В последнее время коллекционеры и музейные работники все чаще обращают внимание на российские дужные колокольчики. Особый интерес представляют колокольчики с изображениями выставочных медалей.
Как появилась на них выставочная символика, призерами каких именно выставок (всероссийских, губернских, других региональных или международных) и в каком году стали изготовители этих изделий? Получить ответы на эти вопросы поможет, например, наличие на них той или иной выставочной медали (или отсутствие в ряду медалей какой-либо из них), что позволит достаточно точно определить время изготовления этих колоколов и колокольчиков.
Информация об участниках губернских и других региональных выставок позволила атрибутировать прежде всего мелких кустарей, которые зачастую не оставляли опознавательных надписей на своих изделиях. Например, многие вятские кустари первой половины XIX века, изготавливавшие дужные, почтовые, коровьи (пастушьи) колокольчики, стали известны благодаря сведениям об их участии в губернских сельскохозяйственных и кустарных выставках.
Знать историю выставочного движения в России важно не только для специалистов в сфере компанологии, на этих выставках экспонировались разнообразные произведения декоративно-прикладного искусства, а также ремесленные и кустарные изделия.
ВЫСТАВОЧНОЕ ДВИЖЕНИЕ В РОССИИ
Выставочное дело России в XIX — начале XX века было представлено достаточно развитой системой общенациональных и региональных выставок.
Всероссийские выставки
Самых престижных, Всероссийских выставок в XIX веке было проведено шестнадцать, они ведут свою историю с 1829 года, когда в Петербурге состоялась первая Российская мануфактурная выставка. До 1882 года они назывались Всероссийские мануфактурные выставки, или Выставки мануфактурных изделий, и проводились попеременно в наиболее крупных городах империи: Санкт-Петербурге, Москве, Варшаве. С 1882 года они стали именоваться Всероссийскими промышленными выставками, а в 1896 году в Нижнем Новгороде прошла самая представительная Всероссийская промышленная и художественная выставка. В литературе их, как правило, называют Всероссийскими производственными выставками без деления на мануфактурные и промышленно-художественные. Их российский характер подчеркивало то обстоятельство, что в конкурсах могли быть представлены товары только российских изготовителей. Проводились они по инициативе государства и за счет казны.
Высшая награда, которая присуждалась экспонентам на Всероссийских выставках, — Государственный герб, то есть право изображать его на изделиях, вывесках, рекламных материалах, упаковке. Специально регламентировались способы его изображения, в зависимости от основания возникновения права на использование его изображения. Если это право было получено как награда на Всероссийских выставках, то герб изображали золотым. Поставщики Двора Его Императорского Величества имели право помещать герб черного цвета с соответствующей надписью. Такую детализацию правил нельзя назвать излишний, поскольку случалось множество отклонений от установленных норм.
Первая Всероссийская мануфактурная выставка открылась 15 мая 1829 года в Санкт-Петербурге, в залах нового биржевого пакгауза (здание рядом с Биржей на Стрелке Васильевского острова). 33 губернии представили на ней 326 экспонатов, большую часть которых — Санкт-Петербургская и Московская губернии.
Выставка называлась мануфактурной, ее экспозиция состояла из образцов шелковых и шерстяных тканей, шалей, но наряду с этим были представлены и «различные об щеупотребительные изделия, как-то гвозди, канаты, стеклянная и глиняная посуда, ибо важнее роскоши вещи об щеполезные по самой дешевой цене», как писала газета «Санкт-Петербургские ведомости» (1829,22 июня, № 69). Выставка была организована под эгидой Министерства финансов, которое стремилось «ознакомить публику с успехами отечественной промышленности, победить предрассудки, дающие преимущество всему иностранному, и отличиями и наградами за изящнейшие произведения возбудить дух соревнования между фабрикантами и поощрить их к дальнейшему усовершенствованию своих изделий».
Вторая Всероссийская мануфактурная выставка состоялась в 1831 году в Москве.
Количество ее экспонатов — 531. Она породила новый для России вид выставочного издания — брошюру, это были «Мысли по случаю выставки в Москве изделий русской отечественной промышленности» Сергея Глинки. В дальнейшем подобные издания регулярно сопровождали такие мероприятия. Перечислим лишь несколько из них: «Обозрение Санкт-Петербургской выставки русской мануфактурной промышленности 1861года», автор — МЛ.Киттары, «Всероссийская мануфактурная выставка в промышленном отношении», автор — К.А.Скальковский (1870), «С Нижегородской выставки», автор — профессор В.А. Тихомирова (1896) и др.
В середине XIX века появился еще одни вид выставочного издания — газета, периодическое издание, выходившее в течение действия выставки (а они в конце века длились уже по 3-4 месяца). Как правило, выставочные газеты были ежедневными, на них открывалась подписка, назывались они без изысков: «Российская мануфактурная выставка 1870 года» (редактор И. А. Арсеньев), «Известия Всероссийской промышленной выставки в Нижнем Новгороде» (редактор НА. Мейнгарц). Помимо этих изданий выставки породили различного рода указатели, каталоги, путеводители, альбомы, справочники. С появлением фотографии в конце XIX века вошли в обиход альбомы участников выставки.
Третья Всероссийская мануфактурная выставка 1833 года в Санкт-Петербурге. Количество экспонатов — 632.
Четвертая Всероссийская мануфактурная выставка 1835 года в Москве. Количество экспонатов — 644.
Пятая Всероссийская мануфактурная выставка 1839 года в Санкт-Петербурге. Количество экспонатов — 1019.
Шестая Всероссийская мануфактурная выставка 1841 года в Варшаве. Количество экспонатов — 644.
Седьмая Всероссийская мануфактурная выставка 1843 года в Москве. Количество экспонатов — 748.
Восьмая Всероссийская мануфактурная выставка 1849 года в Санкт-Петербурге. Количество экспонатов — 1019.
Девятая Всероссийская мануфактурная выставка 1853 года в Москве. Количество экспонатов — 616 из 20 губерний. Устроители этой выставки по примеру Всемирной Лондонской выставки 1851 года впервые ввели входную плату, за счет которой частично компенсировали затраты казны на ее проведение.
Десятая Всероссийская мануфактурная выставка.
Одиннадцатая Всероссийская мануфактурная выставка.
Двенадцатая Всероссийская выставка 1861 года в Санкт-Петербурге. Количество экспонатов — 1018 из 52 губерний.
Тринадцатая Всероссийская выставка 1865 года в Москве. Количество экспонатов — 973.
Четырнадцатая Всероссийская выставка из-за сложной политической ситуации была перенесена из Варшавы в Санкт-Петербург и состоялась на год позже, в 1870 году. Количество ее экспонатов — 3122 из 50 губерний.
Пятнадцатая Всероссийская промышленно-художественная выставка 1882 года в Москве. В 1870-х годах российские товары, начав конкурировать на международной арене, стали участвовать в крупнейших международных выставках: 1874 году — в Вене, 1876-м — в Филадельфии, в 1878-м — в Париже. Было сложно в организационном и финансовом аспектах одновременно участвовать в зарубежных выставках и организовывать всероссийские, поэтому очередную общенациональную выставку, которая должна была состояться в 1874 году, отсрочили до 1882 года Она прошла в Москве и отличалась от предыдущих размерами, более широким показом достижений производственной сферы и искусства России. Именно тогда она и стала называться Всероссийской промышленно-художественной выставкой. На ней были продемонстрированы 5318 экспонатов, отражавших результаты великих реформ 26летнего царствования Александра II. Выставку посетило более миллиона человек. По ее итогам был подготовлен отчет в шести томах под редакцией В.П. Безобразова.
Шестнадцатая Всероссийская промышленная и художественная выставка 1896 года в Нижнем Новгороде. В связи с дальнейшим участием России в международных выставках 1885, 1888, 1889, 1893, 1894 годов, на которых ее продукция завоевывала все больший авторитет, министр финансов Сергей Юльевич Витте предложил отложить устройство шестнадцатой Всероссийской выставки до 1896 года. Он порекомендовал главное внимание уделить подготовке к международным выставкам, поскольку они были более значимы с точки зрения повышения авторитета России и заимствования передового опыта технического и культурного развития ведущих зарубежных держав. На очередной выставке он предлагал показать новый этап развития страны за 14 лет царствования Александра III, который из всех отраслей народного хозяйства отдавал предпочтение промышленности. Император одобрил это предложение и в 1893 году утвердил положение об открытии выставки. Местом ее проведения стал Нижний Новгород. Всероссийская промышленная и художественная выставка в Нижнем Новгороде 1896 года — самая масштабная в XIX веке. На ней была реализована издательская программа, которую координировало Министерство финансов. На эти цели израсходовали 176 тысяч рублей.
Губернские и другие региональные выставки
Рождение этих выставок было связно с ознакомительной поездкой по стране наследника Александра Николаевича, перед которой именным указом Николая I от 25 августа 1836 года «Об открытии в губернских городах выставки изделий» были введены выставки более мелкого ранга — губернские. Эта инициатива расширяла концепцию российской выставочной деятельности, дополнив общенациональный уровень региональным. Эти выставки были попроще, организовывали их губернаторы, а позже — губернские земства, иногда городские управления. Такие выставки должны были представлять достижения всех отраслей в масштабе губернии. Хотя на них привлекали относительно небольшое количество экспонатов (300—600 экземпляров), выставки отличались щедростью наград. Специально для губернских выставок Министерство финансов России утвердило медаль «За трудолюбие и искусство».
Подготовку и проведение губернской выставки в Вятке описал А.И. Герцен, который в 1837 году отбывал здесь ссылку: «Между разными распоряжениями из Петербурга велено было в каждом губернском городе приготовить выставку всякого рода произведений и изделий края и расположить ее по трем царствам природы. Это разделение по царствам очень затруднило канцелярию и даже отчасти губернатора Тюфяева. Чтоб не ошибиться, он решился, несмотря на свое нерасположение, позвать меня на совет. — Ну, например, мед, — говорил он, — куда принадлежит мед? Или золоченая рама, как определить, куда она относится? Увидя из моих ответов, что я имею удивительно точные сведения о трех царствах природы, он предложил мне заняться расположением выставки. Пока я занимался размещением деревянной посуды и вятских нарядов, меда и чугунных решеток, Тюфяев продолжал брать свирепые меры для общего удовольствия «его высочества»... Он велел мужикам по дороге быть одетыми в праздничные кафтаны, в городах перекрасить и перечинить тротуары. В Орлове бедная вдова, владелица небольшого дома, объявила городничему, что у нее нет денег на поправку тротуара, городничий донес губернатору. Губернатор велел у нее разобрать полы (тротуары там деревянные), а буде недостанет, сделать поправку за казенный счет и взыскать потом с нее деньги, хотя бы для этого следовало продать дом с публичного торга. До продажи не дошло, а полы у вдовы сломали» («Былое и думы». Ч. II, гл. XVIII).
Герцен рассказал и о прибытии в Вятку наследника Александра Николаевича в сопровождении В.А.Жуковского и о посещении ими выставки.
К числу иных региональных следует отнести выставки, устраивавшиеся различными общественными организациями. Например, выставку Ярославского сельскохозяйственного общества 1893 года.
Средне-Азиатская выставка 1891 года в Москве.
Научно-промышленные выставки
В конце XIX — начале XX века российское выставочное движение пополнилось научно-промышленными выставками. Среди наиболее значимых следует отметить Сибирско-Уральскую научно-промышленною выставку, которая проходила в Екатеринбурге с 14 июня по 15 сентября 1887 года На ней было представлено 3839 экспонентов из 32 губерний и 6 зарубежных стран. По итогам экспертизы было присуждено 1752 награды (46 процентам участников).
Казанская научно-промышленная выставка проходила с 15 мая по 15 сентября 1890 года. На ней было представлено свыше 2500 экспонентов. Эксперты присудили 1522 награды (47,5 процента участников). В кустарном отделе наиболее масштабно была представлена Вятская губерния (417 экспонатов).
Инициаторами их проведения стали общественные организации: Уральское общество любителей естествозна ния и общество естествознания при Казанском университете. В отличие от Всероссийских производственных выста вок здесь допускалось участие иностранцев в конкурсах по научным отделам. Проведению этих масштабных научно промышленных выставок общенационального характера предшествовали выставки менее масштабные, организо ванные обществом любителей естествознания Московского университета: этнографическая выставка 1867 года, по литехническая 1872 года, антропологическая 1879 года.
Последняя научно-промышленная выставка состоя лась уже при Советской власти, летом 1918 года. Она имела статус первой выставки ВСНХ. Однако есть основания считать ее последней досоветской, так как ее подготовка началась еще в 1915 году, но из-за войны затянулась, из-за чего выставка смогла открыться лишь в 1918 году.
Всероссийские кустарные выставки
Особо следует выделить Всероссийские кустарные выставки. В начале XX века, в 1902 и 1913 годах, они со стоялись в Петербурге.
К числу значимых, имеющих всероссийское значение, следует отнести Сельскохозяйственную и промышленную выставку в Ростове-на-Дону 1908 года, Всероссийскую ремесленную фабрично-заводскую выставку в Москве 1914 года.
КОЛОКОЛОЛИТЕЙНЫЕ ЗАВЕДЕНИЯ НА ВСЕРОССИЙСКИХ И РЕГИОНАЛЬНЫХ ВЫСТАВКАХ
Владельцы колокололитейных заведений неоднократ* но были участниками и призерами как общенациональных, так и региональных выставок.
Всероссийская выставка в Москве 1865 года.
Большую серебряную медаль получили:
«Колокололитейный завод Финляндского» (Москва); «Колокололитейный завод Самгиных» (Москва).
Всероссийская выставка в Санкт-Петербурге 1870 года.
Серебряной медалью были отмечены колокола «Завода Александра Степановича Лаврова» (г. Луга Санкт-Петербургской губернии).
Всероссийская выставка в Москве 1873 года.
Государственный герб получил «Колокололитейный завод Н.Д. Финляндского» (Москва).
Серебряная медаль за колокол была вручена Стрижёву Саввою (г. Нолинск Вятской губернии).
Всероссийская промышленно-художественная выставка в Москве 1882 года.
Государственного герба удостоились:
«Колокололитейный завод товарищества П.И.Оловянишникова сыновья» (Ярославль);
«Колоколалитейный завод Н.Д.Финляндского» (Москва).
Золотой медалью были награждены колокола «Завода Александра Степановича Лаврова» (г. Гатчина Санкт-Петербургской губернии).
Бронзовой медалью за дужные колокольчики был удостоен Овечкин Кузьма Иванович (Балахнинский уезд Нижегородской губернии).
Всероссийская промышленная и художественная выставка в Нижнем Новгороде 1896 года.
Государственный герб получили:
«Колокололитейный завод товарищества П.И.Оловянишникова сыновья» (Ярославль);
«Колокололитейный завод П. И. Финляндского» (Москва);
«Ко локо ло литейный завод братьев Самгиных» (Москва).
Золотые медали получили:
«Колокололитейный завод Александра Степановича Лаврова» (г. Гатчина Санкт-Петербургской губернии);
«Колокольный завод Братьев Приваловых» (Нижний Новгород).
Серебряная медаль за колокольчики была вручена Попову Гавриле Михайловичу (г. Слободской Вятской губернии).
Бронзовые медали за колокольчики получили:
Машковцев Прокопий Иванович (д. Малыши Стариковской волости Нолинского уезда Вятской губернии);
Трошин Алексей Макарович (Балахнинский уезд Нижегородской губернии).
Научно-промышленные выставки
Политехническая выставка в Москве 1882 года.
Братья Шанины в 1878 году в городе Коломна основали ремесленное училище, в котором обучали в том числе и литейному делу. На выставке братья продемонстрировали колокольчики своих учеников.
Братья Большаковы: Иван Васильевич, Степан Васильевич, Тимофей Васильевич, Федор Васильевич (д. Крупино Новинской волости Богородского уезда Московской губернии) представили свои колокольчики.
Сибирско-Уральская научно-промышленная выставка в Екатеринбурге 1887 года.
Изделия тюменского колокололитейщика купца Петра Ивановича Гилева с сыновьями получили почетный отзыв Уральского общества любителей естествознания.
Казанская научно-промышленная выставка 1890 года.
Малую серебряную медаль за колокол получил колокололитейный завод Шишкина Александра Амитриевича (г. Елабуга Вятской губернии).
Бронзовые медали получили:
Стрижёв Сергей Иванович (г. Нолинск Вятской губернии) — за медный колокол стоимостью 10 рублей;
Попов Егор Михайлович (г. Слободской Вятской губернии), представивший четыре медных колокольчика по 10,12, 50,80 копеек, самовар за 8 рублей, четыре кастрюли, три котелка, пять ковшей красной меди;
Чугунов Айнила Евдокимович (Холуницкие заводы Слободского уезда).
Похвальные листы за выделку колокольчиков получили:
Банников Василий Кузьмич (д. Большие Банники Орловского уезда Вятской губернии), представивший колокольчик к дуге за 80 копеек, два колокольчика по 10 копеек и набор к сбруе за 50 копеек;
Казанцев Иван Титович (д. Дубравы Малмыжского уезда Вятской губернии), представивший пару колокольчиков для езды по цене 1 рубль 50 копеек и большой колокол за 1 рубль 50 копеек;
Ситников Василий Васильевич (г. Слободской Вятской губернии), представивший медные дужные колокольчики по 60—80 копеек.
Всероссийские кустарные выставки
1- я Всероссийская кустарная выставка в Петербурге 1902 года.
В выставке участвовали:
«Завод наследников Кузьмы. Ивановича Овечкина» (Балахнинский уезд Нижегородской губернии). Под этим товарным знаком работал Овечкин Василий Кузьмич.
Большаковы братья: Иван Васильевич, Степан Васильевич, Тимофей Васильевич, Федор Васильевич (д. Крупино Новинской волости Богородского уезда Московской губернии).
2- я Всероссийская кустарная выставка в Петербурге 1913 года.
На выставке экспонировал свои изделия «Завод наследников Алексея Макаровича Трошина» (Балахнинский уезд Нижегородской губернии). Под этим товарным знаком работала сестра Алексея Макаровича Трошина — Прасковья Макаровна Зубкова (Трошина) с мужем Сергеем Алексеевичем Зубковым. Завод с этим фирменным наименованием действовал с 1902 по 1915 год.
Сельскохозяйственная и промышленная выставка в Ростове-на- Дону 1908 года.
Золотую медаль за колокола получили:
«Колокололшпейиым завод братьев Николая и Якова Усачевых» (г. Валдай);
«Колокольный завод братьев Приваловых» (Нижний Новгород).
Золотой медалью за колокольчики был отмечен «Завод наследников Алексея Макаровича Трошина» (Балахнинский уезд Нижегородской губернии).
Изделия «Завода Клюйкова Егора Спиридоновича» (д. Остапово Пурехской волости Балахнинского уезда Нижегородской губернии) получили выставочные награды: большую серебряную медаль — за колокольчики, золотую медаль — за корабельные детали.
Серебряной медалью были отмечены и колокольчики завода «Товарищество И.М. Трошина и А. И. Бадянова» (с. Пурех Пурехской волости Балахнинского уезда Нижегородской губернии).
Число губернских и иных региональных выставок пока не поддается полному учету. Приведенные ниже сведения не претендуют на исчерпывающий характер, однако и они представляют интерес для коллекционеров и компанологов. Надеюсь, что после этой публикации их усилиями данный список пополнится.
Губернская сельскохозяйственная и кустарная выставка в Вятке 1837 года.
Жилины Григорий, Ефим, Никита (д. Стулово Слободского уезда Вятской губернии) представляли чугунные колокольчики по 10 копеек за штуку, которые купила свита Его Величества, сопровождавшая наследника Александра Николаевича, посетившего выставку.
Деревня Стулово Слободского уезда известна тем, что в ней отливали чугунные колокольчики. В описи промыслов Вятской губернии за 1871 год говорится: «В деревне Стулово чугунных колокольчиков произведено 2000 шт. проданы по цене 1,5 — 2 рубля за сотню».
Попов Никита Иванович (г. Слободской Вятской губернии) представил братину, которую тоже приобрела свита Его Величества, сопровождавшая наследника Александра Николаевича
Губернская сельскохозяйственная и кустарная выставка в Вятке 1853 года.
Попов Михаил Никитович (г. Слободской) представил пожарную машину, а Попов Михаил Никитович (г. Слободской) — «поварскую посуду ценой 45 коп. за фунт весу».
Губернская выставка сельскохозяйственной продукции и ремесел в Вятке 1854 года.
Братья Машковцевы: Василий Иванович, Прокопий Иванович, Федор Иванович (д. Малыши Стариковской волости Нолинского уезда Вятской губернии) представили коровьи колокольчики.
Трегубовы. Кондрат и Яков (г. Слободской) продемонстрировали коровьи колокольчики.
Губернская сельскохозяйственная и кустарная выставка в Вятке 1876 года.
Вятские «Губернские ведомости» в отчете с выставки писали: «Из г. Слободского от мещанина Ситникова на выставку поступили два медных подсвечника по 1 руб. 40 коп., дужный колокол — 70 коп., дверной колокол — 22 коп.».
Губернская выставка в Тюмени 1871 года.
Гилев Василий (г. Тюмень) получил похвальный лист за колокол весом 4 пуда 38 фунта
Котельников А.П. (г. Тюмень) получил от Министерства финансов похвальный лист за колокол весом 5 пудов 31 фунт.
Мещанин Серебренников Яков (г. Тюмень) за три пары колокольчиков разной величины получил похвальный лист и денежную награду в 2 рубля.
Губернская выставка кустарных изделий в Нижнем Новгороде 1885 года.
Бронзовой медалью «За трудолюбие и искусство» были отмечены колокольчики Федора Алексеевича Веденеева (с. Пурех Пурехской волости Балахнинского уезда Нижегородской губернии).
Губернская выставка в Риге 1880 года.
Серебряной медалью был отмечен «Колокололитейный завод Александра Степановича Лаврова» (г. Гатчина Санкт-Петербургской губернии).
Губернская выставка в Риге 1883 года.
Серебряной медалью был отмечен «Колокололитейный завод Александра Степановича Лаврова» (г. Гатчина Санкт- Петербургской губернии).
Сельскохозяйственная и промышленная выставка в Киеве 1897 года.
Медалями были отмечены колокольчики «Товарищество Ивана Михайловича Трошина и Андрея Ивановича Бадянова» (с. Пурех Пурехской волости Балахнинского уезда Нижегородской губернии), а также изделия Федора Алексеевича Веденеева (с. Пурех Пурехской волости Балахнинского уезда Нижегородской губернии).
Выставка Ярославского сельскохозяйственного общества 1893 года.
Медалью был награжден «Колокола литейный завод Серапиона Николаевича Забенкина» (г. Кострома).
Сельскохозяйственная выставка в Санкт-Петербурге 1904 года.
Медалью был награжден «Колокололитейный завод Серапиона Николаевича Забенкина» (г. Кострома).
ДУЖНЫЕ КОЛОКОЛЬЧИКИ С МЕДАЛЯМИ
Коллекционерам хорошо известны дужные колокольчики с медалями. Воспроизведение наградных медалей на них, а также на рекламных материалах (прейскурантах, упаковке и т.п.) повышало их привлекательность, способствовало продвижению бронзолитейных изделий на рынках сбыта. Эти изображения выполняли функцию идентификационных знаков, знаков качества и рекламы, говоря современным языком, — изобразительных товарных знаков. В конце XIX — начале XX века существовали специальные правила изображения таких медалей. Награды российских выставок разрешалось помещать без ограничений. Что же касается иностранных, то был опубликован список выставок, медали которых разрешалось помещать на рекламе (критерием было официальное участие России в данной выставке).
Нижегородские литейщики дужных колокольчиков в конце XIX — начале XX века стали изображать на своих изделиях наградные выставочные медали, сочетая их с разнообразными рекламными текстами. Василий Илларионович Гомулин (с. Павлово Горбатовского уезда Нижегородской губернии) в 1880 году стал призером губернской выставки и один из первых начал украшать свои изделия престижными изображениями наградной выставочной медали.
«1881 ГО ФАБРИКАНТЪ ВАСИЛИ1 ГОМУЛИНЪ ВЪ ПАВЛОВЕ»
На тулове — три медали 1880 года с надписью: «ОДОБРЕН ПРАВИТЕЛЬСТВ.
«1884 Г ФАБРИКАНТЪ ВАСИЛИI ГОМУЛИНЪ ВЪ СЕЛЪ ПАВЛОВЪ».
На тулове — два сдвоенных изображения наградной выставочной медали 1880 года На ее реверсе надпись: «1880 ОДОБРЕН. ПРАВИТЕЛЬ». На аверсе виден только венок.
«ФАБРИКАНТЪ ВАСИЛ1ЙИ ИЛАРЮН. ГОМУЛИНЪ ПАВЛОВЪ *» (ю)
«ПАВЛОВО НИЖЪГ-Г№ 2» (на днище вокруг петли)
На тулове, на непроточенном поясе, — герб Российской империи. Два наложенных друг на друга оттиска медалей. На реверсе — надпись: «1880 ОДОБРЕНО ПРАВИТЕЛЬ». На аверсе виден только венок.
Владелец колокололитейного заведения из Балахнинского уезда Нижегородской губернии Кузьма Иванович Овечкин стал призером Всероссийской промышленно-художественной выставки, состоявшейся в Москве в 1882 году (получил бронзовую медаль за колокольчики). Он стал изображать на своих изделиях наградную выставочную медаль, а в ряде случаев и герба Российской империи, чтобы подчеркнуть особое качество предлагаемого товара, его эксклюзивный характер.
Надпись на юбке:
«ЗАВОДА ОВЕЧКИНА ВЪ СЕЛЪ ПУРЕХЪ НИЖ. Г.».
На тулове — изображения медали, полученной на Всероссийской выставке. На аверсе — портрет Александра III и надпись по кругу «Александръ III Самодержицъ Всероссийский». На реверсе — надпись «Всероссийская выставка 1882».
Колокольчики с изображениями наградных медалей изготавливались на заводе Федора Алексеевича Веденеева в с. Пурех Пурехской волости Балахнинского уезда Нижегородской губернии. Была выпущена серия следующих колокольчиков.
На юбке — надпись, подчеркивающая особую форму изделия:
«ДАРЪ ВАЛДАЯ».
На изнанке юбки — рекламная надпись:
«СЪ СЕРЕБРОМЪ».
На тулове — изображения медали, полученной на губернской выставке кустарных изделий в Нижнем Новгороде в 1885 году. На аверсе — портрет императора и подпись: «Александр III император Всероссийский». На реверсе — надпись: «За трудолюбие и искусст. 1885». На некоторых колокольчиках — модификация надписи: «За трудолюбие и искусст. 1885 Веденееву». Между медалями — шестиугольное клеймо с гербом Российской империи. Литейщик настолько увлекся оформлением своих изделий престижными изобразительными элементами, что даже на колокольчиках, изготовленных по старым формам, с датой «1883 год», добавил изображения выставочной медали с датой «1885 год».
«Прейсъ-куранть медно-литейного завода преемника Ф.А. Веденеева Павла Григорьевича Чернигина», изданный в июне 1912 года, содержит изображение описанной выше медали, а также медали, полученной им в Риме в 1911 году, на аверсе которой — мужской портрет и надпись: «VITTORIO EMANUELE III RED’ITALIA», на реверсе - герб Рима с надписью «ESPOSIZIONI INTEPNAZIONALI RIUNITI ROMA 1911».
Изображения наградных выставочных медалей в сочетании с рекламными надписями были и на изделиях «Завода Алексея Макаровича Трошина» (Балахнинский уезд Ни жегородской губернии). Колокольчики этого предприятия были отмечены бронзовой медалью Всероссийской промышленной и художественной выставки в Нижнем Новгороде в 1896 году.
На днище вокруг петли размещена надпись:
«ПО ОСОБУ ЗАКАЗУ СЪ СЕРЕБРОМЪ ЗАВ. А.М. ТРОШИНА»
На одной стороне тулова — аверс медали: вид выставки и надпись «Всероссийская Промышленная и художествен ная выставка 1896 г. Н. Новгород». На противоположной стороне — реверс медали с надписью «Божьей Милостью Николай II Император и Самодержец Всероссийский».
Описываемый прием оформления изделий применялся и на «Заводе наследников Федота Макаровича Трошина» (Балахнинский уезд Нижегородской губернии). Под этим товарным знаком с 1890 по 1915 год работала Анна Александровна Трошина — вдова Федота Макаровича, который умер в 1890 году. Правопреемники Ф.М.Трошина применяли как собственный товарный знак: аббревиатуры «З.Н.Ф.М.Т.» и «3. НАС. Ф.М.Т.» — «Завод наследников Федота Макаревича Трошина», так и то варный знак правопредшественника: аббревиатуру «З.Ф.М.Т.» — «Завод Ф.М.Трошина». Предприятие было I удостоено медали Всемирной выставки в Бельгии (г. Льеж) в 1905 году. Медаль этой выставки с профилем короля Бельгии Леопольда II отлита на колокольчиках с аб бревиатурой «З.Ф.М.Т.» — «Завод Федота Макаровича Трошина».
На днище вокруг петли надпись:
«ПО ОСОБОМУ ЗАКАЗУ СЪ СЕРЕБРОМЪ ЗФМТ».
На тулове — изображения медали.
Егор Спиридонович Клюйков (д. Остапово-Пурехской волости Балахнинского уезда Нижегородской губернии) отливал на своих изделиях наградные выставочные медали, тоже сочетая их с различными рекламными текстами. В 1907 году на выставке в Брюсселе изделия завода были отмечены золотой медалью. На сельскохозяйст венной и промышленной выставке в Ростове-на-Дону в 1908 году за свои дужные колокольчики он получил большую серебряную медаль, а за литые корабельные детали большую золотую медаль. В 1913 году ЕС. Клюйков экспонировал свои изделия в Риме, где был награжден зо лотой медалью. Свои колокольчики он оформлял следующим образом. На крыше, вокруг уха, фабричная маркировка:
На изнанке юбки — рекламная надпись:
«СЪ СЕРЕБРОМЪ».
На обрезе юбки — надпись, подчеркивающая особую форму изделия: «ШАДРИНСКИЙ ФАСОНЪ».
На тулове — изображения наградной выставочной медали, полученной на сельскохозяйственной и промышленной выставке в Ростове-на-Дону в 1908 году. На авер се медали — портрет императора Николая II, на реверсе
герб Российской империи. Под медалями — надпись в две строки:
«ЗОЛОТАЯ И СЕРЕБРЯННАЯ МЕДАЛИ».
Изготавливались колокольчики с этими надписями, но с изображениями на тулове наградной выставочной медали, полученной в Брюсселе в 1907 году.
Выпускались изделия со следующим комплексом текстов и изображений.
На крыше, вокруг уха, — фабричная маркировка:
«ЗАВОДЪ Е.С.КЛЮИКОВА С.ПУРЕХЪ НИЖ.Г.».
На изнанке юбки — рекламная надпись:
«СЪ СЕРЕБРОМЪ».
На тулове — изображения медали, полученной на сельскохозяйственной и промышленной выставке в Ростове-на-Дону в 1908 году. На аверсе — портрет императора Николая II, на реверсе — герб Российской империи. Под изображениями — надпись в две строки:
«ЗОЛОТАЯ И СЕРЕБРЯНАЯ МЕДАЛИ».
На крыше, вокруг уха, — фабричная маркировка:
«ЗАВ.Е.КЛЮИКОВА ВЪ С. ПУРЕХЪ НИХ. Г.».
На тулове — надпись, подчеркивающая особую форму изделия:
«ДАРЪ ВАЛДАЯ».
Между словами «ДАРЪ» и «ВАЛДАЯ» — аверс и реверс наградной выставочной медали 1907 года с надписью «ЗОЛОТАЯ МЕДАЛЬ».
На Всероссийской промышленной и художественной выставке в Нижнем Новгороде в 1896 году серебряной медалью были отмечены колокольчики Егора Михайловича Попова из города Слободской Вятской губернии. Призер выставки своеобразно использовал символику выставочных медалей. Его меднолитейное заведение изготавливало самовары и посуду. Медаль, полученная за колокольчики, обосновалась на самоварах.
Немало наградных выставочных медалей получили изделия меднолитейного завода «Товарищество Ивана Михайловича Трошина и Андрея Ивановича Бадянова». На «Прейсъ-Куранте» этого товарищества, изданном в 1911 году, есть изображения следующих медалей: сельскохозяйственной и промышленной выставки в Киеве 1897 года — бронзовой, сельскохозяйственной и промышленной выставки в Ростове-на-Дону 1908 года — серебряной, в Ростове-на-Дону 1909 года — серебряной, в Миллерово 1908 года — золотой, в Риме 1908 года — золотой, в Амстердаме 1909 года.
ПОДРАЖАНИЯ НАГРАДНЫМ ВЫСТАВОЧНЫМ МЕДААЯМ
Как уже отмечалось, с начала 80-х годов XIX века нижегородские изготовители дужных колокольчиков начали отливать на своих изделиях наградные выставочные медали, полученные ими на всероссийских и губернских, а также иных региональных и международных выставках. На это обстоятельство своеобразно отреагировали касимовские литейщики. На своих колокольчиках они стали имитировать наградные выставочные медали, изображая круглые оттиски с надписями на немецком языке. Эти оттиски располагались, как правило на юбке, реже — на тулове. Даже современные коллекционеры первоначально принимали их за изображение медалей. Естественно, основной потребитель дужных колокольчиков конца XIX столетия — зажиточные крестьяне — вряд ли владел немецким языком, чтобы перевести надписи на оттисках. На самом деле, эти декоративные элементы — оттиски с торцов ручек регулировки горелок керосиновых ламп, изготовленных в Лейпциге.
Вот некоторые образцы таких колокольчиков.
«1888 ПОДПОЛКОВНИКА А.И.ЮДИЦКАГО» (надпись на юбке).
После даты — два круглых оттиска с надписями на немецком языке «HUGO SCHNEIDER LEIPZIG».
«1889 МАРКЕИ АФОНАСИЕВЪ КАШОВАРОВЪ» (надпись на юбке).
После даты — один круглый оттиск с надписью на немецком языке: «HUGO SCHNEIDER LEIPZIG».
«СЕИ К:ПРИНА. ВАСИЛИИ СУВОРИКОВЪ»
Две пары круглых оттисков с надписями на немецком языке:
«HUGO SCHNEIDER LEIPZIG».
«1889 МИХАИЛЪ АВЕРЬЯНОВЪ ДЕМИНЪ» (на юбке).
После даты — три круглых оттиска с надписями на немецком языке: «HLIGO SCHNEIDER LEIPZIG».
«1890 ГОДА НИКОЛАИ СИРГЕВИЧЪ АЛЕЕВЪ» (на юбке).
После даты — два круглых оттиска с надписями на немецком языке: «HUGO SCHNEIDER LEIPZIG».
«1893 ДИР. ШЕГАШАНОВОЙ ЕР. ТУГЕЕВЫХЪ» (на юбке).
После даты — круглый оттиск с надписью на немецком языке:
«HUGO SCHNEIDER LEIPZIG».
«1895 Г. МИХАИЛЪ ФИЛИПОВЪ ПОПКОВЪ» (надпись на юбке).
После даты два круглых оттиска с надписями на немецком языке: «BAYONNET SCHLUSSBRENNER».
«************** М. * Е * П * Л»
После инициалов — два круглых оттиска с надписью на немецком языке: «HUGO SCHNEIDER LEIPZIG».
Нельзя не отметить находчивость касимовских литейщиков, применивших нестандартный маркетинговый ход С одной стороны, он был сделан на грани фола. Эта имитация, несомненно, вводила в заблуждение пользователей колокольчиков. С другой стороны, он выполнен достаточно чисто. Оттиски делали не с реальных медалей, что было бы откровенным подлогом, а с предмета, лишь внешне похожего на медаль, Вспомним, кстати, что российское уголовное право в то время уже предусматривало уголовную и административную ответственность за незаконное использование чужих товарных знаков, товарных знаков с запрещенными надписями и изображениями, самовольное употребление государственного герба или изображения, явственно сходного с таким гербом
Историческая справка
Вот как звучали соответствующие статьи Уголовного уложения.
«Ст. 356. Промышленник или торговец, виновный:
1) в самовольном выставлении на изготовленном им или находящемся у него для продажи товаре, или на упаковке или посуде, в коей хранятся товары, или на коммерческом объявлении, прейс-куранте или бланке, товарного знака, точно воспроизведенного или явно сходственного с таким же товарным знаком, состоящим заведомо в исключительном пользовании другого промышленника или торговца;
2) в хранении для продажи или в продаже товара с указанным в предшедшем пункте заведомо выставленным самовольно знаком или выпуске в обращение такого товара для торговых целей, наказывается заключением в тюрьме на срок не свыше шести месяцев.
Незаконно выставленные товарные знаки подлежат снятию и уничтожению.
Ст. 357.
Промышленник или торговец, виновный в выставлении на товаре или на упаковке или посуде, в коей хранятся товары, или на коммерческом объявлении, прейс-куранте или бланке, товарного знака с запрещенными надписью или изображением, или в хранении для продажи или в продаже товара с таким знаком, наказывается: денежною пенею не свыше двухсот рублей.
Незаконно выставленные товарные знаки подлежат снятию и уничтожению.
Ст. 360.
Виновный в употреблении, без надлежащего разрешения, изображения государственного герба или изображения, явственно сходного с таким гербом, наказывается арестом или денежною пенею не свыше пятисот рублей».
(Уголулож., изд1903/ Приложение к Собр. указ, и расп. прав. СПб., 1903. № 38. С. 416).
Большинство описываемых оттисков стоят на изделиях, выполненных по заказам, и, по всей вероятности, были согласованы с будущими владельцами, которые хотели показать, что они якобы заказывают свои колокольчики у призеров европейских выставок. Этот декоративный элемент — продукт конкурентной борьбы, которая проявилась в нестандартном художественном оформлении.
Стоит обратить внимание на даты, когда были награждены медалями нижегородские литейщики, отливавшие их на своих изделиях: 1880 год — В.И. Гомулин, 1882 год — К.И. Овечкин, 1885 год — ФА Веденеев, и на даты, когда касимовские литейщики стали отливать оттиски, имитировавшие наградные медали: 1888, 1889, 1890, 1893, 1895 годы. Несомненно, они появились на их изделиях под влиянием изображений на изделиях призеров всероссийских, губернских и иных региональных выставок реальных наградных медалей.
Андрей ГЛУШЕИКИЙ
Иллюстрации из коллекции автора.
Антиквариат Предметы искусства и коллекционирования № 7-8 (49) июль-август 2007 стр. 98