Российская нумизматика больше внимания обычно уделяла выпускам Монет для Массового обращения, поэтому и оказались в тени редчайшие памятные монеты.
Врезультате монетной реформы Петра I в России была введена новая денежная система и появились первые золотые монеты — червонцы, масса (3,47 г.) и проба (.986) которых целиком соответствовали европейскому дукату. Выпускались также монеты номиналом в два червонца массой в 6,94 г. Первые 118 червонцев были отчеканены в 1701, первоначально их использовали для расчетов с иностранцами.
При Петре I червонцы чеканились с 1701 по 1716 год, после чего были заменены на монеты номиналом в два рубля с меньшей пробой. Чеканка червонцев была возобновлена Петром II в 1729 году. В царствование Елизаветы I на червонцах помимо года указывали месяц и, реже, дату чеканки. В правление Екатерины II червонцы практически не чеканили, известны только редкие монеты, датированные 1763 и 1766 годами. С 1768 года на Петербургском монетном дворе тайно начали чеканить нидерландский дукат, который до 1867 года покрывал потребности царского правительства в золотых монетах, необходимых для внешней торговли.
Помимо весовой нормы (содержания золота), признаками того, что это были именно монеты, служили изображения на лицевой и оборотной сторонах — портрет императрицы и государственный герб. Но уже при Петре I появились червонцы, отчеканенные с отступлениями от этих правил.
На золотом червонце 1711 года государственному гербу придано некоторое сходство с изображением, помещавшемся на судовом штандарте, а именно: у гербового орла кроме скипетра и державы в клювах и лапах еще и четыре морские карты Белого, Каспийского, Азовского морей и части Балтийского моря — в знак господства на них России. Такой же герб и на настольной медали «На сооружение четырех флотов. 1711 г.». Первая памятная монета (червонец) в России?
Впервые Санкт-Петербург оказался в центре внимания медальеров в 1716 году, когда по случаю основания новой имперской столицы Петр I приказал отчеканить специальную памятную медаль. В 1716 году из Нюрнберга в Москву были доставлены штемпеля, заказанные известному немецкому медальеру Генриху Мюллеру. Предполагалось выпустить серию медалей с латинскими надписями, которые должны были способствовать распространению в странах Западной Европы сведений об успехах России в войне со Швецией. С этих медалей и скопирована надпись, помещенная на червонце 1716 года. Именно поэтому многие нумизматы считают, что эти червонцы, как и медали, были предназначены для хождения за границей. Однако с таким же успехом их можно считать и памятными монетами.
В царствование Екатерины II (1762—1796) такая монета массового чекана выпускалась только в 1763 и 1766 годах. Чем же прославился 1766 год?
Екатерина II оставила после себя много нововведений в российской истории, в том числе и первую олимпийскую памятную монету. Летом 1766 года в Санкт-Петербурге были организованы спортивные соревнования, сочетавшие традиции средневековых рыцарских турниров и древних Олимпийских игр. В работе «Придворная карусель 1766 года и ее отражение в литературе и искусстве» А. К. Ганулич так описывает происходившее: «В 1765 г., на третий год своего царствования, Екатерина II учредила в Петербурге придворную карусель. Известному архитектору Антонио Ринальди было поручено возвести на Дворцовой площади напротив Зимнего дворца временный деревянный амфитеатр с галереями и ложами, окружающий арену для состязаний. Директором карусели был назначен князь Петр Репнин. Он получил указание тщательно изучить весь исторический опыт по части устройства каруселей и использовать его на первой российской карусели. В карусели должны были участвовать четыре кадрили, в каждую из которых входили шеф и четыре конных кавалера, а также две специально построенные колесницы с дамой и кавалером-возницей.
Однако ожидавшееся с нетерпением торжественное событие в 1765 г. не состоялось по причине плохой погоды и было перенесено на следующий год. 16 июня 1766 г. долгожданная карусель была наконец проведена. Шефами кадрилей стали: Славянской — граф Иван Салтыков, Римской — граф Григорий Орлов, Индийской — князь Петр Репнин, Турецкой — граф Алексей Орлов. По пушечному сигналу кадрили в сопровождении свиты начали марш по петербургским улицам к Дворцовой площади. Во время марша множество людей любовалось редким по красоте зрелищем. Между тем императрица и наследник Павел Петрович прибыли в амфитеатр и заняли свои ложи.
Кадрили вступили под звуки оркестров в амфитеатр и остановились в отведенных местах. Получив от императрицы повеление начать курсы (заезды), Главный судья генерал-фельдмаршал Миних приказал дать сигнал трубой, по которому на арену выехали четыре колесницы, по одной от каждой кадрили, и начался курс, состоявший в том, чтобы объехать всю арену по периметру и у каждых из четырех ворот выполнить определенные воинские упражнения. Всего их было шесть: сломать ланцу (копье) о кинтану, метнуть жавелот (дротик) в фигуру зверя, выстрелить из пистолета в другую фигуру, срубить голову чучела, поднять шпагой с пьедестала головной убор, снять другой ланцей кольцо. Закончив курс, колесницы покинули арену и им на смену для выполнения упражнений выехали другие четыре колесницы. Затем те же упражнения исполнила первая четверка конных кавалеров, вторая четверка и т. д.
После окончания состязаний Главный судья и двенадцать судей прибыли в Летний дворец и определили по три победителя среди дам, конных кавалеров и кавалеров-возниц. Кадрили, сделав круг по арене, проследовали маршем в Летний дворец и были введены в большую залу, куда затем вступили Главный судья и все судьи в сопровождении пажей, которые несли на золотых подносах богатые прейсы (призы). Первый приз среди дам получила графиня Наталья Чернышева, среди конных кавалеров — князь Иван Шаховской, среди кавалеров-возниц — барон Христофор Ферзен, управлявший колесницей графини Чернышевой.
11 июля 1766 г. карусель была проведена повторно. Среди дам и кавалеров-возниц первые призы снова завоевали Чернышева и Ферзен. Среди конных кавалеров в этот раз на победу претендовали Григорий и Алексей Орловы, но мастерство братьев оказалось настолько равным, что пришлось на следующий день провести дополнительные состязания для выявления победителя. Судьи усмотрели незначительное преимущество старшего из братьев и единогласно присудили первый приз Григорию Орлову. Праздник завершился торжественным ужином.
Так закончилась великолепная карусель 1766 г. Она нашла достойное отражение в литературе и искусстве. Преподаватель Московской духовной академии В. Петров написал «Оду на карусель», вызвавшую одобрение придворного круга. На карусель откликнулся в своих прозаических записках и Г. Державин. Придворный живописец В. Эриксен получил заказ на портреты четырех участников карусели, но успел закончить только два из них — Г. и А. Орловых. Превосходный придворный живописец С. Торелли также написал портрет Г. Орлова на карусели. Медальеры Т. Иванов, И. Вехтер и С. Юдин выполнили на петербургском Монетном дворе медали и жетоны в память придворной карусели, причем золотыми медалями были награждены призеры состязаний 11 июля».
В Древней Греции знаменитые Олимпийские игры проводились на берегу реки Алфей, поэтому сам девиз «С Алфеевых на Невские берега» демонстрирует преемственность олимпийских традиций в проведении первой придворной карусели. Ключевыми датами были 16 июня и 11 июля 1766 года. К подготовке праздника привлекли практически всех, ну и монетный двор не остался в стороне. К 11 июня были подготовлены штемпеля с оригинальными рисунками, но сохранились лишь их новодельные оттиски в виде жетонов.
Особенно интересен медный новодел, отчеканенный двумя оборотными штемпелями.
И только к 11 июля была подготовлена медаль.
Здесь следует напомнить о монетной реформе, проведенной 10 годами раньше. Тогда изменилась не только монетная стопа (5 старых копеек = 1 новой копейке), но и изображение государственной символики. На монетах вместо герба появился так называемый «орел в облаках».
Помимо монет массового тиража из меди и серебра с новым орлом был подготовлен пробный вариант золотого рубля «для дворцового оборота».
Символика нового гербового орла и нашла отражение в работах придворных медальеров. В итоге среди медалей и жетонов оказалась отчеканенной именно монета с памятной датой 11 июля. Долгое время остававшаяся в тени интересов нумизматической общественности, она занимала достойное место в коллекциях Гуттен-Чапского и Фукса. Моя монета, скорее всего, — из коллекции Фукса (Сотбис 1996, Гелос 2005), уже тогда она была атрибутирована именно как памятный червонец (medallic ducat). Знаю, что многие не согласятся со мной. Но в данном случае трудно спорить. Монетный кружок (цан), гурт и лицевая сторона — червонец. Обратная сторона имеет признаки российского герба, дату и информацию о причине выпуска.
Странно, но при подготовке к Олимпиаде 1980 года этих данных не нашлось. Или плохо искали? В нынешнем, 2007 году все охвачены сочинской предолимпийской лихорадкой, так может быть, и Санкт-Петербург, еще в XVIII веке организовавший соревнования в олимпийских традициях и выпустивший в честь этого события памятную монету, не менее достоин такой чести? Ведь 2020 Олимпийский год уже не за горами.
Александр ЛЕБЕДЕВ
Антиквариат Предметы искусства и коллекционирования № 10 (51) октябрь 2007 стр. 134