Внешнеполитические события последние десятилетий XIX века подготовили французским художникам и мастерам благодатную почву для появления сувениров на такую актуальную тему, как дружба двух европейских государств.
Первые визиты французской эскадры в Россию в 1891 году и русской — во Францию в 1893 году вызвали не только всеобщий восторг у французов, выразившийся в шествиях и народных гуляниях, но и способствовали появлению целой серии сувениров с символикой франко-русской дружбы. Главным образом это были памятные вещички и небольшие безделушки. В России излюбленными французскими сувенирами стали декоративные кокарды, булавки, жетоны, различные коробки, ремни, открытки и виньетки. В конце 1890-х годов были изготовлены более 300 видов почтовых марок, предметы для спорта и для дома, всевозможные детские игры, писчебумажная продукция, товары для курильщиков (пепельницы, трубки), парфюмерия и галантерея (илл. 1, 2).
Большую часть этих сувениров создали парижские мастерские по изготовлению сувениров — Марэ (du Marais) и Менильмонтан (de Menilmontant). Они продавались на Больших Бульварах, где были сосредоточены небольшие лавочки и магазины мелких торговцев, с ними соседствовали базары, предлагавшие самые разнообразные товары. Производство сувениров в то время постоянно росло. В1896 году выпустили почти 500 различных моделей и наименований. Известный коллекционер русско-французских сувениров Анри Дарагон оценил их в два миллиона франков. В конце XIX века они получили название «товары Парижа» (articles de Paris) — оригинальные безделушки из керамики и стекла, золотые и серебряные украшения, галантерея, парфюмерия, ароматизированное мыло, суконные товары, веера, игрушки, курительные трубки, металлические коробочки и другие маленькие изящные «приятности».
Тема дружественного союза Франции и России оставила особый след в изделиях из керамики и фарфора, «создаваемых для мира и торжества. По сути, это миниатюрные памятники создателям и участникам альянса двух европейских государств», — писал о фарфоровых сувенирах А. Дарагон. В память о визитах французских президентов, русских императоров и военных эскадр были исполнены подносные блюда и тарелки, сувенирные кружки, миниатюрные чашечки, стопы и другие предметы из фарфора.
Во Франции большинство фарфоровых мануфактур еще в 1880-е годы наладили производство сувениров, посвященных зарождению франко-русского альянса, с легко тиражируемым и дешевым печатным декором. Эти изделия — своего рода «керамическая хроника» дипломатических связей России и Франции рубежа XIX—XX веков. В своих работах Дарагон часто упоминает «политические тарелки» (assiettes politiques), которые выпускали самые крупные французские мануфактуры того времени Саррегемин, Келлер и Герен, Шуази-ле-Руа и др. Особой популярностью пользовались декоративные блюда с портретами императоров Александра III, Николая II и императрицы Александры Федоровны, президентов Французской Республики Ф.Фора, С. Карно и Э.Лубе. Идеологическая программа «политических тарелок с портретами» была воплощена в декоре изделий, олицетворявших знаменательные события современности. В массовом производстве этого фарфора отразилось стремление современников запечатлеть не только яркие исторические даты, но и вехи правления политических лидеров двух стран.
Иногда русских монархов и французских президентов изображали вместе, иногда поодиночке. Даже если их портретное сходство было весьма условным, персонажей легко узнавали благодаря характерным чертам и деталям: например, российского императора Александра III, изображенного в военном мундире, — по его мощному телосложению, а императрицу Александру Федоровну — по брильянтовой диадеме с крупными жемчужинами. Портреты императорской семьи были взяты с фотографий и гравюр, многие из которых регулярно публиковались на страницах модных журналов и газет того времени, таких, как «Figaro», «Petit Journal» и др. В качестве примера можно привести один из номеров «Petit Journal», датированный 14 марта 1891 года, в котором целую полосу занял портрет Александра III под заголовком «Друг Франции император России Александр III» (илл. 3). Именно эту его фотографию использовали при создании одной из первых тарелок с портретом русского царя (илл. 4).
Как правило, большей портретной точностью отличались изображения президентов Французской Республики, которые, несомненно, были привычнее французской публике, а, собственно, для нее и создавались подобные керамические сувениры.
Одним из первых фарфоровых производств, обратившихся к актуальной теме франко-русских отношений, была известная мануфактура Саррегемин, которая наладила выпуск сувенирной продукции с портретами популярных политических деятелей. При создании этой серии определился новый стиль сувенирных украшений: портрет императора или президента выступал как композиционный центр, объединенный с тематическими изображениями самых знаменательных событий их жизни. Их идеологический подтекст порой нуждался в истолковании: в надписях, особых атрибутах, параллельных комментариях, которыми сопровождались эти произведения.
В собрании Государственного Эрмитажа находится самая ранняя тарелка из французской серии «сувениры с политическими портретами», на которой изображен президент Франции Сади Карно (1837—1894) (илл. 5). Его портрет выполнен по фотографии Пьера Пети (Pierre Petit, 1832— 1909). Известно, что работы этого мастера, выпускавшиеся большими тиражами, часто служили источниками для воспроизведения образов популярных политических деятелей на русско-французских сувенирах. Портрет Карно окружен четырьмя иллюстрациями, запечатлевшими такие периоды его жизни, как обучение в Политехнической школе в 1857 году, зачисление на военную службу в 1871 году и назначение на пост президента в 1887 году. На последнем Карно предстает в момент присяги, когда он произносит клятву верности Французской Республике. Декоративное блюдо с его портретом по иконографической традиции соотносится с группой художественных произведений, связанных с франко-русским альянсом. Однако оно в равной степени относится и к серии тарелок «Выдающиеся деятели современности, созданных на мануфактуре Саррегемин». Начиная с 1880-х годов это предприятие посвящало свои изделия таким великим французским деятелям, как Виктор Гюго (1802—1885), Луи Пастер (1822-1895) и др.
В 1890-х годах изделия с портретами Карно зачастую лидировали в перечнях сувениров, выпускавшихся для массовой продажи на многих керамических производствах (илл. 6, 7, 8). Популярность французского президента объяснялась именно его неоценимой ролью в первый период построения франко-русского союза. Карно трагически погиб — он был убит в Лионе в 1894 году, его часто сравнивали с Александром Ш, который умер в том же году. Их портреты неоднократно помещали вместе в профиль или анфас. В собрании Эрмитажа есть терракотовый пласт и блюдо с изображениями Александра III и Карно в окружении патриотических надписей «Да здравствует Франция!» и «Vive la Russie!» (илл. 9, 10). Схожие по форме и характеру декора изделия хранятся и в музее Карнавале (Musee Carnavalet) в Париже и в Государственном Историческом музее в Москве.
Не меньшим спросом пользовалась продукция, созданная в 1893—1894-х годах в память о подписании военной конвенции. Большая часть ее — сувениры с портретами контр-адмирала, командира русской эскадры Средиземного моря Ф.К. Авелана. К моменту этого назначения Авелан служил во флоте более двадцати пяти лет, участвовал во многих кампаниях и зарекомендовал себя весьма опытным и храбрым моряком. «Контр-адмирал Авелан — один из молодых наших адмиралов, ему только пятьдесят четыре года, и в настоящем чине он состоит всего два с половиной года; однако он уже успел обратить на себя внимание высшего начальства своими недюжинными способностями, большим трудолюбием и неутомимой энергией», — писал обозреватель журнала «Всемирная иллюстрация». Имя адмирала Авелана, которого избрали представителем русского флота во время ответного визита русской эскадры в Тулон в 1893 году, было у всех на устах. Французские газеты живо интересовались личностью этого героя дня, описывали его наружность, манеры до мельчайших подробностей, а иллюстрированные издания регулярно помещали его портреты на самом видном месте.
Наиболее распространенным стало изображение адмирала с фотографии, сделанной П. Шауманом в Кронштадте. Фотограф, у которого неоднократно снимался Авелан, был буквально завален заказами на изготовление его портрета и не успевал печатать карточки, которые он сотнями высылал во Францию. Портрет Авелана с фотографии Шаумана гравировал И.И. Хелмицкий, именно этот рисунок попал на первые страницы русских и французских журналов и стал источником для его воспроизведения на сувенирной продукции во Франции. В собрании Эрмитажа хранится пепельница с портретом Авелана, выпуск которой был приурочен к подписанию первого совместного документа (илл.11,12).
Сувенирное блюдо с портретом французского президента Ф. Фора тоже относится к серии «сувениров с политическими портретами», изготовленных на мануфактуре Саррегемин (илл. 13). Декор тарелки исполнен по тому же принципу: в центре — портрет, написанный по фотографии Пьера Пети, в окружении четырех графических изображений, посвященных жизни президента. Известно, что Ф. Фор сделал свое состояние на индустрии кожи в Гавре, и этот факт его биографии отражен на трех рисунках, на последнем же президент представлен на трибуне Ассамблеи в 1890 году. Сувенирное блюдо подробно описал Дарагон в одной из глав своей работы, посвященной сувенирам, которые поступили в продажу в 1897 году. Он назвал ее «Тарелка президента».
Выпуск новых сувениров с портретами Фора, детальное описание которых приводит Дарагон, связан с успешным визитом президента в Россию (илл. 14). В августе 1897 года было наконец официально объявлено о существовании союза между двумя европейскими государствами. Население Франции ликовало и чествовало своего президента, как героя. Фарфоровые и керамические изделия с его портретом были раскуплены буквально за несколько дней. Формы и декор этих вещей отвечали вкусам и возможностям самых широких слоев населения. Цены на тарелки варьировались от 0,75 до 2,50 франка.
Не меньшим успехом пользовались сувениры с портретом императрицы Александры Федоровны. Первую такую тарелку выпустила в 1896 году мануфактура Саррегемин и выставила на продажу во время визита в Париж Николая II и Александры Федоровны (илл. 15). Ее выпускали вплоть до середины 1900-х годов. Иконография тарелки представляет юную Алекс, которая сначала становится Великой княгиней Александрой Федоровной, а затем и императрицей России. Любопытно, что она была единственной женщиной, чей портрет выбрали для воспроизведения на «политических тарелках». Для этого использовался известный снимок 1894 года, сделанный фотографом двора Его Императорского Величества А.А. Пазетти (A. Pasetti). (Илл. 16) Другие изображения Александры Федоровны тоже встречаются на сувенирной продукции того времени. (Илл 17) Так, во время пребывания царской семьи во Франции на приеме в Версале был сделан фотографический снимок императрицы в белом атласном платье с декольте и в колье в шесть рядов из брильянтов и жемчуга. «Первый ряд колье был составлен из брильянтов, принадлежащих Екатерине Великой, — пишет обозреватель Всемирной иллюстрации, — ...некоторые жемчужины были размером с лесной орех. Немалое внимание обратили на себя великолепные серьги Ея Величества из брильянтов и жемчуга, на голове красовалась маленькая корона».
Особый интерес представляют тарелки с профильными портретами императорской семьи и президента Фора, выпущенные той же мануфактурой Саррегемин в конце 1890-х годов. Сравнивая их с другими сувенирами этой серии, нельзя не отметить высокий художественный уровень исполнения этих тарелок, каллиграфическую точность в прорисовке портретов и мелких графических деталей (илл. 18,19).
Портрет французского президента Ф. Фора на декоративном блюде сделан с фотографии Пети с автотипии Э. Гоппе, которую много раз публиковали как российские, так и французские издания. А на страницах отечественной печати она впервые появилась в 1897 году — в Приложении к журналу «Всемирная иллюстрация».
Центр тарелки «Николай и Александра» украшает профильный портрет августейшей четы, воспроизведенный с медали А.Ф. Васютинского (? — 1925), которая была изготовлена по случаю бракосочетания императора Николая II с принцессой Алисой Гессен-Дармштадтской 24 ноября 1894 года. Борт изделия украшают герб Российской империи, военные флаги, ветви лавра и дуба.
В 1902 году, в связи с визитом президента Франции Э.Ф. Лубе в Петербург, Дарагон сообщает о появлении пятидесяти новых керамических предметов, приуроченных к этому знаменательному событию (илл. 20). Он также упоминает о выпуске на мануфактуре Саррегемин еще одного образца тарелки с портретом Э. Лубе.
Большое количество изделий, выполненных различными керамическими предприятиями, свидетельствует о том, что сувениры с портретами президентов Фора, Карно, Лубе пользовались большой популярностью у французских граждан. Эти предметы, производство которых продолжалось с 1890 по 1900 год, стали своего рода средством коммуникации и даже пропаганды республиканских учреждений и строителей альянса как во Франции, так и в России.
Постепенно сюжетная линия «политических тарелок» стала заметно расширяться. Помимо портретов на них начали воспроизводить некоторые события, происходившие во время дружественных визитов. В самых мельчайших деталях они были запечатлены на рисунках, гравюрах, фотографиях русских и французских художников и мастеров. Изображения знаменательных моментов нередко дополняли архитектурные и пейзажные виды России, главным образом Кронштадта, а также хорошо узнаваемые достопримечательности Тулона, Лиона, Марселя и Севра, то есть виды тех мест, где побывали русские и французские делегации.
По случаю визита Николая II во Францию в 1896 году и Фора в Россию — в 1897-м были выпущены более простые и дешевые сувениры с портретами президента и императорской семьи. В Эрмитаже хранятся скульптурные бюсты и статуэтки, посвященные этим событиям, большинство которых выполнены из гипса. По свидетельству Дарагона, очень популярны у простых горожан были скульптура Николая II в мундире лейб- гвардии Преображенского полка с свитскими вензелями на эполетах и аксельбантом, а также серия терракотовых медальонов (илл. 21, 22). Аналогичные медальоны находились в коллекции другого коллекционера франко-русских сувениров — Дешампа и экспонировались в музее Николая II в Париже. Простоватые, несколько лубочные бюсты и статуэтки Николая II, Александры Федоровны и Ф.Фора изготавливали практически все керамические производства Франции. Нередко подобные изделия имели какую-нибудь утилитарную «начинку». Так, скульптурные фигурки императоров Александра III, Николая II и президента Карно с тыльной стороны были оснащены подставкой для ручек и карандашей (илл. 23). Такие вещи пользовались большим спросом у покупателей, благодаря их оригинальному решению. Характерные черты и детали в них чересчур упрощены, минимизированы, персонажи во многом лишены индивидуальности, стаффажны, но именно в этих незамысловатых сувенирах проявились неистощимая изобретательность и щедрый талант уличных французских мастеров.
В Лиможе тоже был налажен выпуск сувенирной продукции, приуроченный к визиту Николая II во Францию. В собрании Государственного Эрмитажа хранится тарелка с портретом русского государя, выполненная в середине 1890-х годов (илл. 24). Известны и другие тарелки — с портретами членов императорской семьи, изготовленные лиможским мастером М.Редоном по специальному заказу.
Знаменательно, что на мануфактуре Саррегемин в 1890-е годы было создано другое блюдо из серии «политических тарелок» — «Братина» («Bratina») (илл 25). Поводом для этого послужил визит в 1891 году французской эскадры в Кронштадт. На фоне Финского залива изображены два моряка, пожимающих друг другу руки. В декор блюда включены флаги и гербы Французской Республики и Российской империи. Верхняя и нижняя части композиции украшены изображениями золотых и серебряных монет, подносных блюд и братины, которые были подарены французской команде. Надо сказать, что каждый корабль эскадры получил от Санкт-Петербурга подарки, в том числе и символическую «чашу братства» — братину. Этот традиционный русский сосуд для питья вкруговую русские мастера декоративно-прикладного искусства часто создавали в качестве памятных подарков. Братина, представленная на блюде, была преподнесена в дар броненосцу «Маренго» (ее местонахождение неизвестно). Другую чашу из серебра, выполненную в 1891 году в Санкт-Петербурге золотых и серебряных дел мастером Отто Макселиусом (О. Makselius), подарили команде крейсера «Сюркуф» (она хранится в Национальном Морском музее Парижа). Чаша украшена памятными надписями на французском и русском языках: «На добрую память / Крейсеру «Сюркуфъ» / отъ города С.Петербурга / въ воспоминание дружественнаго посещешх / Pocciи / в тюль 1891 года». Есть на блюде изображение еще одной братины — подаренной генералу Соссье (1828—1905), который принимал активное участие в установлении дружественных франко-русских отношений.
После возвращения французской эскадры на родину братина стала настолько популярной, что эту «русскую чашу» не только неоднократно воспроизводили на сувенирных изделиях, но и слагали о ней стихи и песни. Например, поэт Г. Ази дю Фор (G. Asies du Faur) в августе 1891 года сочинил небольшое произведение «Золотая чаша», посвященное рождению дружеского союза и его символа — чаши-братины.
Большим успехом у французов пользовались сувенирные тарелки керамической мануфактуры Буланже и К°. В 1896 году, незадолго до прибытия Николая II во Францию, художники этого предприятия разработали ставшую знаменитой серию сувенирных блюд. Набор «Франция — Россия» состоял из двенадцати декоративных тарелок, украшенных патриотическими надписями.
Но особое место в декоре этих вещей отводится патриотической символике, теме дружбы и единения двух народов. Излюбленным оставался мотив скрещенных флагов двух держав, а также флагов двух флотов. На большой части керамических сувениров — приветственные лозунги и вензель «RF», символизирующий союз России и Франции.
Так, центральным декором тарелки, исполненной в 1893 году мануфактурой Буланже, являются скрещенные флаги: французский — с вензелем «RF» и российский — с изображением императорского штандарта (илл. 26).
Тарелка «Флаги» из серии, посвященной франко-русскому содружеству, была создана на частном предприятии-магазине «Le grand Depot» в начале 1890-х годов. «Это запечатленная в керамике радостная новость о рождении франко-русского союза», — писал Дарагон, — дополнялась композицией с флагами Французской Республики и императорской России и лентами с памятными надписями «Да здравствует Франция!», «1891 Кронштадт Париж Тулон», «Да здравствует Россия!» (илл. 27).
Такие надписи с завидной регулярностью использовали в декоре сувенирной продукции, посвященной франко-русскому альянсу. Патриотические лозунги и надписи были разработаны еще в самом начале 1890-х годов, их использовали в сувенирах с самых первых выпусков. Тарелку «Флаги» выпускали в различных колористических гаммах: помимо полихромной раскраски, были монохромная голубая и розовая, другие цвета. Известны случаи, когда этот же рисунок использовали для декорировки тарелок на предприятии ASSIETTE ALLIANCE DEPOSE.
Магазин изделий из керамики, фарфора и стекла «Le grand Depot» открыл Эмиль Буржуа (Emile Bourgeois) в центре Парижа (21/23, rue Drouot) в 1862 году, а его филиал — в Марселе (33, rue Saint-Fereol). Главной особенностью этого предприятия-магазина была идея продавать предметы, большей частью исполненные по эскизам художников, состоявших в его штате. Заказы на изготовление тех или иных изделий поступали и через лучшие французские мануфактуры («Baccarat» и др.) для эксклюзивной продажи в «Le grand Depot». Основную часть ассортимента составляли произведения, отражавшие актуальные события и модные стилевые направления второй половины XIX — начала XX века. В 1900 году изделия, разработанные по проектам этого предприятия-магазина, экспонировались на Всемирной выставке в Париже, где были удостоены серебряной медали.
Выпуск декоративных тарелок с изображением двуглавого орла и русских и французских флагов был приурочен к визиту в Россию Феликса Фора (илл. 28). Первые дружественные встречи были самыми знаменательными. Ведущие отечественные и французские издания подробно освещали эти высочайшие визиты. Сувениры с фестончатыми краями украшены декоративными композициями из скрещенных флагов. В данном варианте русский флаг представлен тремя цветными горизонтальными полосами, в то время как на более ранних предметах чаще встречается изображение императорского штандарта — желтого флага с двуглавым орлом (илл. 30).
Подобная композиция чаще всего использовалась именно для украшения керамических тарелок. Этот декор был не только самым простым для воспроизведения, но и самым узнаваемым у публики, поэтому и пользовался огромным спросом и популярностью. Флаги совмещали с изображениями российского герба на геральдическом щите, тогда на парном к нему гербе обязательно находилось место и для французских лилий. На сувенирных блюдах парными были также геральдические фигуры — российского двуглавого орла и галльского петуха.
Аналогичные мотивы декорировки неоднократно использовались не только в сувенирной продукции, предназначенной для широкой продажи, но и при создании дипломатических подарков русскому Двору. Так, в декоре известной статуэтки «Аллегория мира», преподнесенной в дар от Парижа императору Николаю II, использована та же символика франко-русского альянса. Фигуру, олицетворяющую мир, выполнил потомственный ювелир, серебряных дел мастер Л. Фализ (Falize, 1839—1897) в 1896 году (ее можно увидеть в собрании Государственного Эрмитажа).
Часто в декоре блюд и других сувенирных изделий франко-русский союз представлен персонифицированными фигурами России и Франции в дружеских объятиях на фоне национальных флагов или французских и русских кораблей. Тарелка «Франко-русский альянс» включает аллегорическое изображение союза: перед фигурой Победы и между двумя связанными ветвями дуба и лаврового дерева на фоне стрельчатой арки стоят русский и французский солдаты, пожимающие друг другу руки (илл. 29). Эта тарелка появилась сразу же после заключения между государствами военной конвенции.
Среди огромного разнообразия французских сувениров выделяется керамическая продукция Дома «Ваконсен» (Vaconsin) с одноименным названием. Его приписывают целому ряду сувенирных изделий, на оборотной стороне которых была голубая этикетка парижского магазина «Vaconsin» (44, rue Provence). Владелец предприятия Л. Ваконсен считался одним из самых известных представителей торговли «франко-русскими безделушками», выпущенными в Париже в 1890-е годы. Продукция подобного рода занимала ведущее место среди огромного количества «товаров Парижа», произведенных по случаю франко-русских манифестаций. В коллекции Эрмитажа находятся две фаянсовые чашечки — пепельницы с условным названием «Ваконсен» (илл. 30, 31), в музее Николая II в Париже насчитывалось 16 декоративных пепельниц из фаянса аналогичной формы и схожего декора, переданных Ф. Дешампом для экспозиции в центральных залах. К числу наиболее оригинальных работ относилась и тарелка с портретом Александра III, которая на протяжении длительного времени продавалась в магазине «Ваконсен» (илл. 32). В отечественных музеях есть единичные предметы, представляющие продукцию «Vaconsin».
Последнее десятилетие XIX века стало особенно важным этапом в отношениях России и Франции, отмеченным не только политическим и военным сближением этих двух государств, но и всплеском дружественных чувств между двумя народами. Отмечая первое знаменательное событие в двусторонних отношениях — визит русской эскадры в Тулон, мануфактура «Келлер и Герен» (Keller & Guerin) в начале 1890-х годов выпустила серию тарелок, посвященную франко-русскому дружественному альянсу. Тарелки были созданы по рисункам бельгийского художника— карикатуриста Ж. Р. Дранера (J. R. Draner) (1833— 1926). В собрании Государственного Эрмитажа находится более десяти подобных предметов (илл. 33, 34). Одним из прототипов для создания рисунков этой серии послужила автотипия Э. Гоппе, на которой среди прочих зарисовок франко-русских торжеств изображены обнимающиеся русский и французский моряки. Показательно, что как простые горожане, так и высшее чиновничество изображены в момент дружеского, сердечного общения. Позы, детали костюмов, аксессуары, конкретизирующие род занятий, переданы Дранером с большой точностью. Эти изделия выделяются из всех сувенирных подарков, поскольку на них с особой теплотой, сердечностью и чувством юмора изображены представители разных профессий обеих стран.
В 1860-х годах рисунки и карикатуры Дранера часто появлялись на страницах популярных газет и журналов. Художник коротко подписывал свои графические листы «Draner», в шутку говоря, что если его фамилию прочитать наоборот, то как раз получается его имя Ренард — Renard. Большинство работ мастера посвящено военной теме — он изображал представителей различных родов войск, как во время службы, так и в смешных бытовых сценках. Большой популярностью пользовалась серия рисунков, освещавших события Франко-прусской войны (1870—1871). Но вершиной творчества художника стала серия из 136 цветных карикатур, посвященных франкорусской дружбе. Они были опубликованы фирмой Дациаро (Daziaro) в Париже на предприятии Лемерсье (Lemercier) и получили название «Военные виды: военная галерея разных стран» (Types Militaires: Galerie militaire de toutes les nations). Деятельность частного издательства печатной художественной графики Дж. Дациаро относится к 1830—1865 годам. Основателем этого крупного издательского и торгового дела был итальянец Джузеппе Дациаро (1806—1865). Издатель был очень известен в Москве, где у него была собственная литографская мастерская. Она просуществовала не более 7 лет, так как выгоднее было заказывать печатную продукцию в Европе: в Париже и Лейпциге — соотношение цены и качества было несравнимо, да и по времени исполнения заказа Москва значительно отставала. Основным партнером Дициаро стала типография Лемерсье. В середине XIX века магазин с вывеской Джузеппе Дациаро появился на Итальянском бульваре в Париже. В кратчайшие сроки капитализация фирмы достигла гигантских по тем временам размеров. Успех предприятия был потрясающим, и ему была уготована долгая жизнь: после смерти Джузеппе дело продолжили его сыновья Иосиф и Александр, упрочившие славу семейной марки. Большинство популярных художников, графиков и карикатуристов тесно сотрудничали именно с этим издательством, которое публиковало подобные «политические» на «злобу дня» карикатуры, регулярно предлагавшиеся Ж. Р. Дранером. Актуальные рисунки, посвященные франко-русской дружбе были приобретены фарфоровой мануфактурой «Келлер и Герен» и легли в основу знаменитой серии сувенирных тарелок «Военные виды: военная галерея разных стран». Как и большинство фарфоровых и фаянсовых мануфактур восточной Франции, предприятие «Келлер и Герен» большое внимание уделяло выпуску сувенирной продукции, посвященной франко-русскому союзу. С дружественным альянсом двух государств отождествляли надежду на возвращение бывших французских территорий Эльзаса и Лотарингии, важных центров по производству керамики и стекла, которые в 1871 году отошли к Германии. Еще перед заключением франко-русского союза в Нанси побывал Великий князь Константин Николаевич. По свидетельству корреспондента газеты «Temps», Великий князь инкогнито осмотрел Нанси, после чего в городской префектуре состоялась его встреча с президентом Карно. Жители города восторженно встречали двоюродного брата русского государя. В толпе то и дело кричали: «Да здравствует Россия!» и пели русский гимн. Кричали также: «Да здравствует Эльзас! Да здравствует Лотарингия!».
Фарфоровое предприятие не ограничилось выпуском сувенирных тарелок, в 1893 году, во время пребывания Авелана во Франции, руководство «Келлер и Герена» преподнесло в дар адмиралу фаянсовый сервиз, украшенный композициями из скрещенных флагов — российского государственного и св. апостола Андрея : Первозванного, а также из российского герба и якоря с буквой А (Авелан). Часть предметов этого сервиза принадлежит Государственному Историческому музею. В собрании Эрмитажа хранится акварельный рисунок этого сервиза с надписью: «Столовый сервиз, подаренный фарфоровым заводом «Келлер и Герен» адмиралу Авелану. Люневилль. 1893».
Изделия начала 1900-х годов чаще всего воспроизводили со старых моделей и образцов, которые всячески пытались «сбыть с рук» французские уличные торговцы. Сувенирная продукция, огромный интерес к которой возник в 1890-х годах, не иссяк и по сей день. А оригинальное производство и бытование франко-русских сувениров позволяют проследить историю одного из самых экстраординарных альянсов, который продемонстрировал всей Европе редкий пример дружбы и взаимопонимания между двумя нациями — русской и французской.
В 1909 году, подводя итоги последнего визита Николая II и его семьи во Францию, Дарагон в своем последнем томе отмечает спад интереса к франко-русским празднествам, которые к тому времени устраивались гораздо реже и без прежнего энтузиазма и размаха, а потому и выпуск сувениров заметно сократился. Наступало новое время, новые герои и лица занимали умы и сердца людей. «В конечном счете, — пишет Дарагон, — мы стали очень далеки от радостного, наполненного счастливыми эмоциями 1896 года. И все же еще ни одна эпоха не была столь богата такого рода популярными безделушками... на этом заканчивается наш «Франко-русский музей». Пробегаясь по этому короткому перечню, невозможно не закричать: Да здравствует Россия! Да здравствует Франция! Да здравствует франко-русский альянс!».
Екатерина ХМЕЛЬНИЦКАЯ,
Вильфрид НАЙСЛЕР
Иллюстрации предоставлены авторами.
Журнал «Антиквариат, предметы искусства и коллекционирования», № 55 (март 2008), стр.76