Неизвестный ранее вариант штемпеля или брак чеканки?
В марте 2004 года в аукционном доме «белое» (Москва) была выставлена любопытная монета — 5 рублей 1839 года (СПБ— АЧ), которая прошла на коллекционном нумизматическом аукционе №24, лот № 166 («5 рублей 1839 года СПБ— А.Ч.Л.ст.: «Св. Георгий в нимбе». Золото, 6,48 гр. Состояние ХF. Узд № 0216 (точка).
Б №16. Нe описанный в нумизматической литературе вариант»). Стартовая цена — $800— 1000. Оля сравнения: аналогичная монета 1841 года (лот № 173) имела стартовую оценку $300 — 350.
Сразу оговоримся, что ссылки на каталоги Узденикова (№ 0216) и Биткина (№ 16) здесь кажутся, по меньшей мере, неуместными, поскольку, как указано в аннотации к лоту, — вариант сей в нумизматической литературе не описан. А значит ссылки сделаны на описанные в вышеназванных каталогах монеты... без «нимба».
Откуда же взялся «вариант», остававшийся неизвестным более полутора веков? И были ли вообще штемпеля пятирублевых и других монет того времени, где бы Св. Георгий на московском гербе был изображен с «нимбом»? Ведь в этом случае на монетном дворе должны были сохраниться и оригинальные штемпеля! А таковых, судя по всему, нет. Как нет и герба города Москвы, где Св. Георгий был бы изображен с нимбом. Ответы на эти вопросы, наверное, должны дать такие должностные лица, как хранители архивов монетопроизводящих предприятий, которые имеют доступ в святая святых — хранилища отработанных штемпелей. Пока же попробуем следовать элементарной логике.
Вот уже более двух лет, после публикации в гелосовском аукционнике (№ 24,2004 г.), коллекционеры в разных регионах страны лихорадочно ищут аналогичные варианты московского герба («Св. Георгий в нимбе») и на других — серебряных и медных российских монетах того периода, на которых был двуглавый имперский орел. Но... до сих пор не нашли. Да и не могли найти. Полагаю, что специально вырезанного штемпеля, на котором Св. Георгий изображен с нимбом, просто-напросто не существовало (хотя в изобразительном, иконографическом искусстве такое бывало не раз (илл 5, 6). Тем более, что герб Москвы (на груди двуглавого орла), элементом которого в данном случае является Св. Георгий, в утвержденном варианте не имеет (и не имел) нимба.
Обратимся к известному энциклопедическому словарю Брокгауза и Ефрона:
«Нимб (от латинск. Nimbus — туча, облако) — блестящий кружок, среди которого древнегреческие и римские художники, изображая богов и героев, нередко помещали их головы...». Обратите внимание: «их головы». Но не грудь, плечи, часть руки, как это изображено на обсуждаемой монете. Правда, кто-то может возразить, сославшись на другую выдержку из того же словаря: «Всего вероятнее, что Н. (нимб. — авт.) обязан своим происхождением народному верованию греков, воображавших себе, что тело богов, когда они являются в человеческом образе, испускает от себя ослепительный блеск и бывает окружено сияющим облаком, частицею того светозарного эфира, который находится над земною атмосферою и составляет обычное местопребывание богов». То есть, исходя из греческого верования, в этом «сияющем облаке» может быть и весь «человеческий образ». В полный, как говорится, рост. Однако здесь же читаем: «Такое представление о богах, с самых ранних времен усвоенное греческою поэзиею, впоследствии было перенесено из ее в образные искусства, главным образом в живопись, а так как в картинах сложной комбинации изображать богов совершенно окруженными подобным сиянием было затруднительно, то художники стали довольствоваться условным его обозначением, а именно помещением его только вокруг голов». Следовательно, нимб изображался только вокруг головы.
Еще один вопрос: правомочно ли по канонам христианства в символе святости — нимбе — изображать оружие? Речь, в частности, идет о копье в правой руке Св. Георгия. В изображении монеты большая часть его угодила в этот самый нимб. Даже несмотря на святое предназначение этого копья (а именно — поражение черного змия), думается, ему все-таки там не место.
Кроме того, уместно ли было в нимбе помещать еще и голову коня Св. Георгия? В том же энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона записано: «...нередко он (нимб. — авт.) сопровождал также Агнца Божия и фигуры животных, служащих символами четырех евангелистов». Иными словами, такое возможно, но, видимо, только тогда, когда в нимбе изображена лишь одна голова животного. В данном же случае в этаком, извините, «коммунальном нимбе» пятирублевой монеты 1839 года «до кучи» собраны и поясное изображение человека, и голова коня, и часть копья.
И, пожалуй, самое главное. Изображение нимба — всегда сюжет второго плана. Во все времена его контур заходил за голову, за шею, за плечи святого. Но никогда нижняя часть нимба не проходила поверх изображения человеческого образа. В рассматриваемом же случае предполагаемый «нимб» имеет вид законченной окружности переднего плана, в результате чего он ложится поверх груди и туловища Св. Георгия, шеи коня и дважды проходит поверх копья.
Эти четыре перечисленных аргумента дают право с определенной долей уверенности утверждать, что на монете — не нимб, а более позднее нанесение окружности твердым предметом на штемпель лицевой стороны. Каким образом? Это можно лишь предположить с довольно большой долей условности. Таких предположений несколько.
Первое. Во время чеканки вместе с заготовкой под удар штемпелей было подано и какое-то инородное твердое тело — либо металлическое колечко, либо металлическая стружка, которая во время соударения штемпелей оставила на одном из них (в данном случае — лицевой стороны) кольцеобразную вмятину, оказавшуюся в таком интересном месте монетного поля. В дальнейшем при чеканке это кольцо на самой монете имело уже выпуклую форму, отдаленно напоминавшую нимб.
Второе. При отсутствии штемпеля оборотной стороны могло произойти холостое соударение, в результате чего место крепления реверсового штемпеля оставило круглый след на аверсовом штемпеле. С теми же последствиями, что и в предыдущем случае. В пользу такой версии свидетельствует и определенный с помощью компьютерной графики геометрический центр этой 5-рублевой монеты, который почти совпадает с центром псевдонимба. Небольшое расхождение при таких размерах столь ничтожно, что принимать его во внимание не имеет смысла. Возможны и другие варианты появления маленькой окружности на монетном штемпеле с теми же последствиями.
В итоге можно сделать заключение: «нимб» на 5-рублевой монете 1839 года — отнюдь не оригинальный замысел резчика штемпеля, а технологический брак, хотя и весьма оригинальный. Конечно же, понятно стремление аукциона преподнести монету именно так — «не описанный в нумизматической литературе вариант». Под словом «вариант» в таком случае подразумевается неизвестный ранее тип (разновидность, на худой конец — различие) или, иными словами, платежное средство, официально вышедшее с монетного двора после чеканки официально утвержденными штемпелями, которые имеют изображение, прошедшее все стадии одобрения. И совершенно другое дело, если из-за нарушения технологического процесса на монете появился лишний непредусмотренный элемент изображения (или отсутствует какой-то предусмотренный). Это так называемый брак чеканки, но оригинальный брак чеканки всегда ценится ниже, нежели оригинальный, ранее не известный «вариант монеты». А вот чего не заметил аукцион, так это того, что у «пятерки с нимбом» действительно есть серьезные отличия в изображениях (причем, обеих сторон) штемпелей от обычных монет 1839 года этого же достоинства. После просмотра таких монет в трех коллекциях мне удалось обобщить результаты этого идентификационного анализа (илл. 1, 2, 3).
Из таблицы следует, что как минимум существуют по три варианта штемпелей лицевой и оборотной сторон. Если их использовали строго установленными парами, то количество «разных» пятерок 1839 года может ограничиться тремя, описанными выше. А если строгого соответствия «лицевых» и «оборотных» штемпелей не было, то вполне вероятны и перекрестные сочетания, в результате чего количество «разных» пятерок может увеличиться в три раза.
Итак, налицо три «разные» 5-рублевки 1839 года — из... трех просмотренных. Реальное же количество различий в штемпелях этой монеты трудно даже предположить. Лишь об одном можно сказать однозначно: заведомо резаного штемпеля со Св. Георгием «в нимбе» не было.
Владимир НАЗАРОВ
Иллюстрации предоставлены Александром ЧЕБОТАРЕВЫМ.
Журнал «Антиквариат, предметы искусства и коллекционирования», № 39 (июль-август 2006), стр.140