Тема ее живописных пейзажей — родная Украина, где близко и знакомо все еще по впечатлениям детства, Крым, Хорватия, Черногория... Ars longa, vita brevis. Пейзаж — это и неспешные мысли о вечной жизни природы. Мы приходим и уходим, но навсегда остаются океаны, горы, долины, поля, холмы, озера, леса.
Валентина Сафина родилась в Кривом Роге Днепропетровской области. Училась у Б.Косарева, В. Грабаря, С. Рыбина и Н. Трегуба в Харьковском художественно-промышленном институте (ныне Академия дизайна и искусств), который окончила в 1987 году. Сейчас она сама преподает в Харьковской педагогической академии и работает в творческой мастерской. В 2000 году Валентина стала членом Национального Союза художников Украины. Еще с 1993 года она — постоянный участник республиканских, всеукраинских и международных выставок. Ее произведения есть не только в частных коллекциях на родине, но и в России, Англии, Германии, Японии, Китае, США...
Сначала ее больше привлекала поэзия городских пейзажей. Валентина писала виды Харькова, Киева, в последние годы — Москвы и таких городов Хорватии, как Ровень, Пула, Истрия. Судьба распорядилась так, что, не доехав до Ленинграда, она осталась учиться в Харькове. Увидев этот город, Валентина навсегда отдала ему свое сердце, полюбила его характер, его удивительную архитектуру. Харькову посвящены ее «Пейзаж с розами» и «Облако», Харьковской области — «Мартовский снег». Холсты «Лилии цветут» и «Пруд. Осень» дарят нам образы природы, созвучные и среднерусской полосе, и украинским просторам. Они крепко композиционно построены, но, как объясняет сама Валентина, ее все больше увлекают движение кисти, стремительность мазка и ощущение живописного пятна. Иногда для нее важнее не тема и композиция, а декоративно-цветовой строй картины. Она как бы невзначай открывает для себя сначала один, пусть даже самый маленький мазок, а потом от него все и идет. Здесь есть гармония цвета и света, музыкальные созвучия тихой лирической задушевности: вода, отразившая бездонное небо, солнечные лучи, будто пронзающие лепестки кувшинок, наполняющие светом листву деревьев и желтеющие поля. Выразительно контрастны холод водных глубин и жар солнечных завихрений в камышах и кувшинках. В этих картинах — и лучи солнца, и нежное дыханье свето-воздушного пространства, и яркий отсвет осеннего «пышного природы увяданья, в багрец и золото» одетых лесов. Это природа созвучна душе человека, его настроению и состоянию. В этюде «Славяногорск» яркая оранжево-охристая листва дерева, словно облако осеннего света, — цветовой центр, основа композиционного строя, а вокруг неяркие пастельные краски бескрайних полей, густых лесов, убегающей вдаль дороги, петляющей речушки.
Поэтическое раздумчивое трактование натуры — пушкинское «печаль моя светла» — традиция лирического пейзажа «Я всегда обращалась к произведеничям Врубеля и художникам, которых можно почувствовать, «прочитать», следуя за движением их кисти. — говорит Сафина. — В этом движении скрыта внутренняя энергия работы». Ей так же близко творчество В. Борисова-Мусатова и А. Головина, а среди европейских мастеров она особо выделяет Рембрандта: «У него я всегда вижу и чувствую слитую воедино стихию цвета и света..».
Попав однажды в Крым, Валентина сразу и навсегда влюбилась в природу этого уникального места Она много путешествовала здесь с семьей, это были Гурзуф, Судак, Ялта, Ай-Петри, Демерджи, Лучистое... Крым открылся ей своей неповторимой красой и стал одной из главных тем ее картин. В них иная цветовая гамма, даже солнце иное: «Закат» в Судаке, «Гурзуф». В картине «Ай-Петри» она предпочла оливковые, зеленые, земляные тона и красно-кирпичную охру. Композиционно узкая полоска неба создает впечатление, будто вершина горы Ай-Петри упирается в небо. Красное пятно крыши дома контрастирует с бело-золотой стеной. Охристая крыша почти на пересечении композиционных диагоналей картины. А дальше, как круги по воде, расходятся цветовые аккорды. Темной зелени деревьев созвучны зеленые пастбища гор, желто-коричневая земля находит отсвет на горных склонах, холодно-снежные вершины как бы перекликаются с белизной стен, слепящей глаза, — так и кажется, что неостывшие краски пульсируют, дышат, создавая перед нами образ горного Крыма, напоенного горячим воздухом.
Сафиной свойственно чуткое понимание характера, особых черт каждого конкретного места, к которому она приросла всем сердцем. Она не проецирует себя в природе, не часто являет нам и фигуру человека, но одухотворяет каждую черту, каждую деталь любимой природы — холмы и небо, тропинки и ручьи, море и скалы... Ее пейзажи наполнены не только внутренней энергетикой, они как будто излучают свет. Особенное отношение художника к светоносным краскам чувствуется и в картинах, посвященных последним путешествиям по Хорватии и Черногории. Так, «Плитвицкие озера», из серии «Зеркала Хорватии», написаны в голубовато-жемчужной гамме: мягкие переходы цвета от холодного серого к разбеленным голубым тонам, оранжево-лиловым отсветам солнца на поверхности озер, синеве небес. Пластика мазка создавая свето-воздушную среду, передает даже дрожание воздуха и света, своеобразную красоту хорватских земель. А вот украинский «Вечер» — уже совершенно другой по характеру, цветовым сочетаниям зеленовато-охристых тонов с лилово-голубыми. Здесь рассеянный свет, гармония композиции созданы плавными раздумчивыми движениями кисти. В «Плитвицких озерах» прозрачная голубовато-фиолетовая холодная гладь воды и созвучного ей неба чуть возмущаются условными зелено-коричневыми завихрениями камышей на переднем плане. В озере отражаются небо и кроны деревьев, диагонально поднимающиеся к правому верхнему углу картины. Гармоничному цветовому сфумато не противоречат черный тонкий, словно штрих, силуэт лодки и маленькая, как восклицательный знак, фигурка человека в ней — как едва угадывающийся композиционный геометрический центр композиции.
Совершенно другой — ровеньский «Пейзаж с красным домом» (из серии «В летний день белого солнца»). Ритм в нем диктует композиционно-цветовая гармония прямоугольников окон и стен, ромбов крыш и вертикальных параллелепипедов труб. «Колизей» в Пуле — часть огромного римского форума. Здесь яркие тона. Все валеры сине-голубого, бирюзового неба просвечивают сквозь огромные проемы окон. Ослепляющий белый свет солнца бликует, отражаясь от его могучих стен. Большая часть работы занята Колизеем, внизу — люди, над ними — узкая вертикальная полоса неба В этом «непарадном портрете» исторической достопримечательности Валентину Сафину интересуют пластические и декоративные возможности живописи, своеобразная скульптурная композиция пастозных мазков в двухмерном пространстве картины.
А «Белый день» можно представить как город-парусник. Это марина со взбирающимися на склон разноцветными домиками, от красных черепиц крыш которых отражается солнце. Вертикаль башни — мачта, весь город — нос огромной яхты, которая, как кажется, вот-вот отправится в путешествие. Валентина рассказывает: «Под солнцем Адриатики все цвета палитры плавятся в белом и вливаются в прохладу неба и моря: Колизей, старый город, марины — как миражи в полуденном солнце». В Истрии, в этом горячем воздухе Красного острова, даже луна кажется отражением солнца в «Пейзаже с луной».
Много мелких, будто кубики мозаики, сияющих изнутри мазочков, передающих блики воды, солнечные зайчики, разноцветие выстроившихся, как на старте, морских красавиц — в «Яхтах» и «У причала». Так передать воду, свет, дрожание воздуха в своих легких по цвету и беглых по рисунку холстах умел французский фовист Рауль Дюфи. И у Валентины Сафиной в этой Хорватской серии все очевиднее поэтическая свежесть и непосредственность изображаемого, жизнерадостность и декоративная красочность образов.
Итак, Художник видит своим Учителем прежде всего природу. Но не менее важны для Сафиной и ее творчества и произведения старых мастеров. В ее ранних пейзажах переплетаются импрессионистические мотивы с пейзажами-настроениями мастеров Серебряного века. Однако они более камерны, в них — красота и поэзия обычного, обыденного в природе. Это лишенные внешней эффектности виды, с присущей им этюдной непосредственностью композиции и колорита. В произведениях Валентины Сафиной лирические интонации соединяются с повышенной звучностью цвета. Сегодня в ее творчестве все чаще подчеркивается выразительность композиции, цветового пятна, гармоничности колорита. Все важнее становится целостность художественного образа при отточенности деталей, тонко нюансированных оттенках цвета, пастозных мазках, создающих пластическую композицию. Думается, именно в этом видит художник Валентина Сафина архитектонику своих картин, да и природу самой живописи. Это помогает ей создавать художественный образ, так и кажется, что ее рука получает сигнал и тогда: рука — кисть — краски — холст — мазок... Именно он — исходный эстетический элемент пространства картины, ее основа.
В произведениях Валентины Сафиной ощущаешь какое-то мимолетное, а оттого еще более драгоценное чувство гармонии. Природа в ее картинах живет своей особой, значимой и таинственной жизнью, поэтому и возникает ощущение чуда «Сюжеты не выбираю — нахожу созвучные внутренним чувствам, ритмам, цветам, как музыканты слышат отдельные звуки и создают свои мелодии. Законы цвета, композиции, гармонии близки для музыки, живописи, литературы и, наверное, для жизни. Белое и черное, круг и квадрат есть во всем. Для меня белое — утро, дождь, ожидание. Я в работах ближе к состоянию утра, где все краски дня еще впереди...»
Татьяна ЗУЙКОВА
Журнал «Антиквариат, предметы искусства и коллекционирования», № 40 (сентябрь 2006), стр.88