Наверное, никакие другие изделия за всю историю существования школы и многие годы после ее закрытия не пользовались такой популярностью у потребителей, как светильники.
Искусство и техника — новое единство», — эти слова первого директора Баухауза архитектора В.Гропиуса, ставшие девизом школы, на многие десятилетия вперед определили не только художественную концепцию произведений ее мастерских, но и основные принципы дизайна XX столетия. Это «новое единство» в первую очередь выразилось в гармоничном и равноправном сочетании таких основополагающих принципов создания вещи, как форма и функция. Самый яркий пример тому — светильники, созданные этой школой.
Оформлением их занималась мастерская по обработке металла. И хотя учащимся и сотрудникам приходилось осваивать и другие материалы (в первую очередь стекло и пластмассы), в конечном счете именно изготовление светильников из металла стало одним из основных, а возможно, даже и самым главным направлением ее деятельности.
Веймар (1919—1925)
Интерес к оформлению светильников возник у баухаузовцев не сразу. На первом этапе деятельности школы (до 1923 года), когда художественными руководителями мастерской в тот или иной отрезок времени были И.Иттен, П.Клее и О.Шлеммер, ни среди изделий, ни среди учебных заданий лампы, да и вообще какие-либо электрические приборы не упоминаются. Пожалуй, единственным исключением можно считать не сохранившиеся светильники, спроектированные архитекторами В.Гропиусом и А.Мейером для частного дома берлинского предпринимателя А.Зоммерфельда (ок. 1921—1922 г.; Алхтерсфельд, Берлин), о которых остались сведения в архивных документах школы. Предположительно эти предназначенные для крепления на потолке светильники, разработанные в соответствии с основной баухаузовской идеей формирования объема вещи — варьирования и сочетания простейших геометрических (стереометрических) форм, представляли собой трехмерные конструкции, смонтированные из разнообразных стеклянных панелей и металлических профилей.
Расцвет «лампового дизайна» в Баухаузе пришелся на следующий этап работы школы (1923 — 1928), когда руководить формальным курсом (в котором студенты работали с формой предмета) мастерской по обработке металла стал
венгерский мастер А.Моголи-Наги. Молодой прогрессивный художник-конструктивист был по-детски увлечен инженерными достижениями эпохи. В начале XX века он смог не только уловить тенденцию все возрастающей потребности в электроприборах, но и заразить своим восторженным увлечением техникой каждого сотрудника и учащегося мастерской.
Дополнительным импульсом для работ над светильниками в Баухаузе стала подготовка к отчетной выставке школы, намеченной на август 1923 года. Основная задача мастерских на тот момент была такая: оборудовать образцовый выставочный дом «Am Horn» — главный экспонат выставки. Здесь максимально разносторонне демонстрировались новые тенденции в строительстве малогабаритного жилья и оформлении современного быта в рамках одного комплексного проекта. В результате оснащения осветительными приборами именно этого сооружения были сформированы основные типы баухаузовских светильников, многочисленные вариации которых завоевали в дальнейшем столь широкое признание.
Некоторые из них, предназначенные для столовой, кухни, детской и ванной разработал уже обращавшийся к этой теме раньше архитектор А.Мейер. В основу этих проектов легли идеи, использованные им в обустройстве дома А.Зоммерфельда. Светильники представляют собой две расположенные параллельно потолку, на некотором расстоянии друг от друга, стеклянные пластины, скрепленные по углам металлическими трубками (илл. 1). Между пластинами — лампа накаливания, яркость которой усилена благодаря зеркальному блеску внутренней поверхности верхней панели, в то время как матовое стекло нижней панели превосходно рассеивает по комнате льющийся сверху свет.
В гостиной выставочного дома публике впервые был представлен совершенно новый тип осветительных приборов: стереометрическая конструкция из стеклянных трубок-софитов — прообраз формы современных неоновых ламп дневного света. Надо сказать, что традиционные лампы накаливания заменили неоновыми значительно позже. Однако идея светильников, состоящих из светящихся стеклянных труб, не скрытых декоративным корпусом, впервые была сформулирована именно в Баухаузе, вероятнее всего, при непосредственном участии главы мастерской А.Моголи-Наги. К сожалению, оригинальный светильник веймарского образцового дома не сохранился, но составить себе представление о нем можно по фотографии подобного изделия — светильника из кабинета директора в Веймарском здании школы, сделанного годом позже по проекту В.Гропиуса и А.Мейера (илл. 2).
Настольные и настенные светильники были выполнены сотрудником мастерской К. Я. Юккером, незадолго до этого получившим диплом ювелира в Цюрихской школе художественных ремесел. Он придумал и сделал бра на раздвигающихся кронштейнах — это был, так сказать, почетный «предок» современных рабочих ламп, лампу с вращающимся экраном для рояля (илл. 3), а главное — несколько настольных светильников, модернизированный вариант которых стал впоследствии символом всего баухаузовского дизайна.
К отчетной выставке 1923 года К.Я.Юккер выполнил несколько вариантов настольной лампы, в основе которых были схожие принцип конструкции и форма: светильник состоял из круглого монолитного стеклянного основания, полой стеклянной трубки — ножки и лампочки, иногда прикрытой вращающимся металлическим или бумажным плафоном-рефлектором в форме половины шара или нескольких сегментов. Плафону с зеркальным покрытием внутренней поверхности отводилась роль отражателя, а в случае его отсутствия зеркальное покрытие получала верхняя часть поверхности самой лампы накаливания (илл 4).
Все варианты настольных ламп К.Я.Юккера, хотя и предназначенных для оснащения образцового дома, выглядят все же как типичные ученические упражнения по решению задачи на соотношение формы и функции предмета. Наиболее удачным вариантом ее решения стоит признать идею использования стекла для ножки светильника: прозрачный материал позволяет продемонстрировать, как заключенный внутрь электрический кабель связывает лампу с электросетью. Однако авторство этой остроумной и на тот момент весьма актуальной идеи по сей день остается спорным. Согласно воспоминаниям сотрудника мастерской венгерского художника Д.Папа, именно он впервые сформулировал эту идею в проекте стеклянного электорсамовара (илл.5).
Позднее Д.Пап претендовал и на то, что шарообразная форма его самовара повлияла на форму рефлектора лампы. Из архивных документов мастерской известно, что над оформлением корпуса настольной лампы К.Я.Юккер работал уже с весны 1923 года, а проект Д.Папа появился в то же время или даже несколько позже. Его идея так и осталась нереализованной — в сентябре 1923 года Д.Пап покинул школу, а перед этим несколько месяцев вообще отсутствовал в Веймаре из-за болезни матери. Поэтому точно установить время появления идеи до сих пор не удалось. Наиболее вероятным представляется такой вариант: Д.Пап действительно придумал, как использовать стеклянную трубку в качестве корпуса для электрического кабеля, а К.Я.Юккер первым применил ее в светильниках.
Дальнейшее усовершенствование проекта — заслуга молодого художника В. Вагенфельда, появившегося в Баухаузе в октябре 1923 года, спустя месяц после того, как школу покинули Д.Пап и К.Я.Юккер. Вагенфельд стал ювелиром, окончив Бременскую школу художественных ремесел, а художественное образование получил в Академии рисунка в Ханау. Сохранив конструкцию своего предшественника, В.Вагенфельд сменил стеклянный каркас — ножку и подставку — на металлический. Ножку теперь изготавливали из полой никелированной трубки, наподобие тех, что мастерская делала для мебели, а подставку — в виде плоской металлической пластины круглой формы на трех маленьких шариках. Металлический рефлектор заменили стеклянным плафоном с металлической оправой по нижнему краю (илл. 6).
При разработке проекта автор столкнулся с рядом трудностей чисто инженерного характера. Так например, в процессе экспериментирования лампы накаливания неоднократно взрывались от перегрева из-за чрезмерной близости к плафону. Однако в конце концов В.Вагенфельду удалось найти равновесие между техническими характеристиками и формой изделия. Плафон матового стекла в виде небольшого усеченного шара, пропорции которого удачно соотносились с высотой лампы и диаметром подставки, прекрасно способствовал рассеиванию света и уже не препятствовал охлаждению лампочки. Так, в 1924 году родилась знаменитая «Баухауз-лампа», ознаменовавшая триумфальное начало творческой карьеры ее автора, известного сегодня мастера индустриального дизайна XX века.
Несколько месяцев спустя В.Вагенфельд разработал другой вариант лампы. Своему усовершенствованному проекту он вернул, хотя слегка и видоизмененную, стеклянную основу К.Я.Юккера (внутрь стеклянной трубки В.Вагенфельд поместил металлическую, скрывающую от глаз корявый и неэстетичный кабель — илл. 7). В течение всего 1924 года оба варианта настольной лампы производили вручную, малотиражными сериями, в мастерской школы (зачастую с использованием фабричных деталей, заказанных специально) и реализовывали на многочисленных ярмарках в разных землях Германии. Они очень быстро завоевали популярность, несмотря на довольно высокую цену. Известно, что только за лето 1924 года в мастерской было произведено около 140 ламп.
Высокую оценку лампа В.Вагенфельда заслужила также как у тогдашних руководителей школы, так и у современных архитекторов. Директор Баухауза В.Гропиус, получив светильник в подарок на день рождения в мае 1924 года, установил его в своем кабинете в школе, а после переезда в Дессау — дома на ночном столике. Живший по соседству с ним А.Моголи-Наги украсил лампой гостиную. Настольная лампа В. Вагенфельда неоднократно встречается в заказных проектах оборудования интерьеров частных домов многих крупных архитекторов того времени, даже не сотрудничавших напрямую с Баухаузом, — Б.Таута, А.Лооса, Ф.Крамера (илл. 6 а).
В дальнейшем история настольной лампы В. Вагенфельда получила длительное продолжение и при серийном промышленном производстве. Еще в годы существования школы Баухауз заключил контракт с берлинской фирмой «Schwintzer & Graff» (с 1928 по 1930 год). Некоторое время после 1930 года лампу с несколько измененными пропорциями плафона в виде усеченного шара (уровень среза шара несколько понизился, значительно повлияв на характер общей композиции светильника) производила дрезденская фирма Г.Кёнига «Architekturbedarf GmbH» — возможно, в сотрудничестве с В.Вагенфельдом, но без соответствующей договоренности с Баухаузом и лицензии (илл. 8).
Послевоенная история лампы началась только в 1971 году, когда итальянская фирма «Imago», заключив контракт с К.Я.Юккером, начала производить ее под названием «Jucker-lamp», несколько отличавшуюся от прообраза своими неуклюжими пропорциями (илл. 9). Еще несколько лет на рынке появлялось большое количество вариаций той же лампы итальянских и испанских фирм, до тех пор, пока бременская фирма «Tecnolumen» в сотрудничестве с В.Вагенфельдом не разработала и не запатентовала еще одну, самую близкую по рисунку к оригиналу, реплику знаменитой баухаузовской лампы, ставшей сегодня практически главным символом школы.
Дессау (1925—1932)
После переезда сюда школы в 1925 году основное внимание ее сотрудников и учеников было сосредоточено на оформлении интерьеров здания, построенного по проекту В.Гропиуса на выделенные городским муниципалитетом деньги, а также домиков для преподавателей, возведенных поблизости. Естественно, мастерская по обработке металла занялась разработкой светильников. С проектированием и изготовлением всех необходимых осветительных приборов справились, на удивление, в сжатые сроки: большинство было готово уже к переезду в новые здания в октябре 1926 года, а к официальному открытию в декабре все окончательно смонтировали.
Для освещения общественных помещений подмастерье школы поляк М.Краевский разработал осветительные системы, смонтированные с использованием созданных еще в Веймаре софитовых геометрических конструкций. Подобное решение как нельзя лучше соответствовало необходимым условиям освещения не очень большого помещения с невысокими потолками. В вестибюле и актовом зале школы они крепились непосредственно к потолку, хорошо освещали помещение и в то же время не бросались в глаза и не мешали целостному восприятию пространства (илл. 10).
Весьма удачно было использование матового стекла в трубке-софите — яркий свет не ослеплял человека, находящегося в помещении. Остроумным и удивительно простым было решение проблемы освещения лестничной клетки школы, где вертикально расположенные софиты крепились на металлический каркас, проходивший между лестничными маршами через все этажи по вертикали (илл. 11).
Для освещения более камерных помещений — столовой и жилых комнат М.Краевский разработал не связанные между собой, как софиты, отдельные светильники. Полусферические плафоны опалового стекла крепились к потолку с помощью металлического каркаса, состоявшего из одной или трех вертикально расположенных трубок и горизонтальных перемычек, соединявших их с цоколем лампы накаливания (илл. 12—13).
Целый ряд светильников для школы и жилых домов был разработан одной из самых талантливых учениц мастерской М.Брандт. Многочисленные изделия художницы, появившиеся в эти годы, внешне представляют собой вариации двух основных типов. К первому можно отнести предназначенные для равномерного освещения помещения светильники с дающими мягкий рассеянный свет стеклянными шарообразными плафонами, подвешенными к потолку на металлических трубках или цепях (илл. 14—15). Ко второму — предназначенные для освещения рабочего места потолочные и настенные светильники с колоколообразными металлическими рефлекторами, создающими направленный поток очень яркого света.
В качестве каркаса для таких ламп часто использовали подвижный механизм, позволявший по мере необходимости менять не только уровень и расположение источника света в пространстве, но и направление светового луча (илл. 16—17).
Своеобразной производной этих светильников стала маленькая ночная лампа с небольшим колоколообразным рефлектором на изогнутой ножке и ее производная — настольная, разработанные М.Брандт вместе с Х.Бредендиком в конце 1928 года.
Еще в 1930-х годах они принесли своим авторам поистине всенародное признание и, если присмотреться повнимательнее, их «наследники» в начале XXI столетия все еще уютно чувствуют себя на наших письменных столах (илл. 18—19).
Когда в 1928 году вместо уволившегося В.Гропиуса директором школы стал швейцарский архитектор Г.Мейер, разработкой светильников занялся специальный отдел, входивший в состав реорганизованной мастерской по отделке. Бесспорным лидером в работе с металлом стала М.Брандт, временно принявшая должность руководителя формального курса вместо ушедшего из Баухауза в 1928 году Л.Моголи-Наги. Типология изделий этого периода отличается разнообразием, но в это время мы уже не встречаем никаких новых форм. В эти годы в мастерской школы (да и в частных мастерских сотрудников, покинувших Баухауз) в основном разрабатывались прежние идеи (илл. 20—23).
После 1928 года в школе практически прекратилось ремесленное производство любых изделий. В программе обучения приоритетным теперь был индустриальный, а не ремесленный способ производства. Многие изделия мастерской по обработке металла, появившиеся в первые годы пребывания школы в Дессау, именно теперь стали типовыми образцами для серийного промышленного производства. И осветительные приборы, без сомнения, занимали среди них первое место. Светильники, разработанные в Баухаузе начиная с 1927 года, изготавливали сразу несколько крупных предприятий Германии, в том числе — берлинские фирмы «Osram» и «Schwintzer & Graff», сотрудничавшие со школой еще со времен Веймара, а также лейпцигская фирма «Korting & Mathiesen AG» («Kandem» ил «К & М»), вскоре ставшая основным промышленным партнером школы в этом деле. Так, на предприятии «Kandem» по проектам мастерской школы сделали светильники для образцового жилого дома В.Гропиуса, показанного на знаменитой выставке «Die Wohnung» в Штуттгарте летом 1927 года. Именно благодаря сотрудничеству с промышленностью баухаузовские светильники стали дешевле, а следовательно, более доступными и распространенными в немецком демократическом жилье 1920—1930-х годов.
Народное признание и необыкновенная популярность этих изделий подтверждаются бурными дискуссиями по поводу дизайна баухаузовских ламп, развернувшимися в основном на страницах наиболее прогрессивных архитектурно-художественных журналов и альманахов. Свои авторитетные «за» и «против» высказывали 3. Гидеон, Н. Габо, Н. Певзнер, А. Боде и еще многие другие критики и мастера, кого сегодня называют основоположниками модернизма. Согласно архиву школы, вплоть до 1960-х годов едва ли можно было найти хотя бы один жилой интерьер, где не было бы баухаузовской лампы. Так, только лейпцигская фирма «Kandem» в период с 1928 по 1932 год произвела около 50 000 изделий (в 25 вариантах) по эскизам Баухауза. А в дизайне современных светильников, особенно рабочих осветительных приборов светильников, предназначенных для ванных и кухонь, а также для общественных зданий, при внимательном рассмотрении можно угадать знаменитые баухаузовские образцы. Кстати сказать, в последние годы в моду все больше и больше входят современные реплики этих, уже почти столетних, изделий, по сей день прекрасно вписывающихся в интерьеры кабинетов и гостиных.
Мастерская.
Анастасия КОРОЛЕВА
Иллюстрации предоставлены автором.
Антиквариат, предметы искусства и коллекционирования январь-февраль 2006