Иллюстрированные открытые письма, безусловно, — одни из наиболее любимых миниатюрных объектов коллекционирования. Именно коллекционеры, обладая многолетним опытом работы с этим источником, могут сравнительно легко определить дату выпуска открытки, подсказать имя издателя и художника. В отличие от их зарубежныхх коллег, в чьем распоряжении уже достаточно справочных изданий и других современных информационных ресурсов, многие отечественные исследователи и новички в сфере филокартии, не имеющие ни печатного подспорья, ни этого особого знания «на кончиках пальцев», оказываются, прямо скажем, безоружными.
За время своей сравнительно краткой истории открытка постоянно развивалась. Неизменной до наших дней осталась только рамка для почтовой марки в верхнем правом углу на адресной стороне открытки. Те видоизменения, которые претерпело открытое письмо на протяжении всего XX столетия, в свою очередь, помогают проводить атрибуцию открыток. Сосредоточив свое внимание на сравнительно небольшом, но очень емком дореволюционном периоде, мы познакомим читателей нашего журнала с основополагающими принципами, которые могут быть применены и в изучении раритетов последующих эпох — это особенности оформления сторон почтового бланка, почтовые штемпеля и знаки почтовой оплаты, анализ изображений, помещенных на лицевой стороне открытого письма и др.
Выделить дореволюционные открытки из общего ряда не трудно: размер 9x14 см, принятый еще в 1878 году на Всемирном почтовом конгрессе в Париже, прямо указывает на это. Открытки первых лет Советской власти, имевшие такой же формат, отличаются прежде всего орфографией и, как правило, более полными выходными данными. Переход на новый больший формат — 10,5 х 14,8 см состоялся в 1925 году.
Из различных аспектов атрибуции данного вида почтовой корреспонденции и печатного произведения главное внимание в этой публикации мы обратим на датировку. Определение даты издания, безусловно, относится к числу самых трудоемких, но очень важных этапов в работе пытливого исследователя. На практике далеко не всегда удается «попасть в десятку», чаще можно только сузить предполагаемые хронологические рамки. Выделим наиболее важные даты для каждой открытки: время создания изображения, время издания и дату ее использования. При этом первая и последняя могут быть определены как «пограничные» по отношению к дате издания, так как устанавливают верхнюю и нижнюю границы ее выпуска из печати.
Не будем особо останавливаться на тех редких случаях, когда дата издания указана самим издателем. Отметим только, что подробные выходные данные являются своеобразной нормой для большинства советских открыток и крайне редко встречаются на дореволюционных образцах. Хотя нужно отдать должное таким издателям и печатникам, как «Шерер, Набгольц и К°», А.А. Горожанкин, М. Кампель и другим, которые часто указывали дату на почтовых бланках. В ряде случаев даты ставились на издательских знаках.
Наиболее точным указанием на дату выпуска изданий является дата цензурного разрешения к печати, но она встречается далеко не на всех почтовых открытках. Даты ставились на многих ранних открытках, например, на карточках с видами Москвы издания Торгового Дома Закс и Яррес 1895 года, почти на всех изданиях Общины Св. Евгении. Отсутствие даты цензурного разрешения на многих открытых письмах отчасти объясняется изменением механизма контроля за печатью в начале XX века. Манифест о свободах наряду с другими гражданскими правами провозгласил и свободу печати. В этот период изменилась работа цензурных комитетов: так, согласно указу от 20 апреля 1906 года Московский цензурный комитет был переименован в Московский комитет по делам печати, при этом он утратил свои цензурные функции. С этого момента контроль за печатными изданиями и преследование за нарушение правил печатания осуществлялись уже после их выхода в свет. Подъем общественного движения тоже способствовал бурному развитию издательского дела. Именно после 1907 года, когда уже были позади и Русско-японская война, и революционные волнения 1905—1907 годов, в стране начался расцвет открытых писем. Ссылки на разрешение, но уже военной цензуры, возобновились с началом Первой мировой войны.
Для начала рассмотрим вариант, когда открытка прошла почту и на ней уже проставлены специальные почтовые отметки (датирующий штемпель отправки, получения). Цифры, указанные в штемпелях или тексте почтового сообщения, могут существенно помочь в датировке издания. Нужно отметить, что, как правило, на использованных почтовых карточках и на открытках, прошедших почту, в начале или конце сообщения такая дата есть. Это неслучайно, так как проставление числа, наряду с указанием адреса, титула адресата и некоторых прочих элементов, составляло эпистолярный этикет, установленный в обществе. Но важно помнить, что между временем выпуска открытки, ее продажей и датой отправки письма существует какой-то временной разрыв. Тем не менее эти данные являются надежным ориентиром в определении верхней хронологической границы, раньше которой карточка не могла была выпущена. Как правило, этот временной разрыв не очень велик.
К сожалению, очень часто цифры на штемпелях пропечатывались недостаточно четко, почерк иной раз крайне неразборчив, встречаются открытки, которыми корреспонденты воспользовались лишь спустя целые десятилетия. Крайне мало могут сказать нам марки. Стоимость марки никак не подсказывает точную дату, так как размер ее оплаты оставался неизменным на протяжении всех лет до 1917 года. Таким образом, эти стороны почтового дела оказываются лишь вспомогательными в арсенале историка и коллекционера. Если к тому же учесть, что в собраниях, как правило, преобладают образцы и вовсе не прошедшие почту, то, не сбрасывая со счетов элементы прохождения почты, надо искать другие ориентиры для атрибуции.
При работе с открытками нужно помнить, что они прежде всего были разновидностью почтовой корреспонденции. С этой социальной функцией связан ряд их особенностей, одна из которых — своеобразный почтовый формуляр, включающий две стороны (адресную и иллюстративную), «рамки» для почтовой марки и специальные строчки «подсказов» для написания адреса, далее — разделительная вертикальная линейка, отметки цензора, издательский знак и т.д. Разобраться во всем этом нам помогают знания по истории почты и развитию почтовой службы в России. Способ датировки, который в определенной степени зависит от особенностей оформления адресной стороны открытки (наличия вертикальной разделительной линейки, различных названий, определяющих вид корреспонденции, размера), — один из самых надежных. Исходя из эволюции почтового бланка, основными «рубежными» датами у дореволюционных открыток стали 1894,1904,1909 и 1914 годы. Заметим, что датировку в пределах пятилетий осуществить сравнительно легко, но дальнейшая атрибуция с точностью до года представляется крайне трудной, а порой и вовсе невозможной.
В ноябре 1894 года Министерство внутренних дел разрешило выпускать бланки открытых писем частным издателям. Естественно, ранние открытки существенно отличаются от тех, что появились позже, и тем более от современных образцов: когда-то одна сторона целиком отводилась для написания адреса, а на другой помещалась художественная репродукция. О строгих правилах того времени напоминает соответствующая надпись на первых открытках: «На этой стороне пишется только адрес». Места для текста оставалось совсем мало. Еще надо заметить, что до 1898 года иллюстрированных открыток в России было издано сравнительно немного, массовый их выпуск начался позже.
Циркуляром начальника Главного управления почт и телеграфов от 16 февраля 1904 года в России был снят строгий запрет писать что-либо кроме адреса на лицевой стороне бланка. К этому моменту в стране уже имели хождение открытки с разделительной полосой. В декабре 1903 года в России вышел почтовый циркуляр «О получаемых из-за границы иллюстрированных открытых письмах с письменными сообщениями на лицевой стороне». В нем говорилось, что в ответ на ходатайства некоторых иностранных почтовых управлений в России разрешается пересылка открыток с необычной адресной стороной (разделенной на две части), отправленных из-за границы. Таким образом, февральский циркуляр 1904 года вводил новое оформление адресной стороны: левая часть предназначалась для письма, а правая — для адреса, марки и почтовых штемпелей. Как правило, в левой части адресной стороны печатался и издательский знак.
Открытки без разделительной полосы оставались в обращении до тех пор, пока не были распроданы все ранее отпечатанные открытки, которыми люди продолжали пользоваться. Какое-то время, с определенной точностью можно сказать, что до середины лета 1904 года, большинство издателей продолжали использовать неразделенные адресные стороны. В этом плане показательны адресные стороны открыток периода Русско-японской войны, среди которых встречаются адресные стороны как с вертикальной чертой, так и без нее. Изданные П.П. Павловым и К.А. Фишером серии, посвященные урагану, пронесшемуся над Москвой 16 июня 1904 года, не имеют разделительной стороны. Поразительно, но даже такая известная в России фирма, как Товарищество Р. Голике и А. Вильборг (Санкт-Петербург), не смогла перестроиться быстро: оборот художественной открытки с пасхальным сюжетом, цензурное разрешение к выпуску которой было получено 23 марта 1905 года, — тоже без разделительной вертикальной черты. Таким образом, из документов видно, что рубежным временем официально стал февраль 1904 года, в действительности же изменения произошли немного позже. Заметим кстати, что дата введения разделительной черты на почтовых бланках, выпущенных в других странах, может быть иной: нововведение не было принято всеми членами Всемирного Почтового союза одномоментно, что послужило еще одним сдерживающим фактором в распространении нового типа открыток. Фактически своеобразное «двоевластие сторон» в мире продолжалось до 1907 года, когда разделенные оборотные стороны были признаны во всех странах. Раньше всех, в 1902 году, нововведение приняла Великобритания, в 1904 году — Россия и Франция, в 1905 году — Германия, позже всех, в 1907 году, — США. Сохранились интересные свидетельства, относящиеся ко времени «междуцарствия»: это открытки, разделительную черту на которых проводили чернилами сами корреспонденты.
В последующие годы в оформлении бланка принципиальных изменений не произошло, но были внесены некоторые уточнения, знать которые тоже полезно в работе с открытками. Так, циркуляр почтового ведомства от 7 сентября 1908 года признал за частными издателями право не воспроизводить надпись «Открытое письмо» при печати открыток. Обязательными элементами признавались разделительная полоса и несколько линий для написания адреса. Год спустя, в 1909-м, согласно новым «Постановлениям по почтовой части», надпись «Открытое письмо» была, заменена другой — «Почтовая карточка», что больше соответствовало зарубежным аналогам (carte postale, postkarte, post card и др.). Интересно, что именно это название утвердилось и сохранилось до наших дней. Надпись «Почтовая карточка» помогает выделить из общей массы открытки, выпущенные начиная с 1909 года. Интересно, что впоследствии постепенно стали исчезать уточняющие слова «для письма», «для адреса».
Почтовым циркулярам не удалось полностью упорядочить оформление открыток; похоже, определенная толерантность почтовых властей к частным издателям начала XX века внесла дополнительные сложности для атрибуции изданий сегодня. Необходимо заметить, что датировка через надписи «Открытое письмо» и «Почтовая карточка» не всегда успешна по отношению к открыткам середины 1910-х годов, когда на бланках сосуществовали оба варианта, а нередко и оба отсутствовали. Например, на открытках работ русских художников-футуристов, отпечатанных в типолитографии В. Рихтера в 1912 году, есть надпись «Открытое письмо». И на другой открытке, 1914 года, «На привале», созданной на основе снимка известного фотографа, участника Первой мировой войны С.А.Корсакова, есть та же надпись — «Открытое письмо». Принципиально важно уметь отличать открытые письма 1900-х и 1910-х годов, в этом случае помогают напечатанное на них изображение и некоторые детали. Так, отсутствие указаний «для письма», «для адреса», несколько большее поле для текста, чем для адреса. Такое сравнение явно говорит в пользу открыток 1910-х годов. Несмотря на многие «но», внимание к особенностям оформления почтового бланка помогает в определении даты выпуска открытки.
Еще один способ датировки заключается в работе с владельческими штемпелями и другими отметками о регистрации, свидетельствующими о времени поступления открытого письма в то или иное собрание. Известна подобная практика у некоторых частных коллекционеров (Н.С. Тагрин, НА. Прытков) и в ряде государственных собраний. Правда, этот способ имеет ряд ограничений: такая практика распространена не очень широко, к тому же разрыв между временем издания и временем поступления в собрание иногда может быть очень большим и тд. Тем не менее датированный штемпель позволяет определить верхнюю границу времени издания открытки. Например, серия, изданная фототипией КА. Фишера и посвященная городским попечительствам о бедных, не имеет указания на время издания. В свою очередь штамп поступления в Московский и публичный Румянцевский музеи позволяет определить, что открытки были изданы не позднее начала 1914 года. Это предположение подкрепляет история фототипии известного немецкого фотографа, деятельность которой почти приостановилась в связи с началом Первой мировой войны и вызванными ею антинемецкими настроениями, неоднократно коснувшимися фотографа К.А. Фишера.
Так сложилось исторически, что 1914 год стал по-настоящему рубежной датой. Когда началась Первая мировая война, многое изменилось не только в странах, но и в издании открытых писем. Во-первых, снова была введена цензура; во-вторых, возможности издателей и фотографов были существенно ограничены как нехваткой специальной бумаги, поставлявшейся прежде из Германии, так и в плане свободы фотографирования. Деятельность множества частных издателей в мирное время, рассчитанная на путешествующих, отдыхающих и туристов, прекратилась по понятным причинам сама собой. В этот период особым спросом стала пользоваться благотворительная открытка, открытка-плакат; видовые и художественные сюжеты существенно сокращаются. О времени издания открыток — мы имеем в виду 1915—1917 годы — говорят качество использованного картона, бумаги, четкость изображения. Почти все они отпечатаны на рыхлом картоне сероватого оттенка. Другая особенность, точно определяющая это время, — узкая белая рамка вокруг репродукции. Во многих зарубежных странах такой прием стал столь популярным, что даже дал название этапу 1915 — 1930-х годов в периодизации иностранных открыток.
Следующим аспектом, дающим определенные подсказки для атрибуции, может быть само изображение, помещенное на открытке. Исследование рисованных и фотографических сюжетов помогает точнее датировать издания открытых писем. Карточки, увидевшие свет до 1904 года, легко угадываются по характеру и месторасположению изображения. Как правило, чем раньше выпущена открытка, тем меньше иллюстрация: приблизительно до 1900 года репродукция занимала не более двух третей стороны, в последующие годы она постепенно увеличивалась, оставив к 1903 — 1904 годам лишь небольшое поле под изображением для краткого письма. Нехватка места для сообщения или порой его полное отсутствие вынуждало писать по «небу», «облакам» и даже по изображению. Самые ранние открытки, как правило, имели художественное оформление в стиле «gruss aus...» с добавлением к основному рисунку (тяготевшему часто к левому верхнему углу) различных виньеток, картушей, цветов и т.п. Ярким примером могут служить открытые письма, изданные в 1899 году к 100-летнему юбилею А.С. Пушкина. После введения в 1904 году разделительной полосы процент открыток с белым полем под иллюстрацией резко сократился.
В случае с видовыми открытками важно знать историю архитектуры и региональную историю. Например, первоначально, исходя из особенностей оформления открытки издания «Хромов и Бахрах», ее можно датировать «после 1904 года» (на оборотной стороне бланка отпечатана надпись «Открытое письмо» и разделительная черта). Анализ сюжетов с изображением памятников императору Александру III и генералу МД.Скобелеву, помещенных на лицевой стороне карточки, позволяет говорить о времени их выпуска не ранее 1912 года, так как упомянутые памятники были открыты в Москве только летом указанного года. В какой-то степени легче датировать открытки, на которых запечатлены определенные события, например, коронация или наводнение. Думается, что репортажные сюжеты сохраняли актуальность и интерес покупателей прежде всего сразу после события и какое-то время после него.
Значительная часть изображений на видовых открытках — здания и памятники, сооруженные задолго до выпуска иллюстрированных открытых писем, поэтому они не способствуют проведению датировки. Таковы, например, собор Василия Блаженного и памятник Минину и Пожарскому на Красной площади, Царь-пушка и Царь-колокол в Кремле. И есть небольшое число сооружений, возведенных на рубеже XIX—XX веков, наличие которых на открытках может помочь датировать изобразительный источник. Многие новые здания сразу же вписались в сложившийся архитектурный ансамбль города и уже поэтому стали его своеобразными «визитными карточками», без репродуцирования которых уже не могли обойтись, издавая новые образцы. В Москве это прежде всего памятники императору Александру II в Кремле (1898), первопечатнику И. Федорову, писателю Н.В. Гоголю и доктору Гаазу, открытые в 1909 году.
Вехи биографий деятелей политики, литературы и искусства помогают датировать открытки с портретами. Несколько труднее это сделать по отношению к художественным открыткам и репродукциям картин, созданных задолго до «золотого века открытки». Тем не менее доскональное знание творчества художника (артиста, писателя и т.д.) тоже помогает в датировке.
К сожалению, здесь снова надо сделать несколько оговорок. Знания о создании фотографического клише или рисунка, послуживших оригиналом для публикуемого изображения, дают надежную нижнюю границу. Иногда дата издания самой открытки может существенно отличаться от времени появления фотографии или сюжета. При печати издатели могли использовать «старые» негативы 10 — 20-летней давности. Исследователя могут подстерегать и другие «подводные камни» — нередко случались опечатки в названиях запечатленных объектов, публиковались перевернутые изображения и т.д. Здесь поможет эрудиция.
Определенную информацию для размышления может дать и использованная при печати техника. На раннем этапе чаще применялась техника хромолитографии, с годами стала набирать силу фототипия. Безусловно, ранние открытки, созданные на основе фотографий, не были цветными, чаще всего они были тонированными или раскрашенными вручную. Цветные открытки начали выпускать позднее. Известно, что крупная фирма «Шерер, Набгольц и К°», применявшая в своем производстве самые передовые достижения, наладила выпуск цветных открыток примерно с 1904 года.
Труднее работать с оригинальными фотооткрытками. С одной стороны, они получили широкое распространение в начале XX века, поэтому встречаются довольно часто.
Но в то же время они редко проходили почту, чаще сохранялись в первозданном виде в семейных фотоальбомах и архивах. К тому же оборотная сторона, как правило, имеет минимум элементов традиционного почтового формуляра. Это связано с процессом изготовления фотооткрыток. Известно, что выпуск фотокамер № ЗА Folding Pocket фирма Кодак начала в 1903 году. Негативы, полученные с помощью этой камеры, соответствовали формату открытки и позволяли печатать фотографии непосредственно на специально заготовленные «обороты» открытых писем. Со временем появилось еще несколько видов камер, которые обеспечили успех и массовое производство фотооткрыток: эти образцы, как правило, отличаются особой четкостью, так как благодаря новым камерам, фотографу не приходилось подгонять изображение под размер открытки, теряя при этом на качестве.
С началом Первой мировой войны активная фотографическая жизнь в Москве, так же, как и в других городах, затихает. Постановление от 20 июля 1914 года запрещало производить фотосъемки в Москве и ее пригородах. Все выданные ранее разрешения на фотоработы считались недействительными. А спустя сутки вышло распоряжение Московского губернатора, запрещавшее все фото- и киносъемки вне ателье в пределах Московской губернии. Безусловно, это не означает, что в 1914 — 1917-е годы не было издано ни одной фотооткрытки. Мастерам удавалось получить разрешение на фотографирование, но это было сопряжено с большими трудностями. Как правило, издатели использовали изображения, сделанные в более ранние годы. Напомним, что карточки 1916 — 1917 годов можно узнать по более рыхлому сероватому картону. Запрет на фотографирование в Москве был снят 25 марта 1917 года Комиссариатом Московского градоначальства. Но, как оказалось, совсем ненадолго. 3 июля 1917 года в Москве было введено военное положение, и фотографирование вновь оказалось под запретом.
При датировке открытых писем существенную роль может играть текст письма, анализ упоминаемых в нем событий, особенно в тех случаях, когда открытку пересылали в конверте и на ней не проставлены почтовые штемпеля. Изучение вопросов, связанных с авторством, тоже имеет большое значение при проведении атрибуции издания. Это направление представляется особенно перспективным в дальнейших исследованиях. Сведения об издательстве, месте печати, заказчике, фотографе, художнике и т.д. помогают не только в датировке, но и в определении ценности источника. Особенно важно изучение археографических особенностей источников — истории публикации фотосюжета, фотоизображения, подписей, номеров в изданной серии, тиража и его объемов, выбранной издателями техники.
Разумеется, открытку необходимо рассматривать буквально со всех сторон. Только в совокупности элементы почтового и художественного оформления бланка, анализ изображения и авторства могут дать основания для более верной атрибуции. Но основной вывод, который напрашивается сам собой, — знаний и эрудиции порой недостаточно для работы с открытками, тогда выручают интуиция и то самое «чутье на кончиках пальцев».
Парадоксально, но в начале XXI века мы снова сталкиваемся с тем, что издатели перестали указывать выходные данные на открытках, готовя колоссальное поле для исследователей в будущем. «По горячим следам» намного легче установить сведения о художнике, дизайнере, выпускающей организации. В случае отсутствия даты издания на современных открытках целесообразно указывать дату поступления карточки в ваше собрание, определяя тем самым верхнюю границу издания. Интересно, что даты, поставленные чернилами или карандашом, довольно часто встречаются на старых открытках. Возможно, коллекционеры начала прошлого века тоже пытались упорядочить открытки своего времени.
Анна ЛАРИНА
Открытки из собрания Российской Государственной библиотеки.
Журнал «Антиквариат, предметы искусства и коллекционирования», № 50 (сентябрь 2007), стр.106