному железнодорожнику», дополнительно имеют право на бесплатный проезд на метрополитенах и бесплатную установку телефона от железнодорожных телефонных станций.
4.3.На предприятиях, в организациях и учреждениях, где работает награжденный двумя и тремя знаками, вывешиваются их портреты с описанием заслуг.
5.Порядок ношения, замены и лишение знака
5.1.Нагрудный знак «Почетному железнодорожнику» носится на правой стороне груди и на форменной одежде располагается непосредственно над эмблемой железнодорожного транспорта
5.2.Знаки и значки «Почетному железнодорожнику» и удостоверение к ним старого образца имеют наравне с новыми одинаковую силу и обмену на новые не подле жат.
5.3.Дубликаты нагрудного знака взамен утерянных, как правило, не выдаются. В случае утраты удостоверения к знаку по ходатайству администрации предприятия или организации может быть выдан дубликат удостоверения.
После смерти награжденного знак остается в семье как память.
5.5.Лишение знака «Почетному железнодорожнику» может быть произведено министром путей сообщения за поступки, порочащие звание почетного железно дорожника.
Приложение 2
Народные комиссары и министры путей сообщения СССР, РСФСР и РФ
НКПС СССР был образован 6 июля 1923 года 30 января 1931 года из его ведения были выделены речной и морской транспорт и образован Народный комиссариат водного транспорта СССР. 15 марта 1946 года Наркомат путей сообщения был преобразован в одноименное Министерство.
15 марта 1953 года Министерству были переданы функции упраздненного Министерства автомобильного транспорта СССР. 26 августа 1953 года функции руководства автомобильным транспортом были переданы во вновь созданное Министерство автомобильного транспорта и шоссейных дорог СССР. 26 декабря 1991 года МПС СССР было ликвидировано в связи с прекращением существования СССР.
15 ноября 1991 года было сформировано первое некоммунистическое российское правительство («кабинет реформ») под председательством Президента РСФСР Б.Н. Ельцина. Министерство путей сообщения стало именоваться МПС РСФСР. В связи с утвержденным 16 апреля 1992 года VI Съездом народных депутатов официальным названием государства — «Российская Федерация», Министерство стало именоваться МПС РФ. 9 марта 2004 года Министерство путей сообщения РФ было ликвидировано, а его функции были переданы Министерству транспорта и связи РФ.
Дзержинский Феликс Эдмундович Рудзутак Ян Эрнестович Рухимович Моисей Львович Андреев Андрей Андреевич Каганович Лазарь Моисеевич Бакулин Алексей Венедиктович Хрулев Андрей Васильевич Ковалев Иван Владимирович Бетцев Борис Павлович Павловский Иван Григорьевич Конарев Николай Семенович Фадеев Геннадий Матвеевич (и. о.) Матюхин Леонид Иванович Фадеев Геннадий Матвеевич Зайцев Анатолий Александрович Аксененко Николай Емельянович Морозов Вадим Николаевич
06.07.1923 — 02.02.1924 02.02.1924 — 11.06.1930 11.06.1930 — 02.10.1931 02.10.1931 —28.02.1935 28.02.1935 — 22.08.1937 05.04.1938 — 25.03.1942 26.02.1943 — 20.12.1944 22.08.1937 — 05.04.1938 25.03.1942 — 26.02.1943 20.12.1944 — 15.03.1946 19.03.1946—05.05.1948 05.06.1948 — 14.01.1977 14.01.1977 — 29.11.1982 29.11.1982 — 26.12.1990 1990—1991
08.05.1991 —26.12.1991 20.01.1992 —1996 03.01.2002 — 22.09.2003 08.1996 — 14.04.1997 14.04.1997 —12.05.1999 16.09.1999 — 03.01.2002 08.10.2003 — 09.03.2004
В дальнейшем на всех знаках семафор раскрашивался цветной эмалью.
В дальнейшем все порядковые номера на знаках до конца 1960-х годов выбивались пуансонами.
В дальнейшем порядковый номер наносился только бормашиной и в одном и том же месте.
Михаил МУЗАЛЕВСКИЙ
Иллюстрации предоставлены автором.
Антиквариат Предметы искусства и коллекционирования № 1-2 (73) январь-февраль 2010 стр. 90