В 2007 году филателисты Соединенного Королевства отметили 40-летие со дня выхода в свет первой почтовой марки, а в следующем году Великобритания ожидает 40-летия введения десятичной монетной системы. В этой связи нельзя не вспомнить художника, создавшего не только самый тиражированный, но и один из красивейших портретов Елизаветы II, так или иначе причастный к двум этим событиям. Автором образа 40-летней королевы, запечатленного на монетах и марках Туманного Альбиона, был Арнольд Мэчин.
Как правило, мы не знаем авторов таких массовых произведений, как банкноты или монеты. Если же имена скульпторов, медальеров, дизайнеров или художников известны, то творческий процесс и обстоятельства создания подобных вещей, навсегда остаются в истории. Небольшие обрывки информации выуживают затем исследователи в архивах. Но ни один архивный документ не даст такой живой, полной интереснейших подробностей информации, какую дают свидетельства, воспоминания непосредственного создателя памятника нумизматики, фалеристики или медальерного искусства.
Арнольд Мэчин оставил нам ценнейший материал и возможность подробно ознакомиться со всеми этапами создания королевского образа на монете и марке. Воспоминания мастера заставляют нас взглянуть по-новому, с гораздо большим интересом, на памятники нумизматики и филателии, которые, во многом из-за колоссальных тиражей, перестали волновать воображение коллекционеров. Мы получили шанс оценить их как произведения искусства. Мемуары А.Мэчина увидели свет в 2002 году, спустя 3 года после его смерти.
Книга получила справедливое название «Создатель иконы». Это означает не только то, что перед нами история автора очень известного художественного образа, но и история создателя бренда, иероглифического знака массовой s культуры, одного из шедевров времени поп-арта. При этом можно быть абсолютно уверенными в том, что сам А.Мэчин никогда бы не согласился с последними утверждениями. В своем творчестве он стремился исключительно к образцам высокой классики и опирался на богатые традиции.
Арнольд Мэчин (Arnold Machin) родился 30 сентября 1911 года в небольшом городе Сток на Тренте. В 1940 году, после окончания Королевского коллежда искусств с серебряной медалью как лучший студент-скульптор, он начал работать дизайнером на заводе Вейджвуда. Уже в 1944 году галерея «Тейт» купила у художника две его скульптурные работы — «Иоанн Креститель» и «Благовещение». А.Мэчин стал действительным членом Королевской академии художеств в 1956 году. К этому времени он преподавал, активно работал не только в мелкой фарфоровой пластике, скульптуре и декоративно-прикладном искусстве, но и разрабатывал садово-парковые ландшафты. А в 1966 году он выиграл конкурс на создание портрета королевы Великобритании Елизаветы II для новой монетной системы Соединенного Королевства.
Первый королевский заказ Мэчин получил в 1960 году — создание мозаик для украшения банкетного зала и бассейна королевской яхты «Канберра», строившейся в то время в Ирландии. Сэр Хью Кэссон, профессор Королевского колледжа искусств и руководитель оформления яхты, очень высоко отозвался об этой работе Мэчина, назвав его мозаики одними из главных украшений яхты.
Вскоре правительство Великобритании запланировало переход на десятичную реформу монетной системы. К этому же времени у Елизаветы II приближался 40-летний юбилей, что стало еще одной причиной для смены королевского портрета на монетах. Напомним, что первый монетный образ еще юной королевы, где она с лавровым венком, был создан Мери Гиллик (Mary Gillick) в 1952 году.
А. Мэчин в мемуарах очень подробно описывает процедуру конкурса на создание портрета, который проходил I под руководством специального совета, созданного еще в 1922 году на Королевском монетном дворе. В этот совет входили ученые и знатоки истории искусства, члены королевской семьи и государственные деятели, которые контролировали художественный и семантический уровень создаваемых на монетном дворе печатей, монет, медалей и орденов. В начале работы над новой британской монетой совет возглавлял герцог Эдинбургский принц Филипп, муж Елизаветы II. Первоочередной задачей был отбор художников и скульпторов, достойных принять участие в конкурсе. Комиссия тщательно изучила биографии и творчество всех претендентов, в результате чего к конкурсу было допущено только четыре художника. В их числе, помимо А. Мэчина, были Чарльз Виллер, президент Королевской академии художеств и член означенного совета, Вильям Макмиллан, член Академии художеств, и Кристофер Айронсайд, бывший ученик Роберта Дарвина, директора Королевского колледжа искусств и члена совета при монетном дворе. Как видим, «случайные» люди в конкурсе не участвовали.
Следующим этапом стало создание гипсового медальона. Для этого всем участникам была организована встреча с личным фотографом королевы, лордом Сноудоном. Каждый имел право дать необходимые рекомендации фотографу лично. Как вспоминает А.Мэчин, он был последним и попросил Сноудона сделать серию фотографий королевы. Просьба была исполнена. Фотограф снимал Елизавету IIпод множеством углов, плавно поворачивая кресло с положения анфас к виду сзади.
Помимо портретного медальона художник должен был представить краткую программу, идейную основу будущего произведения. Вот что декларировал Арнольд Мэчин: «Создать образ, преисполненный шарма и достоинства, но без сентиментальности. Сделать иллюзию объема и богатого рельефа, на грани противоречия строгим технологическим ограничениям изготовления монет. Постараться отразить преемственность с ранними монетами и их художественным богатством и жизненностью, что также практически невозможно в современных условиях массового производства».
Каждый конкурсант обязан был представить не только портретный медальон, то есть аверс монеты, но и гипсовую модель ее реверса.
В итоге комиссия объявила победителем конкурса портретов А. Мэчина, а для создания реверса назначила Кристофера Айронсайда. Арнольд Мэчин очень тепло отзывается о своем сопернике, а позже — партнере по работе, вспоминая его шутливые слова после оглашения результатов конкурса: «Вы будете головой, а я хвостом!».
Впереди была работа над портретом королевы, для чего были назначены четыре аудиенции в Букингемском дворце. На первом свидании были сделаны рисунки. Потом в мастерской А.Мэчин по этим эскизам сделал медальон-заготовку в глине. Портрет должен был лепиться с натуры, поэтому перед работой его тщательно проверяла служба безопасности.
Перед первым сеансом в зал ввезли столик с несколькими впечатляющими тиарами, в одной из которых королева должна была позировать. Елизавета II надевала их одну за другой и советовалась, какая больше подходила для портрета. А. Мэчин написал, что мнения их не сходились, но так и не сообщил своим читателям, кто же в конце концов сказал последнее слово в выборе диадемы.
Как вспоминал художник, комната, где они работали, выходила окнами на главные ворота Букингемского дворца. Все время позирования ее величество смотрела на улицу и периодически рассказывала о том, что там происходило. Так, однажды ее увлек забавный случай. Какая-то собака забежала на территорию резиденции, а хозяин, который хотел ее вернуть, был остановлен охраной.
Один раз в комнату зашел принц Филипп и заметил, что желательно было бы немного усилить подбородок. А. Мэчин сделал это, но сразу же после ухода герцога вернул портрет к первоначальному варианту. Как потом выяснилось, это не осталось незамеченным для королевы. Елизавета II пересказала этот эпизод как анекдот художнику Питеру Гринхему, писавшему вскоре ее портрет. А. Мэчин восхищался чувством юмора ее величества, приводя для примера многие ее шутки и замечания. Она, по его словам, должна была скучать во время позирования, но при этом всегда находила приятную и интересную тему для разговора.
Надо отметить, что Арнольд Мэчин до того времени не имел никакого опыта в создании дизайна монет. Это оказалось для него сложной задачей, потребовавшей особых приемов в пластическом решении медальона. Рельеф должен был значительно отличаться от обычного профильного портрета. Прежде всего, отмечает художник, необходимо сильно понижать высоту рельефа в области уха портретируемого, в то время как в обычном медальерном портрете эта область, как правило, — самая высокая. Мастерство автора в том, чтобы создать иллюзорный объем.
Арнольд Мэчин вспоминал, что работа в мастерской после положенных четырех сеансов позирования шла очень трудно, все его мысли беспрестанно занимал этот портрет. В результате он пришел к выводу: ему необходима еще одна встреча с королевой. Связавшись с секретариатом ее величества, он узнал, что в тот момент королевская семья отдыхала в шотландском замке Балморал. Позже А. Мэчину сообщили о том, что он приглашен в Шотландию, и посоветовали привезти с собой подходящий для ужина костюм. Художник написал, как приветливо встретила его королева. Она спросила, где и когда ему было бы удобно поработать. В тот же вечер праздновалось оглашение четвертой беременности Елизаветы II, на которое он был приглашен. За ужином его посадили рядом с монаршей семьей. После трапезы все переместились в любимую гостиную королевы Виктории, где до сих пор стоит кресло великой правительницы, которое никто никогда не занимает. Во время этого тихого отдыха Елизавета вязала.
На следующее утро состоялся еще один сеанс позирования, после которого королева распорядилась организовать для скульптора подробнейшую экскурсию по резиденции и парку.
По приезде домой Мэчин получил посылку из Балморала со связкой фазанов. Подарок пришлось раздать, так как он и все члены его семьи были вегетарианцами.
Арнольд Мэчин создал несколько вариантов медальона, стремясь к классицистической ясности портрета, так как классицизм для него был символом монархии. Особенно ему было сложно решить, изображать или нет нитку жемчуга на шее королевы. Наконец через несколько месяцев аверс новой монеты был готов. Он был принят под усиленную охрану на монетном дворе, где его уменьшили с помощью пантографа до размера монеты. Мэчин контролировал финальные работы по изготовлению рабочего инструмента. Все было сделано точно в срок.
Через год после окончания всех работ по созданию монетного портрета, в марте 1965 года, А.Мэчин был удостоен ордена Британской Империи IV класса. Награду художник получил из рук королевы на приеме в Букингемском дворце. На это почетное мероприятие были приглашены его жена и 16-летний сын.
Первые две монеты были выпущены в 1968 году. Это были новые 5 и 10 пенсов из медно-никелевого сплава, соответствовавшие старым шиллингу и флорину. Год спустя вышли 50 новых пенсов, а в 1970-е годы уже все монеты в Великобритании чеканились с портретом, созданным Арнольдом Мэчином. Их чеканили колоссальными тиражами до 1984 года, они и до сих пор находятся в обращении.
Арнольд Мэчин рассказывает и о нескольких неприятных моментах работы над монетой, связанных с интригами вокруг всего этого. Например, он пишет, что за победу на конкурсе ему полагалась премия в размере трехсот фунтов стерлингов, которую присвоили два его соперника, Уилер и Макмиллан. Они открыто заявили, что Мэчину будет достаточно работы и престижа. Самому скульптору осталось только удивляться, поскольку оба его неудачливых соперника были достаточно богаты.
На этом работа Арнольда Мэчина для монетного двора не закончилась. Он создал модель для юбилейных крон, или новых 25-пенсовиков, по случаю серебряной свадьбы монаршей четы в 1972 году, и в честь 25-летия правления Елизаветы II в 1977 году. На последней монете скульптор изобразил королеву верхом на лошади, поскольку так же выглядел аверс кроны на коронацию ее величества. Для этого изображения согласилась позировать подруга жены художника.
В 1965 году Арнольда Мэчина пригласили разработать дизайн для монетной системы Багамских островов после получения ими внутреннего самоуправления. Изначально монеты планировалось чеканить в Великобритании, но в результате, по решению правительства Багам, производство осуществлялось в США. Даже сегодня, когда острова стали независимым государством, там используются монеты с реверсами Мэчина. В 1960—1970-е годы по моделям этого скульптора чеканились монеты для Австралии, Мальты, Гонконга и Брунея.
Параллельно он много работал на фабрике Веджвуда, создавая медальоны с портретами членов королевской семьи: Елизаветы II, королевы матери, принцессы Анны и принца Чарльза. Последний лично позировал скульптору Позже было отмечено, что на этом портрете особенно видно сходство сына с матерью.
В 1966 году королевская почта объявила конкурс на дизайн основной почтовой марки, в котором приняли участие многие британские художники. В результате создание марки опять было поручено Арнольду Мэчину. Ему предложили использовать уже созданный им профильный портрет Елизаветы. Таким образом, на марке был бы не непосредственный портрет королевы, а изображение ее монетного образа. Это должно было продемонстрировать преемственность традиций страны с самой долгой историей филателии. В 1840 году в Великобритании появилась первая марка, создателем которой был главный гравер Королевского монетного двора Вильям Вайон (1795—1851). Портрет королевы Виктории на этой марке повторял ее профиль с одной из медалей, созданных этим художником. Первая марка была черно-белой и стоила один пенс, коллекционеры по всему миру знают ее под названием «penny black» (черный пенни). Комиссия по созданию марки с портретом Елизаветы II потребовала изобразить королеву в короне, посчитав очень скромной тиару на монете А. Мэчина. Корона, в которой Елизавета II должна была предстать, была изготовлена для Георга IV в 1821 году, в ней изображена Виктория на марке В.Вайона. Еще одно необходимое требование — развернуть профиль влево, чтобы лицо было обращено к центру конверта (марки должны клеиться справа), как и на знаменитом прототипе XIX века.
По признанию А. Мэчина, несмотря на ясность общей задачи, работа давалась ему с большим трудом. Художник нарисовал около пятидесяти двух вариантов с различными орнаментами, шрифтами, обрезом портрета и цветовым решением, но ни один его не устраивал. Он хотел, чтобы марка передавала образ не только королевы, но и монархии в целом. В итоге художник отказался от всех деталей декора и надписей, оставив рядом с портретом только обозначение цены. Сам портрет Мэчин не рисовал: он слепил, а потом отлил его в гипсе, переработав образ созданный для монеты. Фотография профиля королевы помещалась на эскиз. Это значительно упрощало процесс создания дизайна. В ходе работы скульптор создал несколько пластических решений портрета. Для окончательного варианта марки портретный рельеф снимали старинной камерой конца XIX века. Особые трудности были в выборе освещения, цвета и интенсивности тени.
На утверждение Елизавете II отправили два вида марок с ее погрудным и пошейным профилем. Она выбрала первый вариант и предпочла темный оливково-коричневый цвет в качестве основного фона. Как потом говорили, этот портрет стал одним из ее самых любимых.
В 1967 году марка вышла в свет. Она сразу понравилась и была признана эталоном классического дизайна, а позже ее назвали лучшей британской маркой XX столетия. Ее до сих пор выпускают, так что суммарный тираж достиг 170 миллиардов экземпляров, и начали называть по фамилии создателя: «The Machin». Арнольд Мэчин считал, что эта марка стала его самым большим достижением в творческой жизни. Если сложить общее количество монет и марок, выпущенных по его эскизам, то окажется, что герой этой публикации — самый тиражируемый художник в истории.
Обстоятельства создания монетного портрета Елизаветы II образца 1964 года и мраки 1967 года, изложенные в воспоминаниях Арнольда Мэчина, вполне можно считать образцом организации создания произведения в условиях массового производства. Сегодня, когда повсеместно господствует компьютерный дизайн, когда мастер опирается только на фотографии, не может быть и речи о создании полноценного художественного образа. Высокий уровень описанных здесь произведений был достигнут благодаря не только несомненному таланту художника, но и тем условиям, которые были ему предоставлены для творческого процесса.
Арнольд Мэчин принципиально не подписал ни одну из своих работ, даже портрет на монете. В мемуарах он заявил, что художника должны узнавать по его стилю, а не по подписи. А стиль и стильность у него, несомненно, были. Он смог воплотить совершенную элегантность и достоинство, персонифицировать вечные ценности и традиции монархии в портрете своей главной модели, королевы Великобритании Елизаветы II.
Мария САРЫЧЕВА
Иллюстрации предоставлены автором.
Журнал «Антиквариат, предметы искусства и коллекционирования», № 55 (март 2008), стр. 108