Ни для кого не секрет, чmo по всему миру, в каждой антикварной лавке можно найти интересные вещи, созданные в Китае.
В Поднебесной всегда ценилось умение «играть», то есть организовать свой досуг так, чтобы это приносило отдохновение, украшало жизнь, развивало как личность, позволяло заводить новые знакомства. Это может быть что угодно: собирание антиквариата, выращивание орхидей, выведение новых пород золотых рыбок, обучение птиц пению, игра на музыкальных инструментах, занятия боевыми искусствами... Да много чего. И конечно, любое хобби порождает предметы, его сопровождающие. С некоторых пор в Америке, Европе и России появились коллекционеры, собирающие привезенные из Китая домики для сверчков. Когда точно их там начали делать, неизвестно. Они лишь упоминаются в литературе и изобразительном искусстве. Например, в «Книге песней» («Ши цзин»), датируемой периодом «Весен и Осеней» 770 — 476 годов до н.э. уже говорится об этом увлечении китайцев. Достаточно много упоминаний в период династий Суй и Тан (соответственно 581 — 618 годы, 618 — 907 годы н.э.) Наивысшего расцвета это занятие достигло во время правления династий Мин и Цин, то есть начиная с XIV века, и дошло до наших дней.
Домики для сверчков стали представлять собой подлинные произведения искусства, начиная с Минской династии. Они отличались как формами (разные виды сверчков, требуют разных условий проживания), так и материалами, из которого их делали, — это дерево, кость, бамбук, тыквы-горлянки, фарфор, нефрит, медь, серебро, черепаший панцирь, янтарь... Материалов множество. Но, например, в нефритовом домике сверчок жить не может — это просто украшение интерьера. Декорировали их очень разнообразно: резьбой по дереву, гравировкой, инкрустацией перламутром, костью, камнями и разными породами древесины, резными вставками из кости и черепахи, стеклянными окошечками. Тыквы-горлянки иногда выращивали сразу в стеклянных футлярах с выпуклым рисунком внутри. Таким образом, плод созревал уже с рельефной картинкой на боках. Потом его высушивали и художественно оформляли горлышко получившегося сосуда. Как правило, использовали дерево и костяные резные решеточки на крышке. Для «того» (это большие кузнечики) еще делают клетки, такие же, как птичьи, только очень маленькие, поскольку коробочка должна имитировать природные условия, в которых сверчок живет, то она не может быть слишком большой, от 5x3 см (деревянные) до 20 см (тыквы-горлянки) — как правило, только в пределах этих размеров.
Самые знаменитые мастера этого жанра были родом из Сучжоу, но многие во времена правления императоров, жили и работали в Пекине, выполняли многочисленные императорские заказы. Вот почему наибольшее разнообразие этих вещиц можно обнаружить в столице Китая — Пекине, Шанхае и его окрестностях, например в том же Сучжоу.
Какова же цена вопроса? В России сверчочницы могут стоить $50 и больше. А в Китае купить такой домик намного сложнее! Если продавцу вы пришлись не по вкусу, он продаст вам товар в тридорога, А ежели вы ему очень понравились, может коробочку и подарить. Они же «играют», эти китайцы!
Анна ЛЮ
Журнал «Антиквариат, предметы искусства и коллекционирования», № 42 (ноябрь 2006), стр.108