С древности и до середины XIX века для быстрой просушки чернил после письма использовали Мелкий кварцевый песок, который насыпали в открытые или закрытые емкости — песочницы.
Закрытые песочницы были удобнее и очень напоминали солонки, так как в крышках имелись маленькие отверстия. Достаточно было перевернуть песочницу, и песчинки плавно распределялись по листу с только что написанным текстом, после чего песок стряхивали. Песочницы выпускали как в составе чернильных приборов, так и отдельно. В первой половине XIX века самостоятельные песочницы (а именно они представляют наибольший интерес для коллекционеров) изготавливали из простого или молочного стекла, реже фарфора, и дополняли бронзовыми или латунными крышками, часто с фигурными ручками — для удобства.
Со второй половины XIX века, после появления промокательной бумаги, которую профессионалы называют «пропускной», или «бюварной», интерес к песочницам начал падать. Обычно листы промокательной бумаги хранили вместе с писчей бумагой и конвертами в специальных папках — бюварах, откуда их извлекали по мере надобности. Чтобы удобнее было промакивать написанный тест, придумали приспособление особой формы, состоящее из верхней крышки и дугообразной пластины-колодки, на которую натягивалась цветная промокательная бумага. Такой предмет мы привычно называем пресс-папье (фр. presse-papiers; presser — нажимать + papier — бумага). Однако до 40-х годов XX века в России термин «пресс-папье» толковалось, как тяжелый предмет — пресс, при помощи которого придавливали листы бумаги на письменном столе. Предмет же, предназначенный для промокания, назывался пресс- бюваром, в чем нетрудно убедиться, заглянув в многочисленные прейскуранты фирм, магазинов и организаций, имевших отношение к производству или продаже канцелярских принадлежностей.
Незамысловатая конструкция пресс-бюваров не предполагала какого-то особого «полета фантазии» при их изготовлении. В первую очередь ценилась добротность вещи, сделанной таким образом, чтобы накладываемая на пресс-бювар бумага не морщилась и мягко ложилась на написанный чернилами текст. Пресс-бювары делали из различных сортов дерева: красного и черного, карельской березы, ореха, ольхи, дуба, ясеня, чинары, кипариса и др. Для верхних крышек кроме дерева использовали поделочные камни, металл, реже стекло. Крышки имели ручки различной формы, были абсолютно гладкими или с инкрустацией, резьбой, росписью, накладными элементами, скульптурой. Одновременно широким спросом пользовались и никелированные пресс-бювары американского дизайна в форме плоских прямоугольных или выгнутых пластин с ручками.
Среди пресс-бюваров в составе многопредметных чернильных приборов, сделанных по специальным заказам, конечно, встречались и настоящие произведения искусства.
В отличие от пресс-бюваров, заменить которые можно было просто отдельными листами промокательной бумаги, функцию пресс- папье при необходимости выполняли любые тяжелые предметы, оказавшиеся под рукой, будь то настольная скульптура, небольшая визитница на подставке, пепельница, копилка или шкатулка. Нешаблонно мыслящие люди иногда выбирают весьма необычные вещи. Вспомнить хотя бы графа Бенкендорфа. Работая с бумагами, он использовал в качестве пресс-папье... кусок от гроба Александра I. И все же именно потребность в строго функциональном, но в то же время эстетически совершенном предмете — пресс-папье или накладке («плитке на бумаги» или «нагнетке» — в толковании Владимира Даля), привела к тому, что на протяжении XIX века рынок наполнился самыми разнообразными образцами этой продукции.
Долгое время пресс-папье оставалось штучным товаром, любое упоминание о котором представляет интерес. В царствование Екатерины II на Императорском фарфоровом заводе с 1764 года трудился некий Арнульт, мастер, добросовестно зафиксировавший в специальной ведомости дату начала своей работы над «накладкой на бумагу, представляющей лежащего купидона с луком и колчаном». В другом, более позднем документе Императорского фарфорового завода — «Регистре фарфоровым вещам, назначенным к публичной выставке...» (проходившей в 1829 году в Санкт-Петербурге) — наряду с вазами, цветником, дежене (сервизом для завтрака) упоминаются две «сплошь вызолоченные» накладки: одна с фигурой купидона, сидящего на барабане, другая — с фигурой читающего человека.
В настоящее время в мире насчитывается более 200 тысяч коллекционеров пресс-папье. Для многих из них вопрос выбора давно решен в пользу конкретного материала, из которого изготовлен образец. Самыми популярными считаются пресс-папье из стекла круглой, многогранной, реже квадратной формы, украшенные в техниках миллефьори, филиграни и кристаллокерамики. Впервые подобные прессы появились в Италии, Франции и Богемии в середине 40-х годов XIX века, стоили дешево и очень скоро стали предметом страстного собирательства. Во Франции основными центрами их производства были крупнейшие стекольные заводы: Баккара (Baccarat), Клиши (Clichy), Сен-Луис (Saint Louis). Именно знаменитый Дом Баккара, основанный еще в 1765 году и существующий поныне, выпустил там первые образцы.
Техника миллефьори (что в переводе с итальянского означает «тысяча цветов»), изобретенная еще в Древнем Египте, с успехом применялась ремесленниками Александрии во II веке до н.э., а позднее и мастерами Древнего Рима. В XV веке венецианские стекольщики довели ее до совершенства. Французские же специалисты XIX века не только блестяще освоили дело, но и ввели новые декоративные сюжеты, научившись помещать в толщу прозрачных изделий разнообразные композиции из цветов, фруктов, животных, птиц, насекомых, геометрических узоров, используя для решения высокохудожественных задач тонкие диски, напоминавшие по конфигурации цветы. Диски получали в результате соединения в пучок и разрезания, после предварительного нагрева, множества тонких цветных дротов (трубочек) различного типа. Их накладывали на очень разогретое стекло, повторно нагревали и затем выдували изделие.
Способ декорирования пресс-папье в технике филиграни предполагал использование тонких стержней из цветного или молочного стекла, которые вставляли в стеклянную массу для определенного рисунка.
Необычайно популярными были пресс-папье, украшенные в технике кристаллокерамики (известной также как камео-инкрустация или сульфиды). Она была изобретена в середине XVIII века в Богемии, а достигла необычайных высот в XIX веке во Франции. Суть этой техники в том, что внутрь стекла помещают медальон или иной объект, выполненный из керамики, фарфора, гипса, алебастра. Особым спросом пользовались пресс-папье, выпущенные заводами Баккара и Клиши, с портретами известных людей того времени: Наполеона Бонапарта, Наполеона III, герцога Орлеанского, королевы Виктории, императора Николая I и других коронованных особ. Изображали также библейских героев и знаменитых писателей. Портреты часто помещали на ярком цветном фоне: голубом, бирюзовом, зеленом, розовом. На заводе Сен-Луис «любимыми» объектами для таких прессов были отдельные цветы или букеты, прекрасно дополнявшиеся всевозможными ком позициями в технике миллефьори.
В 1851 году в Лондоне, в знаменитом Хрустальном дворце, построенном специально для Первой Всемирной выставки промышленной продукции, были представлены французские и немецкие (богемские) стеклянные пресс папье. Интерес к этим работам оказался таким, что почти сразу британские и немного позднее и американские фирмы по производству стекла стали копировать, производить и совершенствовать увиденное. Однако именно французские пресс-папье середины XIX века считаются художественной вершиной в истории их развития. В настоящее время стоимость лучших образцов на европейском антиквар ном рынке может превышать 20 000 евро.
В России в XIX веке стеклянные и хрустальные пресс папье производили на Императорском стекольном заводе (ИСЗ), крупных стекольных заводах Бахметьевых и Мальцевых, основанных еще в XVIII веке, и других предприятиях. Речь идет о комбинированных прессах, имеющих вполне традиционную форму — прямоугольное стеклянное или хрустальное основание, украшенное, в различных техниках гранения, на котором помещалась небольшая фигура или композиция из фарфора или золоченой бронзы. В инвентарной книге ценностей Екатерининского дворца в Царском Селе упоминается стеклянное пресс-папье 1820 года, фигура для которого была выполнена на Императорском фарфоровом заводе. На подставке в виде книги из черного шлифованного стекла помещена золоченая фарфоровая фигура Афины, опирающейся на щит. В России во второй половине XIX века для декорирования пресс-папье S тоже применялись техники филиграни (известная еще как «венецианская нить») и кристаллокерамики, однако в большинстве случаев их использовали для украшения плакеток, медальонов, посуды и других изделий.
В конце XIX — начале XX века в нашей стране были популярны круглые пресс-папье из цветного стекла или хрусталя «с пестрым рисунком», матовые пресс-папье в форме льва, медведя, собаки, черепахи и других животных. Неизменным спросом пользовались хрустальные пресс-папье в форме яиц, украшенных гравировкой и золочением. К сожалению, основная масса этих изделий не сохранилась.
Кроме стекла и хрусталя для изготовления пресс-папье зачастую использовали различные поделочные камни, часто в комбинации с бронзой. В России во второй четверти XIX века самым модным из камней был малахит. В Петербурге, Москве и других городах работали многочисленные камнерезные заведения, которые наряду с заказанными крупными художественными вещами изготовляли для продажи небольшие шкатулки, чаши, вазы, чернильные приборы, пресс-папье. Бронзовые детали к ним выполняли, как правило, мастера специализированных бронзолитейных мастерских. При этом они часто копировали известные французские образцы. Пресс-папье из малахита входили в ассортимент Императорских гранильных фабрик в Петергофе (ПГФ) и Екатеринбурге (ЕГФ), их выпускали в Петербурге на фабрике малахитовых изделий (ФМИ) Н.Д. Демидова, фабрике бронзовых изделий Верфеля (занимавшейся в первую очередь различными камнями, а затем художественной бронзой) и других предприятиях. Изделия различались по сложности и качеству исполнения, что отражалось на их цене.
На крупнейшей в России Екатеринбургской гранильной фабрике выпускали знаменитые пресс-папье с накладками из каменных фруктов (впервые появились на рынке в ЗО-е годы XIX века). Для подставок использовались малахит, лазурит, яшма, змеевик, мрамор и др. Но самыми удивительными были фрукты, изготовленные из драгоценных и поделочных камней. Например, малину делали из родонита, морошку — из янтаря и коралла, виноград — из горного хрусталя или аметиста, вишню — из сердолика. Для белой смородины шел белый халцедон, причем каждый шарик будущей кварцевой ягоды разрезали на половинки, чтобы прорезать жилки.
На протяжении всего XIX века среди основных материалов для изготовления пресс-папье оставалась бронза и ее сплавы. Крупные и мелкие бронзолитейные мастерские Петербурга, Москвы и других городов выпускали небольшие «кабинетные» предметы, среди которых были и пресс-папье.
Одной из лучших фабрик в первой половине XIX века была петербургская фабрика П.А.Шрейбера, представившая на выставку 1829 года несколько бронзовых прессов, часть из которых, как считается, была исполнена по его моделям.
Во второй половине XIX столетия (1860—1880-е годы) помимо предметов, исполненных «под готику», в стилях ренессанс, рококо, появились изделия в новом русском стиле. Рынок наводнили многочисленные пресс-папье, копировавшие, правда, не всегда удачно, предметы русского быта: рукавицы, лапти, самовары...
Важнейшим направлением в русском декоративно-прикладном искусстве того времени был реализм. Известные петербургские бронзовщики А.Н.Соколов и Ф.Шопен одними из первых стали выпускать наряду с другими предметами пресс-папье с реалистическими фигурками людей и животных. Так, «Бронзовых, серебряных и золотых изделий заведение» А.Н. Соколова, известное в Петербурге с 1856 года, специализировалось на выпуске письменных и каминных осветительных приборов, украшенных анималистической скульптурой. В 1860-е годы к работе был привлечен скульптор Н.В.Либерих, который не только замечательно передавал наружность всевозможных представителей фауны, но и очень точно изображал их движения и позы. Не оставались без внимания даже шерсть и кожа животных, виртуозно воспроизводившиеся в бронзе. Среди известных прессов Либериха — «Собака пойнтер», «Медведица», «Кабан убитый».
Другим знаменитым скульптором-реалистом, работы которого получили большое признание в прикладном искусстве, был ЕАЛансере. Почти все его модели отлиты на самом крупном бронзолитейном заведении России — фабрике Ф. Шопена в Петербурге, основанной в 1805 году и просуществовавшей до начала XX века. В 1870-е годы по моделям Лансере выпускались пресс-папье «Собака лежащая» и «Пастушок» (в составе многофигурного письменного прибора).
Известно, что почти все прессы, отлитые в конце XIX века по моделям Либериха, Лансере и других талантливых скульпторов, имена которых история, к сожалению, не сохранила, воспроизводил в чугуне Каслинский завод на Урале. В каталоге завода за 1899 год среди различных кабинетных вещей представлено 65 пресс-папье, изображавших чаще всего домашних животных, диких зверей, рыб, птиц (в основном «убитых») и лишь изредка людей. Оригинальным вещам, к сожалению, присваивали вовсе неоригинальные названия: «Медвежонок валяющийся», «Олень раненый», «Перепёлка убитая» и т.п.
Сегодня на российском рынке можно найти пресс-папье на любой вкус и кошелек. В антикварных магазинах продаются пресс-папье XIX—XX веков, выполненные из самых разнообразных материалов, в первую очередь, традиционных: стекла, камня, серебра, бронзы, дерева и кости. К сожалению, цены на обычные вещи простого дизайна и серийного производства зачастую непомерно завышены. Отчасти это оправдано возросшим спросом — в XXI веке пресс-папье не только коллекционируют, вновь стало модным украшать ими письменные столы. Для взыскательных покупателей в продаже — круглые стеклянные пресс-папье хорошего качества от чешской фирмы Beranek (основана в 1940 году), фигурные хрустальные пресс-папье немецкой фирмы Goebel, пресс-папье из костяного фарфора английской королевской мануфактуры Royal Crown Derby, пресс-папье в стиле «antique» ведущего европейского производителя Francesco Rubinato. Лимитированную партию пресс-папье «ТУ», напоминающих по форме экран первых телевизоров, выпустила фирма В&В Italia по эскизам известного японского дизайнера Наото Фукасавы.
История пресс-папье продолжается.
Нина ЧАЛЕНКО
Антиквариат Предметы искусства и коллекционирования № 7-8 (49) июль-август 2007 стр. 34