В сентябре 1967 года в Таиланде произошла одна из «краж века» — была вскрыта и ограблена крипта святилища королевского монастыря Рачабурана б средневековой столице Аюттхае. Похитители унесли часть реликвий из драгоценных металлов, заложенных в крипту в ХVвеке. Согласно исторической хронике, здесь находилось захоронение двух аюттхайскцх братьев-принцев, убивших друг друга в борьбе за власть во время поединка на слонах. После ограбления святилище было тщательно исследовано археологами, обнаружившими еще значительное количество драгоценных изделий. Кроме того, часть похищенного впоследствии была найдена. Теперь многие из этих предметов — одни из самых ранних точно датированных произведений торевтики Юго-Восточной Азии — украшают музеи Таиланда.
Художественная обработка металла относится к наиболее древним и традиционным ремеслам Юго-Восточной Азии. Важнейшим этапом в сложении этого вида искусства является эпоха бронзы, получившая в регионе название Донгшон — по месту археологических раскопок в Северном Вьетнаме (IX век до н.э. — II век н.э.). Ареал донгшонской культуры захватывает обширную зону влияния, включая не только материковую часть Индокитая, но и островной мир. Среди многочисленных бронзовых изделий, таких, как топоры-алебарды, кинжалы, погребальные урны, колокола, различные сосуды, выделяются богато орнаментированные ритуальные барабаны, выполненные в технике литья. Их узоры были связаны с космологическими представлениями древних народов. Так, в центре ударной плоскости барабанов помещалась многолучевая звезда — символ Солнца, окруженная концентрическими поясами с фигурками людей, зверей, птиц, лодками и церемониальными шествиями. Мантия инструментов (верхняя часть боковых стенок) часто украшалась серповидными ладьями с антропоморфными фигурками, символизировавшими души предков, уплывавших в загробное царство. Подобные ритуальные барабаны до сих пор используются в ряде обрядов некоторых народов Индокитая.
В период Средневековья для создания художественных изделий стали широко использовать различные металлы, в том числе и драгоценные — золото, серебро. Надо отметить, что к благородным металлам в Таиланде, Камбодже и Лаосе причислялся также особый темно-коричневый сплав самрит, называемый иногда «бронзой девяти королей», так как предполагалось, что его образуют девять составляющих. Считалось, что в посуде из самрита долго не портится еда, не сохнет известь для жевательной смеси — бетеля. Некоторые виды лекарств тоже рекомендовалось изготавливать в сосудах из «чудодейственной» бронзы.
Основными техническими приемами, используемыми мастерами Юго-Восточной Азии, были и остаются литье по выплавляемой восковой модели, чеканка и гравировка. Для литых изделий применяются медные сплавы, близкие по составу к бронзе или латуни, а для произведений торевтики — чаще всего серебро, иногда позолоченное, особо же ценные предметы чеканятся из золота. Как правило, изделия делаются из плоского листа при помощи давления по специальной модели, реже форма выколачивается, а декор наносится в технике контурной чеканки с опусканием (заглублением) фона. Чеканятся изделия снаружи и практически никогда изнутри. Сложные сосуды обычно монтируются из нескольких частей, детали — ножки, подставки, носики, ручки, декоративные скульптурные элементы — крепятся отдельно. В позднесредневековый период для декорировки предметов из золота и серебра в Таиланде и Камбодже часто применяли чернь и вкрапления цветной эмали, напоминающие вставки драгоценных камней. Во Вьетнаме, помимо этого, получила распространение техника насечки бронзовых произведений серебром или медью
Богато орнаментированные металлические произведения имели прежде всего культовое предназначение, и их создание, как и все, связанное с сакральной сферой, сопровождалось проведением ряда обрядов. Так, приступая к работе, мастер должен был совершить ритуал очищения, помолиться в храме и поклониться божествам, в первую очередь — Вишвакарману. В буддийских странах он считается небесным зодчим, создателем всех искусств, художественных форм и орнаментов, покровителем ремесленников. Богам делают подношения (обычно из риса, бетеля, цветов и благовонных палочек), которые укладывают в церемониальные сосуды. Обязательным элементом многих ритуалов является окропление, омовение алтарных статуй, монахов и прихожан освященной водой, а также возлияние ее на землю для «оповещения» богини Земли и духов местности о совершаемом благочестивом деянии. В алтарные композиции непременно включают подсвечники, курильницы, подставки для благовонных палочек, изготовленные из благородных металлов, бронзы, латуни. Кроме того, на ступенях алтаря и около него часто ставят искусственные металлические цветы, как правило, лотосы, и фрукты, выполняемые в комплекте с чашей или вазой. Сбоку могут размещаться маленькие металлические деревца, символизирующие священное дерево Просветления.
В светской среде изделия из драгоценных металлов помимо их прямого функционального назначения воспринимались и как свидетельства высокого общественного статуса их владельца, символы богатства и власти. Различного вида сосуды входили в число королевских регалий, использовались в придворных ритуалах. В Мьянме, например, во время церемонии вселения государя в новый дворец по его углам и сторонам выкладывали ритуальные предметы (оружие, слитки золота и серебра, слоновые бивни, белый зонт, раковину и др.), и среди них — металлические чаши и подносы с рисом и сладостями. К церемониальным дарам, которыми правители жаловали своих подданных, относились разнообразные серебряные сосуды, коробочки для бетеля, плевательницы, выступавшие как вещные атрибуты статуса в придворной иерархии.
Выработанные мастерами разных стран традиционные формы и декор металлических изделий определялись главным образом их предназначением. Круглые подносы служили для подношения крупных вещей, одежды и определенных наборов ритуальных предметов. В Индонезии с периода Средневековья в обрядовой практике широко использовались медные и бронзовые блюда талам. Это плоские с невысоким бортиком блюда, украшенные чеканным и гравированным орнаментом. В них своеобразно сочетаются две художественные традиции: простая форма характерна для подобных изделий мусульманского круга, а гравированный декор содержит древние индуистские мотивы. Центр блюда нередко занимает изображение вазы с цветами — композиция, имеющая чрезвычайно емкое символико-образное содержание. В космологическом аспекте ваза мыслилась как «сосуд мира», заключающий в себе первозданные воды, как символ организованной Вселенной в противоположность бесформенному хаосу. Из вазы вырастают различные цветы и растения, чаще всего лотос, стебель которого ассоциируется с осью Вселенной. Ваза сравнивалась с животворящим лоном Вселенной, считалась источником жизни и плодородия, поэтому ее также называли «сосудом изобилия».
Не случайно вазообразная форма стала одной из самых распространенных среди разных типов сосудов для подношений. В Камбодже один из них — пеан — имеет вид круглого плоского или слегка вогнутого блюда на конической (или полусферической) ножке, крепящейся к подносу посредством соединительных колец. Торжественным вариантом сосуда для дарений является кубкообразная чаша, особенно характерная для торевтики Индокитая. В Камбодже ее называют тъынг пеан, в Таиланде и Лаосе — кхан.
В храмовой обрядности такие изделия использовались чаще всего для подношений пищи — риса, фруктов, сладостей, а также бетеля. В ряде случаев они служили подносами для передачи различных предметов или даров, чтобы акцентировать важность момента или подчеркнуть особое уважение к одариваемому. Так, в дни катхина — религиозного праздника, отмечаемого в конце сезона дождей (октябрь — ноябрь) и знаменующего завершение трехмесячного срока неотлучного пребывания монахов в монастыре, проводится церемония подношения им новых одежд и необходимой утвари: циновок, чаш для подаяний, вееров, москитных сеток и др. В один из кубкообразных сосудов кладут бумажки с именами монахов, и миряне, по жребию извлекая из сосуда эти бумажки, определяют, кому они делают дар. Праздничным утром процессия прихожан с красиво уложенными на чашах подношениями следовала в храм, где их устанавливали напротив алтаря. Подарки передавались общине, монахи произносили наставления и благословения, а завершался праздник совместной трапезой, играми и танцами. Для верующих участие в катхине, как и в других религиозных церемониях, — источник приобретения благих заслуг, улучшающих их карму.
Интересно отметить, что кубкообразный сосуд по своей форме напоминает полураспустившийся цветок лотоса. Ножка одних произведений повторяет в уменьшенном виде очертания тулова чаши, а других — похожа на перевернутую семенную коробочку цветка. Выбор лотоса в качестве пластического прототипа сосуда вполне закономерен в данном случае и соответствует его многогранной символике в религиозной традиции буддизма и индуизма. Широко известно значение этого цветка как опоры, поддержки божеств (неслучайно их изображают на лотосовых тронах) и сакральных предметов. Помимо этого он олицетворяет чистоту помыслов, совершенную мудрость и освобождение от мирской суеты. Связанный с водной стихией — источником жизни, цветок становится пожеланием процветания, плодородия. В то же время соединение в одном сосуде изображений раскрывающегося цветка и его плода — коробочки с семенами — служит напоминанием о быстротечности бытия, краткости цветения и неизбежности увядания.
Архитектоника таких сосудов, почти полностью покрытых изысканной растительной вязью, всегда подчеркивалась с помощью обрамляющих края крупных лотосовых лепестков или рельефных граней, на которые членилась поверхность изделия. Края сосудов могут быть гладкими, фестончатыми или зубчатыми, тулово и ножка снабжаются рельефными ободками, что обогащает и разнообразит внешний вид изделий. В растительный декор нередко включаются фигуры божественных персонажей, словно вырастающих из лотосовых лепестков. По представлениям буддистов Индокитая, эти обитатели небес являлись охранителями монастырей, святых мест и сакральных предметов. Их изображают в виде поясных женских (реже мужских) фигур с руками, сложенными у груди в молитвенном жесте, от которых отходят длинные стебли с бутонами лотоса. Как правило, торс божества обнажен, шею украшает ожерелье, руки — браслеты, а голову венчает диадема с высоким коническим навершием и заушными украшениями в виде крылышек.
Другой традиционный тип сосуда для подношений — полусферическая чаша на высокой полукруглой ножке, дополненная глубокой крышкой такой же формы. В Камбодже эти сосуды (саккара пхеат) предназначены для поднесения даров в особо торжественные моменты, нередко они и сами становятся подарком. Совершенно обязательными саккара пхеат считаются при праздновании традиционной свадьбы, при этом используются парные чаши, желательно из драгоценных металлов, в которые родственники жениха укладывают подарки невесте — ювелирные украшения, одежду, деньги, драпируют их шелковыми тканями и несут в дом новобрачной. В другие чаши помещают предписанную обрядом пищу: рис, курицу, пирожки цилиндрической и конической формы, олицетворяющие мужское и женское начала, без которых, по мнению кхмеров, брачный союз будет бесплодным.
В религиозных церемониях Мьянмы, Таиланда и Лаоса для подношения воды и пищи чаще всего используют сосуды полусферической формы. Прототипом их являются традиционные монашеские чаши для сбора подаяний. Для художественного металла Мьянмы такая форма изделий, называемых пхэла, наиболее характерна. Округлое, слегка приплюснутое тулово таких чаш украшали высокорельефными чеканными изображениями. В их декоре преобладает пышный цветочнолиственный узор, как правило, дополненный клеймами со сценами из популярных буддийских легенд и фигурами животных годичных, зодиакальных и астрологических циклов.
Так, на большой серебряной чаше середины XX века представлены важные эпизоды из жития принца Сиддхартхи — будущего Будды: его чудесное рождение, первые шаги по вырастающим из земли цветам лотоса, предсказание брахмана, состязание женихов и свадьба Сиддхартхи с принцессой Ясодхарой. Завершается круговая композиция сценой ухода принца из дворца, когда он решил отказаться от мирской жизни и стать отшельником. Принц изображен отодвигающим занавеску от ложа, на котором спит его супруга с новорожденным сыном. Он бросает прощальный взгляд на дорогих ему людей, опасаясь разбудить их и дремлющих вокруг слуг. Все персонажи мастерски вписаны в овальный, обрамленный изящными завитками, медальон. Его форма продиктовала мастеру композиционное построение и других сцен, основанное на симметрии и круговом движении, что особенно заметно в эпизоде предсказания. Призванный во дворец отцом Сиддхартхи известный прорицатель-брахман Асита изображен в центре медальона, окруженный придворными, а на голове у него стоит маленький принц, волшебным образом перенесшийся сюда из его рук. Это был один из знаков, по которому Асита предрек ему великое будущее. Крупные сюжетные клейма на сосуде соединены с более мелкими, в которых изображены животные — символы планет.
Иной композиционный принцип применил бирманский торевт при украшении серебряного с позолотой сосуда, датируемого концом XIX века. Здесь в едином пространстве широкого фриза на стенках сосуда развернуты эпизоды широко известной легенды о Манохаре — девушке-птице, которую полюбил принц Судхана. Разновременные действия проходят на фоне пейзажа с пышной тропической растительностью. Динамичность композиции подчеркивается и выразительностью поз и жестов, и светотеневыми эффектами, и фактурным сопоставлением матово мерцающего фона и блестящих объемных фигур. Все эти качества позволяют считать данное произведение одним из лучших образцов традиционного бирманского искусства.
Среди церемониальной утвари Мьянмы особенно праздничный вид имеет сосуд в форме цилиндрической коробки с крышкой, на широкой подставке с ножками. В него могли класть предназначенные для подарков драгоценные изделия, ювелирные украшения, деньги. На крышке сосуда — фигурная ручка в виде мифической птицы хинты. (санскритск. хамсы), изображаемой обычно с пышным опереньем, небольшим хохолком, длинным клювом, высоким пламевидным хвостом и мощными лапами с острыми когтями. Хинта считалась птицей благородного, божественного или королевского происхождения, в ее образе рождался бодхисаттва — будущий Будда. Как и цветок лотоса, она олицетворяет чистоту и просветленность духа, свободного от земных уз. Ей нередко приписывались магические свойства: знание лечебных трав, способность изменять облик, противостоять злым чарам, превращать свое оперенье в золото. Красивая благородная птица была олицетворением женственности, и в эротической поэзии ее достоинства нередко сравнивали с женскими: плавную поступь — с походкой девушки, гоготанье — со звоном женских ножных браслетов. Жители Мьянмы отождествляли птицу с уткой, а не с гусем, как в других странах, и считали ваханой (ездовым животным) богини мудрости, литературы и искусства Туятати. В астрологической композиции из девяти планет, которая часто присутствует в декоре металлических изделий, она помещается в центре или, как здесь, на крышке и обозначает мифическую планету Катэ.
Специальные сосуды используются в ритуалах возлияния освященной или ароматизированной воды. В Индокитае это обычно небольшие чаши с плоским или скругленным донышком. Лаосские мастера предпочитают украшать поверхность таких серебряных чаш чеканными фризами из выпуклых спиралевидных завитков, мелкой зерни, имитирующей рисовые зерна, гирлянд со стилизованными остроконечными листиками. Подобный орнамент выполняет магико-охранительную функцию, будучи в то же время важным структурным элементом декоративного убранства. В Камбодже некоторые сосуды для возлияния воды имели оригинальную форму морской раковины, входящей в число известных буддийских «драгоценностей». Правозакрученная раковина является атрибутом широко почитаемого в регионе бога Вишну, некоторых тантрических божеств и обожествленных правителей. Согласно одной из легенд, Вишну сделал ее из кости убитого им демона, по другой версии — погибший от его руки демон жил в этой раковине. Звукам раковины приписывалось магическое свойство рассеивать сонмища злых духов, устрашать врагов и ободрять защитников. Буддисты особо выделяют раковину белого цвета, считая ее знаком чистоты, счастья и блаженства. Звук раковины сравнивается с «голосом» Будды и символизирует распространение буддийского учения. В ритуалах используются как натуральные раковины, имеющие нередко роскошное металлическое обрамление, так и целиком отлитые из бронзы. Украшающие их чисто орнаментальные элементы сочетались с фигурами божеств, а слив нередко был в виде головы фантастической птицы. В Индонезии и Малайзии ароматизированную воду наливали в сосуды из драгоценных металлов с длинным узким горлом и шаровидным туловом, богато декорированным цветочно-лиственным узором.
Непременные атрибуты алтарных композиций — подсвечники и курильницы, в которых во время богослужений сжигают ароматические травы и благовония. Их ставили обычно на нижние ступени храмовых алтарей или на особые низкие столики перед ними. Особенно изощренным декором отличаются индонезийские храмовые светильники, которые нередко имеют вид распустившихся лотосов, пышных цветочных кустов, извивающихся тел драконов и даже сложных многофигурных композиций. Во Вьетнаме самой распространенной формой светильников стала фигура журавля, держащего лотос в клюве и стоящего на черепахе. Журавль и черепаха связаны с символикой долголетия, а в паре обретают дополнительный семантический смысл — союз небесной и земной сфер. Лотос в этой композиции воспринимается как священный цветок, соединяющий высшую и нижнюю части Вселенной, а вся группа в целом олицетворяет собой космическую гармонию.
Необыкновенную фантазию проявляли мастера при создании курильниц. Среди множества разнообразных по форме металлических изделий особо выделяются курильницы в виде цветов и плодов растений — лотоса, тыквы, персика, бамбука, а также различных животных. Нередко они украшены горельефными цветочно-лиственными побегами, а съемная крышка снабжена фигурными прорезями, сквозь которые просачивается дым благовоний. Вьетнамские курильницы обычно отливают из различных медных сплавов, а их крышки и подставки имеют сквозной декор. Стенки бронзовых сосудов украшают фигурками летучих мышей, фениксов, драконов и жанровыми сценами, выполненными в технике насечки серебром, красной медью и желтой латунью. Более изящно выглядят курильницы из драгоценных металлов, нередко целиком ажурные, с отдельными объемными деталями. Частый мотив в декоре вьетнамских курильниц — изображение бамбука, в виде стеблей и листьев которого порой выполнены и ручки сосудов, по воле мастера превратившиеся в причудливых существ. Популярность этого растения связана с его многозначной символикой, он — знак стойкости перед жизненными невзгодами, так как его гибкий ствол гнется, но не ломается. Пустой внутри ствол бамбука сравнивается с благородным мужем, который наполняет свой очищенный от мирской суеты ум возвышенными мыслями и знаниями, а узлы на стебле символизируют ступени на пути самосовершенствования и достижения истины.
Весьма впечатляющий пример художественного литья Вьетнама — девять знаменитых бронзовых курильниц в императорском дворцово-храмовом комплексе города Хуэ, созданных в 1835 году. Эти гигантские изделия весом более двух тонн и высотой от двух до двух с половиной метров украшены 162 барельефами с изображением небесных светил, земных пейзажей, подводного и подземного царств, что должно было воплощать идею гармоничного существования мира и целостности страны.
В отдельную группу церемониальной утвари следует выделить металлические наборы для бетеля — тонизирующей жевательной смеси. Традиция жевания этой смеси распространена во всех странах Юго-Восточной Азии. В ее состав входит несколько компонентов: гашеная известь, кусочки ореха арековой пальмы (Агеса catehu), лист бетельной лианы (Piper betle) и по вкусу специи — табак, гвоздика, перец, кардамон и др. Бетель непременно включают в ритуальные подношения богам и духам, дарят монахам. Он присутствует практически во всех светских ритуалах, служит незаменимым знаком гостеприимства, а шкатулки для бетеля могут быть подарками на все случаи жизни, они составляют часть приданого и наследства. В Таиланде, к примеру, согласно старому обычаю, преподнесение девушкой юноше коробочки с арековыми орехами или угощение его бетельной жвачкой рассматривается как своеобразное признание в любви. Наборы для бетеля указывают на социальное и имущественное положение их владельца. Некоторые из них, выполненные из золота, серебра, украшенные чернью, эмалью, драгоценными камнями, входят в число королевских регалий.
Полный бетельный набор состоит из сосуда для извести, разного размера шкатулок, резака для орехов, подноса и плевательницы. Большие шкатулки предназначены для листьев бетеля и орехов арековой пальмы, маленькие — для специй, меда или ароматического воска, которым смягчают губы. Известь хранят в особых сосудах, которые обычно прикрепляют к поясу или шарфу. Раньше предпочитали известь собственного приготовления, ибо считалось, что человека легче всего отравить, добавив яд именно в этот компонент бетельной смеси. В Таиланде и Лаосе футляры для извести нередко представляют собой цилиндрические сосудики с крышкой, декорированные накладной филигранью.
Для Камбоджи характерно изготовление фигурных шкатулок для бетеля, которым придается форма тропических плодов, реальных животных и фантастических существ, нередко обладающих благопожелательной символикой. Так, петух, курица, кролик связываются с плодовитостью, процветанием, пара птиц (уток, куропаток, перепелок) — с супружеской верностью, мифический лев — с могуществом и властью, а слон с загнутым над головой хоботом, по поверью, приносит удачу. При выборе шкатулки для подарка на свадьбу, важную годовщину или день рождения, как правило, учитываются год и знак зодиака, под которым появился на свет получатель дара, поэтому шкатулка должна иметь форму соответствующего животного. Поверхность изделий украшают чеканными узорами, имитирующими оперенье птиц, панцирь черепахи или шерсть зверей, при этом их обязательно дополняют чисто орнаментальными элементами: полосками из цветочнолиственных мотивов вдоль спины, по краям крыльев, вокруг лап и т.п. Такое сочетание почти реалистичной формы и условно-стилизованного декора придает особую выразительность этим шкатулкам.
В повседневном быту произведения торевтики тоже нашли самое широкое распространение. Небольшие коробочки и шкатулочки используют для хранения ювелирных украшений, различных мелочей и косметических средств. Так, в Мьянме у каждой женщины есть специальная коробочка для танакхи — рассыпчатой пудры желтоватого цвета, которую изготавливают из коры тропического растения. Ее смешивают с водой и наносят на щеки и лоб кругами — это защищает кожу от солнечных лучей, придает ей мягкость и бархатистость. Светлая, чистая кожа считается в Мьянме одним из основных признаков красоты, поэтому на улицах городов и деревень часто встречаются женщины со странными на взгляд европейца желтоватыми кругами на лице. Серебряные пудреницы, в которых хранят танакху, обычно имеют круглую форму и съемную крышку. Среди покрывающих их чеканных лианообразных и цветочно-лиственных узоров помещаются фигурки легендарных героев или духов-охранителей натов. На крышке представленной коробочки изображен принц Рама, главный персонаж эпической поэмы «Рамаяна», держащий лук. Пластические мотивы на этом изделии выполнены в технике высокой чеканки, что, в общем, характерно для торевтики Мьянмы, в отличие, к примеру, от произведений вьетнамских мастеров.
Усиление европейского присутствия в регионе во второй половине XIX века привело к появлению в художественном металле новых форм и декоративных элементов. Из серебра делают чайные и кофейные сервизы, кубки, амфорообразные вазы, столовые приборы и т.п. Национальный колорит таким изделиям придают традиционная техника и орнаментальные мотивы. Такова, например, вьетнамская шкатулка с откидной крышкой — эту конструктивную деталь в подобных произведениях стали часто применять с XIX века, раньше крышки были преимущественно съемными. Шкатулка предназначена, по-видимому, для новогодних подарков, так как в квадратных ячейках, на которые разбита ее поверхность, чередуются барельефные изображения сосны и цветов сливы май. Эти растения ассоциируются с началом нового года, который, по восточному календарю, во Вьетнаме отмечается в конце января — середине февраля. Слива май вместе с вечнозелеными бамбуком и сосной образуют известную композицию «три друга холодной зимы» — непременное украшение новогоднего жилища. Сосна — устойчивый знак долголетия, во время праздника ее ветками обрамляют оконные и дверные проемы, так как, по поверьям, она обладает магической способностью отпугивать злых духов. Цветущие ветки сливы устанавливают в специальные новогодние вазы, что олицетворяло слияние мужского и женского начал (ваза — инь, ветка — ян), рождающего гармонию во Вселенной и дарующего процветание.
Художественный металл Юго-Восточной Азии весьма богат и разнообразен, и в небольшой статье невозможно описать все существующие формы даже церемониальной утвари. Этот мир сверкающих серебряных и золотых узоров, блеска драгоценных камней, благородной патины бронзы всегда был и остается привлекательным для ценителей прекрасного.
Наталья ГОЖЕВА, Галина СОРОКИНА
Журнал «Антиквариат, предметы искусства и коллекционирования», № 42 (ноябрь 2006), стр.10