В России до второй половины XVIII века играли в основном немецкими и французскими картами. Лишь в 1760-к годах некоторые предприниматели попытались наладить собственное производство. Тогда, например, стал известен карточный фабрикант Рамбоа. В то же время была введена таможенная пошлина на ввозимые в Россию иностранные карты.
В 1765 году в России вышел указ о введении налога на клеймение карт, согласно которому на русские он был в два раза меньше, чем на ввозимые, что должно было способствовать развитию производства отечественных карт и сокращению ввоза иностранных. Игравшие в неклейменые карты подвергались большому штрафу. Клеймо с изображением сирены вначале ставилось на червовом тузе. Доходы, полученные от клеймения карт, должны были поступать в Воспитательные дома, учрежденные Екатериной II. В 1779 году появилось новое клеймо, на котором был изображен пеликан, своим сердцем кормящий птенцов, с надписью по кругу: «Себя не жалея питает». Это клеймо продержалось на всех русских картах до 1917 года и ставилось уже типографским способом на бубновом тузе.
В 1799 году Павел I подарил Воспитательному дому Александровскую мануфактуру — первую механическую бумагопрядильную фабрику, на которой в 1817 году появилось собственное карточное производство. Через два года после того, как обучили работников (в основном питомцев Воспитательного дома) и построили соответствующие помещения, фабрика начала выпускать карты, получив на это монопольное право. Качество русских карт быстро улучшалось.
С 1820 года их печатали на механических станках способом ксилографии с последующим раскрашиванием по трафарету. До середины XIX века рисунки карт представляли собой в основном видоизмененные копии французских и немецких карт. Известна резолюция Николая I на докладе о разработке новых рисунков: «Не вижу никакой причины переменять прежние рисунки».
Во второй половине XIX века стало больше сортов карт — были «Глазетные», «Атласные», «1-го» и «2-го» сорта, «Путевые», «Отборные» и другие, а также карты с различными новыми изображениями. К работе над ними привлекли таких крупных художников, как А.Шарлемань (автор карт «Атласные», «Дорожные» и т.д.), И.Билибин и другие. В 1860 году карточную фабрику при Александровской мануфактуре переименовали в карточную фабрику при Императорском Воспитательном доме. На международных выставках в Париже в 1866 и 1876 годах и в Чикаго в 1899 году русские карты получили дипломы и высокие награды.
В 1910-е годы была создана колода под названием «Новый стиль». Немецкий художник, трудившийся на фабрике Дондорф, для российских производителей разработал рисунки
к колодам «Рококо» и «Русский стиль», которые он сделал под впечатлением последнего костюмированного бала, состоявшегося в 1903 году в Зимнем дворце. Вся знать и царские особы были одеты в костюмы XVII века Николай II предстал в костюме Алексея Михайловича, на картах он изображен в виде червового короля.
Из-за начавшейся в 1914 году Первой мировой войны производство карт стало сокращаться и в 1918 году прекратилось. Вновь заработала теперь уже «Государственная карточная фабрика» только в 1922 году. Вначале здесь выпускали карты только по дореволюционным образцам, с изображений которых убрали царские регалии. Например, двуглавый орел исчез со скипетра бубнового короля карт «Глазетных» и со щита червового вальта карт «Атласных». Естественно, исчезло и клеймо с надписью: «В пользу Императорского Воспитательного дома». Камни, с которых делались отпечатки карт, изнашивались, поэтому понадобились новые эскизы. Так, в середине 1920-х годов была выпущена колода «Национальные», с изображениями представителей четырех союзных республик. Но вскоре братских народов стало больше, и, чтобы не ущемлять значения других, эту колоду больше не выпускали.
В 1930-е годы появляются карты «Исторические», «Славянские», «Антирелигиозные», «XVIII век», продолжаются выпуски «Рококо», «Русского стиля», «Нового стиля», «Фенси», «Атласных». Все эти карты изготовляли и на экспорт. Интересно, что на вариантах, выпускавшихся для России, как и раньше, на бубновом тузе ставили клеймо, но теперь оно было в виде надписи по кругу: «Государственная карточная монополия». Индексы на картах, как и надпись «Джокер», тоже ставили разные: на экспортных вариантах — латинскими буквами, на отечественных — русскими.
В 1935—1957 годах карточная фабрика называлась «2-я художественная литография». В 1937 году художник-палешанин П. Баженов создал рисунки карт «Черный палех». В 1942 году в
блокадном Ленинграде была выпущена колода «Антифашистские» — с карикатурами на нацистов. Станки в то время запускали вручную, изготовленные карты отправляли на фронт и самолетами сбрасывали в тыл врага — это была своего рода антивоенная пропаганда.
Офсет полностью заменил хромолитографию в конце 1950-х годов, с 1958 по 1964 год карты выпускала «3-я фабрика офсетной печати», а затем до 1967 года — «Фабрика офсетной печати № 3». В том же году к 150-летию карточной фабрики рисунки колоды «Черный палех» были переработаны для офсета
На все колоды до 1982 года цена — 15 евро. После этого, в связи с заменой оборудования, рисунки карт были упрощены (примерные цены в евро даны ниже).
С 1968 по 1992 год предприятие называлось «Ленинградский комбинат цветной печати», затем — «Комбинат цветной печати». Под этим именем оно и закончило свое существование в 2004 году, не выдержав конкуренции с дешевой китайской продукцией, заполонившей российский рынок. Однако на этих картах низкого качества россияне обнаружили знакомые не одному поколению игроков рисунки нашей карточной фабрики. Дело в том, что их использовали многие известные мировые производители карт, и это неудивительно, ибо изображения на русских картах — действительно своеобразные художественные шедевры.
Владимир ЛИПЕЦКИЙ
Журнал «Антиквариат, предметы искусства и коллекционирования», № 39 (июль-август 2006), стр.72