Крым — один из перекрестков мировой культуры — осколок (Древней Эллады, провинция просвещенной Византии, уголок экзотического Востока. Благодатная земля полуденной Тавриды испокон веков влекла к себе взоры художников. Здесь жили и творили такие знаменитые Мастера, как Айвазовский, М. Волошин, К. Богаевский. В Крым любили приезжать известные живописцы второй половины XX века Р. Фальк, А.Куприн, И.Чекмазов, Б.Фаворская. Современные русские художники достойно продолжают традиции прошлого.
Настоящее Место художника в истории Мировой культуры определяет время — самый строгий, беспощадный и справедливый судья. Есть в иерархии культурных ценностей своя «табель о рангах» и ранги эти различны, как в пределах национальной культуры, так и в Масштабе Мировом. Народный художник Украины, лауреат Государственной премии Украины имени Т.Г.Шевченко Федор Захаров был известным и уважаемым художником в своем регионе, но настоящего признания при жизни не получил. Думается, пришла пора вывести имя этого талантливого живописца из категории Местной знаменитости и поставить его наконец в один ряд с известными мастерами отечественного и европейского искусства.
Он не был автором новых форм, зачинателем новых направлений, но уровень его дарования и I масштаб его личности определили самобытность всего его творчества, в котором саккумулировались лучшие достижения русского реализма XIX века, русских живописных колористических традиций рубежа XIX — XX веков и, наконец, советского искусства первой поло вины XX столетия, а также французского импрессионизма и постимпрессионизма. При всем многообразии источников, питавших его «жадную» творческую натуру, главным оставался природный дар, способность художника отдавать живописи всю силу своей души. Мощный энергетический заряд его полотен вызывает адекватный эмоциональный отклик. Правда, до восприятия работ Ф.Захарова нужно дорасти, чтобы быть способным к глубокому сопереживанию образов. Сам художник воспринимал жизнь и природу крайне эмоционально.
Вся творческая деятельность художника связана с Крымом, куда он приехал после окончания института имени В.И.Сурикова в 1950 году и остался до конца жизни.
Обладая редким цветовидением, он свое красочное впечатление всегда обогащал накалом чувств, не боясь быть предельно открытым, иногда даже дерзким, но чаще — по-своему лиричным а, главное, всегда искренним. Для живописи Ф.Захарова характерна цветовая интенсивность, порой контрасты цвета кажутся почти несовместимыми. Однако присущая живописному дару художника гармония смиряет его декоративный темперамент.
Захаров мастерски использовал цвет, тон, полутон, то есть все тончайшие живописные нюансы. Работал быстро, стремительно, едва поспевая за биением своего сердца. Писал и кистью, и мастихином, и ладонью, стараясь ничего не упустить, не утерять в процессе созидания образа. Чистый яркий цвет в его полотнах глубок и эмоционально наполнен. Его палитра — преимущественно светлая и сочная, с максимальным использованием всего красочного спектра в пределах каждой конкретной картины. Несомненно, цвет — главное формообразующее средство в живописи художника. Если французские импрессионисты, а вслед за ними В.Серов, К.Коровин и другие русские художники «раскрепостили» цвет, вернули ему «самоценность», то Ф.Захаров насытил цветовое пятно и красочный мазок страстностью, дал цвету особую глубину и значимость. В отличие от импрессионистов он не разрушал форму, сохраняя осязаемость, материальность предметного мира. В «недра» реалистического изображения Ф.Захаров внес чувственность, импульсивность восприятия мира, свойственные западноевропейским художникам начала XX века. При этом он сохранил ощущение значительности и «весомости» зрительной формы, присущее русскому пониманию образа в изобразительном искусстве. А внутреннюю вольницу, стихию души выплеснул в широкой, раскованной манере письма. Такое соединение разных начал дает, с одной стороны впечатление легкости, с другой — основательности образа.
По эмоциональной и колористической наполненности, сложности живописи Ф.Захарова можно поставить в один ряд с самыми известными художниками рубежа XIX — XX веков. В его творчестве есть проникновенность и серьезность образов В.Серова, широта и свобода письма К.Коровина, глубина и острота цвета Н.Фешина. И все это силой его темперамента накалено до предела и доведено до монументального звучания. Ощущение большой формы присуще даже камерным работам.
Этим мощным внутренним и живописным напряжением его произведений, их монументальной выразительностью определяется значительность и уникальность художника. Федор Захаров — маэстро и в передаче эффектов света. Яркий солнечный, рассеянный сумеречный, мягкий вечерний, холодный лунный — самые разные световые градации можно увидеть в пейзажах этого автора.
Интерес к творчеству мастера растет год от года как на Украине, в России, так и за их пределами. Его произведения покупают и галереи, и частные коллекционеры. Это пока еще не столько осознанное обществом понимание места художника в контексте культуры второй половины XX века, сколько интуитивный «нюх» на нечто подлинное, имеющее высокую художественную ценность. Поскольку творческая практика всегда опережает общественные потребности в культуре, процесс определения статуса художника Федора Захарова идет как бы в «нормальном темпе». В последние годы выставки Ф.Захарова экспонировались в Ялте, Симферополе, Киеве, Москве. Несомненно, со временем в созвездии европейского изобразительного искусства появится еще одна яркая, неповторимая звезда, имя которой — Федор Захаров.
Немногим художникам удалось выстоять перед соблазнами и натиском рыночной стихии, сохранить свои творческий и человеческий потенциал, продолжить и приумножить лучшие достижения отечественного изобразительного искусства.
Одним из таких мастеров современности является Валентина Петровна Цветкова — живая легенда Крыма, Почетный гражданин города Ялты, кавалер ордена Святой Ольги, Народный художник Укуаины. Произведения В.Цветковой украшают известные Музеи и галереи, солидные коллекционеры Мечтают приобрести картины Мастера, в ее Мастерскую стремятся попасть знатоки и любители искусства.
Она человек действия и сама строила свою судьбу. На первой большой выставке еще в студенческие годы В.Цветкова показала целую серию серьезных работ, посвященных рыбакам, и совсем юной была принята в Союз художников. После окончания астраханского художественного училища она перебралась в Крым и именно в Ялте сформировалась как художник, ибо южная природа как нельзя более соответствует ее натуре, ее темпераменту, импульсивному и взрывному.
После войны начинающая художница решилась принять предложение расписать храм в церкви поселка Трусово, что в предместье Астрахани.
В сорок лет она рискнула построить мастерскую, на что в те времена редко отваживались даже художники-мужчины, предпочитая годами ожидать выделения студии от Союза художников. Рядом с мастерской посадила сад и создала свой неповторимый «приют труда и вдохновенья».
В многообразии природы ее привлекают самые кульминационные моменты: буйное цветение весны, богатство и пышность красок щедрого южного лета, изобилие великолепных плодов осени. Цветы, как наиболее полное выражение красоты, — главная тема многих ее работ. Есть некая мистическая связь между фамилией художницы и ее любимым сюжетом. Она предпочитает крупные, сложные по своему строению разновидности цветов — пышные гроздья глициний, экзотичные магнолии, узорные соцветия ирисов, царственные розы — всегда на пике цветения, и чаще пишет множество цветов — букеты, охапки. Холсты для картин, как правило, выбирает большого формата, ей тесно в картинах малого размера.
Натюрморты с цветами на фоне пейзажа, написанные на открытом воздухе, принесли ей широкую известность. Они отличаются особой полнокровностью предметных форм, экспрессивной живописностью, декоративной звучностью. «Запечатленным восторгом» назвал известный французский писатель Андре Моруа подаренную ему В.Цветковой картину «Сирень». На выставке женщин-художниц в Париже в конце 60-х годов ее работы были названы среди лучших.
В.Цветкова тяготеет к панорамному охвату, к простору, особенно в больших полотнах. Композиция в картинах всегда продумана, уравновешена. В этюдах используются более динамичные, острые композиционные приемы, порой с необычными ракурсами. Пространство и определенная масштабность есть даже в маленьких набросках, как например «У пирамид», «Тауэр». Некоторая фрагментарность, асимметрия вносят живость, подвижность в изображение любого мотива. Укрупнение форм цветов и плодов в натюрмортах, соотношение пропорций архитектуры и человеческих фигур в пейзажах несут скрытую, но ощутимую монументальность, а порой и величавость, как, например, в панно «Горный Крым».
Все работы мастера отличаются явно выраженной динамикой. Четкий ритм предметов, цветовых пятен, света и тени присутствует в каждой картине: в натюрмортах «Ромашки», «Розы» он стремительный, порывистый; в пейзаже «Александрия» — размеренный, неспешный. Иногда ритм кажется несколько хаотичным, но именно ненавязчивость внутреннего движения дает естественность, активность любому сюжету.
Следует отметить еще одну особенность живописи Валентины Петровны — особую фактурность. Она применяет разные техники живописи и графики: акрил, масло, пастель, акварель, гуашь, карандаш, фломастер, но предпочитает писать маслом, максимально используя все возможности этой техники — от широкого, рельефного, плотного мазка, кроющего большие плоскости, до мелкого, дробного, легкого, всегда сохраняя при этом следы движения кисти, «дыхание» живописной поверхности.
С годами в ее творчестве проявляются разные грани личности. В картинах, созданных в молодые годы, поражают сила и накал чувств, в работах зрелого возраста привлекают утонченная простота и мудрость созерцания прекрасного.
В своем творчестве Валентина Цветкова продолжает лучшие традиции русской реалистической школы, русского и французского импрессионизма, а в какой-то мере и экспрессионизма. Это прослеживается в ее приверженности живой натуре и достоверной трактовке предметных форм, в живописно-пластической остроте, «повышенной цветности» картин, в ярко выраженной пленэрности, декоративности, в многообразии фактурных эффектов.
Живопись В.Цветковой была востребована всегда. Ее произведения экспонировались на самых престижных выставках советской поры, никогда не залеживались в художественных салонах, а в перестроечное время начался настоящий бум коммерческого интереса к творчеству художницы, причем без всяких на то усилий с ее стороны.
Цены на работы Цветковой повышаются, и их порядок определяется уже не столько пожеланиями автора, сколько спросом рынка и популярностью мастера. Образно говоря, на лету хватают все, что попадает в поле зрения. Мало того, в последние годы появилось много подделок «под Цветкову», которые пускают в оборот недобросовестные теневые дельцы. Чаще всего такое жульничество раскрывается, но проблема остается.
В.Цветкова — редкий автор, получивший при жизни признание. Она вошла в разряд коллекционных художников.
Людмила ШИРЯЕВА
Иллюстрации предоставлены автором.
Антиквариат Предметы искусства и коллекционирования № 7-8 (49) июль-август 2007 стр. 84