«17 января потерян у Гостиного двора фотографический снимок, представляющий группу; нашедшего просят доставить его в дом Жерве № 8, по Галерной, у Сената.
За что обещается приличное вознаграждение».
«Санкт-Петербургские ведомости», № 16 от 19 января 1863 года, стр. 68.
«Санкт-Петербургские ведомости», № 2 от 3 января 1848 года Стр. 7.
Дагерротипист Карл Даутендей одним из первых в Петербурге стал работать по способу Вильяма Генри Фокса Тальбота (1800— 1877). 3 января 1848 года он поместил весьма пространное любопытное объявление на русском и французском языках, которое он повторял в течение всего месяца:
«Новое изобретение. Дагерротипы «на бумаге», приготовляемые К.Даутендеем.
Имею честь объявить почтеннейшей публике и любителям художеств, что я изготовляю нового рода дагерротипные портреты — которые гораздо превосходнее обыкновенных, изготовленных на металлических пластинках.
Вот превосходство новых дагерротипов:
1) На этих новоизобретенных портретах снимаемая особа изображается в верном положении, так что все принадлежности, например, у военных шпага и ордена, видны на своем месте. Это, естественно, увеличивает сходство.
2) Такой портрет на бумаге может быть доставлен в каком угодно количестве экземпляров, притом копии стоят намного меньше первого снимка. Так как у меня находится оригинал портрета, то я могу во всякое время, по же ланию охотников, сделать копии.
3) Я раскрашиваю также эти портреты на бумаге, которые разнообразием красок получают вид прекрасной акварели и могут быть видимы со всех сторон, что неудоб но у обыкновенных дагерротипов.
4) Портреты на бумаге могут быть без всякого опасения пересылаемы по почте, как письма, и противостоять действию света и времени.
Доверие и похвала, изъявленные мне почтеннейшеюпубликою, и неоднократные одобрения усовершенствованиям моим портретам здешними журналами заставляют меня надеяться на многочисленные посещения и благосклонность любителей.
Образцы этих новых дагерротипов можно видеть на углу Невск. просп. и Большой Конюшенной улицы под окнами магазина г-на Герке.
Я прошу всех любителей художеств обратить на них внимание. Сеансы для снятия портретов продолжаются не долее 5—-30 секунд и даются ежедневно во всякую погоду от 10 часов утра до 3 часов полудня.
Моя мастерская, которую я теперь значительно увеличил. Находится в Большой Конюшенной 4 улице, наискосок Финской церкви в доме Кошанского № 16.
Цена портретам:
На бумаге:
разн. величины 8 р. сер.;
раскрашенный порт. 10 р. сер.;
группа из 2—5 особ, нераскр. Юр. сер.;
— раскрашен. 14 р. сер.;
копии нераскраш. 4 р. сер.;
— раскраш. 6 р. сер.
На металл, досках:
большой портрет — 5 р. сер.;
маленький — 3 р. сер.;
группа из нескольких особ — 6 р. сер.».
«Санкт-Петербургские ведомости»,
№ 127 от 11 июня 1853 года
Стр. 322.
«Мастерская С.Л.Левицкого.
Вы, вероятно, знаете, что такое стереоскоп. Это небольшой снаряд, похожий на деревянный футляр бинокля или театральной зрительной трубки — попросту, небольшой ящичек с двумя круглыми отверстиями, к которым вы можете, если вам угодно, приставить глаза свои. Против этих отверстий вдвигается пластинка с двойным изображением лица, вам знакомого или совсем вам незнакомого, красивого или безобразного, что совершенно все равно. Эти два изображения, на каждый глаз по одному, сняты посредством дагерротипа, точка в точку, волосок в волосок и когда вы смотрите в стекло, два портрета сливаются в один, и лицо все кажется выпуклым (ей relief), т. е. совершенно — таким, каким вы видите его в натуре. Такие стереоскопы в продолжение всей зимы вы, вероятно, видели в мастерской С.Л.Левицкого, что на Невском проспекте, против Казанского Собора. Но не видали другого рода удивительной штуки.
Не видали вы, во-первых, прозрачных дагерротипных изображений на стекле; и во-вторых, смотря в стереоскоп, не видали вы ни улиц Парижа, ни Колизея, ни садов с фонтанами, ни рыночных площадей, ни триумфальных ворот, ни мостовой — не видели так, как я видел их — т.е., не предпринимая путешествия, не тратя ни копейки денег, даже не двигаясь с места.
Хотите знать, какая именно афишка была прибита на углу такой-то парижской улицы, хотите сами прочитать ее в Петербурге, не снимая ее с той стены, к которой она была прибита или прилеплена? Зайдите в мастерскую г. Левицкого и, быть может, вы уверитесь, что это возможно. Я надеюсь еще об этом новом изобретении поговорить с вами в другое время и дать вам более верные о нем понятия, когда и сам буду лучше понимать его.
Г. Левицкий со дня на день ожидает из Франции много вещей по части дагерротипов и стереоскопов, самого новейшего изобретения, не желая ни на шаг отставать от усовершенствований в том деле, которое избрано им, как специальность.
Олиц».
«Санкт-Петербургские ведомости», № 216 от 29 сентября 1854 года Стр. 2051—2052.
«Фотография художника Деньера у Казанского моста в д. наследника Глазунова (там, где Милютины лавки), вход с Невского проспекта.
...Наша речь о новом обширном фотографическом заведении художника Деньера.
Фотография при содействии живописи может произвести изумительные вещи.
Деньер — первый русский художник, посвятивший себя фотографии; это первый опыт соединения двух искусств, и опыт, увенчавшийся самым блистательным успехом...
Фотограф-художник обладает вдвое большими средст вами: как художник, он знает, что должно требовать от всякого рисунка, а как фотограф, знает чего можно требовать от камер-обскуры; ясно, что он скорее всякого другого сумеет найти предел совершенства, возможности для фотографического искусства. Смело можно сказать, что портреты, делаемые Г. Деньером, именно это совершенство. Когда любуешься ими, не верится, чтобы это были произведения машины, камер-обскуры, произведения труда механического: это художественные произведения.
Г. Деньер, при тех сведениях и талантах, которыми он обладает как художник, изучил фотографию в совершенстве, и утвердил свое звание многолетними опытами. Фото графии его как будто живут и дышут; о сходстве мы не говорим; само — собою разумеется, что, при соединении всех этих качеств, сходство в портретах разительное.
Аксессуары на портретах Г. Деньер делает по желанию заказывающих, кистью; так, например, ученого он изображает окруженного книгами, комнату артиста украшает бюстами, дамский будуар снабжает модными безделками ит. д.
Конечно, в фотографиях-акварелях, т.е. раскрашенных, которые г.Деньер делает тоже с необыкновенным искусством, ретушовка кистью играет важную роль; следовательно, и здесь художнический талант оказывает большую помощь Деньеру.
К услугам Г. Деньера на пользу фотографии надо отнести одно важное усовершенствование в этом искусстве: он знает способ производить фотографию на стекле. Стекло давно уже употреблялось как одно из средств для фотографии, изображения уже с давнего времени снимаются посредством камерообскуры на стекло, а потом уже переводятся на бумагу.
Г. Деньер употребляет стекло иначе: он снимает изображение на стекло и прямо, тут же на стекле, делает его постоянным (фиксирует). Таким образом вы получаете портрет на стекле, который имеет то преимущество пред обыкновенным дагерротипом, что для него не нужно ис кать точки зрения, потому что он не блестит, не отсвечива ет, а в то же время самое изображение выходит чрезвычай но рельефно и отчетливо, без всякой ретуши, которая, надо заметить, здесь и невозможна.
Нам скажут, что изображения на стекле уже не новость, что прежде уже были подобные портреты; на это ответим, что портреты, обращавшиеся года за два пред сим в нашей публике, тоже принадлежали Г. Деньеру. Он началделать тогда такие портреты, но состав, при помощи которого изображение на стекле делалось постоянным, оказал ся так дорог, что или должно было пустить портреты по дорогой цене, или делать их с убытком. Теперь Г. Деньер нашел средство добывать тот же состав при меньших издержках, и потому он снова принялся за этот род портретов, конечно, приложив к нему все новейшие усовершен ствования.
Г. Деньер три года работает в Петербурге и пользуется у нас большою известностью. В это короткое время известность его возросла до такой степени (и вместе с тем, конечно, увеличилась и практика), что Г. Деньер должен был оставить свое прежнее помещение в Пассаже и открыть другое, более удобное, на площади Казанского Собора.
Он устроил теперь мастерскую в самых обширных размерах, увеличил число своих сотрудников, которые тоже все художники, и все-таки едва успевает удовлетворять требованиям публики: так значительно число получаемых им заказов. Теперь скажем еще слово об одном обстоятельстве, которое для публики чрезвычайно важно, о том, что стоят портретыГ. Деньера. Отвечать на это подробно не беремся.
Из мастерской Г. Деньера выходит столько различных родов портретов, дагерротипов, фотографий, акварелей — различных величин и видов, что нужно было бы приложить к нашей статье целый список ценам, что совсем не согласно с целью статьи; притом же требования заказывающих так разнообразны, что подобный список едва ли был бы возможен.
Скажем только, что цены за портреты чрезвычайно умеренны, вполне доступны различным классам заказывателей; а если вы примете во внимание изящество, отделку и вообще достоинства портретов и сделаете сравнение с ценою, то наверно назовете умеренность дешевизною. Некоторые лица, бывшие за границею и заказывавшие там дагерротипные портреты, упрекают наших дагерротипистов и фотографов в том, что будто цены за их произведения слишком высоки сравнительно с заграничными. Эти господа имеют в виду только сравнение цены, а не хотят сравнить достоинств самих предметов. Дагерротипы и фотографии, выходящие из лучших заграничных мастерских, вовсе не особенно дешевы, а можно ли принять в какоелибо сравнение заграничные дагерротипы, обыкновенной фабрикации, где вдобавок иногда примешивается шарлатанство?
Мы недавно читали, например, в английских газетах, что в Ньюйорке один шляпный фабрикант для того, чтобы привлечь к себе побольше покупателей, придумал вделывать внутри тульи шляпы дагерротипный портрет каждого покупателя. Вы приходите в магазин, выбираете шляпу, с вас тут же снимают портрет и вы получаете шляпу с дагерротипом, конечно, даровым, но можете представить с каким! Итак, сделав всевозможные сравнения и говоря по справедливости, должно признать, что изящные произведения Г. Деньера весьма и весьма дешевы. ГДеньер, с тех пор, как впервые начал делать портреты, постоянно имел в виду две цели: увеличить достоинства портретов и уменьшить их цену, и, кажется, в том и другом случае достиг своей цели».
«Санкт-Петербургские ведомости», № 282 от 23 декабря 1855 года
Стр. 1526.
«Фотография.
Художник Императорской Академии Художеств Тюрин
честь имеет известить публику, что при его мастерской, состоящей на Невском Проспекте, против Большой Конюшенной улицы, в доме наследи, герцога Лейхтенбергского, открыто особое фотографическое отделение, в котором производятся светописные портреты во всех родах: на бумаге, стекле, клеенке, сафьяне и на слоновой кости — миниатюрные и в натуральную величину, с поразительным сходством, а также исполняются портреты с натуры и дагерротипов масляными и акварельными красками и прочие художественные работы, производимые им в сообществе многих известных художников».
(Иван Алексеевич Тюрин (1824 — после 1889). Вольноприходящий ученик Академии Художеств в 1845— 1855 годах. В 1850 году получил звание свободного художника; в 1859 году — звание «назначенного». С 1861 года — академик. См.: С.Н.Кондакова. «Список русских художников»).
«Санкт-Петербургские ведомости», № 266 от 6 декабря 1857 года Стр. 1392.
«Покорнейше просят Господ, желающих снять с себя фотографические портреты, удостоить своим посещением заведение Академика Евгения Плюшара, не смешивая оное заведение г-на Федора Плюшара, находящееся также в Большой Морской.
Мастерская Академика Евгения Плюшара находится в Большой Морской, в доме Золотова, подле дома г-на ОберПолицмейстера».
(Евгений Александрович Плюшар (1809 — после 1880). Художественное образование получил в Термании (1828—1832). С 18 32 года — в Петербурге. В 1836 году за картину «Одалиска» Академией Художеств был признан «назначенным» художником, в 1839 году получил звание академика).
«Санкт-Петербургские ведомости», № 6 от 9 января 1858 года
Стр. 30.
«Фотография художника Оже из дома баронессы Вревской, в Большой Морской, с 1 января переведена в дом Демидова, куда и просят адресоваться».
(Тригорий Николаевич Оже — вольноприходящий ученик Академии Художеств с 1852 года. В 1857 году получил звание свободного художника пейзажной живописи).
«Санкт-Петербургские ведомости», № 21 от 26 января 1858 года
Стр. 116.
«Фотография.
С 23 января 1858 года открыт для г.г. посетителей обширный фотографический кабинет художника К. Нагорецкого, в доме Елисеева, бывшем Коссиковского, у Полицейского Моста, вход с Мойки, д. № 80, кв. № 30.
К. Нагорецкий имеет честь довести до сведения публики, что он снимает фотографические портреты всевозможных величин, начиная с самых малых миниатюр для брошек и колец, до размеров, дозволяющих нынешним состоянием фотографического искусства, а также большими группами.
По желанию заказывающих портреты эти могут быть отделаны акварельными или масляными красками, подобно парижским».
(Константин Нагорецкий — вольноприходящий ученик Академии Художеств. В 1857 году получил звание неклассного художника исторической и портретной живописи').
«Санкт-Петербургские ведомости», № 23 от 29 января 1858 года Стр. 126.
«По 2 р. серебром фотографические портреты снимают чрезвычайно сходные, во всякую погоду, и не исключая праздничные дни, в фотографии художника Вагенгейма, на углу Невского проспекта и Малой Морской, в доме Нотбека, вход с Невского, где и преподают уроки фотографии».
(Мартин Карлович Вагенгейм — мекленбургский подданный (?—1866), зубной врач, фотограф, художник-миниатюрист. Вольноприходящий ученик Академии Художеств с 1832 года, в 1842 году получил звание художника миниатюрной портретной живописи. Одновременно занимался живописью и практиковал как зубной врач. В 1858 году открыл филиал фотографии и в Москве, на Петровке, напротив Столешникова переулка, в доме Раевской, содержал до 1863 года).
«Санкт-Петербургские ведомости», № 33 от 12 февраля 1858 года Стр. 182.
«Более 25 лет известный в здешней столице своею миниатюрною и акварельною живописью
Академик Александр Иванович Клиндер имеет честь известить почтеннейшую публику, что он открыл в Большой Морской, в доме баронессы Вревской
Новое Фотографическое Заведение.
Снабженный лучшими аппаратами и при содействии искуснейших живописцев, он надеется удовлетворить вкусу публики не только сходством портретов, но и чистою и искусною их отделкою, и тем поддержать то внимание, которым он до сих пор пользовался.
Желающим узнать фотографию преподают уроки по новому и весьма легкому способу».
(Александр Иванович Клиндер (Alexander Julius Klinder). В 1834 году получил звание свободного художника портретной миниатюрной акварельной живописи; в 1839 году признан «назначенным»; в 1841 году получил звание академика за программу «Крестьянин, играющий на балалайке»).
«Санкт-Петербургские ведомости», № 36 от 15 февраля 1858 года Стр. 200.
«Академик Евгений Александрович Плюшар, содержатель фотографического заведения в Большой Морской, в доме Золотова, рядом с домом Обер-Полицмейстера, покорнейше просит:
не смешивать его заведение с заведением, принадлежащим Федору Плюшару, в Большой Морской же, но за Вознесенским проспектом, на набережной Мойки, близ Малого Цепного мостика, в деревянном балагане.
Е.А.Плюшар по-прежнему принимает заказы и посетителей ежедневно от 10 часов утра до 3 часов по полудни».
«Санкт-Петербургские ведомости», № 275 от 17 декабря 1860 года Стр. 1474.
«Вновь открытое заведение под фирмою «Фотография и Живопись» Академика Щетинина, Туликова и Берестова на Невском проспекте, против Аничкова Дворца, в доме Глазунова, с 1 декабря начало принимать всевозможные фотографические и живописные работы по самым умеренным ценам».
(Илья Иванович Щетинин (?—1864), вольноприходящий ученик Академии Художеств. В 1847 году получил звание классного художника исторической и портретной живописи; в 1856 — за «Автопортрет» — звание академика).
Михаил Борисович Тулинов (1823—1887), вольноприходящий ученик Академии Художеств, в 1858 получил звание неклассного художника.
Егор Иванович Берестов (1826—1869), вольноприходящий ученик Академии Художеств с 1847 года, в 1857 удостоен звания художника XIV класса портретной живописи.
На бланках 1860 года ставился штамп «Туликов и К.» Невский пр. 60. М.Б.Тулиновуехал в Москву, где приобрел собственную фотографию. Фамилия Туликова исчезла с оборота бланка. Щетинин и Берестов проставляли штампик с текстом: «Невский пр. № 60». Вскоре к ним присоединился художник Василий Кириллович Куприянов, который в 1862 году стал владельцем этой фотографии. Художник Егор Иванович Берестов открыл свою фотографию по адресу: Большая Морская улица, дом № 39, кв. 13).
«Санкт-Петербургские ведомости», № 136 от 21 июня 1861 года
Стр. 786.
«Объявление фотографа Германа Штейнберга.
Честь имею уведомить почтеннейшую публику, что по случаю пожара в моей квартире, я на время переехал к Певческому мосту, в дом Калугина, квартира под № 34, во дворе.
Все портреты и карточки, которые до пожара были готовы, спасены; по сему прошу пожаловать за ними по вышеозначенному адресу.
Новые заказы не принимаются до устройства нового заведения, о чем будет объявлено 1 сентября».
(Терман Штейнберг открыл фотографию в 1858 году).
«Санкт-Петербургские ведомости», № 55 от 9 марта 1863 года
Стр.230.
«фотография Академика Николая Тихобразова
Открыта для публики между Семеновским и Чернышевым мостами, на углу Апраксина переулка, дом № 23».
(Николай Иванович Тихобразов (1820—1874), в 1835—1844 годах — ученик Академии Художеств. В 1844 f году удостоен звания художника XIV класса, в 1852 году — звания академика).
«Санкт-Петербургские ведомости», № 94 от 28 апреля 1863 года
Стр.352.
«фотография Ю. Штейна
Имею честь довести до сведения публики, что мной открыто фотографическое заведение в Большой Мещанской, в доме Петрова, № 23, рядом со 2-ой Гимназией, в бельэтаже.
Большие портреты поясные и во весь рост.
Портреты, называемые визитными карточками, большие и маленькие группы, миниатюры и все, что касается до фотографических занятий, исполняется с точностью и аккуратностью и по самым умеренным ценам.
Фотограф Ю. Штейн».
(Юлиус Богданович Штейн).
«Санкт-Петербургские ведомости», № 200 от 8 сентября 1863 года
Стр. 818.
«фотограф А.Шпаковский переехал с Васильевского Острова 13 линии и имеет свой Фотографический павильон в Большой Морской, на углу Кирпичного переулка, дом № 13».
(А.И.Шпаковский долго работал у С.А.Аевицкого. В отчете Отделения искусств Национальной библиотеки Санкт-Петербурга за 1856 год, составленном Б.Б.Стасовым, значится, что С.А.Аевицкий и А.И.Шпаковский передали 24 фотографических портрета известных русских литераторов и композитора М.И.Глинки. Об этом говорится в статье Е.Бархатовой «Бытовые картинки» эпохи. Российская Национальная библиотека Санкт-Петербурга», опубликованной в альманахе «Русская фотография» в 1996 году, стр. 237.
После отъезда С.Аевицкого в 1858 году в Париж,
А.И.Шпаковский до 1860 года работал в этой же фотографии, но уже у М. Н.Кучаева. С 1861 года он открыл фотографическое заведение на 13 линии Васильевского Острова, в доме № 24, где работал до мартаапреля 1863 года).
Всеобщая адресная книга С.-Петербурга, с Вас. Островом, Петербургскою и Выборгскою сторонами и Охтою.
В 5-ти отделениях:
I. Лина, сост. на гос. сл.
II. Местные присутств. места.
III. Общий алфавитный указатель жителей.
IV. Указатель лип, имеющих специальные занятия и занимающихся ремеслом.
V. Список домов.
Спб., Гоппе и Корнфельд 1867—1868.
IV. Указатель лиц, имеющих специальные занятия и занимающихся ремеслом.
Стр. 222, 223.
Фотографические принадлежности
Бауман Жозеф. — Невский пр., д. Голландской церкви.
Берггольц Александр. — Б. Конюш. ул., в д. Финской церкви.
Вульф Леон, 2 гильдии купец. — Невский пр., в доме Петропавловской церкви (сам живет в Париже).
Фотографии
Абрагамсон Иоган Никол. — Горохов, ул., д. 15, кв. 2.
Александровский Иван Федоров. — Невск. пр., д. 22, кв. 45.
(Одновременно был и учителем рисования.
Стр. 220).
Аутергоф Пет., 2 гильдии купец. — Невск. пр., д. 15, кв.
36.Барклай Людвиг Вильг. — Невск. пр., д. 29, кв. 5 и 7.
Барт фон, Алекс. Петр. — М. Конюшен, ул., д. 6, кв. 14.
Бауман Жозеф Алекс., 2 гильдии купец. — Невск. пр., д. 20, кв. 25.
Бейер Иван Рудольф Фед. — Б. Морская ул, д. 5, кв. 19. Бергамаско Карл. — Невск. пр., д. 12, кв. 7.Берестов Егор Иванович — Б. Морская ул, д. 39, кв. 13. Бианки Иван Карлович — Невский пр., д. 54, кв. 55.
(Фотография, бывшая Карла Людвиговича Кулиша', сюда Бианки переехал в марте 1865 года, купив заведение у швейцарского подданного Симеона Шмидта, который, в конце 1864 года купил заведение у Кулиша.
Иван (Дкованни) Карлович Бианки (1811, Варезе—1893, Лугано), австрийский подданный. В 1821 году приехал в Россию из Швейцарии. Ученик Московского Училища живописи, ваяния и зодчества. В 1852 году в Петербурге открыл фотографическое заведение на Большой Итальянской улице. В 1858 году Академя Художеств присвоила ему звание неклассного художника. С 1866 года ателье стало находиться на Невском проспекте, в доме № 54. В 1860— 1870-х годах занимался съемкой архитектурных сооружений и памятников Петербурга и его пригородов, а также интерьеров дворцов и особняков. Участник Всероссийской Мануфактурной выставки 1870 года в Петербурге по разделу «Предметы по части учебной и художественной в применении к промышленности». В 1884 году уехал из России). Блюменау Адольф. — Б. Морская ул, д. 17, кв. 8. Блюменау Бернгардт. — Невск. пр., д. 30, кв. 18-22. Блюменау Сигизмунд. — Невск. пр., д. 27, кв. 58.
«За успешное безвозмездное выполнение работ по фотографированию арестантов Указом Его Императорского Величества Александра II от 30 июня 1872 года С.Блюменау пожаловано звание «Почетный гражданин Санкт-Петербурга».
Блюменталь Фердинанд. — Караван, ул, д. 18, кв. 13. Боллингер Антон. — Б. Морская ул, д. 42, кв. 9. Бутримович Людвиг. — Невск. пр., д. 66, кв. 12.
Бухгольц Адольф Фед. — Баскова ул., д. 2, кв. 2.
Вагенгейм Бернгард Самойлов. — Ср. Мещ. ул., д. 7,кв. 28.
Вагенгейм Эмилия Леонт. — М. Морская ул., д. 1.
Вармунд Карл Фед. — Невск. пр., д. 61, кв. 2.
Васильев Николай Фед. — Невск. пр., д. 48, кв. 10—11.
Везенберг Яков-Иоган Вильг. — Апракс. п., д. 23.
Воеводский Мартин Станислав. — По Екатерининск. кан., д. 44, кв. 50.
Вольф Леопольд Вульф. — Б. Мещ. ул, д. 20, кв. 7.
Гелиц Фердинанд. — Невск. пр., д. 14, кв. 7.
(В 1850 году Академией Художеств был удостоен звания неклассного художника исторической и портретной живописи).
Годкнехт Иоганн Генрих. — Офиц. ул, д. 4, кв. 8.
Голландский Спир. Иванов. — Введенск. ул, на Петерб.С.,д. 6.
(Он же Голандский, вольноприходящий ученик Академии Художеств. В 1852 году награжден двумя серебряными медалями; в 1857 году получил звание неклассного художника исторической и портретной живописи).
Грибоедов Дмитрий Конст., Почетн. Гражд. — Б.Морск. ул, д. 38, кв. 3.
Деньер Петр Ив. — Невск. пр., д. 19, кв. 6.
(Его родной брат Еенрих (Андрей) Арньер, проживавший поэтому же адресу, назван в разделе живописцев, на стр. 227.
Петр-Готлиб Деньер умер 27 сентября 1889 года. Похоронен на Волховом лютеранском кладбище).
Досс Ив. Ник. — Невск. пр., д. 1, кв. 7.
(В 1862 году Академией Художеств ему было присвоено звание неклассного художника исторической и портретной живописи).
Кавальярди Федор. — Литейн. пр., д. 54, кв. 10.
Каррик Вильям. — М. Морская ул, д. 19, кв. 13.
Клаус Александр Август. — Невск. пр., д. 80, кв. 6. Кнорринг-фон, Фридер. — Невск. пр., д. 10, кв. 6. Козловская Александра Степ., 14 лет. — На Вас.О., д. 39, кв. 1.
Кох Шарлотта. — Б. Морск. ул, д. 29, кв. 17.
Куприянов Вас. Кириллов. — Невск. пр., д. 60, кв. 8.
(Волъноприходящий ученик Академии Художеств. В 1846 году за «Портрет с натуры» получил звание неклассного художника).
Кюи Наполеон Ант (1822—?). — Невск. пр., д. 61, кв. 2.
(Одновременно был и учителем рисования, что отмечено на стр. 220. Ученик Академии Художеств. В 1855 году получил звание неклассного художника портретной акварельной живописи).
Лапре Вильгельм. — Невск. пр., д. 28, кв. 12.
Лауферт Вильгельм. — Б. Морск. ул, д. 32, кв. 8.
(Вильгельм Яковлевич Аауферт (1824—1877).
Лачников Василий Адриан. — Б. Морск. ул, 4, кв. 8. Левицкий Серг. Львов. — По Мойке, д. 30, кв. 1-2. Лоренц Эдуард Альфред. — Невск. пр., д. 5, кв. 13-14. Аушев Андрей Михайл. — Б. Московская ул, д. 5, кв. 14.
(Андрей Михайлович Аушев (1822—1904), вольноприходящий ученик Императорской Академии Художеств, в 1850 присвоено звание неклассного художника портретной и исторической живописи).
Мак-Грегор Джон ( ?—13 авг.1872) — М. Морская ул,
д. 19, кв. 13.
Монштейн Зигфрид Андр. — 1 лин. На В.О., д. 26, кв. 7.
Монштейн Иоганн. — Невск. пр., д. 18, кв. 41.
Орлицкий Ив. Франц. — Б. Садов, ул, д. 20-22.
Попова Вера Осипов. — Невск. пр., д. 46, кв. 18.
Рандель Вильгельм. — Вознес, пр., д. 29, кв. 16.
Рейнгардт Владислав Яковлев. — Художник. По Екатер. кан., д. 168.
(Волъноприходящий ученик Академии Художеств с ■ 1852 года. В 1863 году получил звание учителя рисования уездных училищ. Год рождения неизвестен, умер в 1886 го дУ)-
Скрубин Мих Павл. — Невск. пр., д. 56, кв. 24.
; Страхов Иван Ефимов. — Б. Садовая ул, д. 47, кв. 36.
(26 октября 1868 года И.Е.Страхов открыл фотографическое заведение и в Москве, напротив Страстного мо настыря, в доме Барыкова. Оно просуществовало до 1896года).
Стрелков Влад. Ефим. — Сред, пр., на В.О., д. 52, кв. 52.
Суворова Ольга Александр. — Б. Садовая ул, д. 69, кв. 9. Трейгут Теодор Андр. — 13 лин. На В.О., д. 24, кв. 9.
Тюрин Иван Алексеев. (1824—? ). — Невск. пр., д. 25, кв. 9.
Фарендорф Август Федор. — 14 лин. На В.О., д. 10, кв. 4.
Фельс Юлиус Эдуард. Франц-Виберт. — Б. Мещан, ул, д. 36, кв. 8.
Цвернер Фридрих Вильгельм. — Невск. пр., д. 64.
Штарк Карл. Пантелеймон. — ул, д. 25, кв. 3.
Штейнберг Герман Федор. — Невск. пр., д. 38, кв. 24.
Штейн Юлиус Богданов. — Б. Мещанск. ул, д. 23, кв. 2. Эйхов Александр Филип. — Невск. пр., д. 21, кв. 7.
Юневич Казимир Дав. — Адмиралт. пл., д. 8, кв. 12. Ящинский Бронислав Ив. — Б. Конюш. ул, д. 15, кв. 19.
На страницах 226—229, в разделе «Художники», указаны места жительства фотографов-художников в 1867— 1868 годах:
Гох Иван. — Б. Морская ул, д. 26, кв. 7. (Академик).
Гофферт Иосиф Казимирович — 2 лин. на В. О., д. 1, кв. 7. (Живописец).
Деньер Генр. Йог. — Невский пр., д. 19, кв. 6. (Живописец).
Досс Никол. Федор. — Невский пр., д. 1, кв. 7. (Живописец).
Захарьин Петр Александрович — Б. Морская ул., д. 13, кв. 12.
Клиндер Александр Иванович — Введенская ул. на П.С., д. 5, кв. 1. (Живописец).
Клодт Михаил Константинович, барон. — Офицерская ул, д. 29, кв. 7. (Академик).
Кутилин Илья Дмитриевич — Разъезжая ул, д. 20, кв. 8. (Академик).
Раулов Иван Петрович — По Лиговке, д. 65, кв. 16.
(Живописец).
Тюрин Иван Алексеевич — Невский пр., д. 25, кв. 9.
(Академик живописи).
Узинг Отто Павл. — Могилевская ул, д. 16. кв. 7.
Публикация Татьяны ШИПОВОЙ
Антиквариат Предметы искусства и коллекционирования № 10 (51) октябрь 2007 стр. 104